Скачать 266.37 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Фёдоровой Татьяны Владимировны, учителя высшей квалификации для 10 Б класса по литературе Бурятии на 34 часа Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № ____от «__»_______2013 г. 2013- 2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по литературе Бурятии для 10 Б класса составлена на основе примерной программы по бурятской литературе для общеобразовательных школ с двуязычной образовательной средой автор Е.Е. Балданмаксарова, экспериментального учебного пособия «Писатели Бурятии XX-XXI веков» (Улан-Удэ: Изд.-во «Бэлиг», 2008 ) и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Программа курса разработана на историческом материале, произведениях устного народного творчества, поэтических и прозаических произведений писателей и поэтов Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает в ней своеобразия и самобытности. Именно поэтому важно увидеть ее связь с историей и культурой русской литературы. Программа построена на родожанровом принципе, реализуется «диалог культур», предусматривается межпредметная связь и краеведение. Цель данной программы - ознакомление учащихся 10 Б (профильного социально-гуманитарного класса) с бурятской литературой с биографиями известных писателей Бурятии, внесших заметный вклад в развитие культурной жизни народа, в красочную палитру художественной литературы XX-XXI веков; воспитание культуры чтения у учащихся, раскрытие роли литературы в духовной жизни общества. В нравственном, эстетическом воспитании заменить литературу не может ничто. Она помимо всего прочего выполняет функцию и краеведческую: дает немало сведений о конкретной местности, о народе, ее населяющем. Как раз в XX веке родившаяся бурятская литература создала непреходящие художественные ценности. Литература Бурятии является неотъемлемой частью российской литературы. Жить в Бурятии и не знать ее литературу, в которой накоплены эстетические, нравственные, социальные ценности народа- это непростительное упущение. Данная программа- великолепная возможность для воспитания духовно развитой личности, формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. Задачи изучения литературы Бурятии в 10 классе: - познакомить школьников с произведениями устного народного творчества, с лучшими текстами разных родов литературы: эпос, лирика, драма, в которых отражены философия, нравственные качества народов Бурятии; - развивать художественный вкус школьников, учить их понимать прекрасное в искусстве; - помочь учащимся усвоить идеи общечеловеческого родства, взаимосвязанности людей разных национальностей средствами самого учебного предмета. Основу содержания курса составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд бурятской литературы. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.. В основе курса – компетентностный подход в обучении. Программа по литературе Бурятии формирует речевую компетенцию учащихся; читательскую компетенцию учащихся коммуникативную компетенцию учащихся; культуроведческую компетенцию учащихся. Предмет тесно связан с другими предметами образовательного цикла: историей, литературой, музыкой, ИЗО. . Материал по литературе Бурятии охватывает разные роды литературного направления: фольклорные произведения, эпические (малая проза – рассказ, повесть; большая проза - роман), драма,лирика. Также выделены часы внеаудиторных занятий (экскурсии в Русский и Бурятский театры, встреча с молодыми писателями Бурятии – всего 3 часа). В 10 классе рассматриваются произведения разных авторов, начиная с фольклора и крупные эпические произведения, что актуально для старшеклассников. Несмотря на то, что весь материал расположен по родо-жанровому признаку: фольклор, эпос, драма, лирика- в неё также включены материалы по краеведению: очерки, статьи, презентации о родном крае. Характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 10 Б профильного класса на базовом уровне. На этом этапе развиваются представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются: их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Данная программа опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; - выразительное чтение; - различные виды пересказа; - заучивание наизусть стихотворных текстов; - определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; - анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; - выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; - участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента; - подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений; - сопоставление произведений бурятской и русской литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения. Контроль за знаниями учащихся прослеживается в конце каждой темы в форме зачётов, семинарских занятий, лабораторных работ, сочинений, отзывов, созданий творческих работ разных видов. Важными критериями отбора произведений являются не только их соответствия возрастным интересам учащихся, но и доступность по проблематике. Тематический, историко-литературный принципы содействуют систематизации знаний школьников, позволяют усвоить, что художественные произведения литературы Бурятии посредством образов отражают миросозерцание людей различных исторических эпох и имеют общечеловеческое значение для нашего времени. Гуманистический пафос произведений должен раскрываться путём усиленного внимания к этико-нравственным проблемам, эстетическим ценностям, лежащим в их основе. При изучении курса важно раскрыть перед учениками: - национальные художественные ценности, традиции прошлого; - влияние русской классики на её становление; - приёмы сопоставления, сравнения на уроках по чтению и обсуждению художественных текстов. Литературные тексты в программе представлены и предназначены для 3-х уровней: для чтения и изучения; для чтения и обсуждения; для внеклассного чтения; Чтение и изучение предполагает тщательную подготовку к занятиям учащихся, внимательное прочтение текста, анализ образных средств языка, вводящий ученика в мир мыслей и чувств, заложенных в произведении. Формы учебной деятельности: Уроки-беседы Уроки-конференции Уроки-семинары Уроки-концерты Уроки-презентации и т.д. Читая тексты произведений, учащиеся углубляют знания по истории и теории литературы, совершенствуют навыки сопоставления, сравнения, анализа, оценки художественных произведений литературы Бурятии. Основные требования к знаниям и умениям учащихся: Учащиеся должны овладеть историко-литературными, теоретико-литературными понятиями: эпос как своеобразная энциклопедия жизни народов бурятии; мифологическое сознание; выявлять общечеловеческое, конкретно-историческое в произведениях; идейно-эстетическое значение произведений. Учащиеся должны: знать содержание изученных произведений, уметь формулировать своё отношение к авторской позиции; характеризовать главных героев произведений, изученных текстуально; писать рецензию на самостоятельно прочитанные произведения; пользоваться справочным материалом книг, словарями; готовить доклады, рефераты, проекты, ЦОР на литературную тему; писать сочинения, давать характеристику главным героям произведения; заучивать наизусть предложенные тексты; создавать модели ассоциативных характеристик героев произведений. В результате освоения обязательного минимума содержания предмета «Литература Бурятии» выпускники должны овладеть: чтение и восприятие прочитать художественные произведения, предназначенные для чтения и текстуального изучения, воспроизвести их конкретное содержание, дать оценку героям и событиям; чтение, истолкование и оценка анализировать и оценивать произведение как художественное целое, характеризовать во взаимосвязи следующие его компоненты: тема, идея (идейный смысл), основные герои; особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов (сцен) в их взаимосвязи; роль портрета, пейзажа, интерьера; род и жанр произведения; особенности авторской речи и речи действующих лиц; выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку; обнаруживать понимание связи изученного произведения со временем его написания: объяснять сходство тематики и героев в произведениях разных писателей; чтение и речевая деятельность пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений; давать устный и письменный развернутый (аргументированный) ответ о произведении; писать изложения на основе литературно-художественных текстов; писать сочинения по изученному произведению, о его героях и нравственных вопросах, поставленных писателем, а также на жизненные темы, близкие учащимся; писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям; выразительно читать произведения или фрагменты, в том числе выученные наизусть. Требованиями к проверке и оценке достижения учащимися обязательного уровня подготовки по литературе Бурятии должны стать: обращенность любого задания (прямая или косвенная) к тексту художественного произведения; при этом предлагаются тексты произведений, разбиравшиеся в процессе обучения; ориентация заданий на свободное речевое высказывание в его полной или краткой форме; оценка ответов по двоичной (альтернативной) шкале: «верно» — «неверно», «достаточно» — «недостаточно»; ориентация оценки на минимально допустимый уровень понимания художественного текста; при оценке ответов учащихся учитываются как различные возможные толкования содержания произведения, так и вариативность словесного выражения. Общими показателями учебных достижений школьников в области предмета являются: -начитанность учащихся в области художественной литературы (разносторонность, систематичность, направленность чтения; -факторы, влияющие на выбор книг; складывающиеся читательские интересы); -глубина освоения идейно-художественного содержания произведения (личностный характер восприятия, широта охвата раз личных сторон содержания и формы произведения, обоснованность и самостоятельность оценки); -уровень овладения знаниями по литературе (умение применять важнейшие из них к анализу и оценке художественных произведений); -качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы (овладение необходимыми для общения на уроках литературы видами речевых высказываний). Планируемые результаты обучения литературе Бурятии: Учащиеся в конце курса выполняют творческую работу по одной из предложенных тем: Сказки и легенды родного края. Исследую очерк Н.Бестужева. Пушкин и декабристы. Потомки К.П.Торсона на Тамчинской земле. Бородин Л.И. «Судьбы изломы» Легенды о Байкале в повести Л.И.Бородина «Год чуда и печали» Культовые обряды в романе В.В.Бараева «Гонец Чингисхана» Иволгинский дацан – историко-культурный памятник архитектуры 20 века. Сибирская лексика в романе М.Жигжитова «Подлеморье». Лирика поэтов Бурятии (тему можно уточнить). Мои иллюстрации к героическому эпосу «Гэсэр». Образ Чингисхана в романе И.Калашникова «Жестокий век». Анализ драматических произведений. Создание творческих и исследовательских проектов по курсу «Литература Бурятии». Элементы фольклора в произведениях А.А.Бальбурова, И.К.Калашникова, В.В.Бараева. Содержание программы по литературе Бурятии для 10 класса Введение в курс литература Бурятии. (1ч.) Фольклор. (2 часа) Мифы о происхождении мира. Легенды и предания края. «Гэсэр» - бурятский национальный героический эпос. Анализ 6,7 ветви (лабораторная работа №1) Просмотр DVD «Гэсэр» - уникальный электронный носитель, представляющий в мультимедийной форме информацию об основных устных версиях эпоса; его сказителях, собирателях и исследователях. /Бурятия- территория культуры. Справочно-библиографический сборник/. Гэсэриада. (более 500 наименований,152 текста известных изданий бурятской версии «Гэсэра», редкие фотографии, рисунки). |
Рабочая программа по литературе Бурятии для 11 а класса составлена... Бурятии, краеведческих материалах. Литература Бурятии была и остается органической частью отечественной литературы. Но это не исключает... | Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной... Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ, автор В. Я. Коровина, Москва, «Просвещение»,... | ||
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,... | Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013... Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе... | ||
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе... Примерной программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений национальных школ и авторской программы... | Рабочая программа по литературе за курс основной школы составлена... Рабочая программа на основе примерной программы по литературе, учебной программы (автор Т. Ф. Курдюмова.) (Литература: программы... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего... | Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа... | ||
Рабочая программа по литературе для 9 класса Настоящая программа по литературе в 9 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... | Рабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»... | ||
Рабочая программа по литературе для 10 класса Учитель: Кичеева Светлана Семеновна Программа по литературе для 10 класса на базовом уровне составлена на основе Примерной программы по литературе среднего общего образования... | Пояснительная записка рабочая программа по русской литературе для... Рабочая программа по русской литературе для 7-го класса составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной... | ||
Рабочая программа по литературе разработана на основании Федерального... Федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе для общеобразовательных... | Пояснительная записка рабочая программа по литературе составлена... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008г.). Программа реализуется в соответствии с учебником «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия»... | ||
Приказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской... | Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе... Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе,... |