«Быт и нравы Древней Руси»





Скачать 410.42 Kb.
Название«Быт и нравы Древней Руси»
страница1/4
Дата публикации10.04.2015
Размер410.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4
Тема урока: «Быт и нравы Древней Руси».

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной

жизнью земледельцев и горожан IX-XIII веков, их жилищем, одеждой,

традициями.

2. Развивать самостоятельность, речь, умение работать в команде.

Высказывать собственную точку зрения на исторические события, и ее

аргументировать.

3. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за историю своей страны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Педагогические технологии: КСО, использование.

Методы: словесный, наглядный, поисковый.

Место урока в учебном плане: последний урок на тему «Древняя Русь».

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 6 класс,

компьютер, фотографии, иллюстрации, репродукция картины В.М.

Васнецова «Богатыри», «русский стол» (традиционные блюда русской

кухни 13 века), русский костюм, дополнительный материал и задания

группам.

План урока:

I. Организационный момент – 1 мин.

II. Сообщение темы и целей урока – 1 мин.

III. Изучение нового материала.

а) Работа с терминами – 1 мин.

б) Вступительная беседа (повседневная жизнь людей в Древней Руси) – 5 мин.

в) Работа в группах – 13 мин.

г) Физкультминутка –1 мин.

д) Проверка групп – 18 мин.

1) Жилище – 5 мин.

2) Одежда – 5 мин.

3) Пища – 4 мин.

4) Военное дело – 4 мин.

IV. Итоги урока – 5 мин.
Ход урока.
I. Орг. момент.

(Негромко звучит красивая русская народная песня.

Учитель встречает детей и гостей с хлебом-солью).

Добрый день, девицы прекрасные и соколы ясные!

Гости жданные, званные, желанные!

По обычаям российским

Всем гостям поклон мой низкий

С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью! С хлебом-солью!

Будьте как дома, усаживайтесь поудобнее.


II. Сообщение темы и целей урока.

- Я не случайно на урок пришла с хлебом-солью - это старинный русский обычай.

Хлеб-соль является символом благополучия и гостеприимства. Существовало поверье, что хлеб-соль прогоняет злых духов, и есть вместе хлеб-соль, означало: жить в согласии и любви, поэтому до сих пор встречают родители жениха и невесту хлебом-солью.
- Изучая быт и нравы своего народа, мы лучше сможем понять его историю и культуру.
- Тема нашего урока: «Быт и нравы Древней Руси. (IX- начало XIII века)». Записываем тему в тетрадь. И рассмотрим следующие вопросы (обращаюсь к плану урока).
III. Изучение нового материала.

а) Работа с терминами.

- Так как сегодня мы будем говорить о нравах и быте Древней Руси, давайте подумаем, что обозначают данные слова. (стр. 14 учебника)

- Что такое быт?

Повседневная жизнь. (Если не ответят, то)

-Вот какое определение данному слову дано в толковом словаре Ожегова (слайд 4)

- А что входит в понятие «повседневная жизнь»? (жилище, одежда, пища)

- Что такое нравы?

Обычаи, уклад жизни. (Если не ответят, то обращаемся к слайду 5)

- Приведите примеры русских обычаев. (Встреча с хлебом-солью, для безопасности своего жилья наши предки запускали в новый дом кота, каждому празднику соответствуют свои обычаи: печь блины на масленицу, колядовать на Рождество, прыгать через костер в день Ивана Купала и т. д.) привязать ко дню, когда будет урок.

- У вас в папках есть страница «Расширяем словарный запас». Здесь даны определения всех терминов, которые мы будем пользоваться на уроке. Записывать их в тетрадь не нужно.
б) Вступительная беседа (жизнь русского человека в IX – XIII веках).

- Как же жили люди в Древней Руси?

- Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности и занималась земледелием и скотоводством, – а это очень тяжелый труд.

- И чтобы легче было обрабатывать землю и собирать урожай, люди жили большими семьями. Детей рождалось много, но из-за болезней выживали не все. Если в семье рождался мальчик, это был праздник, подумайте, почему?

- (Больше работников и женившись, сын приводил жену в дом отца, а это большая помощь семье).

- Главой семьи был старший из мужчин. Он распоряжался имуществом и судьбой каж­дого из ее членов. Это касалось даже браков детей, ко­торых могли женить или выдать замуж против их воли.

- Воспитание детей в крестьянской семье было трудо­вым. С семи лет мальчика брали работать в поле, начи­нали приучать к какому-нибудь делу и если были средства - учили грамоте. Девочки присматривали за младшими, помогали матери по хозяйству, учились у нее прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду, готовить пищу.
- В богатых и знатных семьях были свои традиции в воспитании детей. Обычно до года дети находились на руках кормилицы, до пяти лет — на попечении нянек. С пяти лет мальчиком занимался его дядя — брат матери. Он обучал ребенка грамоте и воспитывал сообразно будущей службе. Девочки воспитывались нянюшками и учились ведению домашнего хозяйства.
- Часть населения Руси проживала в городах. Западные соседи называли русские земли «Гардарика - страна городов». Согласно летописи, на Руси в IX-X веках было 26 городов, в XI в. возникло 62 новых, а XII в. принес еще 120 городов.

- Назовите и покажите на карте самые крупные города Киевской Руси. (Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк).
- В городах селились князья, размещалась княжеская дружина, проживали бояре и знатные люди. Князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иност­ранных послов и самое главное защищали свою Родину от набегов кочевников.
- Города били центрами ремесла и торговли. По большим и малым горо­дам Руси шумели торги. Здесь можно было приобрести посуду, украшения, оружие, обувь, меха. Здесь же торговали и иноземные купцы – «гос­ти». У них приобретались дорогие ткани, пряности, вина.
- В городах строились церкви, храмы, монастыри. Таким образом, города были еще и духовными центрами.
- При церквях и монастырях откры­вались школы, монахи писали книги и иконы, здесь создавались фрески и мозаики, поэтому города становились культурными центрами.
- Быт простых горожан мало отличался от быта сель­ского жителя. Помимо ремесла и торговли горожане занимались огород­ничеством, скотоводством, бортничеством.
- Вот так жили люди в IX-XIII веках.

в) Работа в группах.

- А сейчас давайте познакомимся с жилищем, одеждой, пищей, и военным делом жителей Древней Руси.

- Работаем по группам. Старшим в первой группе будет - (называю сама).

- …………, вашей группе достается задание: рассказать о жилище (стр.1-3, вопросы распределяете между собой) Второй – о русской одежде (стр. 1-5), третьей – о пище (стр.1-3), четвертой – о военном деле (стр.1-3). Откройте папки и найдите свое задание. Оно состоит из нескольких вопросов. Вам необходимо распределить вопросы между членами своей группы.

- Напоминаю принцип работы: каждый отвечает на свой вопрос, если кто-то раньше подготовит ответ, то помогает своему товарищу, т. к. оценивается работа всей группы.

- Итог вашей работы – это отчет в форме рассказа на заданную тему. Задание понятно? Желаю удачи. Приступайте к работе.
Задания группам.

Задание I группе. Расскажите о жилище Древней Руси.

1. Сравните избу и полуземлянку. Шестьдесят шесть лет назад, русские люди рыли землянки и жили в них. Когда это было и зачем они это делали?

2. Расскажите, как выглядели хоромы.

3. Какое значение для жителей дома имел «красный угол»?
Задание II группе. Расскажите об одежде жителей Древней Руси.

1. Ознакомившись с теорией и используя предложенный костюм, воссоздайте образ девушки XII века. Какие детали и элементы одежды могут нам что-то рассказать о человеке?

2. Обратите внимание на вышивку и украшения. Каково их назначение?

3. Сравните мужскую одежду богатого и бедного человека Древней Руси?
Задание III группе: Расскажите, что употребляли в пищу люди Древней Руси IX-XIII веков?

Щи да каша пища наша.

Кашу маслом не испортишь.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

Хлеб да капуста лихого не допустят.

Гостю щей не жалей, а погуще налей.

Капуста-сила, пока она в бочке беды не будет.

Каша — матушка наша, а хле­бец ржаной — отец наш родной.

Киселём брюха не испортишь.

Лук от семи недуг.

Хорош квасок, коли шибает в носок.

Хлеб на стол - так и стол престол, хлеба ни куска - так и стол - доска.

«Я сам там был, мед, пиво пил.

По усам текло, в рот не попало…» из русской народной сказки.
«Лаврентьевская летопись сообщает, что в 945 г. великая княгиня Ольга повелела древлянам наварить много меда, чтобы справить тризну по своему мужу Игорю, убитому древлянами на реке Уж». Ю.Ф. Козлов «Быт и нравы России».
1. Опираясь на исторические источники расскажите, что употребляли в пищу люди Древней Руси IX-XIII веков?

2. Вы русский купец, живущий в XI веке. Идет масленица. С минуты на минуту у вас будут гости. Чем вы их будете потчевать? (Задача: выставить на стол те блюда, которые могли быть на купеческом столе, на масленицу).

3. Какова история происхождения легенды о том, как кисель спас жителей города Белгорода? О какой черте характера русского человека говорится в ней?
Задание для IV группы:

1. Расскажите о русской дружине IX-XIII веков.

2. Внимательно рассмотри рисунки к тексту.

Опиши вооружение русских воинов IX-XIII веков.

3. Внимательно рассмотрите иллюстрацию картины В.М. Васнецова «Богатыри».

Она была написана в конце XIX века. На ваш взгляд, есть ли неточности

в изображении вооружения богатырей?

Можно ли по одежде и оружию богатырей определить, к какой категории населения

они относятся?

I. Жилище в Древней Руси.

Основным материалом, из которого строили жилище, изготавливали мебель, домашнюю утварь, было дерево.

В Древней Руси сельское население продолжало жить в полуземлянках и в мазанках. Такие дома чаще всего строились на юге Киевской Руси. Полуземлянки строили жители, проживающие в лесной зоне, а мазанки – в степной полосе.

Полуземлянка – крытое углубление в земле (на 0,5—1 м), внутри обложенное бревнами, с дощатой крышей, часто засыпанной землей. (Смотри стр. 69 учебника). По весне такая крыша зеленела травой. Рядом с полуземлянкой могли построить более просторный летний сруб. В полуземлянке почти никогда не было окон, только небольшая дверь. Во внутрь дома спускались по земляным ступенькам или небольшой лестнице. Освещалось жилище лучиной.

Мазанка – сооружение из столбовых конструкций с плетеными стенами, но стены были обмазаны глиной. Крышу крыли соломой, стараясь менять ее каждый год. Пол делали земляной или из утрамбованной глины. Очаги и печи сооружались только в углу, напротив двери. Вокруг маленьких окошек и двери прилаживали резные наличники, которые защищали дом от злых духов. Окна в зимнюю стужу затягивали бычьим пузырем.

В полуземлянке и в мазанке печи топились «по-черному», т.е. печь не имела дымохода, и весь дым уходил через дверь.

Из домашней мебели был стол, лавки. Спали на лавках или на полу, покрытым соломой.

На севере, где грунтовые воды близко подходят к поверхности, жители строили столбовые и рубленые дома – избы. Избы строили, как в сельской местности, так и в городе.

Избу строили легко и быст­ро. Копали яму, в которую на 20-25 сантиметров углубляли сруб. Песком - для тепла и су­хости - засыпали завалинку – невысокая земляная насыпь вокруг стен всего дома. Для предохранения сруба от загнивания его иногда ставили на валуны или пеньки с обрублен­ными корнями или на обрезки толстых бревен, откуда и появи­лось выражение «избушка на ку­рьих ножках». Такой оригиналь­ный вид фундамента применял­ся в русском деревянном строи­тельстве очень долго.

Что такое сруб? Сруб - деревянное сооружение из нескольких венцов, скрепленных в форме четырехугольника. А что такое венец? Венец – основа деревянного сруба: один прямоугольный ряд бревен, связанный в углах врубками.


ВЕНЕЦ ИЗБА
Бревна соединяли без гвоз­дей. Недалеко от концов бревен вырубали круглые чашки. При складывании бревен их уклады­вали друг в друга, и при таком соединении невозможно было вытащить ни один элемент из венца.

Несколько венцов, положен­ных друг на друга, формирова­ли четырехугольный сруб. Сруб делали из хвойных пород дерева: ель, сосна, лиственница. Для тепла отверстия между венцами затыкали паклей или мхом - это зависело от дос­татка хозяина. Затем в срубе прорубали двери и невысокие окна. Четырехугольник из бре­вен назывался клеть. В длину он был около 4 метров и столько же в ширину. Сейчас такое по­мещение мы называем комна­той. Клеть сверху покрывали кровлей. Пол делали из досок. Необходимость избежать холода и сырости заставляла высо­ко поднимать уровень пола. Сруб вытягивался в высоту так, что между землей и деревянным полом образовывался лишенный окон глухой подклеть. Эта часть сруба имела важное значение для хозяйства: там хранили про­дукты.

Окошки были маленькие. Вместо стекол их затягива­ли бычьим пузырем или слюдой, а для тепла закрывали деревян­ными задвижками.

Обычный русский дом не был изрядно украшен, так как людям из-за частых пожаров в течение жизни приходилось несколько раз менять свое жилище. И сами дома, и домашняя утварь были просты.

В избах стояли лавки, скамьи, на которых и спали, простой де­ревянный стол, сундуки для хранения вещей. Чем различаются лавка и скамья? Разница есть и достаточно существенная. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье: гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его сажали - на лавку или на скамью.

Изба городского человека, более обеспеченного, отличалась от избы бедного тем, что для кух­ни, спальни, гостиной строились отдельные клети (комнаты). Между клетями оставалось рас­стояние, которое огораживалось стенками и крышей. Это про­странство называлось сени. В сенях гуляли и играли дети. В наших современных город­ских квартирах сени заменили коридоры.

Самые богатые люди - бояре, князья - строили высокие дома, в несколько этажей - хоромы. Для этого кле­ти ставили друг на друга. Клеть первого этажа – подклеть, которая служила для жилья прислуги и там же устраивали кладовые. Комната второго этажа – горница – чистая светлая комната, которая служила парадным местом для приема гостей. Над горницей могли еще построить и третий этаж – это терем – светлое помещение с окнами на все четыре стороны. Иногда вокруг терема устраивался балкон с перилами – гульбище. Хоромы смотрели на мир «оча­ми» разной величины. В горницах, где хозяева отдыхали, окошки были поменьше, в приемных и сенях - побольше, так как там требова­лось больше света. Окошки укра­шали резными рамами и распис­ными наличниками.
Около хором строились и подсобные помещения: сенник - для хранения сена, овин – для сушки хлебных снопов, погреба и ледники – для длительного хранения продуктов, житницы – для хранения хлеба, муки, сушила – для просушки соленого мяса и рыбы, хлев – для скота.


БОЯРСКИЕ ХОРОМЫ КНЯЖЕСКИЙ ДВОР

Ни один богатый дом не обходился без крыльца. Даже самое нарядное, в бога­тых домах, оно никогда не вы­ходило непосредственно на ули­цу. Более того, его и не было видно с улицы. Дома отступали в глубину двора, а впереди раз­мещались хозяйственные по­стройки, огород, колодец. Таким образом, люди прятались от лю­бопытных глаз.

На крыльце обычно встреча­ли дорогих гостей. Оно состояло из широких лестниц с площадка­ми. Так как дорогому гостю устраивали три встречи, то и на крыльце было три площадки.
В каждом доме был красный угол (он же "большой", "святой", "Божий"). Здесь на самом видном месте висела ико­на. Когда в дом входил гость, он, прежде всего, искал глазами ико­ну, крестился, а уж потом здоро­вался с хозяином. Это было непреложное правило. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления от красного угла.

В русском быту сложилось особое отношение к столу. По нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком. Нельзя было класть на него посторонние предметы. Стол, по традиции, закреплён в красном углу. Его передвигать можно было только в исключительных случаях. Даже если хозяева продавали дом и уезжали, стол должен был остаться в доме.

В домах обязательно висела колыбель (большая, широкая на вырост).

Умывались из лохани. На поставцах ставили разную посуду: миси — блюдо, куда наливали суп, большие блюда на второе. Клали ложки, которые были подписаны (помечены). Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами.
И самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина, боярина, князя. Печь была вторым по значению «центром святости» в доме – после красного угла, т.к. согласно понятиям древних, под печью обитала душа избы – Домовой. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось вручную.

Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой. Стены оббивались красным тесом (искусство краски не разгадано). Пол и потолки позже оббивались материалом, а потом рогожей (это делали только в богатых домах).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Быт и нравы Древней Руси» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
С 24. 02. 10 в школе началась неделя «Музей и дети». В рамках недели был проведен музейный урок учителем истории Юрченко И. В. В...
«Быт и нравы Древней Руси» iconБилеты по истории России
Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество)
«Быт и нравы Древней Руси» iconУрока "Культура Древней Руси" Инструкция к уроку
Прочитать §7 «Культура Древней Руси», ответить устно на вопросы после параграфа
«Быт и нравы Древней Руси» iconРеферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы»
Знаменитые личности
«Быт и нравы Древней Руси» iconБиблиотека Литературы Древней Руси том 6 (XIV середина XV века)
Библиотека литературы Древней Руси / ран. Ирли; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – Спб.:...
«Быт и нравы Древней Руси» icon1. Древние славяне, их расселение, нравы и быт
Государственно-административные реформы Петра I. Утверждение абсолютизма в России
«Быт и нравы Древней Руси» iconВеликое княжество Литовское
В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые...
«Быт и нравы Древней Руси» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Быт и нравы русской провинции в пьесе «Бесприданница». Поздняя драматургия А. Н. Островского
«Быт и нравы Древней Руси» iconБелинцева И. В., Бутырский М. Н
Данный курс знакомит студентов с историей искусства Византии и Древней Руси. Особо сложный, составной характер искусства средневековой...
«Быт и нравы Древней Руси» iconУрок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве"
Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы....
«Быт и нравы Древней Руси» iconМетодические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Рабочая программа и методические рекомендации для семинарских занятий по дисциплине «История древней Руси»
«Быт и нравы Древней Руси» iconЛитература, зодчество, иконописание в Древней Руси

«Быт и нравы Древней Руси» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: видеопроектор, презентация «Быт и нравы древних славян», учебник История России с древнейших времён до конца XVI века....
«Быт и нравы Древней Руси» iconБыт и нравы великорусского народа в XV-XVII веках
Рубеж XV xvi вв перелом в историческом развитии русских земель. Явления характерные этому времени оказали прямое воздействие на духовную...
«Быт и нравы Древней Руси» iconРеферат по культурологии. Тема: «Быт и нравы кризисной эпохи (XX-XXI вв.)»
Именно в этот период культура получает небывалое до тех пор мощное развитие в материальной и духовной сферах. Развивается наука,...
«Быт и нравы Древней Руси» iconИспользование военных традиций Руси для патриотического воспитания учащихся
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск