Скачать 410.42 Kb.
|
Тема урока: «Быт и нравы Древней Руси». Цели урока: 1. Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной жизнью земледельцев и горожан IX-XIII веков, их жилищем, одеждой, традициями. 2. Развивать самостоятельность, речь, умение работать в команде. Высказывать собственную точку зрения на исторические события, и ее аргументировать. 3. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за историю своей страны. Тип урока: урок изучения нового материала. Педагогические технологии: КСО, использование. Методы: словесный, наглядный, поисковый. Место урока в учебном плане: последний урок на тему «Древняя Русь». Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России 6 класс, компьютер, фотографии, иллюстрации, репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», «русский стол» (традиционные блюда русской кухни 13 века), русский костюм, дополнительный материал и задания группам. План урока: I. Организационный момент – 1 мин. II. Сообщение темы и целей урока – 1 мин. III. Изучение нового материала. а) Работа с терминами – 1 мин. б) Вступительная беседа (повседневная жизнь людей в Древней Руси) – 5 мин. в) Работа в группах – 13 мин. г) Физкультминутка –1 мин. д) Проверка групп – 18 мин. 1) Жилище – 5 мин. 2) Одежда – 5 мин. 3) Пища – 4 мин. 4) Военное дело – 4 мин. IV. Итоги урока – 5 мин. Ход урока. I. Орг. момент. (Негромко звучит красивая русская народная песня. Учитель встречает детей и гостей с хлебом-солью). Добрый день, девицы прекрасные и соколы ясные! Гости жданные, званные, желанные! По обычаям российским Всем гостям поклон мой низкий С добрым словом и любовью, С хлебом-солью! С хлебом-солью! Будьте как дома, усаживайтесь поудобнее. II. Сообщение темы и целей урока. - Я не случайно на урок пришла с хлебом-солью - это старинный русский обычай. Хлеб-соль является символом благополучия и гостеприимства. Существовало поверье, что хлеб-соль прогоняет злых духов, и есть вместе хлеб-соль, означало: жить в согласии и любви, поэтому до сих пор встречают родители жениха и невесту хлебом-солью. - Изучая быт и нравы своего народа, мы лучше сможем понять его историю и культуру. - Тема нашего урока: «Быт и нравы Древней Руси. (IX- начало XIII века)». Записываем тему в тетрадь. И рассмотрим следующие вопросы (обращаюсь к плану урока). III. Изучение нового материала. а) Работа с терминами. - Так как сегодня мы будем говорить о нравах и быте Древней Руси, давайте подумаем, что обозначают данные слова. (стр. 14 учебника) - Что такое быт? Повседневная жизнь. (Если не ответят, то) -Вот какое определение данному слову дано в толковом словаре Ожегова (слайд 4) - А что входит в понятие «повседневная жизнь»? (жилище, одежда, пища) - Что такое нравы? Обычаи, уклад жизни. (Если не ответят, то обращаемся к слайду 5) - Приведите примеры русских обычаев. (Встреча с хлебом-солью, для безопасности своего жилья наши предки запускали в новый дом кота, каждому празднику соответствуют свои обычаи: печь блины на масленицу, колядовать на Рождество, прыгать через костер в день Ивана Купала и т. д.) привязать ко дню, когда будет урок. - У вас в папках есть страница «Расширяем словарный запас». Здесь даны определения всех терминов, которые мы будем пользоваться на уроке. Записывать их в тетрадь не нужно. б) Вступительная беседа (жизнь русского человека в IX – XIII веках). - Как же жили люди в Древней Руси? - Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности и занималась земледелием и скотоводством, – а это очень тяжелый труд. - И чтобы легче было обрабатывать землю и собирать урожай, люди жили большими семьями. Детей рождалось много, но из-за болезней выживали не все. Если в семье рождался мальчик, это был праздник, подумайте, почему? - (Больше работников и женившись, сын приводил жену в дом отца, а это большая помощь семье). - Главой семьи был старший из мужчин. Он распоряжался имуществом и судьбой каждого из ее членов. Это касалось даже браков детей, которых могли женить или выдать замуж против их воли. - Воспитание детей в крестьянской семье было трудовым. С семи лет мальчика брали работать в поле, начинали приучать к какому-нибудь делу и если были средства - учили грамоте. Девочки присматривали за младшими, помогали матери по хозяйству, учились у нее прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду, готовить пищу. - В богатых и знатных семьях были свои традиции в воспитании детей. Обычно до года дети находились на руках кормилицы, до пяти лет — на попечении нянек. С пяти лет мальчиком занимался его дядя — брат матери. Он обучал ребенка грамоте и воспитывал сообразно будущей службе. Девочки воспитывались нянюшками и учились ведению домашнего хозяйства. - Часть населения Руси проживала в городах. Западные соседи называли русские земли «Гардарика - страна городов». Согласно летописи, на Руси в IX-X веках было 26 городов, в XI в. возникло 62 новых, а XII в. принес еще 120 городов. - Назовите и покажите на карте самые крупные города Киевской Руси. (Киев, Новгород, Смоленск, Полоцк). - В городах селились князья, размещалась княжеская дружина, проживали бояре и знатные люди. Князья со своими помощниками правили суд, управляли подвластными землями, принимали иностранных послов и самое главное защищали свою Родину от набегов кочевников. - Города били центрами ремесла и торговли. По большим и малым городам Руси шумели торги. Здесь можно было приобрести посуду, украшения, оружие, обувь, меха. Здесь же торговали и иноземные купцы – «гости». У них приобретались дорогие ткани, пряности, вина. - В городах строились церкви, храмы, монастыри. Таким образом, города были еще и духовными центрами. - При церквях и монастырях открывались школы, монахи писали книги и иконы, здесь создавались фрески и мозаики, поэтому города становились культурными центрами. - Быт простых горожан мало отличался от быта сельского жителя. Помимо ремесла и торговли горожане занимались огородничеством, скотоводством, бортничеством. - Вот так жили люди в IX-XIII веках. в) Работа в группах. - А сейчас давайте познакомимся с жилищем, одеждой, пищей, и военным делом жителей Древней Руси. - Работаем по группам. Старшим в первой группе будет - (называю сама). - …………, вашей группе достается задание: рассказать о жилище (стр.1-3, вопросы распределяете между собой) Второй – о русской одежде (стр. 1-5), третьей – о пище (стр.1-3), четвертой – о военном деле (стр.1-3). Откройте папки и найдите свое задание. Оно состоит из нескольких вопросов. Вам необходимо распределить вопросы между членами своей группы. - Напоминаю принцип работы: каждый отвечает на свой вопрос, если кто-то раньше подготовит ответ, то помогает своему товарищу, т. к. оценивается работа всей группы. - Итог вашей работы – это отчет в форме рассказа на заданную тему. Задание понятно? Желаю удачи. Приступайте к работе. Задания группам. Задание I группе. Расскажите о жилище Древней Руси. 1. Сравните избу и полуземлянку. Шестьдесят шесть лет назад, русские люди рыли землянки и жили в них. Когда это было и зачем они это делали? 2. Расскажите, как выглядели хоромы. 3. Какое значение для жителей дома имел «красный угол»? Задание II группе. Расскажите об одежде жителей Древней Руси. 1. Ознакомившись с теорией и используя предложенный костюм, воссоздайте образ девушки XII века. Какие детали и элементы одежды могут нам что-то рассказать о человеке? 2. Обратите внимание на вышивку и украшения. Каково их назначение? 3. Сравните мужскую одежду богатого и бедного человека Древней Руси? Задание III группе: Расскажите, что употребляли в пищу люди Древней Руси IX-XIII веков? Щи да каша пища наша. Кашу маслом не испортишь. Без хлеба и медом сыт не будешь. Хлеб да капуста лихого не допустят. Гостю щей не жалей, а погуще налей. Капуста-сила, пока она в бочке беды не будет. Каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной. Киселём брюха не испортишь. Лук от семи недуг. Хорош квасок, коли шибает в носок. Хлеб на стол - так и стол престол, хлеба ни куска - так и стол - доска. «Я сам там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот не попало…» из русской народной сказки. «Лаврентьевская летопись сообщает, что в 945 г. великая княгиня Ольга повелела древлянам наварить много меда, чтобы справить тризну по своему мужу Игорю, убитому древлянами на реке Уж». Ю.Ф. Козлов «Быт и нравы России». 1. Опираясь на исторические источники расскажите, что употребляли в пищу люди Древней Руси IX-XIII веков? 2. Вы русский купец, живущий в XI веке. Идет масленица. С минуты на минуту у вас будут гости. Чем вы их будете потчевать? (Задача: выставить на стол те блюда, которые могли быть на купеческом столе, на масленицу). 3. Какова история происхождения легенды о том, как кисель спас жителей города Белгорода? О какой черте характера русского человека говорится в ней? Задание для IV группы: 1. Расскажите о русской дружине IX-XIII веков. 2. Внимательно рассмотри рисунки к тексту. Опиши вооружение русских воинов IX-XIII веков. 3. Внимательно рассмотрите иллюстрацию картины В.М. Васнецова «Богатыри». Она была написана в конце XIX века. На ваш взгляд, есть ли неточности в изображении вооружения богатырей? Можно ли по одежде и оружию богатырей определить, к какой категории населения они относятся? I. Жилище в Древней Руси. Основным материалом, из которого строили жилище, изготавливали мебель, домашнюю утварь, было дерево. В Древней Руси сельское население продолжало жить в полуземлянках и в мазанках. Такие дома чаще всего строились на юге Киевской Руси. Полуземлянки строили жители, проживающие в лесной зоне, а мазанки – в степной полосе. Полуземлянка – крытое углубление в земле (на 0,5—1 м), внутри обложенное бревнами, с дощатой крышей, часто засыпанной землей. (Смотри стр. 69 учебника). По весне такая крыша зеленела травой. Рядом с полуземлянкой могли построить более просторный летний сруб. В полуземлянке почти никогда не было окон, только небольшая дверь. Во внутрь дома спускались по земляным ступенькам или небольшой лестнице. Освещалось жилище лучиной. Мазанка – сооружение из столбовых конструкций с плетеными стенами, но стены были обмазаны глиной. Крышу крыли соломой, стараясь менять ее каждый год. Пол делали земляной или из утрамбованной глины. Очаги и печи сооружались только в углу, напротив двери. Вокруг маленьких окошек и двери прилаживали резные наличники, которые защищали дом от злых духов. Окна в зимнюю стужу затягивали бычьим пузырем. В полуземлянке и в мазанке печи топились «по-черному», т.е. печь не имела дымохода, и весь дым уходил через дверь. Из домашней мебели был стол, лавки. Спали на лавках или на полу, покрытым соломой. На севере, где грунтовые воды близко подходят к поверхности, жители строили столбовые и рубленые дома – избы. Избы строили, как в сельской местности, так и в городе. Избу строили легко и быстро. Копали яму, в которую на 20-25 сантиметров углубляли сруб. Песком - для тепла и сухости - засыпали завалинку – невысокая земляная насыпь вокруг стен всего дома. Для предохранения сруба от загнивания его иногда ставили на валуны или пеньки с обрубленными корнями или на обрезки толстых бревен, откуда и появилось выражение «избушка на курьих ножках». Такой оригинальный вид фундамента применялся в русском деревянном строительстве очень долго. Что такое сруб? Сруб - деревянное сооружение из нескольких венцов, скрепленных в форме четырехугольника. А что такое венец? Венец – основа деревянного сруба: один прямоугольный ряд бревен, связанный в углах врубками. ВЕНЕЦ ИЗБА Бревна соединяли без гвоздей. Недалеко от концов бревен вырубали круглые чашки. При складывании бревен их укладывали друг в друга, и при таком соединении невозможно было вытащить ни один элемент из венца. Несколько венцов, положенных друг на друга, формировали четырехугольный сруб. Сруб делали из хвойных пород дерева: ель, сосна, лиственница. Для тепла отверстия между венцами затыкали паклей или мхом - это зависело от достатка хозяина. Затем в срубе прорубали двери и невысокие окна. Четырехугольник из бревен назывался клеть. В длину он был около 4 метров и столько же в ширину. Сейчас такое помещение мы называем комнатой. Клеть сверху покрывали кровлей. Пол делали из досок. Необходимость избежать холода и сырости заставляла высоко поднимать уровень пола. Сруб вытягивался в высоту так, что между землей и деревянным полом образовывался лишенный окон глухой подклеть. Эта часть сруба имела важное значение для хозяйства: там хранили продукты. Окошки были маленькие. Вместо стекол их затягивали бычьим пузырем или слюдой, а для тепла закрывали деревянными задвижками. Обычный русский дом не был изрядно украшен, так как людям из-за частых пожаров в течение жизни приходилось несколько раз менять свое жилище. И сами дома, и домашняя утварь были просты. В избах стояли лавки, скамьи, на которых и спали, простой деревянный стол, сундуки для хранения вещей. Чем различаются лавка и скамья? Разница есть и достаточно существенная. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и чаще всего была лишена стоек, а скамья была снабжена ножками, ее передвигали. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье: гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его сажали - на лавку или на скамью. Изба городского человека, более обеспеченного, отличалась от избы бедного тем, что для кухни, спальни, гостиной строились отдельные клети (комнаты). Между клетями оставалось расстояние, которое огораживалось стенками и крышей. Это пространство называлось сени. В сенях гуляли и играли дети. В наших современных городских квартирах сени заменили коридоры. Самые богатые люди - бояре, князья - строили высокие дома, в несколько этажей - хоромы. Для этого клети ставили друг на друга. Клеть первого этажа – подклеть, которая служила для жилья прислуги и там же устраивали кладовые. Комната второго этажа – горница – чистая светлая комната, которая служила парадным местом для приема гостей. Над горницей могли еще построить и третий этаж – это терем – светлое помещение с окнами на все четыре стороны. Иногда вокруг терема устраивался балкон с перилами – гульбище. Хоромы смотрели на мир «очами» разной величины. В горницах, где хозяева отдыхали, окошки были поменьше, в приемных и сенях - побольше, так как там требовалось больше света. Окошки украшали резными рамами и расписными наличниками. Около хором строились и подсобные помещения: сенник - для хранения сена, овин – для сушки хлебных снопов, погреба и ледники – для длительного хранения продуктов, житницы – для хранения хлеба, муки, сушила – для просушки соленого мяса и рыбы, хлев – для скота. БОЯРСКИЕ ХОРОМЫ КНЯЖЕСКИЙ ДВОР Ни один богатый дом не обходился без крыльца. Даже самое нарядное, в богатых домах, оно никогда не выходило непосредственно на улицу. Более того, его и не было видно с улицы. Дома отступали в глубину двора, а впереди размещались хозяйственные постройки, огород, колодец. Таким образом, люди прятались от любопытных глаз. На крыльце обычно встречали дорогих гостей. Оно состояло из широких лестниц с площадками. Так как дорогому гостю устраивали три встречи, то и на крыльце было три площадки. В каждом доме был красный угол (он же "большой", "святой", "Божий"). Здесь на самом видном месте висела икона. Когда в дом входил гость, он, прежде всего, искал глазами икону, крестился, а уж потом здоровался с хозяином. Это было непреложное правило. Место за столом в красном углу было наиболее почетным и предназначалось для хозяина, священника или других важных гостей, причем почетность места убывала по мере удаления от красного угла. В русском быту сложилось особое отношение к столу. По нему нельзя было стучать ни ложками, ни кулаком. Нельзя было класть на него посторонние предметы. Стол, по традиции, закреплён в красном углу. Его передвигать можно было только в исключительных случаях. Даже если хозяева продавали дом и уезжали, стол должен был остаться в доме. В домах обязательно висела колыбель (большая, широкая на вырост). Умывались из лохани. На поставцах ставили разную посуду: миси — блюдо, куда наливали суп, большие блюда на второе. Клали ложки, которые были подписаны (помечены). Вся посуда хорошо отделывалась и расписывалась местными мастерами. И самая необходимая вещь в быту – это русская печь, которая обогревала и кормила крестьянина, боярина, князя. Печь была вторым по значению «центром святости» в доме – после красного угла, т.к. согласно понятиям древних, под печью обитала душа избы – Домовой. Около печи ставили жбан с водой, ведра, вешали полотенце, которое вышивалось вручную. Особенно была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек. Кроме всего этого, обстановка в русской избе была очень простой. Стены оббивались красным тесом (искусство краски не разгадано). Пол и потолки позже оббивались материалом, а потом рогожей (это делали только в богатых домах). |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... С 24. 02. 10 в школе началась неделя «Музей и дети». В рамках недели был проведен музейный урок учителем истории Юрченко И. В. В... | Билеты по истории России Культура и быт Древней Руси (устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество) | ||
Урока "Культура Древней Руси" Инструкция к уроку Прочитать §7 «Культура Древней Руси», ответить устно на вопросы после параграфа | Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» Знаменитые личности | ||
Библиотека Литературы Древней Руси том 6 (XIV середина XV века) Библиотека литературы Древней Руси / ран. Ирли; Под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. – Спб.:... | 1. Древние славяне, их расселение, нравы и быт Государственно-административные реформы Петра I. Утверждение абсолютизма в России | ||
Великое княжество Литовское В течение столетия после Батыева нашествия на десятков земель и княжество Древней Руси выросли два мощных государства, две новые... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Быт и нравы русской провинции в пьесе «Бесприданница». Поздняя драматургия А. Н. Островского | ||
Белинцева И. В., Бутырский М. Н Данный курс знакомит студентов с историей искусства Византии и Древней Руси. Особо сложный, составной характер искусства средневековой... | Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" Урок №1 Литература Древней Руси. Богатство и разнообразие жанров. "Слово о полку Игореве" величайший памятник древнерусской литературы.... | ||
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине... Рабочая программа и методические рекомендации для семинарских занятий по дисциплине «История древней Руси» | Литература, зодчество, иконописание в Древней Руси | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оборудование: видеопроектор, презентация «Быт и нравы древних славян», учебник История России с древнейших времён до конца XVI века.... | Быт и нравы великорусского народа в XV-XVII веках Рубеж XV xvi вв перелом в историческом развитии русских земель. Явления характерные этому времени оказали прямое воздействие на духовную... | ||
Реферат по культурологии. Тема: «Быт и нравы кризисной эпохи (XX-XXI вв.)» Именно в этот период культура получает небывалое до тех пор мощное развитие в материальной и духовной сферах. Развивается наука,... | Использование военных традиций Руси для патриотического воспитания учащихся Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм.... |