Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 81.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.03.2014
Размер81.97 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Военное дело > Программа
Аксенова Инна Леонидовна

МОУ ДОД "Центральная детская музыкальная школа №1", г.Кемерово.

Учебная программа «Предмет по выбору. Подбор аккомпанемента»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие навыка чтения нот с листа имеет исключительно важное значение в формировании не только профессионального музыканта, но, что не менее важно, грамотного музыканта-любителя. За годы обучения ученик более или менее успешно «выучивает» с помощью преподавателя определённое учебной программой количество пьес и этюдов, но после окончания школы не всегда может достаточно свободно читать с листа, что сдерживает и ограничивает его творческое мышление, возможность активного участия в самостоятельном музицировании. Одна из основных причин указанных недостатков – в отсутствии целенаправленного обучения чтению нот с листа. Последовательное обучение этой форме музицирования – прямой путь к развитию творческой активности, инициативы и самостоятельности юных музыкантов.

В связи с этим возникла необходимость создания данной образовательной программы «Чтение нот с листа». Отличительной чертой программы является возможность обучения навыкам чтения с листа с первого года обучения, т. е. с началом освоения инструмента.

Данный предмет входит в число дисциплин, включённых в учебный план. Программа «Чтение нот с листа» тесно связана с такими дисциплинами как специальность, сольфеджио, музыкальная литература, оркестр, ансамбль, аккомпанемент.

Программа предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ.

В результате освоения материала данной образовательной программы ученик должен иметь представления о различных жанрах, музыкальных формах, стилевых особенностях произведений; знать музыкальную терминологию; уметь анализировать нотный текст, воспроизводить музыкальный материал в темпе со всеми авторскими указаниями.

Целью реализации программы является содействие формированию творчески активной личности, способной к самостоятельному музицированию. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

- Обучение навыкам восприятия мелодико-ритмических формул текста, осмысление их как звуковых образов и затем непосредственное воспроизведение на инструменте.

- Развитие внутренних слуховых представлений и совершенствование двигательных исполнительских навыков.

- Воспитание интереса к музыкальной культуре и самовыражения в исполнительской деятельности учащихся.

Программа содержит разделы:

- Пояснительная записка

- Контроль и учёт успеваемости

- Годовые требования по классам

- Примерные репертуарные списки.

Занятия проходят согласно учебному плану как предмет по выбору. Основной формой учебно-воспитательного процесса по предмету «Чтение нот с листа» является индивидуальное занятие с педагогом один раз в неделю. Данная дисциплина предусматривает систематические домашние занятия, что способствует успешному освоению предмета. Чтение с листа представляет собой сложный процесс деятельности целого комплекса человеческих органов: зрения, слухового аппарата, мозга, нервной системы.

Развивая и тренируя слуховое восприятие и память, педагог должен обращать внимание на то, чтобы ученик точно воспроизводил обозначенный темп, нотный текст, соблюдал аппликатурную дисциплину, динамические оттенки и другие авторские указания.

Для приобретения навыка чтения нот с листа важную роль играет правильный подбор учебного репертуара, который должен составляться с учётом общего музыкального развития и индивидуальных особенностей учащегося.

Как правило, пьесы для чтения с листа должны быть значительно легче произведений, изучаемых по программе. При выборе репертуара необходимо руководствоваться принципами доступности, последовательности и систематичности. Эти принципы должны быть чётко отражены в соответствии с программой прохождения курса «Чтение нот с листа». Весь курс проводится в тесной связи с программами музыкальных дисциплин.

КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ

Учёт успеваемости проводится на контрольных уроках один раз в полугодие в форме зачёта или с оценкой по 5-ти бальной системе. Оценивается сложность музыкального материала, соблюдение темпа, качество выполнения авторских указаний.

Данная образовательная программа рассчитана на пятилетний срок обучения, но на усмотрение преподавателя её реализация может начинаться как с 1-го, так и со 2-3 классов.

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

1 класс

Прежде, чем воспроизвести нотный текст, учащийся с помощью педагога должен определить жанр, форму, тональность произведения, темп, характер, размер, основные нюансы, штрихи, аппликатурные особенности, ритмические группы, смену движения меха, регистр и т. д.

Первоначальное чтение с листа сводится к исполнению текста отдельными руками: учащийся читает (играет) мелодию, а педагог исполняет аккомпанемент, затем наоборот. Полезно предварительное «простукивание» ритмического рисунка с выделением сильных метрических долей сначала мелодии, а затем мелодии с аккомпанементом. Правая рука отстукивает ритм мелодии, а левая – аккомпанемента.

Первые мелодии для чтения с листа должны быть одноголосными и отвечать следующим требованиям: мажорный лад, тональность без знаков, гаммообразные последовательности без скачков в диапазоне 3-4-х звуков (постепенно расширяя), сочетание не более 2-х видов длительностей (половинная и четверть, четверть и восьмая), медленный или умеренный темп, штрих non legato. Сначала следует использовать песенный материал, а затем инструментальные пьесы в размерах 2/4, 4/4.

2 класс

Для работы могут быть использованы как произведения песенных, танцевальных, так и других жанров.

Для читки с листа использовать произведения с поочерёдным вступлением рук, а так же с игрой двумя руками. Учащийся делает предварительный анализ произведения. Произведения должны соответствовать следующим требованиям:

- темпы медленные и умеренные,

- размеры 2/4, 4/4, 3/4,

- мажорные и минорные лады в тональностях без знаков,

- мелодия одноголосная в диапазоне октавы с применением скачков в пределах квинты,

- сочетание 1-2-х штрихов,

- аккомпанемент состоит из простейших гармоний (T, S, D) с использованием басов основного ряда

3 класс

Для читки с листа могут использоваться различные произведения: обработки народных песен и танцев, переложения классических образцов, пьесы современных композиторов.

Произведения читаются двумя руками и соответствуют требованиям:

- темпы умеренные и оживлённые,

- размеры 2/4, 4/4, 3/4,

- мажорные и минорные лады с одним знаком включительно, применение случайных знаков в мелодии,

- расширение диапазона мелодии,

- изложение мелодии двойными нотами,

- применение пунктирного ритма,

- аккомпанемент с использованием басов основного и вспомогательного рядов с небольшими скачками, употребление септаккордов.

4 класс

- использование произведений с элементами полифонии,

- темпы умеренные и оживлённые,

- размеры 2/4, 4/4, 3/4, 3/8,

- мажорные и минорные лады в тональностях с 2-мя знаками включительно,

- изложение мелодии двойными нотами и аккордами,

- сочетание различных длительностей,

- употребление триолей и синкоп,

- усложнение аккомпанемента, использование вспомогательного ряда и более широких скачков.

5 класс

- произведения с простыми видами полифонии,

- размеры 2/4, 4/4, 3/4, 3/8, 6/8,

- темпы умеренные, оживлённые, быстрые, агогические оттенки,

- мажорные и минорные лады в тональностях с 3-мя знаками включительно,

- в мелодии сочетание различных длительностей, употребление двойных нот, аккордов, хроматических оборотов,

- мелизмы.

ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ

1 класс

1. Укр.н.п. «Приди, приди, солнышко»

2. П.н.п. «Два кота»

3. Р.н.п. «Ладушки»

4. Березняк «Прозвенел звонок»

5. Д.п. «Солнышко»

6. Магиденко «Петушок»

7. Р.н.п. «Как под горкой, под горой»

8. Д.п. «Зайка»

9. Р.н.п. «Как пошли наши подружки»

10. Потоловский «Жук»

2 класс

1. Р.н.п. «Котик»

2. Укр.н.п. «На зелёном лугу»

3. Денисов «Полька»

4. Корнеа-Ионеску А. «Фонарики»

5. Р.н.п. «Не летай, соловей»

6. Тиличеева Е. «Горн»

7. Компанеец З. «Паровоз»

8. Цытович М. «Песенка Вини-Пуха»

9. Укр.н.п. «Семейка»

10. Р.н.п. «Осень»

3 класс

1. Б.н.п. «Савка и Гришка»

2. «Тирольская песня»

3. Качурбина М. «Мишка с куклой танцуют полечку»

4. Ф.н.п. «Добрый старик»

5. Сов.п. «Вот кто-то с горочки спустился»

6. Иорданский М. «Голубые санки»

7. Моцарт В. «Песенка»

8. Салин А. «Вальс»

9. Р.н.п. «Голова болит»

10. Барток Б. «Венгерская народная песня»

4 класс

1. Р.н.п. «Наш березник листоватый»

2. Гедике А. «Плясовая»

3. Иванов Аз. «Полька»

4. Укр.н.п. «Ой, не ходи, Грицю»

5. П.н.п. «Кукушечка»

6. Моцарт В. «Менуэт»

7. Шишаков А. «Песенка»

8. Детская английская песня «Куда пропал мой щенок?»

9. Перселл «Ария»

10. Корчевой А. «Веснянка»

5 класс

1. Чайкин Н. «Серенада»

2. Гайдн Й. «Танец»

3. Любарский Н. «Песня»

4. Попов Т. «Гармошечка»

5. Самойлов Д. «Не летай, соловей» вариации на тему р.н.п.

6. Чайковский П. «Немецкая песенка»

7. Р.н.п. обр. Платонова «Яблоня»

8. Хаслингер Т. «Сонатина»

9. Обр. Жигалова «Полька»

10. Р.н.п. обр. П. Говорушко «Плещут холодные волны»

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне. - М.: 2001.

  2. Баян. Учебный репертуар детских музыкальных школ. Подготовительная группа. / Сост. Денисов А., Угринович В. – Киев: 1984.

  3. Баян. 1 класс. / Сост. Алексеев И., Корецкий Н. – Киев: 1976.

  4. Баян. 2 класс. / Сост. Алексеев И., Корецкий Н. - Киев: 1976.

  5. Баян. 3 класс. / Сост. Алексеев И., Корецкий Н. – Киев: 1976.

  6. Бойцова Г. Юный аккордеонист. ч.1. - М.: 2002.

  7. Бойцова Г. Юный аккордеонист. ч.2. - М.: 2002.

  8. Доренский А. Музыка для детей. 2-3 класс. – М.:2001.

  9. Кленков Л., Ефимов М., Коробейников А. Педагогический репертуар баяниста и аккордеониста. - М. : 2001.

  10. Лушников В. Школа игры на аккордеоне. - М.: 1990.

  11. Маслов М. Сборник пьес для учащихся ДМШ и ДШИ. - Новокузнецк: 2004.

  12. Мингалёв Ю. Обработки народных песен и танцев для баяна. - Кемерово: 2003.

  13. Платонов В. Чтение нот с листа. Пособие для баянистов. - М.: 1980.

  14. Пьесы. 1-3 классы ДМШ. Аккордеон. / Сост. Мотов В., Шахов Г. - М.: 1990.

  15. «Соловейко». Хрестоматия педагогического репертуара для 1-го класса ДМШ. ч.2. / Сост. Зуева Ю., Ручин А. – Новосибирск: 1999.

  16. «Сонатины и вариации для баяна». 1-3 классы ДМШ. /Сост.СамойловД. - М.:1994.

  17. Хрестоматия аккордеониста. 1-2 классы ДМШ. / Сост. Гусева В. - М.: 1986.

  18. Хрестоматия аккордеониста. 3-4 классы ДМШ. / Сост.Акимов Ю., Талакин А. - М.: 1986.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Говорушко М. Чтение с листа в процессе обучения баяниста. – Л.: 1985.

  2. Давыдов Н. Основы формирования исполнительского мастерства баяниста. – Киев: 1983.

  3. Имханицкий М. Новое об артикуляции и штрихах на баяне. - М.: 1997.

  4. Липс Ф. Искусство игры на баяне. Издание 2-е. - М.: 1998.

  5. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. - М.: 1972.

  6. Паньков О. О работе баяниста над ритмом. - М.: 1986.

  7. Проблемы развития художественного восприятия и мышления в процессе обучения искусству. – Тольятти: 2003.

  8. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. / Ред. Пуриц Н. - М.: 2001.

  9. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. т. I . - М.: 1985.

  10. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. - М.: 1987.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск