Скачать 338.73 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кызласовская общеобразовательная школа им. Р.А.Кызласова Рассмотрено: Согласовано: Утверждено: На заседании ШМО зам.директора по УВР Приказом по школе Протокол №______ _______Чанкова Н.С. От «___» ____2014 г. №___ От «__»__2014 г. От «__»______2014 г. Директор____Костякова Г.П. Рабочая программа по литературе для 10 класса Учитель: Кичеева Светлана Семеновна с. Кызлас, 2014 г. Пояснительная записка Программа по литературе для 10 класса на базовом уровне составлена на основе Примерной программы по литературе среднего общего образования в соответствии с учебным планом МБОУ Кызласовская СОШ на 2014/2015 уч.г. Программа литературного образования в МБОУ Кызласовская СОШ изучается по учебнику Ю.В.Лебедева « Литература», Москва, Просвещение, 2014 г. для базового уровня. Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ. Изучение литературы на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся; читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи; освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; формирование общего представления об историко – литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко - литературной обусловленности с использованием теоретико - литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Формы обучения урок - беседа, урок - семинар, урок - лекция, интегрированный урок, дидактическая игра, урок- консультация, урок- конференция, урок- диалог, урок с применением игровых методов, урок - зачет, урок - конкурс, урок – исследование, повторительно - обобщающий урок. Методы и приемы обучения: а) методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала; б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником; в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, с интернет - ресурсами; г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: анализ, творческая. д) методы проверки, оценки знаний и умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль. Формы контроля -пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), -выразительное чтение, в том числе и наизусть, -развернутый ответ на вопрос, -выполнение заданий в тестовой форме, -викторина, -анализ эпизода, -анализ стихотворения, -комментирование художественного текста, -характеристика литературного героя, -конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), -сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы презентации проектов. Виды контроля: Итоговые контрольные работы (тесты); текущие, промежуточные – в форме фронтального, группового, индивидуального опросов, тестов, анализа, сочинения, зачетов. Срок реализации: 1 год. Общая характеристика учебного предмета. Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномен культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно – эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Программа среднего общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитать, воспитывать любовь и привычку к чтению. Место предмета: На изучение литературы в 10 классе по учебному плану МБОУ Кызласовская СОШ отводится 3 часа в неделю, 105 часов в год, уровень обучения базовый. НРК «Лирика природы хакасских поэтов» на уроках изучения творчества Ф.И.Тютчева. Межпредметные связи на уроках литературы тесно и органически осуществляются с историей, родной (хакасской) литературой. Связь литературы с историей, родной литературой предусматривает общие для этих предметов виды работ. Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по литературе. Контрольная работа - 2. Развитие речи: сочинение-6. Зачет-2. Результаты освоения В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/ понимать - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX-XX в.; - основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико- литературные понятия; уметь - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы ( тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно – выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод( сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять « сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр произведения; -сопоставлять литературные произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению - писать рецензии на прочитанное произведение и сочинения разных жанров на литературные темы; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - участия в диалоге или дискуссии; - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; - определения своего круга чтения и оценки их эстетической значимости; - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета « Литература» на этапе среднего( полного) общего образования являются: - поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно следственных связей; - сравнение, сопоставление, классификация; - самостоятельное выполнение различных творческих работ; - способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или в развернутом виде; - осознанное беглое чтение, проведение информационно – смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); - владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; - составление плана, тезисов, конспекта; - подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет- ресурсы и др. базы данных; - самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся, по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы. При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, умение понимать и оценить произведения художественной литературы. На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения учащихся над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений. Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос и реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развитие речи. Объем сочинений должен быть примерно таким: в 4 классе – 1 – 1,5 тетрадные страницы, 5 классе – 1,5 – 2; 6 классе – 2 -2,5; 7 классе – 2,5 – 3; 8 классе – 3 – 4; 9 классе – 4 - 5; 10 классе – 5 – 7. Уменьшение объема сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же, как превышение объема не ведет к повышению отметки. Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в IV-VII и 10 дней в VIII-X классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В IV –X классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая – к русскому языку. Оценка устных ответов При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
В соответствии с этим: Отметка «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (VIII – X кл); свободное владение монологической литературной речью. Отметка «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для основания своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускаются одна-две неточности в ответе. Отметка «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры, поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа. Отметка «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью, бедность выразительных средств языка. Оценка сочинений В основу оценки сочинений по литературе положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: -правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия в соответствии с планом, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательств основных положений, привлечение материала для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения , точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; -наличие плана, соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; -точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Оценка сочинений по литературе
Содержание. Литература XIX века. Введение (2 ч.) Русская литература XIX века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно- нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей - классиков. Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский (2 ч.) Обзор творчество К.Н.Батюшкова, В.А. Жуковского. К.Ф.Рылеев. Декабристский романтизм (1 ч.) А.С.Пушкин (13 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: « Погасло дневное светило…», « Свободы сеятель пустынный…», « Подражание Корану IX. «И путник усталый на Бога роптал…», «Элегия» (« Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения: « Поэт», « Пора, мой друг, пора покоя сердце просит…», « Из Пиндемонти (возможен выбор трех других стихотворений»). Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике. Ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. «Евгений Онегин». Творческая история романа в стихах « Евгений Онегин». Онегинская строфа. Художественное своеобразие романа « Евгений Онегин». Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина. Онегин и Ленский. Татьяна - любимая героиня Пушкина. Письменная работа по роману « Евгений Онегин». « Маленькие трагедии», « Повести Белкина». Проблемы главных человеческих страстей в «Маленьких трагедиях». Жанровое своеобразие» Повести Белкина». Историческая тема в творчестве Пушкина 30- х годов XIX в. («Медный всадник», « Капитанская дочка»). М.Ю.Лермонтов (9 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: « Молитва»( « Я, матерь Божия, ныне с молитвою…», «Как часто, пестрою толпою окружен…, «Валерик», «Сон»( « В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу» ( указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения « Мой демон», «К…»(« Я не унижусь перед тобой»), « Нет, я не Байрон, я другой…»( возможен выбор трех других стихотворений). Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Тема родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова. Роман М.Ю. Лермонтова « Герой нашего времени». Печорин в отношениях с другими персонажами романа. Сочинение по творчеству Лермонтова. Н.В.Гоголь (6 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Повесть « Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести). Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры. Поэма Н.В. Гоголя « Мертвые души». Изображение поместного дворянства в поэме» Мертвые души». Чичиков и чичиковщина. Образ России в поэме « Мертвые души». Сочинение по поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души». Становление и развитие реализма в русской литературе 30-50- годов XIX века (1ч.) Россия во второй половине XIX в. Общественно - политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Признаки реализма, своеобразие становления реализма в русской литературе. Особенности русской критики второй половины XIX в. (1 ч.) Понятие о развитии русской критики второй половины XIX в. Обзор направлений литературной критики. Значение литературной критики для русского общества. И.А.Гончаров (6 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Роман « Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская « обломовщина». Глава « Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа.Роль пейзажа, портрета. Интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот. Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. Контрольная работа по творчеству И.А.Гончарова. А.Н.Островский (9 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Драма « Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно - поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического, трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. Н.А.Добролюбов. «Луч света в темном царстве». Сочинение по драме Островского. И.С.Тургенев (10 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Роман « Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно - политической ситуации в России. Сюжет и композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. « Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. « Вечные темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. « Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). Сочинение по роману И.С. Тургенева « Отцы и дети». Русская поэзия второй половины 19 века (1 ч.) Н.А.Некрасов (5 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: « В дороге», « Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Элегия»( « Пускай нам говорят изменчивая мода…», « О Муза! Я у двери гроба…»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения). «Я не люблю иронии твоей…», « Блажен незлобивый поэт…», « Внимая ужасам войны…» ( возможен выбор трех стихотворений. Гражданский пафос поэзии Некрасова , ее основные темы, идеи, образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта и гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение « вечных» тем в поэзии Некрасова ( природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. Поэма « Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет. Жанровое своеобразие поэмы. Ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и « народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия, богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова. Ф.И.Тютчев (3 ч.) Жизнь и творчество (обзор) . Стихотворение «Silentium», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», « Нам не дано предугадать…» « К.Б.» ( Я встретил вас - и все былое…)( указанные стихотворения являются обязательными для изучения»). Стихотворения: « День и ночь», « Последняя любовь», « Эти бедные селенья…» ( возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Любовь как стихийное чувство и « поединок роковой» Художественное своеобразие поэзии Тютчева. Контрольный тест. А.А.Фет(2 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: « Это утро, радость эта…», « Шепот, робкое дыханье…», « Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» « Еще майская ночь» ( указанные стихотворения являются обязательными для изучения). Стихотворения « Одним толчком согнуть ладью живую…», « Заря прощается с землею…», « Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений). Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория « чистого искусства» « Вечные» темы в лирике Фета ( природа, поэзия. Любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета. Сочинение по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А. Фета. М.Е. Салтыков – Щедрин (3 ч.) Жизнь и творчество (обзор). « История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и « глуповцев». Образы Органчика и Угрюм Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала « Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова – Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм. Ф.М.Достоевский (7 ч.). Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи». Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных « точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя. Н.С.Лесков (2 ч.) Жизнь и творчество (обзор). Повесть « Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры. Л.Н.Толстой (13 ч.). Жизнь и творчество. Роман – эпопея « Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции. Антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого. Его критерии оценки личности. Путь идейно- нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция « общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и « мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображения Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно- композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственного полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (« диалектики души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа- эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя. Сочинение по роману Л.Н. Толстого « Война и мир». А.П.Чехов (5 ч.) Жизнь, творчество. Рассказы: «Студент», «Ионыч», « Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения). Рассказы « Палата № 6», « Дом с мезонином» (возможен выбор других рассказов). Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст. Комедия « Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего, будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя- «недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова- драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра. Обзор зарубежной литературы второй половины ХIХ века (4 ч.) Основные тенденции в развитии литературы второй половины ХIХ века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм. И.В.Гете. Жизнь и творчество (обзор). Трагедия «Фауст» (возможен выбор другого зарубежного писателя). Философский смысл трагедии. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мастерство психологического анализа. Учебно – тематическое планирование
Литература для учителя: 1.Лебедев Ю.В. Литература в 2 частях. Москва «Просвещение», 2014 г. 2.ЕгороваН.В.,Золотарева И.В., МихайловаТ.И. Поурочные разработки по литературе, в 2 частях. ООО « Вако», 2014 г. 3. Фефилова Г.Е. Литература. 10 класс: планы уроков. Ростов н/ Д: Феникс, 2013 г. 4.П.К.Фомин. Тесты по русской литературе. Москва, УЦ « Перспектива»,2010 г. 5.Русский язык: «Сочинение»: Задания с развернутым ответом: Часть С/ Е.С. Симакова. –М.: Астрель, 2011 г. 6. Интернет- ресурсы: www/1september/ru/ ru Литература для учащихся: 1.Лебедев Ю.В. Литература в 2 частях. Москва «Просвещение», 2014 г. 2.Интернет-ресурсы www/1september/ru/ ru |
Рабочая программа по литературе в 6 классе Составитель: Шутова Елена... Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального компонента государственногостандарта образования... | Рабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Рабочая программа по обществознанию для общеобразовательного 8 класса... Т. В. Козлова Т. В. Щербакова 2012 г. 2012 г | Рабочая программа по литературе для 10 класса Учитель: Куликова Е. Д Программы для общеобразовательных учреждений Мин образования РФ по литературе, 5-11 классы под редакцией В. Я. Коровиной, М.: «Просвещение»,... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса учителей русского языка и литературы Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами | Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 9 «А» класса... Программы по литературе для 9 класса С. А. Зинина (Программа по литературе для 9 класса / Авт сост. С. А. Зинин // Программа по литературе... | Рабочая программа по родному языку и литературе для 4-го класса учитель: Сидорова Т. И Учебник «Удмурт кыл» для 4 класса. Поттыны лэзиз Удмурт Элькунысь Дышетсконъя но наукая министерство Ижевск, «Удмуртия», 2007 ар.... | ||
Рабочая программа по курсу литературы в 5 классе Учитель: Симакова Н. И Рабочая программа по литературе для 5 класса. Учебник в 2-х частях. Авторы: В. Я. Коровина | Приказ № от августа 2014 г рабочая программа по литературе для 8 2 класса (базовый уровень) Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и авторской... | ||
Рабочая программа по обществознанию для учащихся 8-9 класса на 2011-2013... Автор программы: Бабушкина Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории | Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе... Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и авторской... | ||
Рабочая программа по литературе для 8Б класса Составитель: учитель 1 квалификационной категории Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» | Пояснительная записка Статус программы: рабочая программа по литературе... В 2 ч под ред. Коровиной В. Я. и др. М.: Просвещение, 2011 г. Данная рабочая программа составлена для класса компенсирующего обучения.... | ||
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,... | Рабочая программа по литературе для 6 класса Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса составлена на основе |