Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 122.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.02.2014
Размер122.34 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Чтение с листа музыкальных произведений»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070102 «Инструментальное исполнительство»

специализация 070102.04 «Инструменты народного оркестра»

(среднее профессиональное образование)


СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка 3

I.1. Цель дисциплины 3

I.2. Задачи дисциплины 3

I.3 Базовые документы, использованные для составления

учебно-методического комплекса 4

II. Содержание учебной дисциплины 4
III. Учебно-тематический планирование дисциплины «Чтение с листа»
III.1. Учебно-тематический план курса 5
III.2. Примерный репертуарный список по классу баяна 5
III.3. Примерный репертуарный список по классу аккордеона 6
III.4. Примерный репертуарный список по классу домры 6
III.5. Примерный репертуарный список по классу балалайки 7
III.6. Примерный репертуарный список по классу гитары 8
IV. Контроль учебной деятельности студентов 8
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная программа по предмету «Чтение с листа музыкальных произведений» по классу народных инструментов (баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара) составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «Инструментальное исполнительство» «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень среднего профессионального образования). Предмет «Чтение с листа музыкальных произведений» является составной частью профессиональной подготовки студентов и предусматривает развитие навыков чтения с листа, необходимых для дальнейшей практической деятельности в качестве артиста ансамбля, оркестра.
I.1. Цель дисциплины
Цель дисциплины - приобретение студентом народного отделения первого курса практических навыков по чтению с листа для дальнейшего профессионального совершенствования и использования их в музыкальной деятельности на своём инструменте.
I.2. Задачи дисциплины



  • развитие музыкального слуха и мышления

  • воспитание у студентов интереса к самостоятельному домашнему
    музицированию

  • выработка необходимого комплекса навыков, необходимых для развития
    умения читать с листа

  • рациональное составление программы, подбор репертуара для чтения с
    листа

В период обучения студент должен:

  • прочесть с листа большое количество произведений, различных по стилю,
    жанру и форме

  • овладеть навыком точно прочитывать музыкальный текст: чисто,
    выразительно, ритмически четко, правильно подбирая аппликатуру,
    соблюдая динамику и фразировку


I.3 Базовые документы, использованные для составления

учебно-методического комплекса
Теоретической и методической базой данной рабочей программы «Чтение с листа» являются программы и методические пособия по обучению игре на баяне, аккордеоне, домре, балалайке, гитаре в средних специальных учебных заведениях:

  1. Специальный класс баяна. Программа для музыкальных училищ по
    специальности «Народные инструменты». Мин. культ. СССР.

  2. Методика обучения игре на баяне и аккордеоне. Министерство культуры
    РСФСР. Раздел программы «Литература и средства обучения»

  3. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа.

  4. Круглов В. «Школа игры на домре»

  5. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке

  6. Пухоль Э. «Школа игры на шестиструнной гитаре»


II. Содержание учебной дисциплины
Основная форма занятий со студентом - индивидуальный урок, на котором используется сольное и ансамблевое исполнение музыки. Совместное музицирование с преподавателем стимулирует ученика, заставляет его заинтересованно относится к чтению с листа.

Студент обязательно должен научиться перед игрой уметь охватить произведение в целом: определить характер, образную сферу исполняемой музыки, тональность, модуляции, темп, фактуру, кульминационные моменты. Одним из главных достижений должно быть умение студента предслышать, развитие внутренного слуха, интонирование, быть как минимум быть на два, три такта впереди читаемого музыкального текста. К обязательным навыкам, которые студент должен достигнуть, следует отнести бытроту реакции, умение во время игры делать коррективы, иметь обратную связь того, что он слышит реально во время игры и того чего он хочет достигнуть.

Для чтения с листа используются разнообразные сборники нот: для баяна, аккордеона, фортепиано, гармони, домры, балалайки, гитары, по сольфеджио, песенники и другие. При решении педагогических задач важно учитывать конструктивные и исполнительские возможности баяна и аккордеона. В репертуар для чтения влючаются произведения классиков, романтиков, композиторов 20 века, композиторов-современников, оригинальные сочинения для баяна и аккордеона, обработки народных песен и танцев, а также фольклорные и оригинальные произведения композиторов Урало-Сибирского региона.
III. Учебно-тематический планирование дисциплины «Чтение с листа» в классе баяна и аккордеона




Наименование темы

Кол-во часов

1

Суть понятия «чтение с листа» Отличие от «разбора. Историческая справка. Зрительно-слухо-двигательный метод. Чтением по горизонтали. Игра отдельно каждой рукой (для баяна, аккордеона), обеими руками.

8

2

Узнавание гаммовых, арпеджированных ходов по графическим контурам. Вертикально-горизонтальное чтение. Игра обеими руками.

8

3

Узнавание гармонических и мелодических интервалов. Осязание их на клавиатурах. Чтение пьес с элементами варьирования.

10

4

Узнавание трезвучий, септаккордов и их обращений. Предварительный анализ текста. Подбор аккомпанемента по буквенной символике, по слуху.(баян, аккордеон, гитара). Подбор мелодической линии по слуху.

10




Итого

36 ч.



III.2. Нотные издания для баяна


  1. Баян [Ноты] / Пьесы, Этюды, Сонатины и вариации, Ансамбли / составитель Д. Самойлов. – Москва, 1997

  2. Подгорный В. Альбом для детей и юношества. – Москва, 1989

  3. Доренский, А. Этюды для баяна [Ноты] / А. Доренский. – Ростов на Дону, 2003

4.От Баха до Оффенбаха [Ноты] / Популярные классические произведения в переложении для баяна или аккордеона / составитель В. Петров. – Москва, 1998

5. Колобов, Г. Кюфтель-тюфтель [Ноты] / Г. Колобов. – Тюмень, 2000

6.Дьяков, М. Пьесы и обработки для баяна [Ноты] / Для младших классов ДМШ / М. Дьяков. – Тюмень, 2002

7.Ульянов, Г. Не в саду сиреневом [Ноты] / Г. Ульянов. – Екатеринбург, 1997

8. Елецкий, В. Альбом баяниста [Ноты] / сочинения, обработки / В. Елецкий. – Ревда, 1999

9. Баян [Ноты] / Учебный репертуар ДМШ 3 класс / составители И. Д. Алексеев, И. Корецкий. – Киев : Музычна Украйина, 1988

10. Популярные эстрадные песни [Ноты] / Для аккордеона и баяна / составитель О. Шаров. – Ленинград : Музыка, 1990
III.3. Нотные издания для аккордеона

  1. Эстрадные миниатюры для аккордеона [Ноты] / составитель В. Лихачев. – Санкт-Петербург, 1999

  2. Звонерев, О. В мире сказок [Ноты] / Пьесы для аккордеона / О. Звонарев. -– Москва : Музыка, 1968

  3. Педагогический репертуар аккордеониста [Ноты] / 1-2 классы ДМШ / составитель Ф. Бушуев. – Москва : Музыка, 1976. – Выпуск 6.

  4. Лушников, В. Самоучитель игры на аккордеоне [Ноты] / В. Лушников. – Москва : Музыка, 1989

  5. Лушников, В. Школа игры на аккордеоне [Ноты] / В Лушников. – Москва : Музыка, 1975




  1. Двилянский, М. Самоучитель игры на аккордеоне [Ноты] / М. Двилянский. – Москва : Музыка, 1988

  2. Измайлова Т. Азбука аккордеониста [Ноты] / Т. Измайлова. – Москва, 2000

  3. Популярные эстрадные песни [Ноты] / Для аккордеона и баяна / составитель О. Шаров. – Ленинград : Музыка, 1990

  4. Иванов, А. Руководство для игры на аккордеоне [Ноты] / Азарий Иванов. – Ленинград : Музгиз, 1959


III.4. Нотные издания для домры


  1. Юный домрист [Ноты] / сост. Н. Бурдыкина. – Москва : Музыка, 2004.

  2. Лысенко, Н., Михеев, Б. Школа игры на четырехструнной домре [Ноты] / Н. Лысенко, Б. Михеев. – Киев : Музычна Украйина, 1989

  3. Мордухович, А. Произведения для домры и дуэта домр [Ноты] / А. Мордухович; [исп. редакция В. Красноярцева]. – Магнитогорский МПИ им. М. И. Глинки, 1994

  4. Альбом для юношества [Ноты] : Произведения для трёхструнной домры / сост. В. П. Круглов. – Москва : Музыка, 1985. – Вып. 2.

  5. Альбом для юношества [Ноты] : Произведения для трёхструнной домры / / сост. В.П. Круглов. – Москва : Музыка, 1984. – Вып. 1.

  6. Альбом начинающего домриста [Ноты] / сост. Н. Дмитриева. – Москва : Советский композитор, 1988. – Вып. 19.

  7. Альбом начинающего домриста [Ноты] / сост. Н. Дмитриева. – Москва : Советский композитор, 1990. – Вып. 21.

  8. Альбом начинающего домриста [Ноты] / сост. Н. Дмитриева. – Москва : Советский композитор, 1989. – Вып. 20

  9. Лукин, С. Ф. Уроки мастерства домриста [Ноты] / С. Ф. Лукин. – Москва, 2006

10. Альбом для детей [Ноты] : Произведения для трёхструнной домры / сост. Л. Демченко. – Москва : Музыка, 1988. – Вып. 2
III.5. Нотные издания для балалайки


  1. Дорожкин, А. Самоучитель игры на балалайке [Ноты] / А. Дорожкин. – Москва : Советский композитор, 1987

  2. Нечипоренко, П. Школа игры на балалайке [Ноты] / П. Нечипоренко, В. Мельников. – Москва : Музыка, 1987

  3. Шалов, А. Детская сюита [Ноты] / А. Шалов. – Санкт-Петербург : Композитор, 2003

  4. Панин, В. Детский концерт для балалайки с оркестром. [Ноты] / В. Панин. – Москва : Современная музыка, 2008

  5. Балалайка. [Ноты] : Пьесы в сопровождении фортепиано / составитель А. Зверев. – Санкт-Петербург : Композитор, 1998

