«30» августа





Скачать 453.41 Kb.
Название«30» августа
страница1/6
Дата публикации07.03.2015
Размер453.41 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6
МКОУ «Поныровская средняя общеобразовательная школа»


«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по УВР: Директор школы:

_____________/Кудрявина Е. Ю./ ____________ / Савенкова Т.В./

«30» _августа___ 2013 г. Приказ по школе № _135/01-10_

от «30» _августа___ 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ЛИТЕРАТУРА»


(8 Б класс)


Разработала:

учитель русского языка

и литературы Подгорная Валентина Васильевна

2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе

1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание, переработанное и дополненное. Москва: «Просвещение», 2007

2) Государственного стандарта общего образования,

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

5) Оценки качества подготовки выпускников основной школы по литературе: Сборник. 5-9 кл./Сост Э.А.Красновский. – М.:Дрофа, 2000

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартами образования.

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 68 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускников, список литературы, а также приложения. (Календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс)».

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Программа выстроена с учётом специфики класса. Её реализация обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, Интернет, словари.

Точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать её результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории. Именно этому будет уделено внимание при изучении произведений многих авторов. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 8 класс.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Содержание программы учебного курса

Содержание программы позволяет утверждать, что она сохраняет преемственность с программой литературного образования начальной школы. В свою очередь она состоит из двух концентров: 5 - 9 классы (внутри этого концентра три возрастные группы: 5 – 6, 7 – 8, 9 класс), 10 – 11 классы.
Программа концентра 5 – 9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10 – 11 классов, где монографически изучается творчество классиков русской литературы. Подобный подход позволяет учащимся осмыслить сложные произведения литературы каждого периода, осознавая их единство.

Принцип концентризма, осуществляемый последовательно на каждой ступени обучения, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже к одним и тем же произведениям. Но, разумеется, на каждом этапе перед учениками ставятся различные задачи изучения текста:

  1. познакомить с писателем и его лучшими произведениями;

  2. углубить первоначальное впечатление от прочитанного;

  3. раскрыть подтекст;

  4. усложнить анализ;

  5. раскрыть образ автора и др.

Программа каждого курса (класса) включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы. В каждом из курсов затронута одна из ведущих проблем.
На изучение курса литературы в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 часа в неделю.

На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее.

Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Рабочая программа составлена с учётом того, что 8 В класс состоят из детей с низкой работоспособностью, быстро утомляющихся, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Поэтому объём самостоятельных, творческих заданий уменьшен, а предпочтение отдается групповым, парным и индивидуальным формам работы. У большинства обучающихся 8 В класса неплохая память, что позволило увеличить число текстов для заучивания наизусть, для самостоятельного чтения.

Средства контроля

Формами контроля уровня достижений учащихся являются:

  • текущие

  • итоговые оценки

  • подготовка и защита рефератов, проектов по литературе

  • тестирование

  • проверка творческих работ

  • зачётная система по некоторым темам курса.

В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

Календарно-тематическое планирование составлено на основе программы В.Я. Коровиной по литературе для 8 кл., (в сборнике «Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы» - 9-е издание. – Москва «Просвещение», 2007 г.). Программа В.Я. Коровиной рассчитана на 70 часов, т.е. 2 часа в неделю. Особенностью предлагаемого варианта тематического планирования является полное его соответствие программным требованиям курса литературы в 8-м классе.

Планирование составлено таким образом, что облегчает восприятие учениками художественных произведений и стимулирует творческий подход к работе над ними.

Виды контроля:

— промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица); выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики по заданным критериям; викторина, игра.

— итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

Уроки развития речи обозначены буквами «Р/Р», уроки внеклассного чтения – «Вн.Чт».

Количество письменных контрольных работ по литературе соответствует единым нормам.

Общее количество часов: 70

Уроков развития речи: 10

Уроков внеклассного чтения: 11

Классные сочинения – 3

Домашние сочинения – 5

Терминологические диктанты –

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:

— «Шемякин суд» (из древнерусской литературы);

— К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»;

— М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города (отрывок);

— СА. Есенин «Пугачев»;

— И.С. Шмелев «Как я стал писателем».

Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована, на содержание авторской программы, учебник-хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения.
График контрольных и творческих работ


Тема урока. Основное содержание

Дата

Развитие речи

Контр. работы

план

факт







1-я четверть













Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений)







1




Обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина










1

2-я четверть













Подготовка к сочи­нению по роману А. С. Пушкина «Капи­танская дочка»







1




Обучение сочинению по поэме М. Ю.Лермонтова «Мцыри «Анализ эпизода в поэме „Мцыри" (по выбору учащегося)».«Мцыри как романтический герой». «Природа и человек в поэме „Мцыри"







1




Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)







1




3 четверть













Обобщающий урок по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина










1

Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна







1




Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению







2




Обобщающий урок по творчеству Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Блока, С. А. Есенина










1

4 четверть













Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века»(произведение по выбору учащегося)







1




Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Зачет










1

ИТОГО:







8

4


Требования к уровню подготовки обучающихся

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VIII класса.

Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со- нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произёедении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.


Перечень учебно-методического обеспечения

для учащихся:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. — М.: Просвещение, 2008.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: дидактические материалы по литературе. — М.: Просвещение, 2006.

3. Литература: 8 класс: Фонохрестоматия на СО-ЕОМ 1 Сост. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. — М: Просвещение, 2003.
для учителя:


  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5 – 11 классы (Базовый уровень). 10 – 11 классы (Профильный уровень) / Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. — М.: Просвещение, 2008.

  4. Н. В. Егорова Литература 8 класс: Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003.

  5. Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. — М.: ВАКО, 2004.

  6. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. — М.: Просвещение, 2008.

  7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

  8. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 2008.

  9. Поурочное планирование по литературе. 8 кл. к учебнику-хрестоматии Коровиной В. Я.: Методическое пособие / О. А. Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

  10. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. — М.: Русское слово, 2007.

  11. Литература: Тесты. 5 – 8 кл.: Учебно-метод. пособие для учителя / Авт.-сост. Н. Н. Коршунова, Е. Ю. Липина. – М.: Дрофа, 1998.

  12. Электронное учебное пособие Кирилла и Мефодия

  13. ЦОРы Сети Интернет


Приложение 1

Тематическое планирование

(8 класс)
Количество часов на год - 70

Количество часов в неделю - 2

Количество контрольных работ на год:

классные сочинения - 3

домашние сочинения - 5 вн. чт. - 10


Раздел

Часы

Введение

1

Устное народное творчество

2

Из древнерусской литературы

2

Из литературы XVIII века

3

Из литературы XIX века

33

И. А. Крылов

2

К. Ф. Рылеев

1

А. С. Пушкин

10

М.Ю. Лермонтов

4

Н.В. Гоголь

7

М. Е. Салтыков - Щедрин

2

Н. С. Лесков

1

Л. Н. Толстой

3

Поэзия родной природы

1

А.П. Чехов

2

Из литературы XX века

19

А. А. Бунин

1

А. И. Куприн

2

А. А. Блок

2

С. А. Есенин

2

М. А. Осоргин

1

И. С. Шмелёв

1

Обобщающий урок по творчеству Л. Н. Тол­стого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. А. Бло­ка, С. А. Есенина

1

Журнал «Сатирикон».

1

А. Т. Твардовский

3

А. П. Платонов

1

Стихи и песни о Великой Оте­чественной войне.

1

В. П. Астафьев

1

Сочинение «Великая Отечествен­ная война в произ­ведениях писателей XX века»

1

Русские поэты о Ро­дине, родной приро­де.

1

Из зарубежной литературы

8

Заключительные уроки

1
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«30» августа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«29» августа 2013 г. С. Н. Кудинова Е. В. Ревина «31» августа 2013 г. «31» августа 2013 г
«30» августа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«29» августа 2013 г. С. Н. Кудинова Е. В. Ревина «31» августа 2013 г. «31» августа 2013 г
«30» августа iconСрок обучения: очно – с 30 августа 2013 г с 30 августа 2016 г.; заочно...
Срок обучения в очной аспирантуре не должен превышать трех лет, в заочной аспирантуре четырех лет
«30» августа icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории
«30» августа icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории
«30» августа icon«22» августа 2014г. «26» августа 2014 года Приказ №101 от
Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории
«30» августа icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по истории
«30» августа icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Государственного образовательного стандарта среднего полного общего образования по истории
«30» августа iconЕнгнл Т. И. «28» августа 2013 г. «28» августа 2013г
Рабочая программа составлена на основании: Авторской программы для общеобразовательных учреждений. 10-11 кл
«30» августа iconРабочая программа по курсу «русская литература» для 10 класса
Протокол №1 от «27» августа 2010 г. Приказ №111 от «28»августа 2010г
«30» августа icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ № от
Программа составлена на основе Образовательного государственного стандарта основного общего образования по истории
«30» августа iconМониторинг средств массовой информации 27 августа 2013 года
Путин 27 августа проведет на сш гэс совещание о развитии электроэнергетики Сибири и Дальнего Востока 3
«30» августа icon«23» августа 2013г. «26» августа 2013 года Приказ №77 от
Пасечник В. В., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р....
«30» августа icon«22» августа 2014г. «26» августа 2014 года Приказ №101от
Пасечник В. В., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования Р....
«30» августа iconПротокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по...
Р. з. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле
«30» августа iconПротокол №1 от 15 августа 2013 года Починок-Сутер №111 от 27 августа 2013 г
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск