Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.)





НазваниеЗадания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.)
страница1/4
Дата публикации14.03.2015
Размер0.59 Mb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.)
1. Ознакомиться с дополнительными материалами для самостоятельной работы

(по темам лекций), с. 19-35.

2. Подготовиться к семинарским занятиям №1-2 (включая практические работы к соответствующим семинарам). с. 36-65.
Подготовить данные задания по учебно-методическому пособию: Русская классическая литература/ автор-составитель Т.П. Абзалова. - Набережные Челны, 2005. (пособие взять в библиотеке университета).
3. Используя модель реферата научной статьи, написать научный реферат на одну из тем ( темы рефератов на с. 111-113 указанного пособия). Модель научного реферата, а также требования к написанию, оформлению и объему работы даются в разделе 3 «Вторичные научные жанры» ( см.: прилагаемый электронный вариант учебно-методических рекомендаций «Структура и языковое оформление научных и деловых письменных текстов»).
4. Ознакомиться с экзаменационными вопросами, находящимися в пособии Т.П. Абзаловой «Русская классическая литература».
Задания по дисциплинам «Речевая культура менеджера» и «Технология речевой деятельности» для студентов 1-го курса (901, 902 гр.)
1. По учебно-методическим указаниям «Культура речи» (автор-составитель Т.П. Абзалова. - Набережные Челны, 2003. Указания взять в библиотеке университета) подготовиться к семинарским занятиям №1-4. Устно ответить на вопросы теоретического характера, письменно выполнить упражнения, в которых даются задания практического характера: поставить ударения, составить словосочетания, вставить пропущенные буквы и т. п.

2. Используя модель реферата, написать научный реферат на одну из тем ( темы прилагаются). Требования см. : прилагаемый электронный вариант уч.-метод. рекомендаций «Структура и языковое оформление научных и деловых письменных текстов»

3. Ознакомиться с экзаменационными вопросами, находящимися в уч.-метод. указаниях Т.П. Абзаловой «Культура речи».


Темы рефератов по дисциплинам «Технология речевой деятельности», «Речевая культура менеджера»

1. Правильность речи ( морфологическая, синтаксическая)

2. Чистота речи

3. Точность речи

4. Логичность речи

5. Богатство речи

6. Уместность речи

7. Выразительность речи

8. Краткость речи

9. Благозвучность речи

10. Общение и его слагаемые

11. Особенности делового общения

12. Культура диалога

13. Беседа

14. Обсуждение

15. Диспут

16. Дискуссия

17. Полемика

18. Ораторская речь

19. Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения

20. Активный и пассивный словарный запас

21. Лексика с ограниченной сферой функционирования (диалектная лексика)

22. Лексика с ограниченной сферой функционирования (специальная лексика)

23. Жаргон (профессиональный)

24. Жаргон (молодежный)

25. Табуированная лексика (инвективная, обсценная)

26. Просторечие

27. Фразеологизмы, их использование в речи.

28. Пословицы и поговорки в речи.

29. Крылатые слова и выражения .

30. Значение словарей в жизни современного человека.

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

СТРУКТУРА И ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

НАУЧНЫХ И ДЕЛОВЫХ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ
Учебно-методические рекомендации

Набережные Челны

2008

ББК 81.2 Рус

С 87
Структура и языковое оформление научных и деловых письменных текстов. Учебно-методические рекомендации /Составитель: С.О. Магфурова, г. Набережные Челны: НГТТИ, 2008г., 53с.

В предлагаемых учебно-методических рекомендациях обобщены требования к правилам оформления научного и делового текстового материала, рассмотрены структура и языковые особенности текстов вторичных научных жанров, представлены образцы составления и редактирования различных документов. Система практических заданий направлена на отработку навыков научной и деловой письменной речи.

Предназначены для студентов, изучающих практическую стилистику и литературное редактирование, культуру речи, делопроизводство.


Рецензенты:

Р.А. Закиров, кандидат филологических наук

Е.В. Кузнецова, кандидат философских наук

Печатается по решению Научно-методического совета Набережночелнинского государственного торгово-технологического института.
Набережночелнинский государственный

торгово-технологический институт, 2008 г.


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Раздел 1. Языковое оформление научного текста

Тема 1. Особенности научного стиля речи

Тема 2. Правила оформления отдельных видов (элементов) текстового материала

Тема 3. Вторичные научные жанры (конспект, аннотация, реферат, рецензия)
Раздел 2. Языковое оформление деловых текстов

Тема 1. Особенности официально-делового стиля речи

Тема 2. Редактирование текстов служебных документов

Тема 3. Составление текстов личной документации
Список рекомендуемой литературы

ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методические рекомендации содержат общие требования содержательного и формального порядка, предъявляемые к составлению и написанию научных и деловых текстов. В двух разделах в обобщенном виде представлен основной теоретический материал по научному и официально-деловому стилям речи, дается тренинг, способствующий выработке навыков фиксации и коррекции языковых дефектов изложения в научной и деловой письменной речи.

В первом разделе особое внимание уделено научному реферату. Студенческий научный реферат – один из видов учебной работы, которая направлена на углубленное изучение отдельных научных вопросов на материале, самостоятельно собранном, проанализированном и обобщенном. Написание реферата способствует выработке первоначальных навыков научного исследования.

Во втором разделе данных рекомендаций представлены основы редактирования текстов служебных документов и рассматриваются особенности составления текстов личной документации, наиболее часто встречающихся в различных сферах деятельности.

В целом, работа над научными и деловыми письменными текстами, знание особенностей их структурирования и языкового оформления способствуют повышению эрудиции студента, укреплению и расширению познавательного интереса, углублению теоретической и практической подготовки.

РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА
Тема 1. Особенности научного стиля речи
Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере общения. В современном русском литературном языке выделяются книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический. Им стилистически противопоставлена разговорная речь, выступающая чаще всего в характерной для нее устной форме. Особое место, по мнению некоторых ученых, в системе стилей занимает язык художественной литературы, лишенный какой бы то ни было стилистической замкнутости и отличающийся разнообразием индивидуально-авторских средств.

Каждый функциональный стиль, являясь наиболее крупной разновидностью литературного языка, создается под влиянием комплекса базовых экстралингвистических стилеобразующих факторов (далее -ЭСФ). ЭСФ – это явления внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств, т.е. Речь приобретает свои стилевые характеристики. Традиционно выделяют следующие ЭСФ: 1. Сфера общения, связанная с каким-либо видом деятельности (общественно-политической, научной, правовой, бытовой деятельностью). 2. Цель общения, соответствующая назначению данного вида деятельности в обществе: передача информации, убеждение, предписание или указание, эстетическое воздействие и др. 3. Тип содержания, различающийся в разных сферах общения. 4. Основная функция языка (коммуникативная, эстетическая, экспрессивная, фактическая, функция воздействия). 5. Типовая (базовая) ситуация общения (официальная / неофициальная).

Научный стиль используется в сфере научной (или учебной) деятельности человека. Общая цель научной речи – сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. Информация, которая лежит в основе научного сообщения, имеет свою специфику: она носит интеллектуальный характер, именно поэтому передача научной информации требует точности, логичности, доказательности, последовательности изложения.

В письменной форме научный стиль представлен в разных жанрах научной литературы: монографиях, статьях, учебниках, диссертациях, рефератах, методических рекомендациях и др.

Данные особенности определяют важнейшие черты научного стиля: отвлеченность, обобщенность, логичность, доказательность, объективность изложения, точность, скрытую эмоциональность, строгость, сухость. В свою очередь эти стилеобразующис факторы определяют принципы отбора языковых средств и их организации.

В научном стиле выделяют три подстиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. В каждом из подстилей сложилась особая система жанров. Представим типологии жанров научной литературы.

  1. Крупные (монография, диссертация, энциклопедия, словарь, справочник, учебник, учебное пособие и др.) и малые жанры (статья, реферат, аннотация, тезисы, обзор, рецензия и др.).

  2. Первичные и вторичные жанры. Цель первых - изложение первичных научных сведений, получаемых в процессе исследований (монография, научная статья, словарь и др.). Вторичные жанры информируют только о конечных результатах исследований, полученных в процессе аналитико-синтетической переработки первичных научных текстов (рецензия, отзыв, реферат, аннотация и др.).

  3. По коммуникативно-прагматической функции все тексты научного стиля делятся на следующие типы:

• собственно научный: статья, доклад;

• информационно-реферативный: аннотация;

• справочно-энциклопедический: справочники, энциклопедии;

• научно-оценочный: отзыв;

• научно-учебный: учебник;

• научно-методический: методические рекомендации;

• научно-деловой: патенты, стандарты и др.

  1. По типу композиционно-смысловой организации выделяют:

• жанры с открытой, мягкой структурой: статья, монография,

рецензия, тезисы и др.;

• жанры с жестко фиксированной структурой: патенты, авторские заявки, стандарты и др.;

• промежуточные формы: рефераты, аннотации и др.
Тема 2. Правила оформления отдельных видов (элементов) текстового материала

1. Цитаты

Ознакомьтесь с общими требованиями к цитированию и основными правилами оформления цитат.

Общие требования к цитации:

  1. цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по цитируемому тексту, в той грамматической форме, в какой он дан в источнике;

  2. пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения и обозначается многоточием; цитирование должно быть полным, без искажения мысли автора;

  3. цитата должна быть неразрывно связана с текстом и должна служить доказательством или подтверждением выдвинутых автором положений;

  4. при цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата;

  5. при цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографическая сноска).



Основные правила оформления цитат:

Правило

Пример




Цитата как самостоятельное предложение (после точки, заканчивающей предшествующее предложение) должна начинаться с прописной буквы, даже если первое слово в источнике начинается со строчной буквы.

Стремление понять законы сущего ведет не к рассмотрению случайности в качестве объективной реальности, но к ее истолкованию в качестве начальной стадии познания объекта, обусловленной несовершенством нашего знания. «Нет ничего более противного разуму и природе, чем случайность» (Цицерон).

В источнике: «...нет ничего...»




Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, потому что и т.д.), заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

М. Горький писал, что «в простоте слова -самая великая мудрость: пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги». В источнике: «В простоте слова...»




Цитата, помещенная после двоеточия, начинается со строчной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось со строчной буквы (при этом перед цитируемым текстом обязательно ставится многоточие), и с прописной буквы, если в источнике первое слово цитаты начиналось с прописной (в этом случае многоточие перед цитируемым текстом не ставится)

С точки зрения исторического тяготения, культурных предпочтений, системы ценностных ориентации, с точки зрения цивилизационной, русская нация есть нация европейская: «...как русская литература, при всей своей оригинальности, есть одна из европейских литератур, так и сама Россия при всех своих особенностях есть одна из европейских наций» (Вл. Соловьев). В источнике: «...и как русская...»




Если предложение цитируется не полностью, то вместо опущенного текста перед началом цитируемого предложения, или внутри него, или в конце ставится многоточие. Знаки препинания, стоящие перед опущенным текстом, не сохраняются.

Вл. Соловьев обращает внимание на эту сторону проблемы: «Сила и красота божественны, только не сами по себе... если нераздельны с добром. Никто не поклоняется бессилию и безобразию; но одни признают силу и красоту, обусловленную добром... а другие возвеличивают силу и красоту, отвлечен но взятые и призрачные»

Когда предложение заканчивается цитатой, причем в конце цитаты стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, то после кавычек не ставят никакого знака, если цитата является самостоятельным предложением; или ставят точку (или другой необходимый знак), если цитата не является самостоятельным предложением (входит в текст авторского предложения).

О свободе личности можно говорить, только признавая право личности на самобытность. В этом отношении знаменательно восклицание Н.Гумилева: «Я не хочу, чтобы меня смешивали с другими - а это требует, чтобы и я сам не смешивал себя с другими!»

При цитировании не по первоисточнику следует указывать «Цит. по:». При этом ссылка на первоисточник оформляется как подстрочная.

В автобиографических произведениях XX века установка на достоверность проявляется в монтаже разрозненных воспоминаний: «Я пишу отрывисто не потому, что такой у меня стиль: отрывисты воспоминания». (Цит.по: Шайтанов И.О. Как было и как вспомнилось. - М., 1981. -С.7)

В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике





Правила оформления отношения автора работы к цитируемому отрезку:

Правило

Пример

Чтобы выразить свое отношение к отдельным фрагментам цитируемого текста, нужно поставить восклицательный знак или знак вопроса в круглых скобках.

Работая в библиотеке, расслабьтесь и ведите себя как дома (?). В хорошей библиотеке вы без труда (!) найдете сами дорогу к нужной книге.

Чтобы выделить в цитате определенные слова, необходимо изменить шрифт выделяемого слова, а в круглых скобках привести указание на выделение и инициалы автора.

Хорошо разработанный план работы (курсив наш – С.М.1) - еще один путь к успеху.

Без плана вы будете зря (подчеркнуто мною – С.М.) растрачивать свое время и силы. В итоге вы не получите нужного результата (разрядка наша - С.М.)

Чтобы пояснить непонятные вне контекста слова, комментарий автора помещают после них в прямых или угловых скобках вместе с его инициалами.

Многие люди употребляют данный термин [«справочная литература» - С.М.], когда видят в крупных библиотеках тяжеловесные огромные фолианты.

1 Инициалы автора: начальные буквы имени и фамилии.
2. Справочно-библиографический аппарат

Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики идентификации документа (ГОСТ 7.1. - 84).

Элементы библиографического описания:

  1. Заголовок описания - фамилия автора (или нескольких авторов) и инициалы.

  2. Заглавие - название произведения (оно может быть осложнено параллельным заглавием, выполняющим поясняющую, уточняющую функции).

  3. Издание - сведения об отличиях данного произведения от других изданий того же произведения.

  4. Выходные данные - место издания (город), наименование издательства, год издания.

5. Количественная характеристика данных – фактическое количество страниц, листов.

Ознакомьтесь с условными разделительными знаками, используемыми в библиографическом описании, и последовательностью расположения его элементов.

1. Заголовок описания. Основное заглавие.

2. : Другое заглавие.

3. / Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы).

4. // Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена основная часть.

5. . - Место издания.

6. : Издательство (книга). 7. , Год издания (книга).

8. . - Год издания (журнал).

9. . - Номер (журнал).

10. . - Количество страниц (в книге: - 43 с; страницы, на которых помещена основная часть: - С. 12 – 35).

Изучите таблицу примеров оформления библиографического списка:

Однотомные издания

1. Книги одного, двух или трех авторов

1. Вербицкая Л.А. говорить правильно. - М: Высшая школа, 1993. - 144 с.

2. Горбаневский М.В., Караулов Ю.М., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. - М.: Наука, 1999.-215 с.

2. Книги четырех и более авторов

Речевое общение: Искусство убеждать /Н.В. Анисина, Е.В. Ганапольская, Л.В. Степанова, Л.П. Стычишина. - СПб.: СПбГТУ, 2000. - 129 с.

3. Издания, не имеющие индивидуальных авторов

1. Русский язык конца XX столетия (1985 - 1995 гг.) / Отв. ред. Е.А. Земская. - М: Наука, 1996. - 203 с.

4. Переводные издания

Белиап П., Стил Т. Логика вопросов и ответов: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1981. - 112 с.

5. Книги под общей редакцией

Приватизация: чему учит мировой опыт Под общ. ред. Б.М. Болотина. - М: Международные отношения, 1993.-280с.

6. Диссертация.

Шестакова Т.Э. Дистантные связи диалогических реплик в тексте драмы: Дис. ... канд. филол. наук. - Ярославль, 2005. - 252 с.

7. Автореферат диссертации

Шестакова Т.Э. Дистантные связи диалогических реплик в тексте драмы: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ярославль, 2005. - 24 с.

Многотомные издания

1. Издание в целом

1. Аристотель. Соч.: В 4 т.-М.: Прогресс, 1976- 1984.

2. Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука, 1980 - 1982.

2. Отдельный том

Русская грамматика: В 2 т. - М.: Наука. - Т. 1. - 1980. - 793 с.

Составная часть издания (глава, раздел, статья и т.д.)

1. Из собрания сочинений

Лейбниц Г.В. О мудрости // Соч.: В 4 т. - М. - Т. 3. - 1984. -С. 97-100.

2. Из книги

Скворцов Л.И. Просторечные и жаргонные элементы в парламентских выступлениях //Культура парламентской речи. -М.,1994. -С. 103-113.

3. Из материалов конференций,

симпозиумов, семинаров и т.д.

Саморуков Б.Е. Введение в творчество // Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Тез. докл. Научно- метод. конф. 31 янв. - 1 февр. 1995. - СПб., 1995.-С. 102-103.

4. Из журнала

1. Аникеев А. Национальное самосознание и судьбы государства // Диалог. - 1993. - № 4. - С. 4 - 10. 2. Филиппов В.Г. роль философских оснований политической теории в ее развитии // Вестн. Ленингр. ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право. - 1991. - Вып. 4. - С. 7 - 11.

5. Из газеты

Козлов Ю, Преимущества падающих эпох: Филос. размышления // Россия. - 1993. - 27 янв. - 2 февр. (№ 5). -С. 9.

В курсовых, дипломных и диссертационных работах обычно рекомендуется использовать алфавитное построение библиографического списка, в качестве заглавия которого употребляется один из следующих вариантов: «Литература», «Список литературы», «Список использованной литературы».
3. Библиографические ссылки

Ссылки могут быть внутритекстовыми и подстрочными.

Для внутритекстовых ссылок на список литературы используются следующие варианты их оформления (в круглых или квадратных скобках): 1) указывается фамилия автора, год издания, номер страницы: (Формановская 1989: 122); 2) указывается порядковый номер истчника в списке использованной литературы и номер страницы: [34, с. 156]; 3) дается полное библиографическое описание, причем в целях сокращения ссылок допускается не указывать в них отдельные обязательные элементы (объем, наименование издательства).

Во внутритекстовой ссылке может быть дано неполное описание документа, если часть ссылки вошла в основной текст, например: П. Сопер в своей книге «Основы искусства речи» (Ростов-на-Дону: Феникс, 1999) подробно рассматривает внешний облик оратора (с. 145 – 156). Или: А.К. Михальская определяет «образцовую речь» следующим образом: «...это целесообразность, смысл и добро, в триединстве выраженные в слове и в совокупности составляющие риторический идеал современности» (Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996. - С. 16).

При повторной ссылке ( два и более раз подряд) на один и тот же документ приводятся слова Там же с указанием страницы. Например: Там же. - С. 34. Допускается в повторных ссылках опускать последние слова длинных заглавий, заменяя их многоточием, и указывать только имя автора, заглавие и страницы. Например: Сидорова Т.А. Мотивированность слов фразеологизированной морфемной структуры в современном русском языке. - Архангельск, 2007. - С. 193; Сидорова Т.А. Мотивированность слов фразеологизированной морфемной структуры в современном русском языке. - С. 108; Сидорова Т.А. Мотивированность слов... - С. 265.

Подстрочная ссылка – ссылка под текстом. В том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора, непосредственно у слова, к которому относится примечание, перед знаками препинания (за исключением многоточия, вопросительного и восклицательного знаков) ставится знак сносок в виде звездочки или цифры. В нижней части страницы после сплошной черты с абзацного отступа оформляется ссылка.
4. Перечисления

Ознакомьтесь с правилами оформления перечислений.

Грамматическое оформление перечислений

Правило

Пример верного грамматического оформления

Пример неверного грамматического оформления

Все элементы перечисления должны быть грамматически подчинены фразе, которая предшествует перечислению

Скорость работы диска характеризуется двумя показателями: временем доступа к данным на диске; скоростью чтения и записи данных на диск

Скорость работы диска характеризуется двумя показателями: время доступа к данным на диске; скорость чтения и записи данных на диск

Основную вводную

фразу нельзя обрывать на предлогах или союзах

Основой научной теории Адама Смита было стремление взглянуть на человека с трех сторон: с

позиций морали и нравственности; с позиций гражданских и государственных; с позиций

экономических

Основой научной теории

Адама Смита было стремление взглянуть на человека с позиций морали и нравственности; с позиций гражданских и

государственных; с позиций экономических

Пунктуационное оформление перечислений:

Составляющие

перечисления

Оформление перечисления

Схема

Отдельные слова (или небольшие фразы без знаков препинания внутри)

Элементы перечисления

пишутся в подбор с остальным текстом и отделяются друг от друга запятой

Текст:

  1. первое слово,

  2. второе слово,

  3. третье слово

Развернутые словосочетания со своими знаками препинания

Элементы перечисления

пишутся с новой строки и

отделяются друг от друга

точкой с запятой; после цифр или литер, которыми обозначены элементы перечисления, ставится круглая скобка

Текст:

  1. первое развернутое словосочетание;

  2. второе развернутое словосочетание;

  3. третье развернутое словосочетание

Законченные фразы

Элементы перечисления пишутся с абзацными отступами, начинаются с прописных букв и отделяются друг от друга

точкой; после цифр или

литер, которыми обозначены элементы перечисления,ставится точка

Текст:

1. Первая фраза.

2. Вторая фраза.

3. Третья фраза.

Практические задания:

1. Напишите текст об особенностях языка науки, введя в него следующие цитаты:

Ученые рассуждения и трактаты должны быть коротки и ясны, отнюдь немногословны. Нужно помнить, что наука для тех, которые еще не знают ее (Н.В. Гоголь).

Трудных наук нет, есть только трудные изложения... (А.И. Герцен).

Злоупотребление научным языком превращает в науку слов то, что должно быть наукой фактов (Ж. Кондорсе).

Главное достоинство языка – в ясности (Стендаль).

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Н. Толстой).

Самое легкодостижимое и одно из главных достоинств научного доклада (доклада как такового) – краткость (Д.С. Лихачев).

В течение столетий взаимодействуя с мощной стихией русского языка, наука сумела выработать великолепный собственный язык – точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразительный (Г.П. Лыщинский).

  1. Включите в текстовый фрагмент цитату из любого научного произведения: а) как самостоятельное предложение; б) как самостоятельное предложение, цитируемое не полностью (с пропуском слова, словосочетания, предложения); в) после двоеточия; г) после подчинительного союза; д) цитируемую не по первоисточнику.

  2. Оформите библиографическое описание источников.

1. Книга Н.Б. Мечковской «Социальная лингвистика», изданная в 2000 году в Москве в издательстве «Аспект Пресс», объемом 207 страниц.

2. Статья И.С. Улуханова «О новых заимствованиях в русском языке», опубликованная в первом номере журнала «Русский язык в школе» в 1994 году на стр. 70 -75.

3. Словарь перестройки, изданный в 1992 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Златоуст», объемом 256 страниц, под общей редакцией В.И. Максимова.

4. Тезисы доклада Г.Г.Тимофеевой «Функционирование новых англо-американских заимствований в русском языке 80-х годов», опубликованные в сборнике тезисов межвузовской конференции «Проблемы функционального описания языковых единиц» в Свердловске в 1990 году на стр. 116-117.

5. Сборник статей «Новые слова и словари новых слов», опубликованный в Санкт- Петербурге в 1997 году, объемом 169 страниц, под редакцией Е.А. Левашова.

4. Правильно ли оформлены приведенные ниже перечисления? Исправьте те из них, в которых допущены ошибки.

  1. Накопители на жестком диске (винчестеры) предназначены для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером: 1) программ операционной системы; 2) часто используемых пакетов программ (редакторов документов, трансляторов с языков программирования и т.д.).

  2. На протяжении многих лет служащие банка, ответственные за выдачу ссуд, исходили из: 1) дееспособности заемщика, 2) его репутации, 3) способности получать доход, 4) владения активами, 5) состояния экономической конъюнктуры.

  3. Существуют два типа дисководов:

• дисковод, рассчитанный на дискеты размером 3,5 дюйма;

  • дисковод, рассчитанный на дискеты 5,25 дюйма (устаревшая модель).

4. Очень важным для понимания биосферы было установление немецким физиологом Пфефером трех способов питания живых организмов:

1) Автотрофное - построение организма за счет использования веществ неорганической природы.

2) Гетеротрофное - строение организма за счет использования низкомолекулярных органических соединений.

3) Миксотрофное - смешанный тип построения организма.

5. По мнению В.И. Вернадского, в прошлом не придавали значения двум важным факторам, которые характеризуют живые тела и продукты их жизнедеятельности:

• открытию Пастера о преобладании оптически активных соединений, связанных с дисимметричностью пространственной структуры молекул как отличительной особенности живых тел;

  • явно недооценивался вклад живых организмов в энергетику биосферы и их влияние на неживые тела.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconМетодические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса
Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература...
«Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура
«Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconРабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе»
Цель и задачи курса – ознакомление студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «Русская литература», с основными формами...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconПрограмма элективного курса «русская романтическая литература ( от жуковского до тютчева)»
«Русская романтическая литература (от Жуковского до Тютчева)», что связано прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconРабочая программа по предмету русская литература для 5 класса
«Русская литература: Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень / Под ред. М. Г. Ахметзянова....
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Лагунова О. К. Литературная регионалистика: русская и русскоязычная проза. Учебно-методический комплекс. Программа для студентов...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconРусская литература 18 века методические материалы для студентов фж темы рефератов
Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. М.,...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconРабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности «Социокультурный сервис и туризм»
Е. Л. Клименко, Н. Ф. Швейбельман. Русская и зарубежная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconРеспублика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа...
«Русская литература 19 века» в 2-х частях и В. П. Журавлева «Русская литература 20 века» в 2-х частях. Содержание курса на историко-литературной...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconИнтегрированный курс «Литература» 11 класс Задания на 1 2 недели...
Звиняцковский В. Я. Литература: русская и мировая: интегрир курс: учеб для 11 кл общеобразоват учеб заведений / В. Я. Звиняцковский,...
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:...
Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconПрограмма дисциплины «Русская литература XХ-ХХI вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) iconПрограмма дисциплины «Русская литература XХ-ХХI вв в кросс культурной...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск