Скачать 453.64 Kb.
|
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» Институт гуманитарного и социально-экономического образования Кафедра отечественной историиРАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ По дисциплине «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ» по направлению «050400 – Социально-экономическое образование. Профиль: социология, Политология» По циклу ОПД.Ф.11. - Общепрофессиональные дисциплины (федеральный компонент)
Екатеринбург 2010 Рабочая программа и методические рекомендации для семинарских занятий по дисциплине «История древней Руси» ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Екатеринбург, 2010. – 32с. Составитель: ассистент кафедры Отечественной истории Воробьева А.Л. Рабочая программа и методические рекомендации для семинарских занятий обсуждены на заседании кафедры Отечественной истории УрГПУ Протокол от 23.03.2010 г. № 10. Зав. Кафедрой___________М.В. Попов Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № _____ от _________г. 1. ВВЕДЕНИЕ Изучение курса истории Древней Руси даёт возможность студентам рассмотреть сложнейшие социально-политические процессы, происходившие в нашей стране на протяжении её древней истории; осмыслить такие важнейшие теоретические проблемы, как демократия и диктатура, реформы, политика и экономика, национальные процессы развития российского общества; проанализировать альтернативные пути развития России. Овладение историческим материалом, его систематизация призваны помочь студентам на основе научного анализа выработать собственную точку зрения на прошлое страны, её настоящее и будущее. Основными источниками изучения курса истории России являются летописи, труды выдающихся мыслителей прошлого, историков, политических деятелей Российского государства, документы и материалы государственных органов, монографические исследования, статьи, опубликованные в журналах "Вопросы истории", "Отечественная история", а также газетные материалы. Программа курса охватывает период отечественной истории с древнейших времён и до конца XV в. Главное внимание уделяется проблемам социально-экономического и политического развития, процессу формирования государства, истории социальных конфликтов, развитию российской государственности, вопросам истории культуры, общественной жизни. Настоящая рабочая программа и методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям по курсу «История Древней Руси» учитывают опыт работы высших учебных заведений страны (Уральского государственного университета им. А.М. Горького, Московского педагогического университета и др.), а также современные достижения современной исторической науки. В целом курс предполагает осмысление студентами поступательности и единства всемирно-исторического процесса через изучение совокупности материальных и духовных достижений человеческого общества на различных ступенях его культурно-исторического развития, анализ вклада каждой из исторических стадий в современное культурное наследие. Системно-хронологический подход делает возможным в процессе изучения привлечение исторического материала в широких хронологических рамках, начиная с рубежа IV-III вв. до н.э. до конца XXв. Целью курса является выявление места древней Руси в истории мировых цивилизаций. Задачи курса: - изучение истории древней Руси; - выявление этапов развития древней Руси; - определение основных понятий курса, выработка системы понятийного аппарата; - выявление общего и особенного в развитии древней Руси в сравнении с историей других стран; - изучение всех явлений и структур в динамике с выявлением их генетических корней; - выявление особенностей политического, экономического и социального развития древней Руси; - выявление христианского духа древнерусской цивилизации в ее православном варианте; - рассмотрение эволюции типа личности древнерусского человека; - освоение исторической карты Древней Руси; - выявление межпредметных связей и акцентирование внимание на взаимосвязи с такими курсами как «История древнего востока и античности», «История нового и новейшего времени», «Отечественная история», «История религии», «Философия» и др. дисциплинами гуманитарного цикла; - формирование у студентов уважительного отношения к мировому, а также российскому историческому опыту; - развитие чувства патриотизма у студентов. 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Введение Предмет истории России и его место в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин. Значение курса отечественной истории в патриотическом и гражданском самоопределении личности педагога, в формировании ценностного отношения к духовному наследию и прошлому своей страны. Общее и особенное в историческом развитии России. Место России во всемирно-историческом процессе. Важнейшие источники по истории древней Руси и основные историографические концепции. Основные виды интерпретации исторического процесса Тема 1. Происхождение и расселение славян. Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. География Восточно-европейской равнины. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности. Историография о прародине славян. Расселение восточных славян. Этническая природа славян и Руси. Хозяйство древних славян. Общественная организация. Язычество древних славян.Тема 2. Образование Древнерусского государства. Племенные объединения славян. Две версии начала Руси. Норманизм, антинорманизм, центризм. Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства. Территория Древнерусского государства. Тема 3. Государство Русь в IX – начале XII века. Общественный строй. Раннефеодальная монархия.Политическая история: внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. Князья Олег и Игорь. Княгиня Ольга. Князь Святослав. Походы. Князь Владимир I. Князь Ярослав Мудрый. Русь и Византия. Древняя Русь и Византия. Принятие христианства. Значение христианизации Руси. Княжое право. Порядок престолонаследия. Тенденции к раздробленности. Любечский съезд князей.Тема 4. Социально-экономическое развитие Киевской Руси IX –нач. XIII вв. Экономика Киевской Руси в IX - начале XII века. Социальная история: феодальные отношения. "Русская правда". Формирование и развитие феодального уклада.Тема 5. Культура Киевской Руси в IX – начале XIII вв. Зарождение культуры Руси. Влияние христианства на культуру Киевской Руси. Летописание. Культура в период феодальной раздробленности. Литература. Архитектура. Письменность. Школы. Искусство. Быт. Тема 6. Феодальная раздробленность Переход к феодальной раздробленности: предпосылки и причины. Древнерусские княжества в период раздробленности. Судьба Новгородских, Владимиро-Суздальских, Галицко-Волынских земель. Тема 7. Рождение монгольской державы в начале XIII века и завоевательные походы монголов Зарождение и развитие монгольского государства. Чингисхан. Социальные, экономические, политические особенности державы Чингискаха. Завоевания монголов. Значение завоеваний монголов.Тема 8. Русь и иноземные вторжения. Трагедия на Калке. Нашествие Батыя. Установление монголо-татарского ига на Руси: причины, этапы, последствия.Борьба русского народа против немецких, шведских и датских феодалов Тема 10. Политическое объединение Руси Предпосылки, этапы и особенности образования русского централизованного государства. Становление государственности. Новая политическая система. Внешняя политика. Великое княжество Литовское. Феодальная война. Завершение политического объединения Руси во второй половине XV в. Тема 10. Социально-экономическое развитие Руси XIII-XV вв. Социально-экономическая жизнь Руси XIII-XV вв. Распределение феодальной земельной собственности. Формы ренты. Закрепощение крестьянства. Судебник 1497 г. Тема 11. Культура XIII-XV вв. Просвещение. Накопление знаний. Фольклор. Литература. Живопись. Архитектура. Прикладное искусство. Быт. Тема 12. Церковь во второй половине XIII-XV вв. Русская церковь в условиях татаро-монгольского нашествия. Митрополит Петр. Возвышение Москвы как религиозного центра. Сергий Радонежский. Общежитский устав. Светская и духовная власть: особенности древней Руси. Тема 13. Повседневная жизнь древнерусского человека. Нравы, обычаи, традиции славян. Изменения в быту, повседневной жизни, мировоззрении в связи с объединением Киева и Новгорода. Русский человек в условиях татаро-монгольского нашествие. Мировоззрение и образ жизни различных социальных групп населения Руси XIII-XV вв. Тема 14. Спорные вопросы истории Древней Руси. Проблема расселения славян и образования государства в исторической литературе. Особенности взаимодействия населения Руси с завоевателями. Спорные вопросы внешней политики Древней Руси. Альтернативные варианты создания единого централизованного государства. |
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских)... Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине | Семинарских занятий по курсу И 90 Планы семинарских занятий по курсу «История России. XX век»: Учебно-методические рекомендации для студентов исторического отделения... | ||
Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов... Ое пособие семинарских занятий для студентов по дисциплине «Основы философии» разработано на основе Федерального государственного... | «санкт-петербургский государственный университет аэрокосмического... Конституционное право России: Методические рекомендации для проведения семинарских занятий по курсу «Конституционное право России»... | ||
Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине... Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности... | Методические указания к проведению семинарских занятий по дисциплине «Психология и педагогика» Планы семинарских занятий предназначены для студентов всех специальностей очной формы обучения | ||
Методические рекомендации по организации практических и семинарских... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65... | Учебно-методические указания по подготовке и проведению практических... Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для... | ||
Факультет Права Программа дисциплины «Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы... | Рефератов по дисциплине «Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики» Методические указания для проведения семинарских занятий, написания эссе и рефератов | ||
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических... Цель семинарских (практических) занятий- закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, формирование навыков работы с литературой,... | Планы семинарских занятий разработаны на основе рабочей программы... Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарскому занятию | ||
«Быт и нравы Древней Руси» Цели урока: Познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной | Методические рекомендации «Культурология. Содержание курса и методические... Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития | ||
Методические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине «Финансы и кредит» Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» и«Финансы и кредит» очной... | История государства и права зарубежных стран планы семинарских занятий... Гоу впо «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан» |