Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации01.03.2014
Размер0.85 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4


 

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

___________________

(предмет)

« ___» _________ 20 года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР


« ___» _________ 20 года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ лицей№533
______________________
« ___» _________ 20 года

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по ______________________________________________

(предмет, курс)

класс ___________________________________________

учитель __________________________________________

(Ф.И.О., квалификационная категория учителя)

 

учебный год________________

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 10 класса (В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, 2006).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника литературы для 10 класса (под редакцией В.Г. Маранцмана. Изд. Второе, испр. – Спб: «Специальная литература», 1998), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-2014учебный год.

Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2013-2014 учебный год.
Цели обучения литературе

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко- литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Задачи:

  1. формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

  2. осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

  3. формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

  4. формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  5. формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

  6. формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  7. формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Главной задачей курса литературы 10-го класса является изучение творческого пути писателя как развитие его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи. Курс охватывает наиболее прославленный период русской литературы – 40-90-е гг. ХIХ века. В 10-м классе исторический материал более локализован, что позволяет углубить анализ литературного произведения и сделать акцент на взаимодействии писателей в литературном процессе, на своеобразии мироощущения и художественного метода каждого из них. Курс литературы призван актуализировать в сознании школьников тот пласт русской культуры, который стал особо значимой страницей мирового искусства.
Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- написание сочинений;

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов;

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Виды деятельности учащихся на уроке:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

• работа с различными видами словарей.

Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, проекты и т.д.
Виды контроля

Промежуточный:

- устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

- выразительное чтение текста художественного произведения;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- устный или письменный ответ на вопрос;

- устное словесное рисование;

- комментированное чтение;

- характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

- установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

- анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

- работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и др.);

- составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

- участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов.

Итоговый:

- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

- письменный развернутый ответ на проблемный вопрос;

- творческий зачет;

- защита проектов.
Тематический план (основное содержание курса)
Введение (2 часа)

Русская литература XIX в. — вершина гуманизма мировой литературы. Нравственные и эстетические ценности русской лирики и русской прозы в первой половине XIX в.
Русская литература первой половины XIX века (11 часов, из них 1 рр)

А.С. Пушкин

Стихотворения «Свободы сеятель пустынный…», «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Клеветникам России», «Муза», «Талисман», «Что в имени тебе моем…», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Вновь я посетил» и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совер­шенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам че­ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по­этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр, понятие о трагедии.

Внутрипредметные связи: традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. Лермонтов

Стихотворения «Монолог», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Я видел раз ее в веселом вихре бала…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Они любили друг друга…», «Выхожу один я на дорогу…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…») и др. по выбору.

Глубина философской проблематики и драматизм звуча­ния лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В.Гоголь

Повесть "Портрет". Судьба художника и борьба добра и зла в душе человека. Сон и явь в повести. Необходимость трагического отречения художника от соблазнов славы, богатства. Подлинное и мнимое искусство.

Опорные понятия: фантастическое и реальное в литературе.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­ти Гоголя.
Русская литература второй половины XIX века (84 часа, из них 7 рр)

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.


А.Н. Островский

Пьеса «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в дра­ме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полю­са народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ­фика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
И.А. Гончаров

Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль дета­ли в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писа­рев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).
И.С. Тургенев

«Первая любовь», «Вешние воды». Особенности проблематики.

Романы «Рудин», «Дворянское гнездо». «Лишние люди» в романах Тургенева.

Ро­ман «Отцы и дети». Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм База­рова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги рома­на, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Внутрипредметные связи: литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе).
Ф.И. Тютчев

Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять», «Природа-сфинкс», «Тени сизые смесились…», «О, как убийственно мы любим», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое»), «Последняя любовь» и др. по выбору. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность. Развитие традиций русской ро­мантической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния че­ловеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др.).
А.А. Фет

Стихотворения «Сияла ночь…», «Зреет рожь над жаркой нивой», «Одним толчком согнать ладью живую», «Шепот, робкое дыханье», «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом», «Это утро, радость эта…», «Осенняя роза» и др. по выбору. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое бо­гатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на­строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Кра­сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета.

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
А.К. Толстой

Стихотворения «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «То было раннею весной», «Не верь, мой друг, когда в порыве горя…», «Благословляю вас, леса…», «Кабы знала я, кабы ведала», «Садко», «Илья Муромец», «Государь ты наш батюшка», «Против течения» и др. по выбору учителя. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Особенности сюжета, конфликта, проблематики. Сценическая история пьесы.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Н.А. Некрасов

Стихотворения «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Памяти Добролюбова», «О, Муза! Я у двери гроба…» и др. по выбору. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо­ва-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как фор­ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч­но-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Пред­ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Ф.М. Достоевский

Роман «Преступление и наказание ». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоз­дания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблема­тики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-фило­софский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др.).
М.Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города». Сатирическое осмысление про­блем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания. Приемы сатирического воссоздания действи­тельности Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Композиция сатирической хроники.

Опорные понятия: фольклорная стилизация, гипербола, гро­теск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи:; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).
Н.С Лесков

«Очарованный странник». "Человек на часах". "Человек на часах"- истинно русская история. Стремление Н. Лескова к созданию «монографий » народных типов.
Л.Н. Толстой

Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского рома­на-эпопеи: масштабность изображения исторических собы­тий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущ­ности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» люби­мых героев автора. Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон­ских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная » как идейно-художественная основа тол­стовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Фено­мен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в рома­не. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
А.П. Чехов

Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с со­бачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору.

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и пробле­ма «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чехов­ской прозы.

Пьеса «Виш­невый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Зарубежная литература второй половины XIX века (6 часов + 2 резерв)

Развитие реализма в зарубежной литературе. Г.Флобер. Роман «Госпожа Бовари». А.Рембо. «Ma Boheme» («Моя цыганщина»).


Календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс)


№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные вопросы

Наглядные пособия, ЭОР и ЦОР

Домашнее задание

Виды деятельности

Планируемый результат

Введение (2 часа)

1




Русская литература XIX в. — вершина гуманизма мировой литературы.

вводный

Основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе XIX в. Связь художественной литературы с общественными события-ми эпохи. Русская литература в контексте мировой культуры.




Пересказ лекции

Лекция с элементами беседы. Составление тезисного плана или конспекта лекции.

Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе 19 в; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи, русская литература в контексте мировой культуры.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя.

2




Нравственные и эстетические ценности русской лирики и русской прозы в первой половине XIX в.

закрепление

Основные закономерности историко-литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития. Формирование реализма как новой ступени познания и худ. освоения мира и человека.

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с соц. несправедливостью и угнетение человека).




Пересказ лекции. Стр.37-44 прочитать, ответить на вопросы на стр. 45.

Лекция с элементами беседы. Составление тезисного плана или конспекта лекции; работа со словарем литературоведческих понятий.

Знать основные закономерности историко-литературного процесса; сведения о пушкинском и гоголевском периодах его развития.

Уметь составлять тезисный план или конспект лекции учителя.

Русская литература первой половины XIX века (11 часов, из них 1 рр)

3




Свобода и закон в лирике А.С.Пушкина.

практикум

Жизнь и творчество поэта.

Основные этапы эволюции темы свободы в творчестве поэта.

Стихотворения «Свободы сеятель пустынный…», «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Клеветникам России».

презентация

наизусть

Выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализ текста стихотворений.

Знать основные этапы эволюции темы свободы в творчестве поэта.

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, используя сведения из истории и теории литературы, соотнося стихотворение с литературным направлением; выступать с сообщением на литературную тему.

4




Поэзия и любовь в творчестве

А. С. Пушкина.

практикум

Особенности любовной лирики Пушкина.

Стихотворения «Муза», «Талисман», «Что в имени тебе моем…».




наизусть

Выразительное чтение стихотворений; самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; анализ текста стихотворений

Знать особенности любовной лирики Пушкина.

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, учитывая символику аллегорических образов; выступать с сообщением на литературную тему.

5




Смысл жизни человека и его путь в бессмертие в лирике А.С.Пушкина.

практикум

«Вечные темы» в лирике Пушкина Стихотворения «Подражания Корану», «Элегия»

(«Безумных лет угасшее веселье»), «Вновь я посетил».




Выразительное чтение стихотворений.

Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ.

Знать, какое воплощение получили «вечные темы», почему поэт обратился к их религиозно-философскому осмыслению.

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения с позиции их религиозно-философского осмысления.

6




Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник». Властелин судьбы и маленький человек.

семинар

Идейно-художественные особенности поэмы. Своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной символики.




Выразительное чтение отрывка из поэмы.

Выразительное чтение; устное словесное рисование; сравнительный анализ; ответы учащихся на проблемные вопросы.

Знать идейно-художественные особенности поэмы; понимать, в чем заключается своеобразие конфликта, жанра и композиции произведения.

Уметь анализировать и интерпретировать произведение, выявляя способы выражения авторской позиции, определяя роль художественной символики.

7




Поэт и светское общество в лирике М.Ю.Лермонтова.

практикум

Жизнь и творчество поэта.

Основные мотивы лирики Лермонтова.

Своеобразие его художественного мира.

Стихотворения «Монолог», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Я видел раз ее в веселом вихре бала…».

презентация

наизусть

Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ.

Знать основные мотивы лирики Лермонтова, понимать, в чем заключается своеобразие его художественного мира.

Уметь анализировать и

интерпретировать стихотворения, выразительно их читать.

8




Любовь и одиночество в лирике М.Ю.Лермонтова.

практикум

Основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.

Стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Они любили друг друга…», «Выхожу один я на дорогу…».

живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).


наизусть

Выразительное чтение стихотворений; чтение наизусть; ответы

учащихся на проблемные вопросы

Знать адресатов любовной лирики Лермонтова, основные положения пушкинской и лермонтовской концепции любви и их отражение в художественном творчестве поэтов.

Уметь анализировать и интерпретировать стихотворения, находить нужную информацию в источниках разного типа.

9




Война и природа в лирике М.Ю.Лермонтова.

комбинированный

Основные мотивы лирики Лермонтова.

Своеобразие его художественного мира. Стихотворения «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»).




Выразительное чтение стихотворений. Прочитать повесть Гоголя «Портрет».

Выразительное чтение стихотворений; сравнительный анализ; чтение наизусть;

ответы учащихся на проблемные вопросы

Знать основные мотивы лирики Лермонтова, понимать, в чем заключается своеобразие его художественного мира.

Уметь анализировать и

интерпретировать стихотворения, выразительно их читать.

10




Н.В.Гоголь. «Петербургские повести». Блеск и нищета столицы в повести «Портрет».

Объяснение нового материала

Характерные черты образа Петербурга в повести. Проблема человека и среды.

иллюстрации художников к повес­ти Гоголя.

Письменно ответить на вопрос: в чем заключается своеобразие Петербурга

Н.В.Гоголя?

Устное словесное рисование; краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы

Знать содержание повести, характерные черты образа Петербурга.

Уметь устно нарисовать картину Невского проспекта, владеть навыками краткого пересказа; Уметь анализировать и интерпретировать текст повести.

11




Две редакции повести «Портрет». Изменения в идее произведения

закрепление

Две редакции повести «Портрет».




Подготовиться к кр

краткий пересказ; ответы на проблемные вопросы

Знать текст произведения; сюжет, особенности композиции, систему образов.

Уметь выявлять основную проблематику произведения; определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

12




Контрольная работа по теме "Русская литература первой половины XIX века"

Контроль знаний
















13




Рр Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.

Развитие речи

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины XIX в.




сочинение

Выбор темы сочинения, составление плана, подбор цитат.

Уметь определить основную мысль в соответствии с заданной темой;

аргументированно объяснить выбор жанра сочинения

Русская литература второй половины XIX века (84 часа, из них 7 рр)

14




Обзор русской литературы второй половины XIX века.

Объяснение нового материала

Русская литература второй половины XIX века.

Особенности русской литературной критики этого периода.




Пересказ лекции. Инд.: сообщение на тему «Создание русского национального театра».

Составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; составление учащимися синхронной историко-культурной таблицы.

Знать основные темы и проблемы, особенности русской литературной критики этого периода. Уметь составлять синхронную историко-культурную таблицу.

15




«Колумб Замоскворечья».

А.Н.Островский – первооткрыватель нового пласта русской жизни.

Объяснение нового материала

Основные этапы творческого пути Островского.

А.Н.Островский – первооткрыватель нового пласта русской жизни. Формирование национального театра.

Презентация, отрывки из фильмов по пьесам Островского.

Стр. 149-161 прочитать.

Составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; индивидуальное сообщение на тему «Создание русского национального театра»; сравнительный анализ текста пьес с фрагментами из спектаклей и кинофильмов, снятых по мотивам произведений Островского

Знать основные этапы творческого пути Островского. Уметь составлять тезисный план, выступать с сообщением на заданную тему.

16




Драма «Гроза».

Идейно-художественное своеобразие.

Объяснение нового материала

История создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме.




Действие 1-4 прочитать.

Выборочный пересказ; комментированное чтение; анализ драмы; ответы на проблемные вопросы

Знать историю создания пьесы «Гроза», особенности характеров персонажей пьесы, роль пейзажа в драме.

Уметь анализировать драматическое произведение.

17




Город Калинов и его обитатели.

закрепление

Нравственные устои и быт купечества. Особенности характеров персонажей; основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины.




Действие 2-5 перечитать. Стр. 179-183 прочитать.

Чтение и анализ текста драмы; ответы на проблемные вопросы

Знать особенности характеров персонажей; основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, мотивацию действующих лиц в пьесе, участвующих в конфликте. Уметь сравнивать действующих лиц пьесы, выразительно читать диалоги и монологи

18




Протест и покаяние Катерины.

закрепление

Основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины. Роль женщины в семье. Различные сценические интерпретации роли Катерины




Стр. 161-175 прочитать.

Чтение по ролям; анализ текста драмы; ответы на проблемные вопросы

Знать основные этапы развития внутреннего конфликта Катерины, различные сценические интерпретации роли Катерины.

Уметь читать по ролям различные эпизоды пьесы, аргументированно отвечать на вопросы проблемного характера

19




«Гроза» в оценке русской критики.

закрепление

«Гроза» в оценке русской критики.




Стр. 175-179.

Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве

Знать содержание критических статей.

Уметь составлять план и конспект критической статьи.

20




Контрольная работа по творчеству Островского.

Контроль знаний.







Написать сочинение. Инд.: презентация по Гончарову.

Письменный зачет по пьесам Островского.

Знать содержание пьесы Островского, особенности проблематики, конфликта.

Уметь анализировать драматическое произведение.

21




Серьезное искусство и тихая жизнь И.А.Гончарова.

Объяснение нового материала

Основные этапы жизни и творчества Гончарова.

презентация

Пересказ лекции. Гл. 1-10 прочитать.

Лекция с элементами беседы.

Знать основные этапы жизни и творчества Гончарова. Уметь использовать для решения творческих задач различные источники информации.

22




Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина».

закрепление

Особенности проблематики романа «Обломов».

Отрывки из фильма Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова».

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск