Скачать 122.34 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «Чтение с листа музыкальных произведений» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство» специализация 070102.04 «Инструменты народного оркестра» (среднее профессиональное образование) СОДЕРЖАНИЕ I. Пояснительная записка 3 I.1. Цель дисциплины 3 I.2. Задачи дисциплины 3 I.3 Базовые документы, использованные для составления учебно-методического комплекса 4 II. Содержание учебной дисциплины 4 III. Учебно-тематический планирование дисциплины «Чтение с листа» III.1. Учебно-тематический план курса 5 III.2. Примерный репертуарный список по классу баяна 5 III.3. Примерный репертуарный список по классу аккордеона 6 III.4. Примерный репертуарный список по классу домры 6 III.5. Примерный репертуарный список по классу балалайки 7 III.6. Примерный репертуарный список по классу гитары 8 IV. Контроль учебной деятельности студентов 8 I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная программа по предмету «Чтение с листа музыкальных произведений» по классу народных инструментов (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара) составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «Инструментальное исполнительство» «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень среднего профессионального образования). Предмет «Чтение с листа музыкальных произведений» является составной частью профессиональной подготовки студентов и предусматривает развитие навыков чтения с листа, необходимых для дальнейшей практической деятельности в качестве артиста ансамбля, оркестра. I.1. Цель дисциплины Цель дисциплины - приобретение студентом народного отделения первого курса практических навыков по чтению с листа для дальнейшего профессионального совершенствования и использования их в музыкальной деятельности на своём инструменте. I.2. Задачи дисциплины
В период обучения студент должен:
I.3 Базовые документы, использованные для составления учебно-методического комплекса Теоретической и методической базой данной рабочей программы «Чтение с листа» являются программы и методические пособия по обучению игре на баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре в средних специальных учебных заведениях:
II. Содержание учебной дисциплины Основная форма занятий со студентом - индивидуальный урок, на котором используется сольное и ансамблевое исполнение музыки. Совместное музицирование с преподавателем стимулирует ученика, заставляет его заинтересованно относится к чтению с листа. Студент обязательно должен научиться перед игрой уметь охватить произведение в целом: определить характер, образную сферу исполняемой музыки, тональность, модуляции, темп, фактуру, кульминационные моменты. Одним из главных достижений должно быть умение студента предслышать, развитие внутренного слуха, интонирование, быть как минимум быть на два, три такта впереди читаемого музыкального текста. К обязательным навыкам, которые студент должен достигнуть, следует отнести бытроту реакции, умение во время игры делать коррективы, иметь обратную связь того, что он слышит реально во время игры и того чего он хочет достигнуть. Для чтения с листа используются разнообразные сборники нот: для баяна, аккордеона, фортепиано, гармони, домры, балалайки, гитары, по сольфеджио, песенники и другие. При решении педагогических задач важно учитывать конструктивные и исполнительские возможности баяна и аккордеона. В репертуар для чтения влючаются произведения классиков, романтиков, композиторов 20 века, композиторов-современников, оригинальные сочинения для баяна и аккордеона, обработки народных песен и танцев, а также фольклорные и оригинальные произведения композиторов Урало-Сибирского региона. III. Учебно-тематический планирование дисциплины «Чтение с листа» в классе баяна и аккордеона
III.2. Нотные издания для баяна
4.От Баха до Оффенбаха [Ноты] / Популярные классические произведения в переложении для баяна или аккордеона / составитель В. Петров. – Москва, 1998 5. Колобов, Г. Кюфтель-тюфтель [Ноты] / Г. Колобов. – Тюмень, 2000 6.Дьяков, М. Пьесы и обработки для баяна [Ноты] / Для младших классов ДМШ / М. Дьяков. – Тюмень, 2002 7.Ульянов, Г. Не в саду сиреневом [Ноты] / Г. Ульянов. – Екатеринбург, 1997 8. Елецкий, В. Альбом баяниста [Ноты] / сочинения, обработки / В. Елецкий. – Ревда, 1999 9. Баян [Ноты] / Учебный репертуар ДМШ 3 класс / составители И. Д. Алексеев, И. Корецкий. – Киев : Музычна Украйина, 1988 10. Популярные эстрадные песни [Ноты] / Для аккордеона и баяна / составитель О. Шаров. – Ленинград : Музыка, 1990 III.3. Нотные издания для аккордеона
III.4. Нотные издания для домры
10. Альбом для детей [Ноты] : Произведения для трёхструнной домры / сост. Л. Демченко. – Москва : Музыка, 1988. – Вып. 2 III.5. Нотные издания для балалайки
III.6. Нотные издания для гитары 1, Ларичев, Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре [Ноты] / Е. Ларичев. – Москва : Музыка, 1984 2. Альбом гитариста для семиструнной гитары [Ноты] / составитель А. А. Ашкенази. – Ленинград : Музыка, 1979. – Выпуск 26. 3. Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре [Ноты] / П. Агафошин. – Москва : Музыка, 2004 4. Барриос, А. Произведения для 6-ти струнной гитары [Ноты] / А. Барриос. – Москва : Музыка, 1989 5. Кирьянов, А. Искусство игры на 6-ти струнной гитаре [Ноты] / А Кирьянов. – Москва : Музыка, 1991 6. Гаврилов, А. Популярные пьесы для гитары [Ноты] / А. Гаврилов. – Екатеринбург, 1998 7. Александров М. Пьесы, обработки, этюды, ансамбли для гитары [Ноты] / М. Александров. – Москва, 2004 8. Вальсы и танго [Ноты] / Для шестиструнной гитары / составитель Б. Тепляков, П. Иванников. – Донецк, 2002 9. Музыка для гитары [Ноты] / составитель К. Чеченя. – Минск, 1999 10 Популярная музыка для шестиструнной гитары [Ноты] / составитель В. Дубовицкий. – Москва : Советский композитор; 1984 IV. КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Таким образом, контроль учебной деятельности студентов осуществляется в промежуточные аттестации, а также в конце каждого семестра в виде зачета и дифференцируется следующим образом: а) контроль индивидуальной динамики уровня усвоения знаний, умений, навыков чтения с листа на народных инструментах; б) контроль уровня соответствия чтения с листа на народных инструментах художественным критериям данного музыкального произведения. Общее оценивание производится по совокупности: а) оценки уровня навыков чтения с листа: - знание репертуара ДМШ по классу народных инструментов; - чистота мелодического и гармонического исполнения; - ясность мелодической линии; - четкость воспроизведения ритма; - соответствие темпа и агогики чтения с листа авторским указаниям; - умение выявлять главные и второстепенные планы в фактуре произведений; б) показателей 100%-ного присутствия студента на занятиях чтения с листа. Исключение составляет отсутствие студента по причине болезни или каким-либо другим уважительным причинам, подтвержденным медицинскими или иными документами. При этом совокупное время пропусков занятий по уважительным причинам не должно превышать 25% от совокупного учебного времени, предусмотренного образовательным стандартом. Примечание: Данное требование предполагает, что в случае превышения количества пропусков занятий чтения с листа более чем на 25% студент лишается возможности полноценного усвоения знаний, умений и навыков музыкально-исполнительской деятельности. По окончании I семестра , по данному предмету, студенту выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущего учета знаний. В конце II семестра проводится контрольный урок, на котором студенты читают с листа сочинения, различные по трудности. Студент должен уметь:
|