Скачать 181.17 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» УТВЕРЖДАЮдекан филологического факультета_______________(Н.А. Кузнецова) «______»________________2007 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе»для направления «Филология» (магистратура) факультет филологический кафедра русской и зарубежной литературы курс I семестр 2 лекции 12 час. зачет в 2 семестре практические (семинарские) занятия 8 Всего часов 20 самостоятельная работа 20 Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 40 2007 г. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы«______»_______________2007 г. Заведующий кафедрой______________________(О.Г. Левашова) Одобрено методической комиссией филологического факультета «______»______________2007 г. Председатель комиссии______________________(И.М. Камова) Цель и задачи курса – ознакомление студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «Русская литература», с основными формами методами, видами преподавательской деятельности в вузе, приобретение навыков работы со студентами. Содержание курса Наименование тем лекционных, практических занятий, их содержание и объем в часах – 12 час. (лекции), 8 час. (практ.), самостоятельная работа 20 час., всего 40 час. Тема № 1. Вводная (2 час.). Лекция 1. Определение содержания основных методов и форм обучения (2 час.) Методы обучения – это способы организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов в целях формирования знаний, навыков, умений, профессиональных, нравственных, идеологических взглядов, необходимых для успешной социализации выпускников. Характерными признаками понятия метод обучения являются: цель, которая определяет систему действий, необходимых для достижения этой цели, средства, с помощью которых эта цель будет достигнута, а также объект, на который эта система действий направлена. Каждый метод имеет сложную структуру, детерминирован целями и содержанием учебного предмета, а также характером познавательной деятельности студентов. Традиционно выделяется три группы методов обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования учебно-познавательных процессов; методы контроля за эффективностью этих процессов и всего образовательного процесса. Тема № 2. Основные формы организации обучения в вузе (10 час.). Лекция 2. Лекция (2 час.) Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение лектором (преподавателем) учебного материала. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана. Основными дидактическими требованиями являются: эмоциональность изложения, целостное и системное раскрытие темы или раздела курса, анализ как конкретных фактов, так и наличие обобщений, ясность аргументации и научная доказательность выводов, использование преподавателем разнообразных приемов активизации слушателей. Лекция предваряется четкой формулировкой темы, ее основных целей и задач. Большой эффект дает определение в начале лекции проблемы, требующей решения. Диалектика позитивного и негативного в лекции как форме обучения. Тема № 2. Основные формы организации обучения в вузе (10 час.). Лекция 3. Основные виды лекций (2 час.) Основным признаком информационной лекции является преимущественная опора на монологический способ общения преподавателя со студентами, репродуктивное мышление. Отличительная особенность проблемной лекции – постоянная активизация поисковой, исследовательской деятельности студентов, при этом осуществляется сотворчество. Самостоятельной формой лекционных занятий становится лекция-визуализация, предполагающая перекодировку вербальной информации в определенный зрительный ряд. Формами обучения, предполагающими использование творческого потенциала слушателей, являются лекции – пресс-конференции, лекции-дискуссии, лекции-беседы, лекции с использованием методов «круглого стола». Тема № 2. Основные формы организации обучения в вузе (10 час.). Лекция 4. Семинарские занятия (2 час.) Семинар – это «один из видов занятий, главная цель которого состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможности практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих формы деятельности научных работников, предметный и социальный контексты этой деятельности» (А.А. Вербицкий). Семинарские занятия занимают особое место в изучении различных вузовских дисциплин. Являясь наряду с лекцией одной из основных форм преподавания, семинар, в отличие от лекции, выполняет некоторые, лишь ему свойственные специфические функции. Последовательность учебного процесса характеризуется тем, что первой его формой и ступенью для студента является лекция, потом самостоятельная работа над той или иной темой, а затем уже семинар. Семинар не дублирует лекцию, а углубляет знания студентов по основным, концептуальным темам курса. Основные задачи семинарского занятия и типы его ведения: семинар, организованный по принципу «круглого стола»; семинар-дискуссия, семинар-исследование. Просеминар, семинар и спецсеминар и их место в научно-исследовательской работе студентов. Тема № 2. Основные формы организации обучения в вузе (10 час.). Лекция 5. Лабораторные (лабораторно-практические) занятия (2 час.) Лабораторные занятия – вид самостоятельной практической работы студентов, направленной на углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования, включающего анализ и сравнение теоретических и экспериментальных данных. Основные цели лабораторных работ: отражение особенностей специальности; включение элементов учебно-исследовательской деятельности; развитие творческих способностей студентов; проблемный характер; поиск нестандартных решений и т.д. Подготовка и выполнение лабораторных работ и защита отчетов по ним должны «активизировать самостоятельную работу у студентов, способствовать выработке навыков принятия решения» (Ю.С. Маркин). Виды управления учебного процесса на лабораторных занятиях: разомкнутое управление; циклическое управление; смешанное управление. Основные задачи лабораторных работ – формирование необходимых для современной науки и производства личностных характеристик будущего специалиста (умение работать в коллективе, настойчивость в достижении результата, креативность, самостоятельность и т.д.). Практические занятия очень часто не выделяют как особый вид организации учебного процесса, зачастую их объединяют с понятием лабораторных занятий. Тема № 2. Основные формы организации обучения в вузе (10 час.). Лекция 6. Коллоквиум (2 час.) Коллоквиум (от лат. Colloquium – разговор, беседа) – собеседование преподавателя со студентом с целью выяснения уровня их знаний. Коллоквиум как форма организации учебного процесса возникла в средневековых университетах и духовных академиях, является неотъемлемой частью гуманитарного обучения в современных классических университетах. Основные цели и задачи коллоквиума, его место в системе с другими обучающими формами. Тема № 3. Приобретение практических навыков подготовки и проведения различных типов занятий. Практические занятия (8 час.) Практические занятия предполагают подготовку и проведение каждым студентом лекции или практического и семинарского занятия под руководством преподавателя с дальнейшим обсуждением в присутствии остальных студентов данной формы обучения, ее концепции, достижения целей и задач, негативного и позитивного в ходе подготовки и проведения занятия. Тематический план
Раздел 3. Учебно-методические материалы по дисциплине. 3.1. Литература:
3.2. Курс включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу. Лекции представляют в основном теоретический материал по проблемам вузовского обучения. Практические занятия строятся как индивидуальные консультации студентов преподавателем в целях подготовки и проведения одной из форм вузовского обучения (лекции, практического или семинарского занятия) с дальнейшим ее обсуждением. Раздел 4. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины
Раздел 5. Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности на 2007/2008 учебный год.
|
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.) В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении... | Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов... Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины | ||
Практическое преломление принципа преемственности: методика преподавания... | Рабочая программа учебной дисциплины «литература» Доктор педагогических наук, профессор кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы огпу прокофьева... | ||
Программа государственного квалификационного экзамена по методике... «Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения... Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном... | ||
Методика преподавания литературы (специальная) Методы и приемы изучения литературы в школе. (Голубков В. В., Кудряшов Н. И., Никольский В. А., Ионин Г. Н.) | Методика преподавания иностранных языков Методика преподавания иностранных языков: рабочая программа / авт сост. Б. Л. Иванова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 25 с | ||
Программа вступительных испытаний по дисциплине литература (отделение... Брякова И. Е. – д п н., профессор кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы огпу | Программа дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:... С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических... | ||
Мотивы новеллистики патрика зюскинда Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы гоу впо самарский государственный | Учебно-методический комплекс дисциплины «Интермедиальная поэтика русской литературы» Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания | ||
Рабочая программа по дисциплине опд. Р. 20. Методика преподавания иностранного языка Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования | Рабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник «Серебряный век русской литературы» выходит в серии книг «Три века русской литературы». Называние веков русской литературы... | Российской федерации Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,... |