Учебно-методический комплекс дисциплины





Скачать 315.72 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/3
Дата публикации23.02.2015
Размер315.72 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ДС.4 Литература второго изучаемого языка


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью

(французский язык с дополнительной специальностью)
(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры иностранных языков

факультета ФЖ и МК

протокол № 7 от 25 февраля 2013 г.
Зав. кафедрой

_________________________С.А.Виноградова

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: Малахова Е.А., старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики их преподавания
1.2 Рецензенты: Наумлюк М.В., к.ф.н., доцент (МГПУ)

Пиксендеева В.Г., к.филол.н., доцент кафедры образовательных и общеэкономических дисциплин Мурманского филиала СПБГУ ЭФ.
1.3 Пояснительная записка:

Курс Литература второго изучаемого языка читается для студентов языковых групп, изучающих французский язык как основную специальность.

Целью дисциплины является ознакомление студентов с историей французской литературы.

В задачи курса входит ознакомление обучающихся с лучшими образцами французской литературы, начиная от средневековых памятников до литературы ХХ века, знакомство с определённым кругом теоретических понятий, выработка навыков литературоведческого анализа.

Дисциплина относится к циклу гуманитарных общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих общекультурную подготовку.

Изучение данной дисциплины базируется на прохождении школьной программы по литературе; на сведениях, получаемых при изучении различных аспектов французского языка.

Основные положения дисциплины должны быть использованы при изучении различных аспектов французского языка: аналитическом чтении, лексикологии, стилистике, практике перевода и других.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • иметь понятие об основных тенденциях развития французской литературы;

  • знать необходимые литературоведческие термины и понятия;

  • знать имена крупнейших французских мастеров художественного слова;

  • иметь навыки литературоведческого анализа художественных произведений.

Важное значение имеет включение в лекционный курс определенных теоретических понятий, освещение таких проблем, как проблемы литературного направления, метода, а также вопросов о видах и рядах литературы, о жанрах и об их модификации. Уделяется внимание вопросу о восприятии творчества французских писателей в нашей стране, о роли переводов в деле взаимодействия культур.

Некоторые темы и произведения выделены для самостоятельного изучения с последующим обсуждением на практических занятиях и консультациях. Определены темы для написания курсовых работ по истории французской литературы.

Темы курсовых работ, практических занятий и в особенности темы докладов по современной литературе, конечно, могут варьироваться в соответствии с интересами преподавателя, желанием студентов глубже освоить тот или иной материал, а также с появлением новых имен в литературе.
1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (ксерокопия прилагается).
1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы:


Шифр и наименование специальности

курс

семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового контроля (форма отчетности)

трудо-емкость

всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

050303 Иностранный язык с дополнительной специальностью

5

9

40

20

20

-

-

20

зачёт


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение рабочего времени.


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Средневековая литература Франции. «Песнь о Роланде». Литература эпохи Возрождения. Рабле.

4

2

2




4

2.

Классицизм ХУ11 века. Драматургия. Эпоха Просвещения. Вольтер. Руссо.

4

2

2




4

3.

Романтизм. Виктор Гюго.

Критический реализм. Бальзак. Флобер.

4

2

2




4

4.

Литература рубежа Х1Х-ХХ в.в.

Развитие реализма. Модернизм.

4

2

2




4

5.

Основные тенденции развития современной французской литературы.

4

2

2




4




Всего

20

10

10




20


1.6.2 Содержание разделов дисциплины

Введение.

Французская литература – одна из самых богатых литератур мира. Взаимосвязи русской и французской культур.

  1. Литература средних веков. Поэзия Франсуа Вийона.

Раннее Средневековье во Франции /IX – XI в.в./ – период становления литературы. Три основных сословия. Крестьянство как носитель фольклорных традиций. Зарождение героического эпоса в рыцарской среде. Роль духовенства в развитии книжной литературы. Латинский язык как язык культуры.

Раннесредневековая литература: жития святых, видения, проповеди, зерцала, сентенции, дидактико-аллегорические поэмы, литургические драмы.

Развитое средневековье / XIII – XV в.в./. Завершение формирования феодализма. Борьба между феодальным сепаратизмом и королевской централизацией. Возникновение городов и появление нового социального слоя: буржуа.

Героический эпос. Три цикла героических поэм: цикл Гильома д'Оранжа, цикл ''мятежных баронов'', цикл Карла Великого.

''Песнь о Роланде'' / конец XI – нач. XII в.в./. Историческая основа ''Песни''. Героическая идеализация прошлого. Отражение этических рыцарских норм. Сюжет поэмы. Образ Роланда – тип эпического героя в его идеальном варианте. Публичный характер жизни эпического героя.

Куртуазная лирика трубадуров и труверов. Экономический и культурный подъем Прованса / конец XI– нач. XII в.в./. Влияние лирики трубадуров на формирование поэзии северофранцузских труверов. Любовь к даме как основная тема поэзии. Феномен ''куртуазной любви''. Жанры поэзии трубадуров: кансона, сирвента, альба и др. Мастерство поэтов. Пародии.

Куртуазный роман /вторая пол. XII в./. Близость куртуазного романа к эпосу. Сверхличные идеалы и ценности и герои как носители этих идеалов. Образ безупречного рыцаря. Тип ''романа испытания''. ''Роман о Тристане и Изольде'' /конец XII в./.

Городская литература / XIII в./. Основа – рыцарские и религиозные идеалы, спроецированные на житейскую практику. Сатирическая и дидактическая направленность. Влияние фольклора.

Жанры городской литературы. Фаблио. Животный эпос: ''Роман о Ренаре'' / XII – XIII в.в./ как ироикомический эпос, пародирующий не только литературу, но и жизнь своего времени. ''Роман о Розе'' / XIII в./ - вершина дидактико-аллегорической поэзии Средневековья. Городская лирика /конец XII – XIII в.в./ как самостоятельное явление.

Расцвет средневекового театра в XV веке. Драматургические жанры: миракль, мистерия, моралите, соти, фарс.

Фиксированные жанры в лирике XIV – XV в.в.: баллада, рондо, лэ и другие.

Франсуа Вийон /1431 – 1463/ - крупнейший поэт позднего Средневековья. Трагическая судьба. Пародийность творчества. Переводы на русский язык.

  1. Литература эпохи Возрождения. Франсуа Рабле. Творчество поэтов ''Плеяды''.

Историческая обстановка во Франции XVI в. Роль религиозного движения Реформации. Понятие ренессансного гуманизма.

Неолатинские поэты.

Возникновение жанра новеллистического сборника. Сборник ''Гептамерон'' Маргариты Наваррской.

Франсуа Рабле /1494 – 1553/ и его роман ''Гаргантюа и Пантагрюэль'' /1532 – 1564/. ''Веселая энциклопедия'' эпохи, пародирование всех сфер социальной жизни. Языковая свобода романа. Книга М. Бахтина о Рабле. Понятие ''народной смеховой культуры'' у М. Бахтина.

''Плеяда'' как поэтическая школа второй половины XVI века, ее гуманистические идеи и идеалы. ''Защита и прославление французского языка'' /1549/ И. дю Белле как теоретический манифест школы. Реформа французской поэзии.

Пьер де Ронсар /1524 – 1585/, Иоахим дю Белле /1522 – 1560/ – крупнейшие поэты ''Плеяды''.

Развитие философско-моралистической прозы во второй половине XVI в. ''Опыты'' /1588/ Мишеля Монтеня /1533 – 1592/.

  1. Классицизм. Барокко. Драматургия Корнеля, Расина, Мольера. Проза классицизма.

XVII век как эпоха ''нового времени''. Процесс формирования национальных государств. Французский абсолютизм. Новый период в развитии наук. Философские системы Декарта, Гассенди.

Классицизм и барокко. Прециозность как французская форма ''высокого'' барокко. Роль аристократических салонов в развитии французской литературы XVII века. Прециозные романы: пасторальный /''Астрея'' Оноре д'Юрфе/, галантно-героический /романы Мадлены де Скюдери/. Поэзия либертенов как проявление ''низового'' барокко.

Демократизация литературы в бытописательных романах Ш. Сореля, П. Скаррона, А. Фюретьера.

Эстетика классицизма: приоритет законов разума, типизация и обобщение, принцип правдоподобия, система жанров, воспитательное значение литературы, интерес к античности, отточенность стиля. Роль Фр. Малерба /1555 – 1628/ в создании общенационального языка.

Формирование национального театра как центральное явление французской культуры XVII века. Трагедия как ведущий жанр времени.

Трагедии Пьера Корнеля /1606 – 1684/. Трагикомедия ''Сид'' /1637/ и спор вокруг нее. Борьба долга и чувства как основная морально-философская проблема классицизма.

Более сложное понимание человеческой личности в трагедиях Жана Расина /1639 – 1699/. Трагедии ''Андромаха'' /1667/, ''Федра'' /1677/.

Мольер /1622 – 1673/ как создатель классической комедии. Взгляды Мольера на искусство комедии. ''Бытовые'' и ''высокие'' комедии Мольера. ''Тартюф'' /1664/, ''Дон Жуан'' /1665/, ''Мизантроп'' /1666/, ''Скупой'' /1668/, ''Мещанин во дворянстве'' /1670/.

Басни Лафонтена /1621-1695/ как одно из высших достижений французской литературы классицизма.

''Поэтическое искусство'' /1674/ Никола Буало Депрео /1636 – 1711/ как обобщенная художественная теория классицизма.

Развитие в прозе классицизма несюжетных повествовательных форм. Эпистолярная литература. Проповеди.

Знаменитые французские моралисты XVII века: Франсуа де Ларошфуко, Блез Паскаль, Жан де Лабрюйер.

Первый психологический роман ''Принцесса Клевская'' /1678/ М.-М. де Лафайет /1634 – 1693/.

  1. Литература эпохи Просвещения. Энциклопедисты, Вольтер, Руссо.

Тесная связь литературы XVIII века с общественной жизнью. Энциклопедичность культуры французского Просвещения, взаимопроникновение наук и литературы. Философия как объединяющее их звено. Основные вопросы вопрос о власти, о разумном правлении, религиозный вопрос. Проблема воспитания.

Разнообразие художественных направлений. Философская проблематика ''просветительского классицизма''. ''Буржуазная драма'' как одно из направлений ''просветительского реализма''. Течение ''рококо''.

Сентиментализм как мощное литературное течение второй половины XVIII века. Культ чувств, природы, ''естественного человека''. ''Революционный классицизм'' как искусство французской буржуазной революции. Новые формы романа: роман нравов, философский роман, роман-трактат. Появление реально-психологического романа. Популярность мемуаров, эпистолярных романов. Романы нравов А.-Р. Лесажа /1668 – 1747/ как одно из первых проявлений реалистического искусства. Просветительский реализм. Ш.-Л. де Монтескьё /1689 – 1755/. Реально-психологические романы Мариво /1688 – 1763/.

Роль ''Истории кавалера де Гриё и Манон Леско'' /1731/ аббата Прево /1697 – 1763/ в создании формы современного романа.

Вольтер /1694 – 1778/ как воплощение самого типа просветителя, как символ своей эпохи. Жизнь, философские взгляды, творчество. Эволюция взглядов. Театр Вольтера. Философские повести. Дидро и энциклопедисты. Дени Дидро /1713 – 1784/ и главное его дело – издание ''Энциклопедии''. Дидро как наиболее последовательный материалист своего времени. Взгляд на искусство, концепция драматического искусства. Романы.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск