Скачать 307.47 Kb.
|
Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по предмету «Специальное фортепиано и чтение нот с листа» является частью дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области искусства, реализуемой в детских школах искусств на основании Федерального закона № 145-ФЗ. Программа рассчитана на 8-летнее обучение с учетом 9 года профессиональной ориентации обучающихся. Главной отличительной особенностью данной рабочей программы от существующих («Музыкальный инструмент фортепиано. Программа для ДШИ» М.,1988 – адаптированная Курск 2011; «Музыкальный инструмент фортепиано. Примерная программа для ДМШ и музыкальных отделений детских школ искусств» М., 2006). Состоит в том, что настоящая программа обращена к профессиональному, а не широкого профиля контингенту обучающихся и соответственно имеет другой дидактический ракурс и более конкретные цели и задачи. Еще одна особенность программы: вопросы практической педагогики находятся в органической связи с вопросами чтения нот с листа, что способствует углублению, обогащению качественному улучшению процессов музыкального мышления. Данная программа, суммируя лучшее из опыта фортепианной педагогики прошлого и современности, ставит ряд конкретных требований, направленных на улучшение процессов воспитания и обучение пианисто-профессионалов. Предмет «Специальное фортепиано и чтение нот с листа» призван решать следующие учебно-воспитательные задачи:
Роль предмета «Специальное фортепиано» в развитии музыканта-пианиста, т.е. формирование его способностей, профессионально-интеллектуальных качеств и свойств, должна выстраиваться как особая, специальная цепь, состоящая из звеньев музыкально-инструментальной педагогики, включающая формирование личностных, этических, эстетических, нравственных качеств обучаемых, направленных на расширение их кругозора и интеллектуализацию полученных знаний, а также развитие активного самостоятельного творческого мышления. Возраст детей, обучающихся по настоящей программе от 6 до 14 лет. На всем пути 8-летнего обучения школьников устанавливаются периоды, на протяжении которых выкристаллизовываются особенности их музыкального, слухового, пианистического развития. 8 лет обучения, определяемые программы класса специального фортепиано, имеют прямое отношение к системе репертуарного планирования и условно разделены на две стадии: от 1 до 4 класса и от 5 до 8. Первые четыре класса ДШИ являются периодом широкой доступности фортепианного обучения для детей с различными врожденными музыкальными данными. В указанный период четко прослеживается динамика развития способностей и их преобразования в комплекс исполнительских навыков. 4 класс ДШИ является переломным моментов, рубежом, который выявляет возможности музыкально-исполнительского развития обучаемых. Раздвигаются жанрово-стилистические рамки программного репертуара. В полифонии большая роль отводится двухголосным произведениям имитационного склада. В пьесах малых форм полнее используется трехплановая фактура, объединяющая мелодию и гармонию, формируется и совершенствуется навык чтения нот с листа, расширяется образный строй сочинение крупной формы. 5-6 классы – важное значение придается исполнительским навыкам, связанным с владением интонационной, темпо-ритмической, ладо-гармонической и артикуляционной выразительностью. Глубже воспринимаются структурная и процессуально-динамическая стороны музыкальной формы. Существенно расширяется применение динамических, агогических нюансов и педализации. В фактуре произведений появляются новые сложные приемы мелкой техники и элементы аккордово-гомофонного изложения концу обучения становятся ясными различия в уровне развития музыкально-слуховых и моторно-двигательных способностей обучающихся, четко выявляется специфика воспитания музыкального мышления и навыков исполнительства при изучении различных фортепианной литературы: полифонии, крупной формы, этюдов, пьес технического и кантиленного плана, что позволяет предугадать возможности их дальнейшего профессионального образования. К 7-8 году обучения ученики должны освоить главные музыкально-дидактические принципы, которые способны образовать достаточно прочный фундамент обучения исполнительскому мастерству: увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала, расширение репертуарных рамок; ускорение темпов прохождения определенной части репертуара, установка на овладение необходимыми исполнительскими умениями и навыками в сжатые отрезки времени; увеличение меры теоретической емкости занятий музыкальным исполнительством; проявление творческой инициативы и самостоятельности в деятельности обучающихся. Формы занятий в классе специального фортепиано бывают аудиторные и самостоятельные. Урок – основная форма индивидуальных аудиторных занятий. На педагога по специальности возлагается ответственная задача не только музыкального развития обучаемого, но и формирования его нравственного, этического и эстетического облика. Форма индивидуальных занятий создает педагогу необходимые условия для всестороннего воспитания каждого ребенка. Объективная оценка его индивидуальных возможностей: общего и физического развития, строение игрового аппарата, чувства ритма, музыкальной памяти и т.д. – обуславливает конкретные дифференцированные педагогические задачи и методы работы. Самостоятельная работа – одна из форм организации учебной деятельности, которая включает умение ученика без посторонней помощи сориентироваться в незнакомом музыкальном материале, прочитать с листа, правильно расшифровать авторский текст, найти нужные приемы и средства воплощения художественного замысла, критически оценить результаты собственной исполнительской деятельности. Важной частью воспитательной работы является проведение коллективных занятий: классных и родительских собраний. Тематика подобных мероприятий широка и разнообразна: концерты силами учеников и с участием педагога, концерты посвященные различным событиям различной жизни, подведение итогов полугодия или заключительная оценка педагогом успехов класса. Одним из важнейших разделов работы в фортепианных классах является развитие навыка чтения нот с листа. Умение обучающегося самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум тесно связанным направлениям: развитие навыка тщательного разбора (эскизного исполнения) и навыка чтения нот с листа. Предпосылками грамотного и осмысленного разбора являются осознания ладотональности, метроритма, внимательное отношение к аппликатуре, понимание ее значения не только для удобства игры, но и для передачи верной фразировки, голосоведения. Всему этому педагог учит, давая ученику вначале очень простые, а затем постепенно усложняющиеся задания по разбору нотного текста. Систематическая работа в этом направлении позволит со временем потребовать от обучающегося самостоятельного, осмысленного и тщательного разбора произведений различной сложности. Чтение нот с листа должно начинаться с 1 класса и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения. К 7-8 классу выявляется та часть учеников, которых можно рассматривать как потенциальных профессионалов. Высокие требования предъявляемые к музыканту исполнителю, обязывает педагогов вести этих детей по особому, несколько расширенному плану. Повышенные исполнительские требования необходимо применять только к наиболее способным и одаренным обучаемым. Выражаются они в следующем: включение в репертуар значительных произведений крупной формы - сонат, концертов; изучение сложной полифонии (Трехголосные инвенции, прелюдии и фуги И.С. Баха); изучение протяженных этюдов различных стилей, исполнение которых требует большой технической выдержки; начало работы над такими элементами фортепианной техники как двойные ноты, октавы и другие. Дополнительный 9 год обучения разрешается обучающимся обладающим профессиональными данными, но по возрасту не имеющим права поступления в Сузы. Этот год должен быть использован для всестороннего развития ученика, углубление и закрепления всех полученных ранее навыков и умений, а также совершенствования знаний в области музыкально-теоретических дисциплин. Форма проведения итогов реализации рабочей программы. Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств. Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании четверти и полугодия. Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачет, контрольный урок, академический концерт. Контрольные уроки, академические концерты и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных четвертей и полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, т.е. по окончании проведения уроков в учебном году. Реализация образовательной программы предусматривает проведение для обучающихся для консультаций с целью их подготовки к контрольным мероприятиям, творческим конкурсам. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения: - качество реализации образовательного процесса; - качество практической и теоретической подготовки по учебному предмету; - уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся на определенном этапе обучения. Планирование промежуточной и итоговой аттестации. Школьные академические концерты учащихся 1-7 классов проводятся систематически раз полугодие. Проверка технической подготовки обучающихся, а также умение читать ноты с листа, заниматься ансамблевым музицированием и концертмейстерством осуществляется педагогами на технических и творческих зачетах, проводимых два раза в год. Контрольные уроки, выступление обучающихся на классных родительских собраниях, открытых конкурсах, концертах оцениваются словесной характеристикой педагога, при этом отмечаются достигнутые ребенком успехи и имеющиеся недостатки. Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами выпускных классах (7-8 класс). На итоговый выпускной экзамен выносятся четыре произведения различных жанров и форм: этюд, полифония, крупная форма, пьеса. Экзаменационные программы в классах профессиональной ориентации составляются в соответствии с программными требованиями по специальным дисциплинам для поступающих в средние учебные заведения искусств и культуры. В течение учебного года обучающиеся в экзаменационном классе выступают на прослушиваниях с исполнением произведений выпускной программы. Выпускники сдают экзамен по ансамблю, аккомпанементу. При проведении дифференцированного зачета, академического концерта, экзамена, качества подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: отлично – 5, хорошо – 4, удовлетворительно – 3, неудовлетворительно – 2. При выведении итоговой оценки учитывается следующее: оценка годовой работы ученика, оценка за выступление на академическом концерте, экзамене, результаты контрольных уроков, другие выступления обучающихся в течение года. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по предметам, реализуемом в учебном году. Экзамены принимаются тремя преподавателями отделения, кандидатуры которых были согласованы с методическом советом школы и утверждены руководителей образовательного учреждения. Оценки промежуточной, итоговой аттестации и словесной характеристики фиксируются в индивидуальных планах. Успеваемость обучающегося во многом зависит от целесообразно составленного индивидуального плана, в котором должно быть предусмотрено последовательное и гармоничное развитие обучающегося, учтены его индивидуальные особенности, уровень общего музыкального и технического развития и связанные с этим конкретные педагогические задачи. Репертуар ученика должен быть разнообразным по содержанию, форме, стилю, фактуре. Пути развития каждого ребенка определяется лишь в процессе занятий, поэтому педагогические требования к обучающимся должны быть строго дифференцированы. Недопустимо включать в индивидуальный план произведения, превышающие музыкально-исполнительские возможности ученика и не соответствующие его возрастным особенностям. Учитывая, что в ДШИ обучаются дети самых различных способностей, в отдельных случаях является педагогически оправданным включение в индивидуальные планы произведения из репертуара предыдущего или последующего класса. Помимо инструктивного материала, необходимого для развития технических навыков, следует проходить с обучающимися как можно больше художественных пьес, всячески поощряя внешкольные выступления. К началу первого полугодия педагог обязан составить индивидуальный план на каждого обучающегося в его классе. Планы утверждаются председателем объединения по специализации»Фортепиано» или заместителем директора по учебной работе. В конце каждого полугодия педагог должен указать изменения, внесенные в ранее утвержденные репертуарные списки и отметить выполнение плана. В конце года каждый преподаватель обязан дать развернутую характеристику музыкальных данных, работоспособности и успеваемости ученика и отметить выполнение плана за второе полугодие. Выпускные программы представляются педагогом к концу первого полугодия и утверждаются на заседании объединения. Таблица контрольных мероприятий по предмету «Фортепиано и чтение нот с листа».
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фортепиано: 1 класс чтение нот с листа; 2 класс – чтение нот с листа или ансамбль; 3 4 классы – ансамбль, аккомпанемент, индивидуальное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чтение нот с листа и самостоятельная работа учащихся (все отделы) согласно с педагогическим коллективом | ||
Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки Фортепиано (специализации специальное фортепиано, концертмейстерское мастерство, камерный ансамбль) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований... | ||
Программа по учебному предмету «Специальность и чтение с листа (гитара шестиструнная)» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании | Рабочая программа по предмету «Фортепиано» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Программа по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Фортепиано предметная... Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным... | Рабочая программа по предмету «литературное чтение» ... | ||
«работа над звуком» Преподавателя по классу фортепиано Т. В. Борисовой г. Щелково ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Предмет «Чтение с листа музыкальных произведений» является составной частью профессиональной подготовки студентов и предусматривает... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Контрольный урок по чтению с листа и транспонированию студентов I-II курсов отделения «Фортепиано» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одна из основных причин указанных недостатков – в отсутствии целенаправленного обучения чтению нот с листа. Последовательное обучение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 «В» класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской... | Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 3 класс создана... Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л. Ф., – М.: «Просвещение», 2013 |