Рабочая учебная программа по литературе





Скачать 254.66 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по литературе
Дата публикации24.03.2015
Размер254.66 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая учебная программа
Ч
Утверждаю

директор школы

_________Э. Г. Выйгетов

«__» _____________20__г.

Приказ №_____________

Одобрено

на заседании школьного методического совета
«__» _____________20__г.

Протокол №__________
УВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. Козловка Чувашской Республики

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ПО __литературе ________________

предмет

ВТОРОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ступень, уровень общего образования

НА ОСНОВЕ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ А.Г. Кутузова В СООТВЕТСТВИИ

С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ 2009 г.

основание для разработки программы (типовая, авторская, стандарт)
Миронова Светлана Александровна_____

ФИО учителя

г. Козловка 2011 г
Данная рабочая программа составлена для общеобразовательной школы 9 классов в соответствии с обязательным минимумом содержания образования для выпускников основной общеобразовательной школы на основе программы по литературе (5 – 11 классы) под редакцией А.Г. Кутузова. В мире литературы. 9 кл.: Учеб. - хрестоматия для общеобразовательных учеб. заведений /А.Г. Кутузов и др._М.: Дрофа, 2009

При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся. Учащиеся Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения, как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, исследовательский, проблемно-поисковый.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы, творческие работы, рефераты, эссе.

При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им в последствии существенную помощь.

Дети данных классов характеризуются ослабленным речевым развитием, у них недостаточно развиты навыки чтения, письма, основных форм мышления – сравнения, обобщения, классификации явлений, они с трудом воспринимают переносное значение слова, затрудняются объяснить смысл пословиц, поговорок, определить главную мысль. Поэтому главное внимание следует уделять развитию основных видов речевой деятельности, систематическому проведению творческих небольших работ, составлению предложений, улучшению техники чтения, работе по осмыслению прочитанного.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. Дети недостаточно владеют техникой чтения, но активно воспринимают прочитанный текст. Именно поэтому на уроках важно уделять больше внимания стремлению к чтению художественной литературы, толкованию художественных произведений. В 9 классе изучение литературы идет на принципиально новой основе – подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.
Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс IХ класса.
Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

__литература __9 класс_______




Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип и форма урока

Основные понятия темы

ТСО, ЦОРы

Примечания

коррективы




1 четверть



















1-2/1-2

Пролог. Жанры

2




Информационно-развивающий, лекция

Основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература. Литературный характер, литературный тип.

Таблица «Роды и жанры литературы»




3-4/3-4

Литературные роды и жанры

2




Репродуктивный, беседа, работа с учебником

Определять сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности.







5-6/5-6

Человек в литературе

2




Проблемно-поисковый, творчески-репродуктивный

Анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия

Схемы «Человек в литературе»




7-8/7-8

Литературные традиции.

2




Информационно-развивающий, лекция

Познакомить с литературными традициями

Презентация «Традиции и новаторство в литературе»




9-10/9-10

Автор – образ - читатель

2




Информацинно-развивающий, репродуктивный

Показать, как меняется отношение к человеку и его изображению в литературе










Литература средних веков и эпохи Возрождения

12
















11-12/1-2

Литература и культура средневековья.. Любовная лирика средневековых поэтов

2ч.




Формирование практических навыков, фронтальная, парная

Дать понятие о традициях трубадуров, миннезингеров, вагантов, о теме любви в ней. Проследить особенности развития темы

Презентация «Лирика Средневековья»




13/3

Ж. Бедье. «Роман о Тристане и Изольде»

1ч.




Формирование практических навыков, парно-групповая работа

Развивать навыки анализа произведения с точки зрения жанровых форм и проявление традиции в ней







14/4

Культура эпохи Возрождения

1ч.




Информацинно-развивающий, репродуктивный

Познакомить с традициями эпохи Возрождения

Презентация «Эпоха Возрождения»




15-16/5-6

Шекспир – драматург эпохи Возрождения. У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

2ч.




Проблемно-поисковый, творчески-репродуктивный

Показать особенности конфликта: любовь и люди

Портрет




17/7

Тема – мотив – сюжет - жанр

1ч.




Изучение нового УМ, информационно-развивающий

«Вечные» темы и их решения







18-19/8-9

М. Сервантес. «Дон Кихот»

2ч.




Проблемно-поисковый, работа с учебником

Автор и его отношение к герою. Чудак?...Безумец?....Герой?…

Презентация «Дон Кихот М.Сервантеса




20-21/10-11

«Дон Кихот» как рыцарский роман

2ч.




Проблемно-поисковый, работа с учебником

Проблема пародии на рыцарский роман







22/12

Итоговое занятие по литературе эпохи Возрождения

1ч.




Семинар, защита работ

Герой эпохи Возрождения. Галерея образов










Литература эпохи Просвещения

5 часов
















23/1

Эпоха Просвещения и литература






Изучение нового УМ, репродуктивный

Дать понятие о направлении в литературе; познакомить с традициями классицизма и просветительского реализма

Таблица Эпоха Просвещения




24-26/2-4

Мольер. «Тартюф»

3ч.




Формирование практических навыков анализа произведения

«Тартюф» Мольера как произведение классицизма Авторская позиция.

Карточки с заданиями по комедии Мольера




27/5

Развитие литературы. Изображение человека в литературе

1ч.




Проблемно-поисковый, творчески-репродуктивный

Проследить, как изменилось в литературе восприятие человека










Литература 19 века

39 часов
















28/1

«Золотой век» русской литературы. А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

1ч.




Изучение нового УМ, навыки анализа поэтического произведения

Познакомить с традициями литературы 19 века; проследить пути её развития

Схема. Анализ поэтического произведения




29-31/2-4

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

3ч.




Проблемно-поисковый, работа с учебником

История создания романа «Капитанская дочка»

Презентация. Капитанская дочка




32-34/5-7

А. С. Пушкин. « Медный всадник»

3ч.







Роль эпиграфов в романе.

Презентация. Медный всадник




35-36/8-9

М. Ю. Лермонтов. Лирика

2ч.




Информацинно-развивающий, формирование навыков анализа поэтического произведения

Средства выражения авторской позиции в лирике. Лермонтов и его лирический герой

Портрет поэта




37-38/10-11

Н. В. Гоголь. Роль Гоголя в русской литературе

2ч.




Изучение нового УМ, репродуктивный

Авторский замысел и его воплощение. Единичное, особенное и всеобщее в характерах гоголевских персонажей

Карточки с заданиями по творчеству Гоголя




39-40/12-13

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

2ч.




Проблемно-поисковый, работа с учебником

Петербург Н.В. Гоголя. Город и человек

Презентация. Ревизор




41/14

А. Н. Островский. «Доходное место»

1ч.




Информационно-развивающий

Особенности системы образов комедии

Портрет писателя




42-44/15-17

Н. В. Гоголь . «Шинель»

3ч.




Формирование практических навыков, парно-групповая работа

«Маленький» человек Гоголя: традиции и новаторство. Человек, лицо и вещь в мире Н.В. Гоголя

Портрет писателя




45-47/18-20

И. С. Тургенев. «Ася»

3ч.




Исследовательский, фронтальная

Герой – автор – рассказчик.

Схема. Герой-автор-рассказчик




48/21

И. С. Тургенев. Повести

1ч.




творчески-репродуктивный, индивидуальная

Злободневное и вечное в повестях И.С. Тургенева







49-50/22-23

Н. А. Некрасов. Лирика

2ч.




Изучение нового УМ, навыки анализа поэтического произведения

Тема женской судьбы в лирике Н.А. Некрасова. Традиции фольклора в лирике поэта.

Презентация Лирика Некрасова




51-52/24-25

Н. А. Некрасов. «О двух великих грешниках» (из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»). Л. Н. Толстой. «Притча Платона Каратаева»(из романа «Война и мир»)

2ч.




Проблемно-поисковый, грапповая

Мотивы вины в поэзии Н.А. Некрасова. Проблема покаяния. Традиции духовной литературы







53/26

Н. А. Некрасов. Лирика. Темы и образы.

1ч.




Проблемно-поисковый, грапповая

Мотивы покаяния, прощения и справедливого суда в русской литературе







54-55/27-28

Ф. М. Достоевский. « Бедные люди». Образ «маленького человека»

2ч.




Изучение нового УМ, репродуктивный

Герои и автор. Реальность и мечта в повести

Портрет писателя




56-57/29-30

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Основные мотивы в повести

2ч.




Формирование практических навыков, парно-групповая работа

Мечтатели в русской и мировой литературе

Таблица Сквозные образы в русской литературе




58/31

Итоговый урок по творчеству Ф.М. Достоевского

1ч.




Защита творческих работ

Искусство и его цели







59-60/32-33

Европейская литература 19 века. Обзор

2ч.




Изучение нового УМ, репродуктивный

Сюжет, мотивы, жанр.

Презентация Европейская культура и литература 19 века




61/34

О. Уайльд «Кентервильское привидение»

1ч.




Формирование практических навыков

Авторский замысел и его воплощение







62-63/35-36

А. П. Чехов. «Студент»

2ч.




творчески-репродуктивный, парно-групповая работа

Жизнь и человек. Отзыв о прочитанном произведении

Портрет писателя




64/37

А. П. Чехов. «Чайка»

1ч.




Проблемно-поисковый, грапповая

Реальность и мечта в повести

Презентация. Пьесы Чехова







Духовная литература

1 час
















65/1

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). «Слово на Светлой пасхальной седмице»

1ч.




Исследовательский, фронтальная

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) «Слово на Светлой Пасхальной седмице», «Пресвятая богородица» Иеромонах Роман










Литература 20 века

20 часов
















66-67/1-2

«Литературная революция». Лирика С. А. Есенина.

2ч.




Изучение нового УМ, репродуктивный

Познакомить с направлениями в литературе 20 века; проследить, как изменилось восприятие человека и пути воплощения авторского замысла

Презентация. Есенин




68-69/3-4

Лирика А. Блока и В. Маяковского.

2ч.




Формирование практических навыков анализа произведения

Проанализировать:

- мотивы лирики А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского

Презентация. Блок




70-72/5-7

И. А. Бунин. «Темные аллеи»

3ч.




Творчески-репродуктивный, парно-групповая работа

Любовь и судьба. «Вечные» мотивы. Авторский замысел и его восприятие.

Портрет писателя




73-74/8-9

Женская поэзия. А. Ахматова. М Цветаева

2ч.




Исследовательский, парно-групповая

Существует ли «женская» поэзия ? Мир лирики А.А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Презентация М.Цветаева




75-76/10-11

«Возвращенная » литература. М А. Булгаков

2ч.




Проблемно-поисковый, групповая

О чём предупреждает М.А. Булгаков В своём произведении? Споры вокруг повести

Презентация Собачье сердце.




77-78/12-13

М. А. Булгаков. «Собачье сердце»

2ч.




Проблемно-поисковый, парно-групповая

Сюжетно-композиционные особенности







79/14

Вн.чт.А. Н. Толстой. «Похождения Невзорова»

1ч.




Изучение нового УМ, репродуктивный

Жизнь и судьба – это синонимы или самостоятельные понятия?







80/15

«Непонятная поэзия» : Б. Пастернак, О. Мандельштам

1ч.




Исследовательский, парно-групповая

Мировосприятие Б.Пастернака, И. Мандельштама. Образы и мотивы лирики

Презентация .Образы и мотивы лирики Мандельштама




81/16

М. А. Шолохов. «Судьба человека»

1ч.




Изучение нового УМ, репродуктивный

Мир и человек в рассказе М. Шолохова. Автор и его герой.

Презентация. Судьба человека Шолохова




82/17

Тема Великой Отечественной войны в литературе. Б. Васильев. «А зори здесь тихие…»

1ч.




Проблемно-поисковый, фронтальная

Человек и война в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие».







83/18

Современная русская проза. В. Астафьев. В. Распутин

1ч.




Исследовательский, фронтальная

Герой и время, герой и общество







84-85/19-20

Р. Бах. «чайка по имени Джонатан Ливингстон»

2ч.




Формирование практических навыков анализа произведения

Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Сюжет, мотивы










Прошлое – настоящее - будущее

12 часов
















86-88/1-3

А. С. Пушкин «Евгений Онегин».Автор – герой - время

3ч.




Исследовательски, парно-групповая

Проблема жанра. Образ автора. «Я» лирическое и «я» автобиографическое

Презентация Евгений Онегин.

Таблица Образ автора в романе «Е.О.»




89-91/4-6

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» Автор – герой - время

3ч.




Проблемно-поисковый, фронтальная

Проблема жанра. Проблема героя. Образ Печорина – портрет поколения







92-94/7-9

Н. В. Гоголь «Мертвые души». Автор – герой - время

3ч.




Проблемно-поисковый, фронтальная

Проблема жанра. Современники Н.В. Гоголя о поэме.

Презентация. Мертвые души Гоголя




95/10

Автор – герой - время

1ч.




Исследовательски, парно-групповая

Герой и время. Время и люди. Прошлое, настоящее и будущее. Художественное произведение и его читатели







96-97/11-12

Творческий практикум

2ч.




Защита творческих работ

Индивидуальная творческая работа.










Итоги

3 часа
















98-99/1-2

Итоговая читательская конференция

2ч.




Доклады, сообщения, защита рефератов

Художественное произведение и его читатели







100-102

Резерв

3ч.

















ЛИТЕРАТУРА, МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ


  1. А.Г. Кутузов «В мире литературы» 9 класс «Дрофа» 2009 год

  2. Поурочные разработки к урокам литературы в 9 кл. по программе А.Г. Кутузова

  3. Справочник по литературе. Изд. «Дрофа» 2003 год


Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс IХ класса.
Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе в 11 классе мбоу «Никольская...
Рабочая программа по литературе 11 класса разработана на основании следующих документов
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе Класс 5-9 Разработчики: Войтекайтене...
Примерной программы по литературе, обеспечивает выполнение требований федерального ком­понента Государственного стандарта основного...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе для обучающихся 10-х
Программа составлена на основе авторской программы по литературе Ю. И. Лыссого. Количество часов – 102 (3 часа в неделю)
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая программа По литературе Смоленщины в 9 классе, основное общее образование
Учебная рабочая программа по литературе для 9 классов составлена на основе Программы предметов регионального компонента Литература...
Рабочая учебная программа по литературе iconПрограмма по литературе Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной...
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ, автор В. Я. Коровина, Москва, «Просвещение»,...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе в 9А классе (основное общее образование)

Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013...
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Рабочая учебная программа по литературе iconГатиной Светланы Анатольевны первой квалификационной категории по...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по иностранной литературе
Мбоу «Cредняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по русской литературе 8 класса
Молькееевская основная общеобразовательная школа” Кайбицкого муниципального района рт
Рабочая учебная программа по литературе iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального...
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск