Скачать 81.97 Kb.
|
Аксенова Инна Леонидовна МОУ ДОД "Центральная детская музыкальная школа №1", г.Кемерово. Учебная программа «Предмет по выбору. Подбор аккомпанемента» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Развитие навыка чтения нот с листа имеет исключительно важное значение в формировании не только профессионального музыканта, но, что не менее важно, грамотного музыканта-любителя. За годы обучения ученик более или менее успешно «выучивает» с помощью преподавателя определённое учебной программой количество пьес и этюдов, но после окончания школы не всегда может достаточно свободно читать с листа, что сдерживает и ограничивает его творческое мышление, возможность активного участия в самостоятельном музицировании. Одна из основных причин указанных недостатков – в отсутствии целенаправленного обучения чтению нот с листа. Последовательное обучение этой форме музицирования – прямой путь к развитию творческой активности, инициативы и самостоятельности юных музыкантов. В связи с этим возникла необходимость создания данной образовательной программы «Чтение нот с листа». Отличительной чертой программы является возможность обучения навыкам чтения с листа с первого года обучения, т. е. с началом освоения инструмента. Данный предмет входит в число дисциплин, включённых в учебный план. Программа «Чтение нот с листа» тесно связана с такими дисциплинами как специальность, сольфеджио, музыкальная литература, оркестр, ансамбль, аккомпанемент. Программа предназначена для учащихся ДМШ и ДШИ. В результате освоения материала данной образовательной программы ученик должен иметь представления о различных жанрах, музыкальных формах, стилевых особенностях произведений; знать музыкальную терминологию; уметь анализировать нотный текст, воспроизводить музыкальный материал в темпе со всеми авторскими указаниями. Целью реализации программы является содействие формированию творчески активной личности, способной к самостоятельному музицированию. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: - Обучение навыкам восприятия мелодико-ритмических формул текста, осмысление их как звуковых образов и затем непосредственное воспроизведение на инструменте. - Развитие внутренних слуховых представлений и совершенствование двигательных исполнительских навыков. - Воспитание интереса к музыкальной культуре и самовыражения в исполнительской деятельности учащихся. Программа содержит разделы: - Пояснительная записка - Контроль и учёт успеваемости - Годовые требования по классам - Примерные репертуарные списки. Занятия проходят согласно учебному плану как предмет по выбору. Основной формой учебно-воспитательного процесса по предмету «Чтение нот с листа» является индивидуальное занятие с педагогом один раз в неделю. Данная дисциплина предусматривает систематические домашние занятия, что способствует успешному освоению предмета. Чтение с листа представляет собой сложный процесс деятельности целого комплекса человеческих органов: зрения, слухового аппарата, мозга, нервной системы. Развивая и тренируя слуховое восприятие и память, педагог должен обращать внимание на то, чтобы ученик точно воспроизводил обозначенный темп, нотный текст, соблюдал аппликатурную дисциплину, динамические оттенки и другие авторские указания. Для приобретения навыка чтения нот с листа важную роль играет правильный подбор учебного репертуара, который должен составляться с учётом общего музыкального развития и индивидуальных особенностей учащегося. Как правило, пьесы для чтения с листа должны быть значительно легче произведений, изучаемых по программе. При выборе репертуара необходимо руководствоваться принципами доступности, последовательности и систематичности. Эти принципы должны быть чётко отражены в соответствии с программой прохождения курса «Чтение нот с листа». Весь курс проводится в тесной связи с программами музыкальных дисциплин. КОНТРОЛЬ И УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ Учёт успеваемости проводится на контрольных уроках один раз в полугодие в форме зачёта или с оценкой по 5-ти бальной системе. Оценивается сложность музыкального материала, соблюдение темпа, качество выполнения авторских указаний. Данная образовательная программа рассчитана на пятилетний срок обучения, но на усмотрение преподавателя её реализация может начинаться как с 1-го, так и со 2-3 классов. ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ 1 класс Прежде, чем воспроизвести нотный текст, учащийся с помощью педагога должен определить жанр, форму, тональность произведения, темп, характер, размер, основные нюансы, штрихи, аппликатурные особенности, ритмические группы, смену движения меха, регистр и т. д. Первоначальное чтение с листа сводится к исполнению текста отдельными руками: учащийся читает (играет) мелодию, а педагог исполняет аккомпанемент, затем наоборот. Полезно предварительное «простукивание» ритмического рисунка с выделением сильных метрических долей сначала мелодии, а затем мелодии с аккомпанементом. Правая рука отстукивает ритм мелодии, а левая – аккомпанемента. Первые мелодии для чтения с листа должны быть одноголосными и отвечать следующим требованиям: мажорный лад, тональность без знаков, гаммообразные последовательности без скачков в диапазоне 3-4-х звуков (постепенно расширяя), сочетание не более 2-х видов длительностей (половинная и четверть, четверть и восьмая), медленный или умеренный темп, штрих non legato. Сначала следует использовать песенный материал, а затем инструментальные пьесы в размерах 2/4, 4/4. 2 класс Для работы могут быть использованы как произведения песенных, танцевальных, так и других жанров. Для читки с листа использовать произведения с поочерёдным вступлением рук, а так же с игрой двумя руками. Учащийся делает предварительный анализ произведения. Произведения должны соответствовать следующим требованиям: - темпы медленные и умеренные, - размеры 2/4, 4/4, 3/4, - мажорные и минорные лады в тональностях без знаков, - мелодия одноголосная в диапазоне октавы с применением скачков в пределах квинты, - сочетание 1-2-х штрихов, - аккомпанемент состоит из простейших гармоний (T, S, D) с использованием басов основного ряда 3 класс Для читки с листа могут использоваться различные произведения: обработки народных песен и танцев, переложения классических образцов, пьесы современных композиторов. Произведения читаются двумя руками и соответствуют требованиям: - темпы умеренные и оживлённые, - размеры 2/4, 4/4, 3/4, - мажорные и минорные лады с одним знаком включительно, применение случайных знаков в мелодии, - расширение диапазона мелодии, - изложение мелодии двойными нотами, - применение пунктирного ритма, - аккомпанемент с использованием басов основного и вспомогательного рядов с небольшими скачками, употребление септаккордов. 4 класс - использование произведений с элементами полифонии, - темпы умеренные и оживлённые, - размеры 2/4, 4/4, 3/4, 3/8, - мажорные и минорные лады в тональностях с 2-мя знаками включительно, - изложение мелодии двойными нотами и аккордами, - сочетание различных длительностей, - употребление триолей и синкоп, - усложнение аккомпанемента, использование вспомогательного ряда и более широких скачков. 5 класс - произведения с простыми видами полифонии, - размеры 2/4, 4/4, 3/4, 3/8, 6/8, - темпы умеренные, оживлённые, быстрые, агогические оттенки, - мажорные и минорные лады в тональностях с 3-мя знаками включительно, - в мелодии сочетание различных длительностей, употребление двойных нот, аккордов, хроматических оборотов, - мелизмы. ПРИМЕРНЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СПИСКИ 1 класс 1. Укр.н.п. «Приди, приди, солнышко» 2. П.н.п. «Два кота» 3. Р.н.п. «Ладушки» 4. Березняк «Прозвенел звонок» 5. Д.п. «Солнышко» 6. Магиденко «Петушок» 7. Р.н.п. «Как под горкой, под горой» 8. Д.п. «Зайка» 9. Р.н.п. «Как пошли наши подружки» 10. Потоловский «Жук» 2 класс 1. Р.н.п. «Котик» 2. Укр.н.п. «На зелёном лугу» 3. Денисов «Полька» 4. Корнеа-Ионеску А. «Фонарики» 5. Р.н.п. «Не летай, соловей» 6. Тиличеева Е. «Горн» 7. Компанеец З. «Паровоз» 8. Цытович М. «Песенка Вини-Пуха» 9. Укр.н.п. «Семейка» 10. Р.н.п. «Осень» 3 класс 1. Б.н.п. «Савка и Гришка» 2. «Тирольская песня» 3. Качурбина М. «Мишка с куклой танцуют полечку» 4. Ф.н.п. «Добрый старик» 5. Сов.п. «Вот кто-то с горочки спустился» 6. Иорданский М. «Голубые санки» 7. Моцарт В. «Песенка» 8. Салин А. «Вальс» 9. Р.н.п. «Голова болит» 10. Барток Б. «Венгерская народная песня» 4 класс 1. Р.н.п. «Наш березник листоватый» 2. Гедике А. «Плясовая» 3. Иванов Аз. «Полька» 4. Укр.н.п. «Ой, не ходи, Грицю» 5. П.н.п. «Кукушечка» 6. Моцарт В. «Менуэт» 7. Шишаков А. «Песенка» 8. Детская английская песня «Куда пропал мой щенок?» 9. Перселл «Ария» 10. Корчевой А. «Веснянка» 5 класс 1. Чайкин Н. «Серенада» 2. Гайдн Й. «Танец» 3. Любарский Н. «Песня» 4. Попов Т. «Гармошечка» 5. Самойлов Д. «Не летай, соловей» вариации на тему р.н.п. 6. Чайковский П. «Немецкая песенка» 7. Р.н.п. обр. Платонова «Яблоня» 8. Хаслингер Т. «Сонатина» 9. Обр. Жигалова «Полька» 10. Р.н.п. обр. П. Говорушко «Плещут холодные волны» СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|