минобрнауки росСии
владивостокский государственный университет экономики и сервиса
| АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
| 19735
| Реферирование
| Ключевые слова
| Реферирование, реферат, аннотация, обзор, резюме.
|
Цель и задачи дисциплины с учетом направления и профиля
| Целями освоения учебной дисциплины является развитие навыков письменной деловой и научной речи (в сопоставлении с разговорной речью) для осуществления коммуникации в профессиональной сфере и выполнения научно-исследовательских работ на русском языке.
Задачи дисциплины:
Обобщение и систематизация знаний, необходимых для прохождения процедуры государственного тестирования по русскому языку как иностранному (ТРКИ-2 и отчасти ТРКИ-3).
Совершенствование языковой, речевой и коммуникативной компетенции: углубление знаний в области функционально-стилевой дифференциации русского языка; развитие умений составлять тексты различных жанров официально-делового стиля; учить осуществлять дистантную письменную коммуникацию в различных официальных и неофициальных ситуациях; расширение лексического запаса, освоение фразеологизированных оборотов и речевых клише, характерных для официально-делового, разговорного и научного стилей; освоение синонимичных лексических единиц (предлоги, союзы) и грамматических конструкций (словосочетания, предложения), имеющих различия в официально-деловом, научном и разговорном стилях.
Подготовка к выполнению курсовой и выпускной квалификационной работы: развитие навыков конспектирования и реферирования научных текстов, включая цитирование, библиографическую запись и оформление работы.
Совершенствование социокультурной компетенции: развитие умений свободно, уверенно вступать в дистантный письменный контакт с носителем русского языка в типичных ситуациях повседневной жизни (социально – бытовая, социокультурная и профессиональная сферы общения), инициировать и поддерживать, завершать общение с достаточно разнообразными и дифференцированными целями с помощью адекватных и разнообразных языковых средств; учиться понимать все тонкости письменного и устного речевого поведения носителя языка.
|
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП) ВПО
| ООП
| Форма обучения
| Блок
| Модуль
| Трудоемкость (З.Е.)
| Форма промежут. контроля
| 035700.62. Лингвистика. Лингвистика
| ОФО
| Б.3/Группа З
|
| 2
| З
|
Результаты освоения дисциплины (формируемые компетенции и ЗУВ)
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы компетенции:
| ООП
| Вид компетенций
| Компетенции
| 035700..62, Лингвистика. Лингвистика
| Профессиональные
| ПК-1 владеет системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования иностранного языка, его функциональных разновидностей
| ПК-8 умеет использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба)
|
В результате освоения дисциплины у обучающегося должны быть сформированы знания, умения, владения::
| ООП
| Коды компетенций
| Знания, Умения, Владение
| 035700.62, Лингвистика. Лингвистика
| ПК-1
| Знания:
| систему функциональных стилей изучаемого иностранного языка, лексические, грамматические, фонетические особенности каждого из стилей
| Умения:
| дифференцировать различные функциональные разновидности иностранного языка
| Владения:
| навыками использования фонетических, лексичесих, словообразовательных, грамматических норм иностранного языка в различных ситуациях общения
| ПК-8
| Умения:
| использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации
|
Связь с другими дисциплинами и практиками учебных планов
Дисциплина базируется на следующих дисциплинах ООП ВПО
Практический курс русского языка, Русский речевой этикет, Основы теории русского языка.
При освоении данной дисциплины компетенции одновременно формируются следующими дисциплинами ООП ВПО
|
|
ООП
| Дисциплина
| Блок
| Коды компетенций
| 035700.62 Лингвистика
| Практический курс русского языка
| Б.3
| ПК-1
|
Освоение данной дисциплины необходимо обучающемуся для успешного освоения следующих дисциплин (модулей), прохождения практик по данному направлению подготовки:
Подготовка ВКР
Содержание дисциплины
| Модуль 1. Государственное тестирование по русскому языку как иностранному 2 уровня (ТРКИ-2)
| 1
| Государственное тестирование по русскому языку как иностранному 2 уровня (ТРКИ-2): требования к выполнению субтеста «письмо». Типы заданий. Лингвистическая и коммуникативная компетенция.
| 2
| Письмо на основе прочитанного текста рекламного характера. Развертывание текста. Клише для разных композиционных частей частных неофициальных писем.
| 3
| Письмо-характеристика. Личностные и деловые качества человека. Описание фактов и событий из жизни. Оценка адекватности качеств личности в соответствии с заданной ситуацией. Контрольная работа (лексика, описывающая личностные и деловые качества человека).
| 4
| Жанры официально-делового стиля. Объявление, заявление, жалоба (собственно жалоба, рекламация, претензия), благодарность. Домашняя контрольная работа (объявление, заявление, информационный бюллетень, жалоба, благодарность, приглашение, резюме, расписка, доверенность).
|
| Модуль 2. Научная речь
| 5
| Конспектирование. Приемы сжатия текста. Трансформация сложных предложений в простые. Выделение главной и второстепенной информации. Восстановление текста по ключевым словам. Работа с текстом А.А. Леонтьева «Этнопсихолингвистика».
| 6
| Реферирование. Виды рефератов. Реферат-резюме. Клише для передачи чужого мнения и авторской оценки информации. Работа с текстом Н.И. Толстого «Этнолингвистика в кругу других дисциплин».
| 7
| Реферирование. Правила сокращения слов. Реферат-обзор. Клише для сопоставления точек зрения. Работа с текстами В.В. Шаховского «Лингвистика эмоций» и Горелова К.Ф. и И.Н. Седова «»
| 8
| Цитирование. Включение цитат в текст. Оформление цитат.
| 9
| Правила оформления библиографических ссылок.
| 10
| Курсовая работа. Выпускная работа бакалавра. Отчет по практике. Структура, оформление. Титульный лист.
| 11
| Теоретический обзор в научно-исследовательской работе (курсовой, бакалаврской): структура, содержание, источники. Выводы как композиционный элемент.
| 12
| Язык исследовательской части курсовой и бакалаврской работы: нормы научного стиля. Пассивные конструкции. Клише.
| 13
| Введение и заключение как составные элементы научно-исследовательской работы. Структура, язык, оформление.
|
|
Образовательные технологии
Лабораторные занятия с применением активных методов обучения (учебные дискуссии, подготовка презентаций, практические задания). Информационные технологии (подготовка электронных презентаций, использование интернет-ресурсов). Выполнение проектов и подготовка кратких сообщений с презентацией в формате Microsoft PowerPoint.
Фонды оценочных средств
Темы рефератов, научные статьи для подготовки рефератов разного типа (реферат-обзор, реферат-резюме), научные статьи для подготовки аннотаций, рецензий, конспектов; контрольные вопросы по дисциплине.
|
Кафедра:
| Кафедра русского языка
| Ведущие преподаватели
| Коновалова Юлия Олеговна
| |