Рабочая программа по литературе 10 класс





НазваниеРабочая программа по литературе 10 класс
страница1/4
Дата публикации06.03.2015
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Рождественская средняя общеобразовательная школа

Согласовано

на заседании РМО

учителей русского языка и литературы, иностранного языка

Руководитель РМО

_________________Ильина В.В.

Протокол от _27.08. 2013 г. № 1

Рассмотрено

на заседании педагогического совета школы

Протокол от 30.08.2013г. № 08


Утверждено

Директор МБОУ Рождественская СОШ

_______________В.В.Иванова

Приказ от _______2013г.№___


Рабочая программа

по литературе

10 класс

Составила: Ильина Валентина Викторовна, учитель русского языка и литературы


с. Рождество

2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

         При составлении планирования уроков литературы в 10 классе использовано содержание «Программы по литературе общеобразовательных учреждений. Литература» под ред. В.Я.Коровиной (2006г.),  «Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006, место предмета в Базисном учебном плане МБОУ Рождественская СОШ; предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся (11 часов), зачетные и контрольные работы – 5 часов.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·        воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

·        развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

·        освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

·        совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Основное содержание курса 

Литература 19 века. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.

Литература первой половины 19 века

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, добро, истина – три принципа пушкинского творчества. Национально – историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Отцы пустынники…», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану», «Элегия», «Вновь я посетил», «Поэт», «Из Пондемонти», «Разговор книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень». Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Историзм и народность – основные реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто…», «Сон», «Выхожу один я…», «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «Завещание»

Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме. Об их соотношении и взаимовлиянии.

Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Романтические произведения. «Вечера…». Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как…»)и эпико – героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других произведениях. («Старосветские помещики», «Вий»)

«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание комедийности и трагизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Литература второй половины 19 века

Обзор

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Социальный и нравственный смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения. Роман в зеркале критики.

как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное Нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова.

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое. Литературная критика.

А.Н.Островский. жизнь и творчество. (обзор) периодизация творчества. Создатель русского сценического репертуара.

Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей.

Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. Островский в критике.

Теория литературы: углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт.

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе.

Теория литературы: углубление понятия о романе.

Ф.И.Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт – романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева – слияние человека с природой и историей, с божевсемирной жизнью и его неосуществимость. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр – лирический фрагмент. Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений.

Стихотворения: «Не то, что мните вы…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Я встретил вас…», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс..», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…»

Теория литературы: углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

А.А.Фет. Жизнь и творчество. Двойственность личности и судьбы Фета – поэта и Фета – практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета.

Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь…», «Еще весны…», «Летний вечер…», «Я пришел к тебе…», «Заря прощается…», «Это утро, радость эта…», «Певице», «Сияла ночь», «Как беден наш язык…», «Одним толчком…», «На качелях»

Теория литературы: углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

А.К.Толстой. жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции.

Стихотворения: «Слеза дрожит…», «Против течения..», «Государь ты наш…»

Н.А.Некрасов. жизнь и творчество. Некрасов – журналист. Переход на позицию реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца – народолюбца. Поэмы Некрасова. «Кому на Руси…» дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.

Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Блажен незлобивый поэт», «Внимая ужасам войны», «Тройка», «Еду ли ночью…»

Теория литературы: понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы.

М.Е.Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество (обзор). «История одного города» - ключевое произведение писателя. Сатирико – гротесковая хроника, терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки.

Теория литературы: фантастика, гротеск, эзопов язык. Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета.

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство»…. Становление типа толстовского героя – просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир.

«Война и мир» - вершина творчества Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно – стилевое начало. Соединение народа как «тела»нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Духовные искания А.Балконского и Пьера Безухова. Нравственно – психологический облик Наташи Ростовой и др. философские, нравственные и эстетические искания Толстого. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Значение противопоставления образов Наполеона и Кутузова. Всемирное значение Толстого.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Внутренний монолог. Роман – эпопея. Психологизм прозы.

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество (обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная» школа.

«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно – авантюрная основа романа. Противопоставление преступления и наказания. Композиционная роль снов Раскольникова. «Маленькие люди» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество. Бытовые повести и жанр русской новеллы. Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы. Исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость – основные мотивы повести. Теория литературы. Форма повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

А.П.Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры: сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького» человека.

Многообразие философско – психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности. «Футлярное существование».

Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»..

«Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе. Роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, бессобытийность, подводное течение. Значение художественного наследия Чехова.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль чехова – рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и сиволическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуков, шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России.

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Изображение жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Из зарубежной литературы.

Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века.

Ги Де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье. Особенности жанра новеллы.

Генрих Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом» Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь – игра и героиня – кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная, и мораль ложная. Неразрешимость конфликта.

Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.


         

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе

на 2013-14 год (102 часа)

 

урока

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) 9 аб класс
Данная рабочая программа по литературе для 9 а и б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconПрограмма по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс
Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе 5 класс
В данном пособии представлена рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику-хрестоматии: Коровина В. Я., Журавлёв В. П.,...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе 10 класс
Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н
...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе 9 класс
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего обра­зования (2004) по примерной программе основного образования...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая учебная программа по литературе Класс 5-9 Разработчики: Войтекайтене...
Примерной программы по литературе, обеспечивает выполнение требований федерального ком­понента Государственного стандарта основного...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconПояснительная записка Нормативная база преподавания предмета
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе. 6 Класс «Б»
Рабочая программа по литературе для 6 клас­са к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина 1 составлена...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе 5 класс
Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П....
Рабочая программа по литературе 10 класс iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год
Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск