Скачать 0.59 Mb.
|
Задания по дисциплине «Русская классическая литература» для студентов 1-го курса (901,902, 903 гр.) 1. Ознакомиться с дополнительными материалами для самостоятельной работы (по темам лекций), с. 19-35. 2. Подготовиться к семинарским занятиям №1-2 (включая практические работы к соответствующим семинарам). с. 36-65. Подготовить данные задания по учебно-методическому пособию: Русская классическая литература/ автор-составитель Т.П. Абзалова. - Набережные Челны, 2005. (пособие взять в библиотеке университета). 3. Используя модель реферата научной статьи, написать научный реферат на одну из тем ( темы рефератов на с. 111-113 указанного пособия). Модель научного реферата, а также требования к написанию, оформлению и объему работы даются в разделе 3 «Вторичные научные жанры» ( см.: прилагаемый электронный вариант учебно-методических рекомендаций «Структура и языковое оформление научных и деловых письменных текстов»). 4. Ознакомиться с экзаменационными вопросами, находящимися в пособии Т.П. Абзаловой «Русская классическая литература». Задания по дисциплинам «Речевая культура менеджера» и «Технология речевой деятельности» для студентов 1-го курса (901, 902 гр.) 1. По учебно-методическим указаниям «Культура речи» (автор-составитель Т.П. Абзалова. - Набережные Челны, 2003. Указания взять в библиотеке университета) подготовиться к семинарским занятиям №1-4. Устно ответить на вопросы теоретического характера, письменно выполнить упражнения, в которых даются задания практического характера: поставить ударения, составить словосочетания, вставить пропущенные буквы и т. п. 2. Используя модель реферата, написать научный реферат на одну из тем ( темы прилагаются). Требования см. : прилагаемый электронный вариант уч.-метод. рекомендаций «Структура и языковое оформление научных и деловых письменных текстов» 3. Ознакомиться с экзаменационными вопросами, находящимися в уч.-метод. указаниях Т.П. Абзаловой «Культура речи». Темы рефератов по дисциплинам «Технология речевой деятельности», «Речевая культура менеджера» 1. Правильность речи ( морфологическая, синтаксическая) 2. Чистота речи 3. Точность речи 4. Логичность речи 5. Богатство речи 6. Уместность речи 7. Выразительность речи 8. Краткость речи 9. Благозвучность речи 10. Общение и его слагаемые 11. Особенности делового общения 12. Культура диалога 13. Беседа 14. Обсуждение 15. Диспут 16. Дискуссия 17. Полемика 18. Ораторская речь 19. Лексика современного русского языка с точки зрения происхождения 20. Активный и пассивный словарный запас 21. Лексика с ограниченной сферой функционирования (диалектная лексика) 22. Лексика с ограниченной сферой функционирования (специальная лексика) 23. Жаргон (профессиональный) 24. Жаргон (молодежный) 25. Табуированная лексика (инвективная, обсценная) 26. Просторечие 27. Фразеологизмы, их использование в речи. 28. Пословицы и поговорки в речи. 29. Крылатые слова и выражения . 30. Значение словарей в жизни современного человека. МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СТРУКТУРА И ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНЫХ И ДЕЛОВЫХ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ Учебно-методические рекомендации Набережные Челны 2008 ББК 81.2 Рус С 87 Структура и языковое оформление научных и деловых письменных текстов. Учебно-методические рекомендации /Составитель: С.О. Магфурова, г. Набережные Челны: НГТТИ, 2008г., 53с. В предлагаемых учебно-методических рекомендациях обобщены требования к правилам оформления научного и делового текстового материала, рассмотрены структура и языковые особенности текстов вторичных научных жанров, представлены образцы составления и редактирования различных документов. Система практических заданий направлена на отработку навыков научной и деловой письменной речи. Предназначены для студентов, изучающих практическую стилистику и литературное редактирование, культуру речи, делопроизводство. Рецензенты: Р.А. Закиров, кандидат филологических наук Е.В. Кузнецова, кандидат философских наук Печатается по решению Научно-методического совета Набережночелнинского государственного торгово-технологического института. Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, 2008 г. СОДЕРЖАНИЕ Введение Раздел 1. Языковое оформление научного текста Тема 1. Особенности научного стиля речи Тема 2. Правила оформления отдельных видов (элементов) текстового материала Тема 3. Вторичные научные жанры (конспект, аннотация, реферат, рецензия) Раздел 2. Языковое оформление деловых текстов Тема 1. Особенности официально-делового стиля речи Тема 2. Редактирование текстов служебных документов Тема 3. Составление текстов личной документации Список рекомендуемой литературы ВВЕДЕНИЕ Учебно-методические рекомендации содержат общие требования содержательного и формального порядка, предъявляемые к составлению и написанию научных и деловых текстов. В двух разделах в обобщенном виде представлен основной теоретический материал по научному и официально-деловому стилям речи, дается тренинг, способствующий выработке навыков фиксации и коррекции языковых дефектов изложения в научной и деловой письменной речи. В первом разделе особое внимание уделено научному реферату. Студенческий научный реферат – один из видов учебной работы, которая направлена на углубленное изучение отдельных научных вопросов на материале, самостоятельно собранном, проанализированном и обобщенном. Написание реферата способствует выработке первоначальных навыков научного исследования. Во втором разделе данных рекомендаций представлены основы редактирования текстов служебных документов и рассматриваются особенности составления текстов личной документации, наиболее часто встречающихся в различных сферах деятельности. В целом, работа над научными и деловыми письменными текстами, знание особенностей их структурирования и языкового оформления способствуют повышению эрудиции студента, укреплению и расширению познавательного интереса, углублению теоретической и практической подготовки. РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА Тема 1. Особенности научного стиля речи Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере общения. В современном русском литературном языке выделяются книжные стили: научный, официально-деловой, публицистический. Им стилистически противопоставлена разговорная речь, выступающая чаще всего в характерной для нее устной форме. Особое место, по мнению некоторых ученых, в системе стилей занимает язык художественной литературы, лишенный какой бы то ни было стилистической замкнутости и отличающийся разнообразием индивидуально-авторских средств. Каждый функциональный стиль, являясь наиболее крупной разновидностью литературного языка, создается под влиянием комплекса базовых экстралингвистических стилеобразующих факторов (далее -ЭСФ). ЭСФ – это явления внеязыковой действительности, в которых протекает речевое общение и под влиянием которых происходит отбор и организация языковых средств, т.е. Речь приобретает свои стилевые характеристики. Традиционно выделяют следующие ЭСФ: 1. Сфера общения, связанная с каким-либо видом деятельности (общественно-политической, научной, правовой, бытовой деятельностью). 2. Цель общения, соответствующая назначению данного вида деятельности в обществе: передача информации, убеждение, предписание или указание, эстетическое воздействие и др. 3. Тип содержания, различающийся в разных сферах общения. 4. Основная функция языка (коммуникативная, эстетическая, экспрессивная, фактическая, функция воздействия). 5. Типовая (базовая) ситуация общения (официальная / неофициальная). Научный стиль используется в сфере научной (или учебной) деятельности человека. Общая цель научной речи – сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. Информация, которая лежит в основе научного сообщения, имеет свою специфику: она носит интеллектуальный характер, именно поэтому передача научной информации требует точности, логичности, доказательности, последовательности изложения. В письменной форме научный стиль представлен в разных жанрах научной литературы: монографиях, статьях, учебниках, диссертациях, рефератах, методических рекомендациях и др. Данные особенности определяют важнейшие черты научного стиля: отвлеченность, обобщенность, логичность, доказательность, объективность изложения, точность, скрытую эмоциональность, строгость, сухость. В свою очередь эти стилеобразующис факторы определяют принципы отбора языковых средств и их организации. В научном стиле выделяют три подстиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный. В каждом из подстилей сложилась особая система жанров. Представим типологии жанров научной литературы.
• собственно научный: статья, доклад; • информационно-реферативный: аннотация; • справочно-энциклопедический: справочники, энциклопедии; • научно-оценочный: отзыв; • научно-учебный: учебник; • научно-методический: методические рекомендации; • научно-деловой: патенты, стандарты и др.
• жанры с открытой, мягкой структурой: статья, монография, рецензия, тезисы и др.; • жанры с жестко фиксированной структурой: патенты, авторские заявки, стандарты и др.; • промежуточные формы: рефераты, аннотации и др. Тема 2. Правила оформления отдельных видов (элементов) текстового материала 1. Цитаты Ознакомьтесь с общими требованиями к цитированию и основными правилами оформления цитат. Общие требования к цитации:
Основные правила оформления цитат:
Правила оформления отношения автора работы к цитируемому отрезку:
1 Инициалы автора: начальные буквы имени и фамилии. 2. Справочно-библиографический аппарат Библиографическое описание – это совокупность библиографических сведений о документе, его составной части или группе документов, приведенных по определенным правилам и необходимых и достаточных для общей характеристики идентификации документа (ГОСТ 7.1. - 84). Элементы библиографического описания:
5. Количественная характеристика данных – фактическое количество страниц, листов. Ознакомьтесь с условными разделительными знаками, используемыми в библиографическом описании, и последовательностью расположения его элементов. 1. Заголовок описания. Основное заглавие. 2. : Другое заглавие. 3. / Сведения об авторстве (авторы, составители, редакторы). 4. // Название документа, сборника, журнала, газеты, в котором помещена основная часть. 5. . - Место издания. 6. : Издательство (книга). 7. , Год издания (книга). 8. . - Год издания (журнал). 9. . - Номер (журнал). 10. . - Количество страниц (в книге: - 43 с; страницы, на которых помещена основная часть: - С. 12 – 35). Изучите таблицу примеров оформления библиографического списка: Однотомные издания
Многотомные издания
В курсовых, дипломных и диссертационных работах обычно рекомендуется использовать алфавитное построение библиографического списка, в качестве заглавия которого употребляется один из следующих вариантов: «Литература», «Список литературы», «Список использованной литературы». 3. Библиографические ссылки Ссылки могут быть внутритекстовыми и подстрочными. Для внутритекстовых ссылок на список литературы используются следующие варианты их оформления (в круглых или квадратных скобках): 1) указывается фамилия автора, год издания, номер страницы: (Формановская 1989: 122); 2) указывается порядковый номер истчника в списке использованной литературы и номер страницы: [34, с. 156]; 3) дается полное библиографическое описание, причем в целях сокращения ссылок допускается не указывать в них отдельные обязательные элементы (объем, наименование издательства). Во внутритекстовой ссылке может быть дано неполное описание документа, если часть ссылки вошла в основной текст, например: П. Сопер в своей книге «Основы искусства речи» (Ростов-на-Дону: Феникс, 1999) подробно рассматривает внешний облик оратора (с. 145 – 156). Или: А.К. Михальская определяет «образцовую речь» следующим образом: «...это целесообразность, смысл и добро, в триединстве выраженные в слове и в совокупности составляющие риторический идеал современности» (Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996. - С. 16). При повторной ссылке ( два и более раз подряд) на один и тот же документ приводятся слова Там же с указанием страницы. Например: Там же. - С. 34. Допускается в повторных ссылках опускать последние слова длинных заглавий, заменяя их многоточием, и указывать только имя автора, заглавие и страницы. Например: Сидорова Т.А. Мотивированность слов фразеологизированной морфемной структуры в современном русском языке. - Архангельск, 2007. - С. 193; Сидорова Т.А. Мотивированность слов фразеологизированной морфемной структуры в современном русском языке. - С. 108; Сидорова Т.А. Мотивированность слов... - С. 265. Подстрочная ссылка – ссылка под текстом. В том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора, непосредственно у слова, к которому относится примечание, перед знаками препинания (за исключением многоточия, вопросительного и восклицательного знаков) ставится знак сносок в виде звездочки или цифры. В нижней части страницы после сплошной черты с абзацного отступа оформляется ссылка. 4. Перечисления Ознакомьтесь с правилами оформления перечислений. Грамматическое оформление перечислений
Пунктуационное оформление перечислений:
Практические задания: 1. Напишите текст об особенностях языка науки, введя в него следующие цитаты: Ученые рассуждения и трактаты должны быть коротки и ясны, отнюдь немногословны. Нужно помнить, что наука для тех, которые еще не знают ее (Н.В. Гоголь). Трудных наук нет, есть только трудные изложения... (А.И. Герцен). Злоупотребление научным языком превращает в науку слов то, что должно быть наукой фактов (Ж. Кондорсе). Главное достоинство языка – в ясности (Стендаль). Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л.Н. Толстой). Самое легкодостижимое и одно из главных достоинств научного доклада (доклада как такового) – краткость (Д.С. Лихачев). В течение столетий взаимодействуя с мощной стихией русского языка, наука сумела выработать великолепный собственный язык – точный, как сама наука, и лаконичный, звонкий, выразительный (Г.П. Лыщинский).
1. Книга Н.Б. Мечковской «Социальная лингвистика», изданная в 2000 году в Москве в издательстве «Аспект Пресс», объемом 207 страниц. 2. Статья И.С. Улуханова «О новых заимствованиях в русском языке», опубликованная в первом номере журнала «Русский язык в школе» в 1994 году на стр. 70 -75. 3. Словарь перестройки, изданный в 1992 году в Санкт-Петербурге в издательстве «Златоуст», объемом 256 страниц, под общей редакцией В.И. Максимова. 4. Тезисы доклада Г.Г.Тимофеевой «Функционирование новых англо-американских заимствований в русском языке 80-х годов», опубликованные в сборнике тезисов межвузовской конференции «Проблемы функционального описания языковых единиц» в Свердловске в 1990 году на стр. 116-117. 5. Сборник статей «Новые слова и словари новых слов», опубликованный в Санкт- Петербурге в 1997 году, объемом 169 страниц, под редакцией Е.А. Левашова. 4. Правильно ли оформлены приведенные ниже перечисления? Исправьте те из них, в которых допущены ошибки.
• дисковод, рассчитанный на дискеты размером 3,5 дюйма;
4. Очень важным для понимания биосферы было установление немецким физиологом Пфефером трех способов питания живых организмов: 1) Автотрофное - построение организма за счет использования веществ неорганической природы. 2) Гетеротрофное - строение организма за счет использования низкомолекулярных органических соединений. 3) Миксотрофное - смешанный тип построения организма. 5. По мнению В.И. Вернадского, в прошлом не придавали значения двум важным факторам, которые характеризуют живые тела и продукты их жизнедеятельности: • открытию Пастера о преобладании оптически активных соединений, связанных с дисимметричностью пространственной структуры молекул как отличительной особенности живых тел;
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса Фоминых С. Г., Скальский С. В. Методические рекомендации и контрольные задания для студентов V курса заочного отделения фармацевтического... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература... «Русская литература XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература». Основой... | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура «Русская литература и культура XX века», которая изучается студентами-филологами направления «Русский язык как неродной и литература»... | ||
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» Цель и задачи курса – ознакомление студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «Русская литература», с основными формами... | Программа элективного курса «русская романтическая литература ( от жуковского до тютчева)» «Русская романтическая литература (от Жуковского до Тютчева)», что связано прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных... | ||
Рабочая программа по предмету русская литература для 5 класса «Русская литература: Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень / Под ред. М. Г. Ахметзянова.... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Лагунова О. К. Литературная регионалистика: русская и русскоязычная проза. Учебно-методический комплекс. Программа для студентов... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),... | Русская литература 18 века методические материалы для студентов фж темы рефератов Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. М.,... | ||
Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности «Социокультурный сервис и туризм» Е. Л. Клименко, Н. Ф. Швейбельман. Русская и зарубежная литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... | Республика Карелия Администрация Петрозаводского городского округа... «Русская литература 19 века» в 2-х частях и В. П. Журавлева «Русская литература 20 века» в 2-х частях. Содержание курса на историко-литературной... | ||
Интегрированный курс «Литература» 11 класс Задания на 1 2 недели... Звиняцковский В. Я. Литература: русская и мировая: интегрир курс: учеб для 11 кл общеобразоват учеб заведений / В. Я. Звиняцковский,... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература:... Автор программы: Иванова Людмила Львовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии | ||
Программа дисциплины «Русская литература XХ-ХХI вв в кросс культурной... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Русская литература XХ-ХХI вв в кросс культурной... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |