Скачать 0.85 Mb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ по ______________________________________________ (предмет, курс) класс ___________________________________________ учитель __________________________________________ (Ф.И.О., квалификационная категория учителя) учебный год________________ Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 10 класса разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 10 класса (В.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, 2006). Рабочая программа ориентирована на использование учебника литературы для 10 класса (под редакцией В.Г. Маранцмана. Изд. Второе, испр. – Спб: «Специальная литература», 1998), включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2013-2014учебный год. Программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), что соответствует учебному плану школы на 2013-2014 учебный год. Цели обучения литературе Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Задачи:
Главной задачей курса литературы 10-го класса является изучение творческого пути писателя как развитие его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи. Курс охватывает наиболее прославленный период русской литературы – 40-90-е гг. ХIХ века. В 10-м классе исторический материал более локализован, что позволяет углубить анализ литературного произведения и сделать акцент на взаимодействии писателей в литературном процессе, на своеобразии мироощущения и художественного метода каждого из них. Курс литературы призван актуализировать в сознании школьников тот пласт русской культуры, который стал особо значимой страницей мирового искусства. Методы и приёмы обучения: -обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос; - составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; - написание сочинений; - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение; - различные виды пересказа; - заучивание наизусть стихотворных текстов; - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; - подготовка рефератов, докладов; - написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Виды деятельности учащихся на уроке: • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей; • сравнение, сопоставление, классификация; • самостоятельное выполнение различных творческих работ; • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; • составление плана, тезисов, конспекта; • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; • работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета; • работа с различными видами словарей. Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий: уроки-лекции, семинары, беседы, киноуроки, проекты и т.д. Виды контроля Промежуточный: - устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи; - выразительное чтение текста художественного произведения; - заучивание наизусть стихотворных текстов; - устный или письменный ответ на вопрос; - устное словесное рисование; - комментированное чтение; - характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений; - установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства; - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; - анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением; - работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и др.); - составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю; - участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонентов. Итоговый: - написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; - письменный развернутый ответ на проблемный вопрос; - творческий зачет; - защита проектов. Тематический план (основное содержание курса) Введение (2 часа) Русская литература XIX в. — вершина гуманизма мировой литературы. Нравственные и эстетические ценности русской лирики и русской прозы в первой половине XIX в. Русская литература первой половины XIX века (11 часов, из них 1 рр) А.С. Пушкин Стихотворения «Свободы сеятель пустынный…», «Вольность», «Погасло дневное светило…», «Клеветникам России», «Муза», «Талисман», «Что в имени тебе моем…», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Вновь я посетил» и др. по выбору, поэма «Медный всадник». Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии. Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр, понятие о трагедии. Внутрипредметные связи: традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии. Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник». М.Ю. Лермонтов Стихотворения «Монолог», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Я видел раз ее в веселом вихре бала…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Они любили друг друга…», «Выхожу один я на дорогу…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…») и др. по выбору. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта. Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма. Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии. Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.). Н.В.Гоголь Повесть "Портрет". Судьба художника и борьба добра и зла в душе человека. Сон и явь в повести. Необходимость трагического отречения художника от соблазнов славы, богатства. Подлинное и мнимое искусство. Опорные понятия: фантастическое и реальное в литературе. Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Межпредметные связи: иллюстрации художников к повести Гоголя. Русская литература второй половины XIX века (84 часа, из них 7 рр) Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры. А.Н. Островский Пьеса «Гроза». Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев). Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест. Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя). Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского. И.А. Гончаров Роман «Обломов». Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин). Опорные понятия: образная типизация, символика детали. Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова. Межпредметные связи: к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков). И.С. Тургенев «Первая любовь», «Вешние воды». Особенности проблематики. Романы «Рудин», «Дворянское гнездо». «Лишние люди» в романах Тургенева. Роман «Отцы и дети». Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича). Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев. Внутрипредметные связи: литературные реминисценции в романе «Отцы и дети». Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе). Ф.И. Тютчев Стихотворения «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять», «Природа-сфинкс», «Тени сизые смесились…», «О, как убийственно мы любим», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое»), «Последняя любовь» и др. по выбору. «Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта. Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент. Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева. Межпредметные связи: песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (СИ. Танеев, СВ. Рахманинов и др.). А.А. Фет Стихотворения «Сияла ночь…», «Зреет рожь над жаркой нивой», «Одним толчком согнать ладью живую», «Шепот, робкое дыханье», «Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом», «Это утро, радость эта…», «Осенняя роза» и др. по выбору. Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника. Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание. Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета. Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета. А.К. Толстой Стихотворения «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «То было раннею весной», «Не верь, мой друг, когда в порыве горя…», «Благословляю вас, леса…», «Кабы знала я, кабы ведала», «Садко», «Илья Муромец», «Государь ты наш батюшка», «Против течения» и др. по выбору учителя. Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире. Драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Особенности сюжета, конфликта, проблематики. Сценическая история пьесы. Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня. Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина. Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого. Н.А. Некрасов Стихотворения «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Памяти Добролюбова», «О, Муза! Я у двери гроба…» и др. по выбору. «Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание. Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка. Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией. Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова. Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание ». Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе. Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники». Внутрипредметные связи: сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.). Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.). М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания. Приемы сатирического воссоздания действительности Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина. Композиция сатирической хроники. Опорные понятия: фольклорная стилизация, гипербола, гротеск; авторская ирония. Внутрипредметные связи:; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире. Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.). Н.С Лесков «Очарованный странник». "Человек на часах". "Человек на часах"- истинно русская история. Стремление Н. Лескова к созданию «монографий » народных типов. Л.Н. Толстой Роман «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души» любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев. «Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской. «Мысль народная » как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы. Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция. Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков. Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов). А.П. Чехов Рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы. Пьеса «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении. Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь. Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова. Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.). Зарубежная литература второй половины XIX века (6 часов + 2 резерв) Развитие реализма в зарубежной литературе. Г.Флобер. Роман «Госпожа Бовари». А.Рембо. «Ma Boheme» («Моя цыганщина»). Календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс)
|