Скачать 127.6 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района Грушевская основная общеобразовательная школа Рабочая программа по литературе для 5 класса Разработана: Коваленко Л.А. учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории 2011г Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы по литературе (5-11 кл), авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев М., «Русское слово», 2010 и в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по литературе, с учетом регионального компонента и особенностей класса. В основе содержания и структуры программы лежит концентрический вариант построения курса на хронологической основе с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 классе. Содержание литературных произведений 5 класса основной школы учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет как бы концентрическую форму (размышление о книге в начале курса, внутри и в конце; басня русская и зарубежная, сказка народная и литературная, русская и зарубежная: произведения, зовущие к добру, состраданию, великодушию в каждом из разделов; особенности детства писателей разных эпох и отношений их к книге и чтению), то есть предусматривается содержательная и структурная взаимосвязь разделов. То же самое можно сказать и о взаимосвязи между классами: пересекаются или продолжаются темы и писатели внутри групп 5-6 классов. Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление тестов, постижение своеобразия личности писателя и его литературного наследия, поэтому, начиная с 5 класса, изучаются вершинные произведения классической литературы и литературы ХХ века, соответствующие возрасту и уровню читательских интересов учащихся. Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует проявлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейший качеств развитой личности. В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений. Изучение курса ведется по учебнику «Литература», 5 класс в двух частях, автор-составитель Г.С. Меркин, М. «Русское слово», 2010. Программа рассчитана на 102ч. в год, 3 часа в неделю. По БУП – 3 часа в неделю по инвариантной части, в том числе планируется 3 контрольные работы, 7 сочинений. Региональный компонент (10 часов в год) введен на основе Программы по литературе (донской региональный компонент для V – XI классов), Ростов-на-Дону, 1998. Содержание программы
Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества.
Миф и мифология. Античный миф. «Рождение Зевса», «Олимп». Мифологические герои и персонажи. Гомер «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Р.Р. Рассказ о герое. Мифы о богах и героях «Немейский лев» (первый подвиг Геракла), «Персей спасает Андромеду». Славянский миф «Рождение мира: представление славян о возникновении Вселенной, богов и Земли. Р.К. Древнейшая история Дона и Приазовья в мифах и созданных по их мотивам произведениях донских писателей. Миф о происхождении скифских племен.
Устное народное творчество, его основные виды. Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Отражение в ней народных представлений о добре и зле. Нравственная проблематика волшебной сказки. Сюжет. Сказочные образы. Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Р.К. Казачья сказка и ее особый герой. «Танюша и мачеха» - донской аналог русской волшебной сказки о падчерице и мачехе.
Древнерусская литература. Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
Басни народов мира. Эзоп. «Ворон и лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях.
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса». «Бродячие сюжеты» в баснях. И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе «Ворона и Лисица». Сатирическое и нравоучительное в басне. «Волк на псарне», «Свинью под дубом», «Демьянова уха». Тематика басен И.А. Крылова. Образный мир басен. Р.К. Д.И. Петров (Бирюк). «Чтение Кутузовым басни «Волк на псарне» (отрывок из повести «Сыны степей донских»). Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Конкурс на лучшую инсценировку басни И.А. Крылова.
А.С. Пушкин – 7ч. Краткие сведения о детстве. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Литературная сказка и ее отличие от фольклорной. Гуманистическая направленность сказки. Риторическое обращение; фольклорные элементы. Р.Р. Конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина. «У лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Сказочные элементы. Ритм, рифма, эпитет. Образ природы в стихотворении «Зимняя дорога». Лирический персонаж. В художественном мире стихотворения «Бесы». Пейзаж, повторы, роль диалога. Р.К. Донские впечатления поэта, использованные в прологе к «Руслану и Людмиле». Поэзия XIX века о родной природе – 2 ч. А.А. Фет «Чудная картина…». М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды». Пейзажная лирика. Сравнения, эпитеты, риторические фигуры. Р.К. Образы донской природы в стихах Н.Щербины, А.Леонова. М.Ю. Лермонтов – 4 ч. Краткие сведения о детских годах писателя. Влияние событий русской истории на творчество М.Ю. Лермонтова. «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения (развитие представлений о тропах). Сочинение на тему «Путешествие на поле славы». Р.К. Главы из повести донского писателя о войне 1812 года Д.Л. Мордовцева «Двенадцатый год». Н.В. Гоголь – 6 ч. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Тема и сюжет повести. Система персонажей повести. Р.Р. Рассказ о героях повести. Роль портрета в характеристике героя. В лице гоголевского слова. Колорит народной речи. Цикл повестей» Вечера на хуторе близ Диканьки». Р.К. Донские вариации на тему «Казак и черт» (сказка «Как казак черта учил»). И.С. Тургенев – 6 ч. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму». Тематика и социальная проблематика. Центральные и второстепенные образы в рассказе. Образ Герасима. Смысл названия. Стихотворение в прозе «Воробей», «Русский язык». Н.А. Некрасов – 3 ч. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Тема крестьянской жизни в стихотворении «Тройка». Л.Н. Толстой – 5 ч. Ясная поляна в судьбе писателя. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история создания рассказа. Своеобразие сюжета. Жилин и Костылин. Две жизненные позиции. Речевая характеристика персонажа. Проблематика рассказа. Отношение писателя к событиям. А.П. Чехов – 2 ч. Детские и юношеские годы писателя. Книга в жизни А.П. Чехова. Приемы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник». Р.К. Таганрогские впечатления – жизненная основа рассказов А.П. Чехова.
И.А. Бунин – 3 ч. Книга в жизни И.А.Бунина. Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги…» Рассказ «В деревне». Нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов. Л.Н. Андреев – 3 ч. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Роль эпизода в создании образа героя. Природа в жизни мальчика. А.И. Куприн – 2 ч. Детские впечатления, их отражение в произведениях писателя. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа. А.А. Блок – 1 ч. Книга в жизни юного А.Блока. Стихотворение «Летний вечер». Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Стихотворение «Полный месяц встал над лугом…». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. С.А. Есенин – 2 ч. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима – аукает …», «Нивы сжаты, рощи голы…». Единство человека и природы. А.П. Платонов – 3 ч. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка. Образ Никиты. Р.Р. Художественный пересказ рассказа «Никита». П.П. Бажов – 3 ч. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе. Приемы создания художественного образа. Н.Н. Носов – 1 ч. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. Е.И. Носов – 2 ч. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка, юмористическое и лирическое в рассказе.
В.Ф. Боков «Поклон». Н.М. Рубцов «В осеннем лесу». Р.Г. Гамзатов «Песня соловья». В.И. Беглов «Весенняя ночь». Пейзажная лирика. В.Г. Распутин «Век живи – век люби». Малая родина, родная природа.
Д.Дефо – 3 ч. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо». Сюжетные линии. Характеристика персонажей, характеристика жанра. Х.К. Андерсен – 3 ч. Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей». Внешняя и внутренняя красота. Волшебная сказка, авторский замысел и способы его характеристики. М. Твен – 5 ч. Краткие сведения о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». Автобиография и автобиографические мотивы. Мир детства и мир взрослых. Приключения как форма детской фантазии. Отзыв о герое. Р.К. Сходство отдельных характеристик и эпизодов в «Приключениях Тома Сойера» и в «Нахаленке» М.А. Шолохова. Р.Р Письменный отзыв о герое произведения М.Твена. Ж. Рони – старший – 2 ч. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, эмоциональный мир доисторического человека. Дж. Лондон – 2 ч. Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише». Рассказ. Портрет героя. А. Линдгрен – 2 ч. Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Леннберги» (отрывки). Основные мотивы произведения. Р.Р. Обобщение «Встреча в литературной гостиной» - 2 ч. Рекомендация книг для летнего чтения – 1 ч. Организация учебного процесса Содержание и компоновка материала курса предполагает проблемность обучения, интеграцию федерального и регионального содержания предмета, использование методов сравнения, обобщения и систематизации учебной информации (предметной и межпредметной), сочетание обзорного изучения с углубленным и самостоятельным прочтением целых произведений или их фрагментов. Для реализации программы используется:
- уроки художественного восприятия произведений; - уроки углубленной работы над текстом; - обобщающее изучение произведений;
- уроки освоения теоретико-литературных понятий; - уроки восприятия научных, литературно-критических статей; - уроки по биографии писателя; - уроки по историко-литературным материалам; - уроки обобщения, повторения, опроса;
- уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства; - уроки обучения устным ответам и устным докладам; - уроки обучения сочинениям; - уроки анализа сочинений.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса по литературе Программа направлена на выработку у учащихся следующих основных умений: - воспринимать и анализировать художественный текст; - выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного; - определять род и жанр литературного произведения; - выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; - давать характеристику героев; - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств; - сопоставлять и сравнивать героев литературных произведений; - выявлять авторскую позицию; - выражать свое отношение к прочитанному; - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения; - владеть различными видами пересказа; - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям; - писать отзывы об эпизоде прочитанного произведения, сочинения. Система оценивания При оценке ответов учащихся необходимо руководствоваться требованиями к уровню подготовки школьников по литературе. Критерии оценки: полнота, правильность, аргументированность ответа, личностная оценка произведения. «5» - правильный, полный, аргументированный ответ на вопрос. Речь грамотная, выразительная. «4» - в ответе есть незначительные отступления, нарушение последовательности, речевые недочеты. «3» - ответ недостаточно полный, аргументированный, допущены логические ошибки. Словарь беден. «2» - ответ не соответствует теме, отсутствует логическая связь между частями, крайне бедна речь. Общеучебные умения и навыки (5-й класс)
Литература Для учащихся
Школьные словари
Для учителя
Газеты и журналы
Интернет-ресурсы
|
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов | Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013... Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе... | ||
Пояснительная записка Статус программы: рабочая программа по литературе... В 2 ч под ред. Коровиной В. Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для класса компенсирующего обучения.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе разработана... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы... | ||
Рабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена... Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования... | Образовательная программа для 9 класса предусматривает обучение литературе... Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего... | ||
Рабочая программа по литературе разработана на основании Федерального... Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе для общеобразовательных... | Рабочая программа по русской литературе в 8 классе муниципального... Рабочая программа по русской литературе для обучающихся 9 класса разработана на основе следующих нормативных документов | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 9 класса... Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе гос 2004 года, авторской программы по литературе для 5-11 классов... | Рабочая программа по литературе для 11 класса (базовый уровень) разработана... Рабочая программа предназначена для работы в 11 а физико-математическом классе (базовый уровень) | ||
Рабочая учебная программа по литературе в 11 классе мбоу «Никольская... Рабочая программа по литературе 11 класса разработана на основании следующих документов | Рабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе... Авторы составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 3-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Русское слово, 2009 | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по литературе... Рабочая программа учебного курса по литературе для 11 класса разработана на основе примерной программы основного среднего (полного)... |