  6. Друх, И. Негритёнок с балалайкой [Ноты] / И. Друх. – Санкт-Петербург : Композитор, 1997

  7. Дугушин, А. Музыкальные зарисовки для балалайки с фортепиано [Ноты] / А Дугушин. – Санкт-Петербург : Композитор, 2001

  8. Пьесы [Ноты] / 1-3 класс ДМШ для балалайки / составитель В. Глейхман. – Москва : Кифара, 1999

  9. Репертуар балалаечника [Ноты] / составитель О. Н. Глухов. – Москва : Советский композитор, 1984. – Выпуск 19

  10. Андреев, В. Вальсы [Ноты] / В. Андреев. – Москва : Музыка, 1958


III.6. Нотные издания для гитары
1, Ларичев, Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре [Ноты] / Е. Ларичев. – Москва : Музыка, 1984

2. Альбом гитариста для семиструнной гитары [Ноты] / составитель А. А. Ашкенази. – Ленинград : Музыка, 1979. – Выпуск 26.

3. Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре [Ноты] / П. Агафошин. – Москва : Музыка, 2004

4. Барриос, А. Произведения для 6-ти струнной гитары [Ноты] / А. Барриос. – Москва : Музыка, 1989

5. Кирьянов, А. Искусство игры на 6-ти струнной гитаре [Ноты] / А Кирьянов. – Москва : Музыка, 1991

6. Гаврилов, А. Популярные пьесы для гитары [Ноты] / А. Гаврилов. – Екатеринбург, 1998

7. Александров М. Пьесы, обработки, этюды, ансамбли для гитары [Ноты] / М. Александров. – Москва, 2004

8. Вальсы и танго [Ноты] / Для шестиструнной гитары / составитель Б. Тепляков, П. Иванников. – Донецк, 2002

9. Музыка для гитары [Ноты] / составитель К. Чеченя. – Минск, 1999

10 Популярная музыка для шестиструнной гитары [Ноты] / составитель В. Дубовицкий. – Москва : Советский композитор; 1984

IV. КОНТРОЛЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ



V.1. Формы контроля учебной деятельности студентов


Курс

Семестр



Объем работы

(минимальный)



Обязательная часть

Программы

Формы контроля

Полусеместровая

аттестация

Семестровая аттестация


I

I промежуточная аттестация

Овладение навыками чтения с листа произведений соответствующих уровню сложности 1, 2 класса ДМШ

а) чтение с листа произведений

б) посещение всех уроков

Зачет

Зачет

I

Зимняя

сессия


Овладение навыками чтения с листа произведений соответствующих уровню сложности 2, 3 класса ДМШ

а) чтение с листа произведений

б) посещение всех уроков

Зачет

Зачет


I

II

промежуточная аттестация

Овладение навыками чтения с листа произведений соответствующих уровню сложности 3, 4 класса ДМШ.

а) чтение с листа произведений

б) посещение всех уроков

Зачет

Зачет

II

Летняя сессия

Овладение навыками чтения с листа произведений соответствующих уровню сложности старших классов ДМШ

а) чтение с листа произведений

б) посещение всех уроков

Зачет

Зачет


Таким образом, контроль учебной деятельности студентов осуществляется в промежуточные аттестации, а также в конце каждого семестра в виде зачета и дифференцируется следующим образом:

а) контроль индивидуальной динамики уровня усвоения знаний, умений, навыков чтения с листа на народных инструментах;

б) контроль уровня соответствия чтения с листа на народных инструментах художественным критериям данного музыкального произведения.

Общее оценивание производится по совокупности:

а) оценки уровня навыков чтения с листа:

- знание репертуара ДМШ по классу народных инструментов;

- чистота мелодического и гармонического исполнения;

- ясность мелодической линии;

- четкость воспроизведения ритма;

- соответствие темпа и агогики чтения с листа авторским указаниям;

- умение выявлять главные и второстепенные планы в фактуре произведений;

б) показателей 100%-ного присутствия студента на занятиях чтения с листа. Исключение составляет отсутствие студента по причине болезни или каким-либо другим уважительным причинам, подтвержденным медицинскими или иными документами. При этом совокупное время пропусков занятий по уважительным причинам не должно превышать 25% от совокупного учебного времени, предусмотренного образовательным стандартом.

Примечание: Данное требование предполагает, что в случае превышения количества пропусков занятий чтения с листа более чем на 25% студент лишается возможности полноценного усвоения знаний, умений и навыков музыкально-исполнительской деятельности.

По окончании I семестра , по данному предмету, студенту выставляется итоговая оценка успеваемости на основании текущего учета знаний. В конце II семестра проводится контрольный урок, на котором студенты читают с листа сочинения, различные по трудности.

Студент должен уметь:

  • читать с листа разнообразные по стилю музыкальные пьесы.
    По уровню сложности старших классов ДМШ, ДШИ.

  • транспонировать несложные пьесы в тональности до трех знаков

  • подбирать аккомпанемент к читаемым мелодиям по буквенной нотации,
    по слуху.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск