Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/13
Дата публикации26.02.2015
Размер1.66 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДН(М).Ф.14 ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению
подготовки бакалавриата


050300.62 Филологическое образование,

Профиль Русский язык и литература

(код и наименование направления подготовки бакалавриата указанием профиля)

Утверждено на заседании кафедры

русской филологии

факультета филологии, журналистики и

межкультурных коммуникаций

(протокол № 1 от 27.09.2012 г.)
Зав. кафедрой

_____________________________ Л.В. Горбань
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1 . Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Пожидаева О.В., канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии

1.2 Рецензенты: Шевченко Н.А., канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ,

Музычук Н.А., канд. филол. наук, доцент кафедры cпециализированной подготовки по иностранным языкам МГТУ.

1.3 Пояснительная записка:

Цели освоения дисциплины:

- Дать студентам знание основных закономерностей построения художественного произведения и исторического развития литературы как в теоретическом аспекте, так и в практических применениях своего общекультурного развития в журналистской работе, связанной с подготовкой и анализом различного рода текстов.

- Подготовить студентов к профессиональной деятельности, а именно к чтению, устным выступлениям и письменным работам в области литературоведения; помочь усвоить сложный категориальный аппарат теории литературы, истории литературы и литературной критики.

- Дать представление о тексте как единстве смысловой и лингвистической структуры.

- Сформировать понятия уровневой организации художественного текста.

- Показать текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней, их роль в передаче содержательно-концептуальной информации текста.

- Вооружить студентов общенаучными, общефилологическими и частными методами и приемами анализа художественного текста.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО:

Дисциплина относится к циклу гуманитарных, обеспечивающих теоретическую подготовку будущего специалиста. Курс «Филологический анализ текста» помогает овладеть методологией филологического и лингвистического анализа текста, способствует повышению общефилологической подготовки студентов и усилению ее профессиональной направленности. Соединяя воедино лингвистические и литературоведческие знания, курс поднимает студента на новый научный и методологический уровень.

Объединяя общетеоретические сведения о тексте и его подсистемах и практические навыки работы с ним, филологический анализ призван научить студентов комплексному анализу текста, рассматривать его как целостное и неразрывное единство формы и содержания. По результатам обучения студенты должны получить представление об основных признаках текста, текстовых категориях, тектообразующих возможностях языковых единиц разных уровней, а также о разнообразии текстов, структурирующихся по определенным типологическим критериям. Важной задачей является индивидуальная работа с текстом речевого произведения, а также сопоставление собственного исследовательского опыта с результатами наблюдений других исследователей. При этом в первую очередь учитывается профессиональная ориентация будущих специалистов, которым предстоит работать с текстами различных типов в учебно-воспитательной, социально-педагогической, культурно-просветительной, научно-методической, организационно-управленческой и других сферах – официально-деловыми, публицистическими, научными, разговорными, художественными, где последние обладают несомненной спецификой.

Кроме того, курс «Филологический анализ текста» призван закрепить навыки и умения, полученные студентами при изучении основных содержательных положений лингвистики и литературоведения; овладеть различными методиками анализа текста; создать у студентов чёткое представление о различных подходах к филологическому анализу текстов: семиотическому, типологическому, философско-эстетическому, историческому, комплексному.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история литературы, теория литературы, литературная критика.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: истории русской и зарубежной литературы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • принципы организации текста;

  • специфику художественного текста как предмета филологического анализа;

  • методы и приемы лингвистического и литературоведческого анализа текста.

Уметь:

  • определять роль языковых единиц различных уровней в передаче идейно-художественной информации текста;

  • выделять и анализировать текстовые единицы, обеспечивающие связность и целостность текста;

  • выполнять комплексный анализ текста.

Владеть:

- навыками самостоятельного научного анализа литературно-художественного произведения, филологического анализа текстов разных жанров;

- навыками комплексного описания текста как единицы речи: лингвистический, текстоцентрический, прагматический, когнитивный аспекты.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО направления.

Филологический анализ текста

Понятие текста как объекта лингвистического и литературоведческого анализа. Текстообразующие факторы и основные текстовые категории. Единицы текста. Соотношение текстового фрагмента, абзаца и сверхфразового единства. Целостность и связность текста. Виды текстовой информации. Подтекст. Модальность текста. Тематическая и коммуникативная заданность. Функционально-смысловые типы текстов. Специфика художественного текста как объекта филологического анализа. Монолог и диалог как основные формы социально-речевого общения и их отражение в художественной речи.

Филологический анализ текста в школе и его функции в формировании коммуникативной компетентности.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина):

№ п/п

Шифр и наименование направления

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. работа


1.

050300.62 Филологическое образование, профиль Русский язык и литература

4

7

56

28

0

28

-

28

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Текст как объект филологического исследования.

1

-

1

-

2
















2.

Основные признаки текста.

1

-

1

-

2
















3.

Текстовые категории. Основные средства межфразовой связи.

2

-

2

-

2
















4.

Текст как структурно-семантическое образование.

4

-

4

-

6
















5.

Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней

4

-

4

-

4














6.

Типология текстов.

2

-

2

-

1
















7.

Экстралингвистические параметры в анализе текстов

2

-

2

-

1
















8.

Приемы и методы анализа текстов разных жанров.

6

-

6

-

6
















9.

Автор, персонаж и рассказчик как текстовые универсалии

6

-

6

-

4

















1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Текст как объект филологического исследования. Объект, предмет, цель и задачи курса. Науки, изучающие текст, аспекты изучения текста. Проблематика и задачи филологического анализа текста. Соотношение филологического анализа текста и других видов анализа текста.

Основные признаки текста. Понятие текста. Подходы к определению текста. Общее и различное в понимании текста. Современное состояние теории текста. Текст как система. Единицы текста. Единицы членимости текста: высказывание, фрагмент текста, сложное синтаксическое целое, абзац. Типы членения теста. Свойства текста и признаки: антропоцентричность, социологичность, и др.

Текстовые категории. Основные средства межфразовой связи. Цельность, связность, образ автора, хронотоп. Различные подходы к выделению основных текстовых категорий. Связность текста на различных уровнях языковой структуры. Соотношение понятий цельности, связности, интеграции текста. Категории текста, характеризуемые как лингвистические универсалии: человек, пространство, время – и их языковая экспликация в тексте.

Текст как структурно-семантическое образование. Форма, содержание, функционирование текста. Информативность текста, типы информации в тексте. Способы организации содержания в тексте. Композиция. Текст, метатекст, гипертекст. Миф. Архетип. Концептуальность текста. Концепты.

Текстообразующие возможности языковых единиц разных уровней. Факторы, влияющие на отбор языковых средств. Самоорганизация текста как системное свойство. Язык и стиль. Текстообразующая роль образных средств. Тропы и фигуры.

Типология текстов. Функциональная, жанровая, психолингвистическая. Функционально-смысловые и функционально-стилистические типы текстов.   Тематическая и коммуникативная заданность текста. Способы отражения действительности в тексте. Функционально-стилистические характеристики текста. Функционально-смысловые типы речи и их соотношение с композиционно-смысловыми типами. Монологические и диалогические разновидности текста.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск