Урок
«Окружающий мир»
Раздел: История Отечества
Тема урока:
«Мастера печатных дел»
4 класс
Цели урока:
Познакомить учащихся с историей возникновения и развития печатного дела на Руси, с первым печатником Иваном Федоровым и его служением просвещению русских людей.
Задачи:
Образовательные.
1. Формировать мировоззрение учащихся о жизни русского народа во времена Московской Руси.
2. Продолжить работу по развитию речи учащихся:
а) обогащать словарный запас;
б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;
в) развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Развивающие.
1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.
2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.
3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам окружающего мира.
4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.
5. Развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные.
1. Воспитывать уважение к культуре русского народа.
2. Формировать у учащихся бережное отношение к книге. Оборудование:
репродукция А.М. Васнецова «Московский Кремль при Иване Калите. 1921.»;
иллюстрации с изображением памятника И.Федорову, летописца Нестора, Иоганна Гутенберга, памятника создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию;
иллюстрации с изображением книг Древней Руси: рукописных и печатных;
иллюстрации с изображением печатных станков И. Гутенберга и И. Федорова;
раздаточный материал: карточки с заданиями, словари;
тест из книги Е.М. Тихомировой «Тесты по предмету «Окружающий мир», 4 класс;
рабочие тетради на печатной основе;
учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир», 4 класс
электронная презентация урока;
тест в электронном виде.
Формы организации работы с классом.
| Ход урока.
Этапы, методы, приёмы работы с классом.
|
Порядок показа
слайдов.
| Вводная беседа.
Самостоятельная работа по карточкам.
Индивидуальная работа.
Беседа – диалог.
Работа в тетради на печатной основе.
Сообщение ученика.
Инсценировка.
Сообщение ученика.
Работа с учебником.
Беседа – диалог.
Сообщение ученика.
Работа с учебником.
Самостоятельная работа.
Работа в тетради на печатной основе.
Индивидуальная работа на копьютере.
| Актуализация и постановка проблемы урока.
Проверка домашнего задания.
Работа по карточкам:
1 вариант.
Соотнесите событие и дату: 8 сентября 1380год, 1480 год, 5 апреля 1242 год, Куликовская битва, стояние на реке Угре, Ледовое побоище.
Что в данном списке является лишним: стояние на реке Угре, Иван ΙΙΙ, Дмитрий Донской, хан Ахмат, 1480 год?
2 вариант.
Расставьте события в хронологическом порядке: Куликовская битва, Невская битва, Ледовое побоище, Стояние на реке Угре.
Индивидуальная работа:
Какое событие случилось в 1480 году? Какое значение оно имело?
Выполнение теста («Тесты по предмету «Окружающий мир», Тихомирова Е.М., 4 класс)
- Ребята, рассмотрите, пожалуйста, данные иллюстрации.
- Узнали ли вы, кто на них изображен?
- Хотели бы вы узнать, кто изображен на второй и третьей иллюстрациях?
- Эти исторические личности жили в разные века, но у них есть общее. Предположите, что может объединять этих людей?
(На экране: памятник И.Федорову и иллюстрации с изображением летописца Нестора, Иоганна Гутенберга, памятник создателям славянской азбуки Кириллу и Мефодию.)
( Предположения детей.)
- Если вы затрудняетесь с ответом, то вам поможет загадка:
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. ( Книга.)
- Правильно, этих людей объединяет процесс написания или создания книг. - Ребята, на прошлых уроках мы уже говорили, что самые первые книги люди писали от руки и назывались они рукописными. Вспомните, как выглядели рукописные книги, кто их обычно писал и переписывал?
- Не один год уходил на переписку этих книг. Можно представить, как мало было книг и как они дорого стоили. Были люди, которые думали о том, как сделать книги более дешевыми, более доступными, как ускорить процесс создания новой книги.
- Как вы думаете, что это за быстрый способ создания книги придумали люди?
( Книгопечатание). Первые печатные книги называли чудом. Как же появились эти удивительные творения рук человеческих? Хотели бы вы найти ответ на данный вопрос?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
( Предположения детей.)
- Откройте учебник стр. 82. Сравните свои предположения. Тема урока: «Мастера печатных дел». Постановка цели урока.
- Откройте рабочую тетрадь с. 29 № 2. Можете ли вы отгадать кроссворд? Почему? (Не хватает знаний.)
- Я предлагаю вам сегодня совершить небольшое путешествие в прошлое, чтобы найти ответы на поставленные здесь вопросы.
2. Открытие нового знания.
Сообщение ученика.
Изобретатель книгопечатания.
В 15 веке немецкий мастер Иоганн Гутенберг из города Майнца придумал металлические литеры (буквы), оставляющие на бумаге четкий отпечаток. Сначала он вырезал их из дерева. Но деревянные буквы от краски разбухали и быстро выходили из строя. Тогда Гутенберг решил отливать выпуклые изображения букв из металла. Мастер набирал из букв-литер строчки. Покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск на бумаге. - Книгопечатание быстро распространилось в Европе.
Давайте с вами перенесемся в Россию XVІ века. И узнаем, кто же здесь начал книгопечатание? Сценка.
Автор.
Царь Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу – типографию.
Перед царем коленопреклоненный книжный мастер – Федоров Иван.
Царь.
Сказывают умные люди, будто учен в печатном деле ты не хуже иных иноземных мастеров.
Автор.
Молчит Иван Федоров. Уж больно сердито глядит государь. Но семь бед- один ответ. Решился.
Иван Федоров.
Растет русское государство, Иван Васильевич! Да не обойтись теперь без своих ученых людей, чтобы управлять всеми этими землями под твоей твердой рукой. А где найти тех грамотных без книг? Где печатать ныне книги, как не в Москве? Ежели будет твоя воля государева – заведем типографское дело. Не хуже, чем у немцев. Прославят те книги имя твое, государь, не только на Руси, а и в иных государствах.
Царь.
Дело говоришь, Иван Федоров. Хватит нам жить по старинке. Пора и свое печатное искусство завести. Быть тебе государевым печатником.
Автор.
Вскоре была напечатана первая книга. Посветлело лицо Ивана Грозного. Понял Иван Федоров – понравилась ему книга.
Царь.
Что ж, друкарь, честь головою сберегают. Ладно книгу написал. Угодил царю. - Кто повелел открыть типографию в Москве?
- Кто был первопечатником России? ( Друкарь в переводе с украинского языка означает печатник.)
Сообщение ученика о жизни И. Федорова. Иван Федоров одним из первых выпустил книгу на русском языке. Долгое время он жил в Москве, где стал служителем церкви и книжником. Трудно было отыскать книгу, которую бы он не знал. Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел и искусно резать по дереву. Часто бывая на пушечном дворе, научился он литейному делу. Заходил Иван Федоров и к живущим в Москве немцам. От них он узнал о печатных станках и о буквах-литерах, с помощью которых в немецких землях печатаются книги. И загорелся Федоров самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов. - Станок, который появился на Печатном дворе, был прост по своей конструкции. Он состоял из давила и выдвижной доски, на которой помещалась рама с набранным из букв-литер текстом. Когда нажимали на рычаг, давило опускалось на раму с набором букв, покрытым черной краской. На бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница. 3. Работа по теме урока.
- Какую первую книгу выпустил Иван Федоров, и как она выглядела, вы можете узнать из учебника стр. 82-83. Прочитайте.
- Что нового вы узнали из данного текста?
- Как называлась первая печатная книга, выпущенная Федоровым?
- Назовите дату выпуска книги «Апостол»(1 марта 1564 года). Запишите ее в своих тетрадях.
- Опишите эту книгу.
- История с Иваном Федоровым также не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, Федоров действовал не один, а вместе с соратником. Звали того Петр Тимофеев Мстиславец. Таким образом, русских первопечатников получалось двое. Во-вторых, книгопечатание в России существовало еще до Ивана Федорова.
Первая русская типография открылась в 1553 году, за 11 лет до федоровского «Апостола». Выпустила она семь книг, но, к сожалению, ни в одной не было указано имя печатника. Поэтому первую отечественную типографию историки справедливо назвали анонимной. А слава первопроходца досталась Ивану Федорову. Физкультминутка. ( Зарядка для глаз). - Прочитайте отрывок из другой книги Ивана Федорова:
Поучение сыну.
Сыну мой, приклони ухо твое,
И послушай словес мудрых,
И приложи сердце твое
К научению моему,
Понеже украсит тебе. - Понятен ли вам его смысл? Почему? (В этом отрывке говорится о том, что учиться нужно старательно и тогда учение обогатит и украсит твою жизнь.)
- Хотели бы вы узнать, как называлась эта книга?
- Найдите ответ на этот вопрос на стр. 83.
- «Азбука» была издана в 1574 году в городе Львове. Она учила малышей не только грамоте, но и как правильно вести себя в жизни. Это было первое печатное пособие на Руси для обучению письму и чтению.
- Как вы думаете, созвучны ли слова из «Азбуки» Федорова со словами данной пословицы: Красна птица опереньем, а человек – ученьем.
- Ребята, как вы думаете, а какое значение имело издание первой «Азбуки»?
( Издание первой азбуки имело огромное значение для распространения грамотности, но прежде всего развития и укрепления славянского языка.)
- Догадались ли вы, кому поставлен в центре Москвы памятник, фотографию которого вы уже видели в начале урока?
Сообщение ученика.
В самом центре Москвы стоит памятник первопечатнику Ивану Федорову, созданный во весь рост скульптором Сергеем Михайловичем Волнухиным. Стоит бронзовый Иван Федоров среди повседневной суеты на небольшом холмике. Он в древнерусской одежде, высокий лоб перетянут ремешком, чтобы длинные волосы во время работы не падали на глаза, лицо открытое, русское. В одной руке он держит только что отпечатанный лист своей первой книги, другой – поставленную на скамью наборную доску. От всей фигуры его веет покоем, кажется, он смотрит в вечность.
- На одной стороне постамента имеется надпись: «Первее нача печатати на Москве святые книги в лето 7070(1563) первое апреля 19 ради братий моих и ближних моих». В этой надписи и сказано все самое главное о жизни Ивана Федорова: печатать ради братьев и ближних означало для него жить и трудиться ради просвещения русского народа и будущих поколений.
-Вспомните, как называют людей, которые беззаветно служат своей Родине, прославляют ее своими делами?
( Патриоты.)
- Можно ли назвать патриотом Ивана Федорова и почему?
- В XVІІ столетии в России стало больше грамотных людей. И не только среди знати и служителей церкви, а также и среди горожан. Да и как торговать и заниматься ремеслом, не умея читать, писать и считать?
- На стр. 84 учебника найдите сведения об учебниках, по которым учились люди в XVІІ веке. Выпишите названия этих учебников и их авторов. ( Работа по рядам.) - Ребята, как вы думаете, почему данный параграф назван «Врата учености»?
- Каково значение начала книгопечатания на Руси? Сделайте вывод. (Огромное значение. Книги стали дешевле. Открылись школы, монастырские библиотеки.)
- Сравните свой вывод с данным в учебнике на стр. 86.
- Можете ли вы теперь ответить на вопросы кроссворда? 4. Самостоятельная работа.
- Используя знания, полученные на уроке, ответьте на вопросы теста и решите кроссворд. (Самостоятельная работа (дифференцированная работа) (в тетради на печатной основе стр. 29 №2 и выполнение теста несколькими учащимися на компьютере.)
Тест.
Первым русским мастером-печатником был:
а) Иоганн Гутенберг;
б) Иван Федоров;
в) Иван Грозный
2. Типография в Москве была открыта по велению:
а) Ивана Грозного;
б) Ивана Третьего;
в) Дмитрия Донского
3. Петр Мстиславец – это:
а) помощник Федорова;
б) печатник;
в) помощник Гутенберга
4. Назовите самую первую книгу, напечатанную Федоровым:
а) Букварь;
б) Азбука;
в) Апостол
5. Назовите автора букваря, который переиздавался несколько раз:
а) Карион Истомин;
б) Василий Бурцов;
в) Метелий Смотрицкий
6. Назовите автора «Грамматики», по которой учился Ломоносов:
а) Карион Истомин;
б) Василий Бурцов;
в) Метелий Смотрицкий
7. Назовите автора букваря, монаха Чудова монастыря:
а) Карион Истомин;
б) Василий Бурцов;
в) Метелий Смотрицкий 5. Подведение итогов урока.
- Понравился ли вам наш урок?
- Ребята, а хотели бы вы посмотреть древние печатные и рукописные книги?
На следующем занятии мы отправимся с вами на экскурсию в Муромский историко-художественный музей, один из крупнейших и интереснейших музеев нашего региона, в котором хранятся рукописные, старопечатные и редкие печатные книги.
- Закройте глаза. Прокрутите в своем воображении все, что было на уроке, что вам запомнилось. Какой вывод вы сделали для себя? Д.З. 1) Прочитать текст, ответить на вопросы «Проверь себя» (стр.82- 86).
2) Выполнить задания (с. 86).
3) Выполнить задание № 4 на стр. 30 в тетради на печатной основе.
4)* Нарисовать печатный станок Ивана Федорова или первую печатную книгу.
|
Слайд № 1.
Слайд № 2.
Что объединяет этих людей?
Слайд № 3.
Рукописные книги Древней Руси.
Слайд № 4.
Тема урока.
Слайд № 5.
Иоганн Гутенберг.
Слайд № 6.
Печатный станок Гутенберга.
Слайд № 7.
Москва XVІ века. Слайд № 8.
Царские палаты.
Слайд № 9.
Иван Федоров.
Слайд № 10.
«Апостол».
Слайд № 11.
Буква А.
Слайд № 12.
Поучение сыну.
Слайд № 13.
Азбука Ивана Федорова.
Слайд № 14.
Пословица.
Слайд № 15.
Памятник Ивану Федорову.
Слайды № 16 -22.
Ответы на вопросы кроссворда.
Слайды № 23.
Домашнее задание.
| |