Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе»





Скачать 181.17 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе»
Дата публикации09.04.2015
Размер181.17 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ
декан филологического факультета

_______________(Н.А. Кузнецова)

«______»________________2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе»


для направления «Филология» (магистратура)

факультет филологический

кафедра русской и зарубежной литературы

курс I

семестр 2

лекции 12 час. зачет в 2 семестре

практические (семинарские)

занятия 8

Всего часов 20 самостоятельная работа 20

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 40

2007 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы


«______»_______________2007 г.
Заведующий кафедрой______________________(О.Г. Левашова)
Одобрено методической комиссией филологического факультета

«______»______________2007 г.
Председатель комиссии______________________(И.М. Камова)

Цель и задачи курса – ознакомление студентов, обучающихся в магистратуре по специальности «Русская литература», с основными формами методами, видами преподавательской деятельности в вузе, приобретение навыков работы со студентами.
Содержание курса

Наименование тем лекционных, практических занятий, их содержание и объем в часах – 12 час. (лекции), 8 час. (практ.), самостоятельная работа 20 час., всего 40 час.
Тема № 1. Вводная (2 час.).

Лекция 1. Определение содержания основных методов и форм обучения (2 час.)

Методы обучения – это способы организации взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов в целях формирования знаний, навыков, умений, профессиональных, нравственных, идеологических взглядов, необходимых для успешной социализации выпускников. Характерными признаками понятия метод обучения являются: цель, которая определяет систему действий, необходимых для достижения этой цели, средства, с помощью которых эта цель будет достигнута, а также объект, на который эта система действий направлена. Каждый метод имеет сложную структуру, детерминирован целями и содержанием учебного предмета, а также характером познавательной деятельности студентов. Традиционно выделяется три группы методов обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования учебно-познавательных процессов; методы контроля за эффективностью этих процессов и всего образовательного процесса.
Тема № 2. Основные формы организации обучения в вузе (10 час.).

Лекция 2. Лекция (2 час.)

Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение лектором (преподавателем) учебного материала. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения лекция традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана. Основными дидактическими требованиями являются: эмоциональность изложения, целостное и системное раскрытие темы или раздела курса, анализ как конкретных фактов, так и наличие обобщений, ясность аргументации и научная доказательность выводов, использование преподавателем разнообразных приемов активизации слушателей. Лекция предваряется четкой формулировкой темы, ее основных целей и задач. Большой эффект дает определение в начале лекции проблемы, требующей решения. Диалектика позитивного и негативного в лекции как форме обучения.
Тема № 2. Основные формы организации обучения в вузе (10 час.).

Лекция 3. Основные виды лекций (2 час.)

Основным признаком информационной лекции является преимущественная опора на монологический способ общения преподавателя со студентами, репродуктивное мышление. Отличительная особенность проблемной лекции – постоянная активизация поисковой, исследовательской деятельности студентов, при этом осуществляется сотворчество. Самостоятельной формой лекционных занятий становится лекция-визуализация, предполагающая перекодировку вербальной информации в определенный зрительный ряд. Формами обучения, предполагающими использование творческого потенциала слушателей, являются лекции – пресс-конференции, лекции-дискуссии, лекции-беседы, лекции с использованием методов «круглого стола».

Тема № 2. Основные формы организации обучения в вузе (10 час.).

Лекция 4. Семинарские занятия (2 час.)

Семинар – это «один из видов занятий, главная цель которого состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможности практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих формы деятельности научных работников, предметный и социальный контексты этой деятельности» (А.А. Вербицкий). Семинарские занятия занимают особое место в изучении различных вузовских дисциплин. Являясь наряду с лекцией одной из основных форм преподавания, семинар, в отличие от лекции, выполняет некоторые, лишь ему свойственные специфические функции. Последовательность учебного процесса характеризуется тем, что первой его формой и ступенью для студента является лекция, потом самостоятельная работа над той или иной темой, а затем уже семинар. Семинар не дублирует лекцию, а углубляет знания студентов по основным, концептуальным темам курса. Основные задачи семинарского занятия и типы его ведения: семинар, организованный по принципу «круглого стола»; семинар-дискуссия, семинар-исследование. Просеминар, семинар и спецсеминар и их место в научно-исследовательской работе студентов.
Тема № 2. Основные формы организации обучения в вузе (10 час.).

Лекция 5. Лабораторные (лабораторно-практические) занятия (2 час.)

Лабораторные занятия – вид самостоятельной практической работы студентов, направленной на углубление и закрепление теоретических знаний, развитие навыков самостоятельного экспериментирования, включающего анализ и сравнение теоретических и экспериментальных данных. Основные цели лабораторных работ: отражение особенностей специальности; включение элементов учебно-исследовательской деятельности; развитие творческих способностей студентов; проблемный характер; поиск нестандартных решений и т.д. Подготовка и выполнение лабораторных работ и защита отчетов по ним должны «активизировать самостоятельную работу у студентов, способствовать выработке навыков принятия решения» (Ю.С. Маркин). Виды управления учебного процесса на лабораторных занятиях: разомкнутое управление; циклическое управление; смешанное управление. Основные задачи лабораторных работ – формирование необходимых для современной науки и производства личностных характеристик будущего специалиста (умение работать в коллективе, настойчивость в достижении результата, креативность, самостоятельность и т.д.). Практические занятия очень часто не выделяют как особый вид организации учебного процесса, зачастую их объединяют с понятием лабораторных занятий.
Тема № 2. Основные формы организации обучения в вузе (10 час.).

Лекция 6. Коллоквиум (2 час.)

Коллоквиум (от лат. Colloquium – разговор, беседа) – собеседование преподавателя со студентом с целью выяснения уровня их знаний. Коллоквиум как форма организации учебного процесса возникла в средневековых университетах и духовных академиях, является неотъемлемой частью гуманитарного обучения в современных классических университетах. Основные цели и задачи коллоквиума, его место в системе с другими обучающими формами.
Тема № 3. Приобретение практических навыков подготовки и проведения различных типов занятий.

Практические занятия (8 час.)
Практические занятия предполагают подготовку и проведение каждым студентом лекции или практического и семинарского занятия под руководством преподавателя с дальнейшим обсуждением в присутствии остальных студентов данной формы обучения, ее концепции, достижения целей и задач, негативного и позитивного в ходе подготовки и проведения занятия.
Тематический план

№ п/п

Наименова-

ние раз-

делов и тем

Количество часов

Всего часов

Лекции

Практическ.

Занятия

Лаборат.

Занятия

Самост.

Работа

1

Вводный раздел

Лекция 1. Определение содержания основных методов и форм обучения (2 час.)








Знакомство

с теоретич.

литературой

подготовка

реферата (2)

4 час.

2

Основные

формы

организации

обучения в вузе

10 час.










Чтение

теорети-

ческих

работ (10)

20 час.

3




Лекция №2.

Лекция

(2 час.)








Знакомство

с теоретич.

литературой

подготовка

реферата (2)

4 час.

4




Лекция

№3.

Основные

виды лекций

(2 час.)







Знакомство

с теоретич.

литературой

подготовка

реферата (2)

4 час.

5




Лекция

№4. Семи-

нарские

занятия

(2 час.)







Знакомство

с теоретич.

литературой

подготовка

реферата (2)

4 час.

6




Лекция

№5. Лабо-

раторные

занятия

(2 час.)







Знакомство

с теоретич.

литературой

подготовка

реферата (2)

4 час.

7




Лекция

№6. Колло-

квиум

(2 час.)







Знакомство

с теоретич.

литературой

подготовка

реферата (2)

4 час.

8.

Подготовка, проведение, обсуждение различных форм организации

обучения

в вузе




(8 час.)




Подгото-

вка к прове-

дению

лекций или

прак-

тических

занятий,

индивиду-

альные

консульт. с

преподав.

(8)

8 час.




Итого:

12

8




20

40 час.


Раздел 3. Учебно-методические материалы по дисциплине.
3.1. Литература:

  1. Арстанов, М.Д. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М.Д. Арстанов, М.Г. Гарунов, Ж.С. Хайдаров. – Алма-Ата, 1978.

  2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. – М., 1980.

  3. Бабаскин, В.С. Фрагменты дидактики высшей школа: теория, методология, практика / В.С. Бабаскин и др. – М., 2000.

  4. Балаев, А.А. Активные методы обучения / А.А. Балаев. – М., 1986.

  5. Беспалько, В.П., Татур, Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса специалистов / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. – М., 1995.

  6. Бордовская, Н.В. Педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб., 2000.

  7. Борисова, Н.В., Соловьева, А.А. Игра в обучении лекторов / Н.В. Борисова, А.А. Соловьев. – М., 1989.

  8. Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение / А.В. Брушлинский. – М., 1983.

  9. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: Контексный подход / А.А. Вербицкий. – М., 1991.

  10. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения / А.А. Вербицкий. – М., 1987.

  11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1991.

  12. Гендина, Н.И., Колкова, Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова. – Кемерово, 1998.

  13. Давыдов, В.В. Проблемы развивающегося обучения / В.В. Давыдов. – М., 1986.

  14. Демченко, Т.В. Системы лекционно-семинарских занятий // Специалист. – 2004. - №2.

  15. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев. – М., 1990.

  16. Загвязинский, В.И. теория обучения: современная интерпретация / В.И. Загвязинский. – М., 2001.

  17. Занина, Л.В. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для вузов / Л.В. Занина. – Ростов-на-Дону, 2003.

  18. Коженкова, З.П. Некоторые вопросы методики обучения в высшей школе / З.П. Коженкова. – М., 1988.

  19. Крушельницка, О.Б. Условия эффективности перцептивного общения преподавателя со студентами // Психологическая наука и образование. – 2003. - №3.

  20. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение / В.Т. Кудрявцев. – М., 1991.

  21. Кузнецов, В.И. Принципы активной педагогики / В.И. Кузнецов. – М., 2001.

  22. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев. – М., 1991.

  23. Леонтьев, А.А. Искусство лектора // Слово лектора. – 1998. - №2.

  24. Лернер, Я.И. Проблемное обучение / Я.И. Лернер. – М., 1974.

  25. Маркин, Ю.С. Интенсификация лабораторных занятий в вузе / Ю.С. Маркин. – М., 1996.

  26. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А.М. Матюшкин. – М., 1972.

  27. Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. – М., 1975.

  28. Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М.И. Махмутов. – Казань, 1972.

  29. Морева, Н. Тренинговые занятия в студенческой аудитории // Дошкольное воспитание. – 2002. - №6.

  30. Низамов, Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / Р.А. Низамов. – Казань, 1975.

  31. Основы педагогики и психологии высшей школы / А.В. Петровский. – М., 1986.

  32. Педагогика: учебное пособие для студ. вузов и пед. колледжей / П.И. Пидкасистый. – М., 2002.

  33. Пидкасистый, П.И. Искусство преподавания / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов. – М., 1999.

  34. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П.И. Пидкасистый. – М., 1972.

  35. Попков, В.А. Дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М., 2001.

  36. Попков, В.А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М., 2000.

  37. Скадкин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скадкин. – М., 1980.

  38. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / В.А. Сластенин и др. – М., 2002.

  39. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. – М., 2001.

  40. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М., 1991.

  41. Стародубец, С.Н. Коллоквиум как одна из форм учебной работы в ВУЗе // Русский язык в школе. – 2001. - №5.

  42. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство / Т.А. Стефановкая. – М., 1998.

  43. Стефановская, Т.А. Технологии обучения педагогике в вузе / Т.А. Стефановская. – М., 2000.

  44. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М., 1990.

  45. Фейгенберг, И.М. Лекция, отвечающая требованиям времени // Вестник высшей школы. – 1989. - №1.

  46. Ферару Г.С. Сущность и особенности проблемной лекции как фактор повышения познавательной активности студентов // Вестник международного «Института управления». – 2004. - №4.

  47. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе / Ю.Г. Фокин. – М., 2002.

  48. Цвецьех В.Я. Еще раз о семинарских занятиях // Специалист. – 2004. - №5.


3.2. Курс включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу. Лекции представляют в основном теоретический материал по проблемам вузовского обучения. Практические занятия строятся как индивидуальные консультации студентов преподавателем в целях подготовки и проведения одной из форм вузовского обучения (лекции, практического или семинарского занятия) с дальнейшим ее обсуждением.
Раздел 4. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины


Номер недели

Номер темы

Наименование вопросов, изучаемых на лекции

Занятия (номера)

Исполь-

зуемые

нагляд. и мето-дическ. пособия

Самост. работа студентов

Фор-мы кон-троля

Практ.

Лабор.

Содерж.

Часы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

№ 1

Лекция № 1 (2)










Чтение

теорет.

работ

2

Реферат

3.

№ 2

Лекция № 2 (2)










Чтение

теорет.

работ

2

Реферат

4.

№ 3




Практ. № 1. (2)







Подго-товка занятия

2

Обсуж-

дение, зачет


5.

№ 2

Лекция № 3 (2)










Чтение

теорет.

работ

2

Реферат

6.

№ 3




Практ. № 2. (2)







Подго-товка занятия

2

Обсуж-

дение, зачет

7.

№ 2

Лекция № 4 (2)










Чтение

теорет.

работ

2

Реферат

8.

№ 3





Практ. № 3. (2)







Подго-товка занятия

2

Обсуж-

дение, зачет

9.

№ 2

Лекция № 5 (2)










Чтение

теорет.

работ

2

Реферат

10.

№ 3




Практ. № 4. (2)







Подго-товка занятия

2

Обсуж-

дение, зачет

11.

№ 2

Лекция № 6 (2)










Чтение

теорет.

работ

20

Реферат




Итого:

12 час.

8 час.










20 час.




Раздел 5. Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности на 2007/2008 учебный год.


Наименование

дисциплин, изучение

которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

Интерпретация текста

Русской и зарубежной литературы







История и методоло-гия литературоведе-

ния

Русской и зарубежной

литературы







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы для студентов...
Дисциплина Методика преподавания хантыйского языка, литературы название дисциплины
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconПрактическое преломление принципа преемственности: методика преподавания...

Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconРабочая программа учебной дисциплины «литература»
Доктор педагогических наук, профессор кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы огпу прокофьева...
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория и методика обучения...
Инновационные технологии в области преподавания физической культуры. Методика преподавания физической культуры на базовом и профильном...
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconМетодика преподавания литературы (специальная)
Методы и приемы изучения литературы в школе. (Голубков В. В., Кудряшов Н. И., Никольский В. А., Ионин Г. Н.)
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconМетодика преподавания иностранных языков
Методика преподавания иностранных языков: рабочая программа / авт сост. Б. Л. Иванова. – Спб.: Ивэсэп, 2012. – 25 с
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconПрограмма вступительных испытаний по дисциплине литература (отделение...
Брякова И. Е. – д п н., профессор кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы огпу
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconПрограмма дисциплины «Теория и история русской литературы» для направления:...
С учетом особого статуса литературы в истории русской культуры особое внимание уделяется отражению в литературе общественно-политических...
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconМотивы новеллистики патрика зюскинда
Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы гоу впо самарский государственный
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Интермедиальная поэтика русской литературы»
Контрольный экземпляр находится на кафедре русского языка, литературы и методики преподавания
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconРабочая программа по дисциплине опд. Р. 20. Методика преподавания иностранного языка
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconРабочая учебная программа по дисциплине История русской литературы 2-й половины 20 века

Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сборник «Серебряный век русской литературы» выходит в серии книг «Три века русской литературы». Называние веков русской литературы...
Рабочая программа по дисциплине «Методика преподавания русской литературы в вузе» iconРоссийской федерации
Курс «Современной русской литературы» методически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «История русской литературы»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск