Требования к рефератам учащихся I. Общие положения
Рефератом учащегося следует считать краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. Реферат имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.
Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки.
Количество первоисточников для изучения должно быть не менее 3 - 5 работ.
Реферат выполняется под руководством преподавателя.
II. Структура реферата
Реферат имеет следующую структуру:
титульный лист;
оглавление с указанием глав, параграфов, страниц;
введение;
основная часть (разбитая на главы и параграфы);
заключение;
список реферируемой литературы;
приложения (репродукции).
Общий объем реферата 10-15 страниц печатного текста: введение – 1 страница, основная часть – 10-13 страниц, заключение – 1 страница.
Тема реферата должна соответствовать критериям:
грамотность с литературной точки зрения;
четкость рамок исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и узкая ограниченность);
адекватность уровню ученической учебно-исследовательской работы (недопустима как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной с научной точки зрения терминологии).
Вводная часть должна включать в себя:
актуальность темы реферата (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность, современная востребованность и т.д.).
постановку целей и формирование задач, которые требуется решить для выполнения цели;
краткий обзор изучения литературы и прочих источников информации.
Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и название которых определяются автором и преподавателем. Подбор её должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы. Основная часть реферата, кроме материала из разных источников содержания, должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.
Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и четкого изложения выводов, указывается, что нового лично для себя ученики вынесли из работы над рефератом.
Список литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных учащимися в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий. В нем указываются: фамилии автора, инициалы, название работы, место и время её публикации.
После списка литературы могут быть помещены различные приложения (репродукции, иллюстрации и пр.) Каждое приложение нумеруется и оформляется с нового листа.
III. Оформление реферата
Реферат должен быть представлен в сброшюрованном виде. Оформление реферата производится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к его структуре. Каждая часть начинается с новой страницы.
Каждая страница нумеруется в середине нижней строки. Счет- нумерация ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются.
Страница должна иметь поля слева - не менее 3 см, справа – не менее 1,5 см, снизу и сверху – 2 см.
Текст должен легко читаться. Рекомендуемые размеры шрифта 12 – 14 (один по всему тексту).
Шрифт лучше выбирать прямой. Курсив и жирный шрифт использовать для выделения.
Заголовки по всему тексту должны быть выполнены в едином стиле. Заголовки одного уровня набирают одним шрифтом одного размера.
Перед знаками препинания (кроме тире) не может быть пробела. После знака препинания пробел обязателен.
В конце заголовков точка не ставится.
Перед заголовком и после рекомендуется вставлять пустую строку.
В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).
Титульный лист оформляется следующим образом: в центре вверху – название учебного заведения, в центре – название темы реферата, ниже темы справа – фамилия, имя, отчество учащегося, класс, а также фамилия и инициалы преподавателя, внизу – город и год написания
IV. Руководство
1. Руководителем реферата является преподаватель.
2. Деятельность руководителя включает в себя:
предложения и (или) корректировку темы реферата;
обсуждение содержания и плана реферата;
рекомендации по подбору литературы;
планирование и контроль за работой над рефератом;
прием реферата и его защиту.
V. Критерии оценки реферата
К общим критериям можно отнести:
Соответствие реферата теме.
Глубина и полнота раскрытия темы.
Адекватность передачи первоисточника.
Логичность, связность.
Доказательность.
Соответствие структуре и требованиям к оформлению.
Языковая правильность.
Частные категории относятся к конкретным структурным частям реферата: введению, основной части, заключению.
1. Критерии оценки введения:
Наличие обоснования выбора темы, её актуальности.
Наличие сформулированных целей и задач работы.
Наличие краткой характеристики первоисточников.
2. Критерии оценки основной части:
Структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам.
Наличие заголовка к частям текста и их удачность.
Проблемность и разносторонность в изложении материала.
Выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование.
Наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.
3. Критерии оценки заключения:
Наличие выводов по результатам анализа.
Выражение своего мнения по проблеме.
VI. Оценивание
Для оценивания реферата используется 5-бальная система:
Оценка «5» («отлично») ставится – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания и оформления реферата; реферат имеет чёткую композицию и структуру; в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в тексте; представлен качественный анализ найденного материала, сделаны выводы и отражено личное мнение автора реферата; наличие качественно выполненного презентационного материала; умение свободно беседовать по любому пункту реферата и отвечать на вопросы, поставленные членами комиссии по теме реферата.
Оценка «4» («хорошо») ставится – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания реферата, но есть мелкие замечания по оформлению реферата; реферат имеет чёткую структуру; в тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в тексте; представлен анализ найденного материала, сделаны выводы; наличие выполненного презентационного материала; умение отвечать на вопросы.
Оценка «3» («удовлетворительно») ставится – содержание реферата соответствует заявленной в названии тематике; в целом реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания реферата, но есть замечания по оформлению реферата; в целом реферат имеет чёткую структуру, но в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; есть орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в тексте; наличие презентационного материала; допускаются ошибки при ответах на вопросы комиссии.
Оценка «2» («неудовлетворительно») ставится – содержание реферата не соответствует заявленной в названии тематике или в реферате отмечены нарушения общих требований написания реферата; есть ошибки в оформлении; есть нарушения композиции и структуры; в тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала; не в полном объёме представлен список использованной литературы, есть многочисленные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в тексте; реферат не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала и выводы, текст реферата представляет собой непереработанный текст другого автора (других авторов); отсутствует презентационный материал.
VII. Порядок хранения и использования реферата.
Реферат, сдается преподавателю (руководителю), а затем в методический кабинет ДХШ, является имуществом кабинета. |