Рабочая программа по литературе для 6 класса
под редакцией Г.И.Беленького составила Халяпина Л.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №9
г.о. Коломна Московской области
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по литературе для 6 класса составлена на основе
Закона Российской Федерации «Об образовании»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (утверждён Приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004),
Примерных программ по учебным предметам. Литература. 5 – 9классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения);
авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. Беленький Г.И. – М.: Мнемозина, 2009
Приказа МО РФ от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 год»
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Цели обучения:
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Задачи обучения
совершенствовать навыки осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения;
развивать восприятие литературного текста;
формировать умения читательской деятельности;
воспитывать интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы.
Используемый учебно-методический комплект
Учебники
| Учебные пособия
| Методические пособия
| Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 6 класс. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2011
| Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. - Москва: Рольф, 2005.
Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы уч-ся по литературе. 6 кл. – М.: Мнемозина, 2009.
| Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 6 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.
|
Формы и средства контроля
индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений, осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа, чтение наизусть стихотворных текстов, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, составление плана, тезисов, конспекта, тест, ответ на проблемный вопрос.
Количество часов в 6 классе
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Классных сочинений: 4
Домашних сочинений: 1
Уроков внеклассного чтения – 5 часов
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
система инновационной оценки «портфолио»;
проектно-исследовательская технология.
Формы контроля
№ п.п.
| Тема
| Форма контроля
|
| Р.р. Контрольная работа по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
| Классное сочинение
|
|
| Р.р. Контрольная работа по сказке-были «Кладовая солнца»
| Классное сочинение
|
| Р.р. по рассказам А.П. Чехова
| Домашнее сочинение
|
| Р.р. Контрольная работа по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»
| Классное сочинение
|
| Тематический учёт знаний (ТУЗ)
| 12
| Раздел II. Содержание тем учебного курса (68 часов, 2 часа в неделю)
Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
I. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»
Устное народное творчество. Былины. «Илья Муромец и Соловей Разбойник
Из литературы Древней Руси. «Повесть временных лет»
Повести о монголо-татарском нашествии. «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат».
Баллады. В.А.Жуковский. «Светлана». «Лесной царь» (из Гёте), «Перчатка» (из Шиллера).
Л.Н. Майков. «Емшан»
А.К.Толстой. «Канут»
II. Человек в окружающем его мире
Внутренний мир человека. А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Няне». «Зимняя дорога». «Зимнее утро». «Узник», «Цветок», «Туча». «Дубровский».
Н.М.Языков. «Песня», «Пловец».
М.Ю. Лермонтов. «Парус». «Три пальмы» , «Казачья колыбельная песня» «На севере диком...», «Утес».
Н.В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
С.Т. Аксаков. «Очерк зимнего дня».
III. «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»
Мотивы родной природы в русской лирике. В.А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов», «Там небеса и воды ясны!..»; Н.П. Огарев. «Дорога»; А.К. Толстой. «Колокольчики мои…»; А.А. Фет. «Чудная картина…», «Вечер»; И.С. Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; «Колодники»; А.Н. Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»; И.З. Суриков. «Степь».
IV. Смешное в жизни и литературе
А.П. Чехов. «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил». «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и др. ранние рассказы по выбору.
V. Нравственная ответственность человека перед собой и обществом
Пора взросления. В.Г. Короленко. «В дурном обществе»
Н.Д. Телешов. «Домой».
А. Доде. «Маленький шпион».
А.П. Платонов. «Песчаная учительница».
Писатели о детях. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца».
И.А. Бунин. «Бушует полая вода…», «Всё тёмней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первый соловей»; И. Северянин. «Весенний день»; А.Т. Твардовский. «Весенний, утренний, тоненький…»; А.П. Межиров. «Летит сосулька из зимы в весну…».
М.М. Зощенко. «Не надо врать», «Бедный Федя».
Ю.М. Нагибин. «Старая черепаха».
В.Г. Распутин. «Уроки французского».
Н.М. Рубцов. «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Воробей».
Д.Олдридж. «Последний дюйм».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| Содержание
| Кол-во часов
| В том числе на развитие речи
| Внеклассное чтение
| 1.
| Введение.
| 2
|
| 1
| 2.
| «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...»
| 8
|
|
| 3.
| Человек в окружающем его мире.
Внутренний мир человека.
| 23
| 5
| 1
| 4.
| «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (мотивы родной природы в русской лирике)
| 2
|
|
| 5.
| Смешное в жизни и литературе
| 5
| 1
| 1
| 6.
| Нравственная ответственность человека перед собой и обществом. (Пора взросления)
| 28
| 6
| 2
|
| ИТОГО:
| 68
| 12
| 5
|
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
Характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями.
Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику и др.
Использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика).
Создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии.
Отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении (пять стихотворных размеров силлабо-тонического стихосложения.
Привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений.
Работать со справочными материалами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование по литературе
№ п/п
|
Название темы урока
| Дата проведения по плану
| Дата проведения по факту
| 1.1(1)
| 1. Введение. Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
|
|
| 1.2(2)
| Вн. чт. «Моя любимая книга».
|
|
| 2.1(3)
| Былина как один из видов УНТ.
|
|
| 2.2(4)
ТУЗ №1
| «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. Беззаветное служение Родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца. ТУЗ
|
|
| 2.3(5)
| Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание.
|
|
| 2.4(6)
| «Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе).
|
|
| 2.5(7)
ТУЗ №2
| «Слово о погибели Русской земли».
«Евпатий Коловрат». Исторические события, отраженные в повести. Прославление патриотического подвига русских воинов. ТУЗ
|
|
| 2.6(8)
| В.А. Жуковский – оригинальный поэт и переводчик. «Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле.
Баллада как литературный жанр.
|
|
| 2.7(9)
| В.А. Жуковский. «Лесной царь» (из Гёте), «Перчатка» (из Шиллера). Картины природы.
|
|
| 2.8(10)
ТУЗ №3
| Л.Н. Майков. «Емшан», А.К. Толстой. «Канут». Нравственный смысл баллад. ТУЗ
|
|
| 3.1(11)
| А.С. Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта.
|
|
| 3.2(12)
| «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер «Песни…». Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
|
|
| 3.3(13)
| Поэзия А.С. Пушкина. «Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.
|
|
| 3.4(14)
| «Зимняя дорога». Зарисовки природы, передающие настроение поэта. «Зимнее утро». Многогранность чувств, выраженных в стихотворении.
|
|
| 3.5(15)
ТУЗ №4
| Р/р. Выразительное чтение стихотворений Пушкина. ТУЗ
|
|
| 3.6(16)
| «Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть.
|
|
| 3.7(17)
| «Благородный разбойник» Владимир Дубровский.
|
|
| 3.8(18)
| Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянского бунта в романе.
|
|
| 3.9(19)
ТУЗ №5
| Роман как литературный жанр. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа. ТУЗ
|
|
| 3.10(20)
| Р/р. Подготовка к написанию классного сочинения №1 по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
|
|
| 3.11(21)
| Р/р. Написание классного сочинения №1 по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
|
|
| 3.12
(22)
| Н.М. Языков. Слово о поэте. Песенная поэзия Языкова. «Песня» («Из страны, страны далёкой…»), «Пловец».
|
|
| 3.13(23)
| М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. «Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть
|
|
| 3.14(24)
| «Три пальмы» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Аллегорический смысл стихотворения.
|
|
| 3.15(25)
ТУЗ №6
| «На севере диком...», «Утес», «Кинжал», «Казачья колыбельная песня». ТУЗ
|
|
| 3.16(26)
| Р/р. Выразительное чтение стихотворений Лермонтова.
|
|
| 3.17(27)
| Стихотворные размеры.
|
|
| 3.18(28)
| Урок-практикум. Определение стихотворного размера
|
|
| 3.19(29)
3.20(30)
| Н.В. Гоголь. Сведения о жизни писателя.
«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви.
Ироническое изображение «власти» (пана головы).
|
|
| 3.21(31)
| Картины народной жизни и украинской природы.
|
|
| 3.22(32) ТУЗ №7
| Вн. чт. «Ночь перед Рождеством». ТУЗ
|
|
| 3.23(33)
| С.Т. Аксаков. Сведения о жизни писателя. «Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы.
|
|
| 3.24(34)
| Р/р. Пишем очерк.
|
|
| 4.1(35)
| Страницы поэзии. В.А. Жуковский. «Певец во стане русских воинов», «Там небеса и воды ясны!..»; Н.П. Огарев. «Дорога»; А.К. Толстой. «Колокольчики мои…»
|
|
| 4.2(36)
| Страницы поэзии. А.А. Фет. «Чудная картина…», «Вечер»; И.С. Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; «Колодники»; А.Н. Плещеев. «Отдохну-ка, сяду у лесной опушки…»; И.З. Суриков. «Степь» и др.
|
|
| 5.1(37)
| А.П. Чехов. Сведения о жизни писателя.
Раннее творчество. Рассказ «Толстый и тонкий».
|
|
| 5.2(38)
| Анализ рассказа «Толстый и тонкий». Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в юмористической обрисовке героя. Острота комического сюжета.
|
|
| 5.3(39)
| Рассказы «Пересолил», «Смерть чиновника».
|
|
| 5.4(40)
ТУЗ №8
| Вн. чт. А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «С женой поссорился», «Дорогая собака» и др. ТУЗ
|
|
| 5.5(41)
| Р/р. Подготовка к написанию домашнего сочинения по рассказам А.П. Чехова.
|
|
| 6.1(42)
| В. Г. Короленко. Сведения о жизни писателя.
«В дурном обществе» («Дети подземелья»).
События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость.
|
|
| 6.2(43)
| Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление.
|
|
| 6.3(44)
| Утверждение в повести доброты и уважения к человеку.
|
|
| 6.4(45)
| Особенности повествования (рассказ от первого лица).
|
|
| 6.5(46)
ТУЗ №9
| Р/р. Портрет литературного героя. Попробуй сочинить. ТУЗ
|
|
| 6.6(47)
| Н.Д. Телешов. Сведения о жизни писателя.
«Домой». Обстоятельства и поступки. Герой в ситуации нравственного выбора.
|
|
| 6.7(48)
| Изображение трагической участи и нищеты народа. Роль пейзажа в рассказе.
|
|
| 6.8(49)
| А. Доде. Сведения о жизни писателя. «Маленький шпион». Трагические последствия необдуманного поступка.
|
|
| 6.9(50)
ТУЗ №10
| А.П.Платонов. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость. ТУЗ
|
|
| 6.10(51)
| М.М. Пришвин. Сведения о жизни писателя.
«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброту и мудрость по отношению к природе.
|
|
| 6.11(52)
| Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей.
|
|
| 6.12(53)
| Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Роль пейзажа в художественном произведении.
|
|
| 6.13(54)
| Жанр сказки-были и его роль. Смысл названия произведения.
|
|
| 6.14(55)
| Р/р. Подготовка к написанию классного сочинения №2 по сказке-были «Кладовая солнца».
|
|
| 6.15(56)
| Р/р. Написание классного сочинения №2 по сказке-были «Кладовая солнца».
|
|
| 6.16(57)
ТУЗ №11
| Вн. чт. Страницы поэзии. И.А. Бунин. «Бушует полая вода…», «Всё тёмней и кудрявей берёзовый лес зеленеет…», «Первый соловей»; И. Северянин. «Весенний день»; А.Т. Твардовский. «Весенний, утренний, тоненький…»; А.П. Межиров. «Летит сосулька из зимы в весну…» ТУЗ
|
|
| 6.17(58)
| М.М. Зощенко. Сведения о жизни писателя.
«Не надо врать», «Бедный Федя». Комическое в рассказах. Вопросы нравственности в рассказах Зощенко.
|
|
| 6.18(59)
| Ю.М. Нагибин. Сведения о жизни писателя.
«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.
|
|
| 6.19(60)
| В.Г. Распутин. Сведения о жизни писателя.
«Уроки французского».
|
|
| 6.20(61)
| Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни.
Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны.
|
|
| 6.21(62)
| Р/р. Подготовка к написанию классного сочинения №3 по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».
|
|
| 6.22(63)
| Р/р. Написание классного сочинения №3 по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского».
|
|
| 6.23(64)
| Н.М. Рубцов. Сведения о жизни писателя. «Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Старый конь», «Левитан», «Сапоги мои – скрип да скрип…», «Воробей».
|
|
| 6.24(65)
ТУЗ №12
| Р/р. Выразительное чтение стихотворений Н.М. Рубцова. ТУЗ
|
|
| 6.25(66)
| Дж. Олдридж. Сведения о жизни писателя.
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Смысл названия рассказа.
|
|
| 6.26(67)
| Вн. чт. Дж. Олдридж. «Мальчик с лесного берега».
|
|
| 6.27(68)
| Итоговый урок. Что читать летом.
|
|
| Раздел V. Информационно-методическое обеспечение
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2006.
Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / (авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова); под ред. Г.И. Беленького. – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Мнемозина, 2011.
По страницам литературных произведений. Викторины. 5-11 классы. – Л. А. Курганова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г.И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009.
Хренова М. А. Снежневская «Методические советы к учебнику – хрестоматии для 6 – класса». – М.: «Мнемозина», 2009.
Литература, рекомендованная для учащихся
Литература. Справочник. – научный редактор В. Я Линков (МГУ им. М. В. Ломоносова) – Филологическое общество «Слово», 2005;
Русские писатели. Библиографический словарь А – Я в 2-х частях Под редакцией П. А. Николаева – М.: «Просвещение», 2003;
Занимательные материалы по литературе. – Сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
Литература в таблицах и схемах. Теория. История, Словарь. – М.: Айрис – пресс, 2006.
Школьные олимпиады по литературе.М. М.Казбек – Казиева. – М.: - Айрис – пресс, 2005.
Справочные пособия
Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
Литература Древней Руси: Биоблиогр. словарь / Сост. Л.В. Соколова; Под ред. О. В. Творогова. – М.: Просвещение, 1996.
Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
Интернет-ресурсы
http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://rifma.com.ru/ - http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.ru - ЭОР
Используемые источники при составлении программы
Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г.И. Беленького. – 4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009.
Хренова М. А. Снежневская «Методические советы к учебнику – хрестоматии для 6 – класса». – М.: «Мнемозина», 2009.
Морозова А.С. Программа по литературе для 6 класса. МОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д.Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области
|