Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история»





Скачать 70.69 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история»
Дата публикации22.11.2017
Размер70.69 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
Приложение 1
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
I. Методические рекомендации при подготовке к семинарскому занятию

Цель семинарских (практических) занятий- закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, формирование навыков работы с литературой, организации учебного материала и выступления с докладом и сообщением.

Студент должен уметь:

  • Грамотно использовать учебную и методическую литературу при подготовке к семинарскому занятию,

  • Составлять конспект устного выступления,

  • Кратко и ясно излагать учебный материал, пользуясь литературным языком,

  • Отвечать на уточняющие и конкретизирующие вопросы,

  • Обобщать учебный материал и делать выводы.

Подготовка к практическому занятию заключается в самостоятельном изучении студентом рекомендованной учебной литературы и источников по заявленным вопросам и подготовке конспекта устного выступления.

Семинарское занятие может проводиться в форме обсуждения подготовленных вопросов (докладов) или иной форме (дискуссия, коллоквиум и др.).

На семинарском занятии может быть проведена тестовая проверочная работа для контроля знаний, полученных студентами.

Студенты, успешно справившиеся с учебной программой и контрольными работами, допускаются к экзамену (зачету).

Студент, пропустивший или не подготовившийся к семинарскому занятию, обязан ликвидировать учебную задолженность, представив преподавателю на проверку конспект по пропущенной теме.
II. Тематика семинарских занятий

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XII - XV вв.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о феодальной раздробленности (причины, содержание, последствия). Распад Киевской Руси. Характеристика трех главных политических центров Руси (Владимиро – Суздальское княжество, Новгородское княжество, Галицко - Волынское княжество).

2. Борьба русских земель с агрессией рыцарей- крестоносцев в конце XII – XIII веков. Александр Невский.

3. Монголо-татарское завоевание Руси. Влияние ига на экономическое, политическое и культурное развитие русского народа.

4. Завершение объединения русских земель (XV – нач. XVI вв.). Иван III. Падение монголо-татарского ига.

5. Культура Руси периода феодальной раздробленности (архитектура, литература, образование, летописание, книгописание, сложные ремёсла).

Литература для подготовки:

Данилов А.А. и др. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1995.

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России. В 2-х т. М., 1995.

История России с древнейших времен до конца XVII в. Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 1996.

История России: учебное пособие для вузов, колледжей, лицеев, гимназий и школ. В 2-х томах./ М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов и др. М.: Владос, 1995.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

СОЦИАЛЬНАЯ БОРЬБА В РОССИИ В XVII в.

Вопросы для обсуждения:

1. Причины Смуты начала XVII в. Движение Лжедмитрия I.

2. Казацко-крестьянские выступления начала XVII в. Восстание И.И. Болотникова.

3.Борьба с польско-шведской интервенцией. К.Минин и Д.Пожарский.

4. Городские восстания середины XVII в.

5. Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.

6. Социальная природа раскола и старообрядчества. Стрелецкие бунты конца XVII в.

Литература для подготовки:

Данилов А.А. и др. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1995.

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России. В 2-х т. М., 1995.

История России с древнейших времен до конца XVII в. Отв. ред. А.Н. Сахаров, А.П. Новосельцев. М., 1996.

История России: учебное пособие для вузов, колледжей, лицеев, гимназий и школ. В 2-х томах./ М.М. Горинов, А.А. Горский, А.А. Данилов и др. М.: Владос, 1995.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА


1. Особенности развития экономики России в начале ХХ в. Проблемы и противоречия российского общества.

2. Изменения в политическом строе в России в начале XX в.: первый опыт парламентаризма (обзор деятельности I-IV Государственных дум).

3. Столыпинская аграрная реформа: содержание, итоги, значение.

4. Первая мировая война и русское общество. Углубление общенационального кризиса. «Распутинщина».

5. Февральская революция 1917 г. Свержение самодержавия.

6. Двоевластие: сущность и содержание. Кризисы Временного правительства.

7. Корниловщина. Приход большевиков к власти. Причины поражения либеральной альтернативы (буржуазного развития) России в 1917 г.

8. Дискуссия: итоги развития России в начале ХХ в. Судьба семьи Николая II.

Литература для подготовки:

История России. ХХ в./ Отв. ред. В.П.Дмитриенко. М., 1996.

Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России. В 2-х томах. М., 1995.

Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ в. М., 1995.

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ДО 1917 Г.)»
Цель самостоятельной работы- закрепление студентами теоретических знаний, и формирование практических навыков по сбору и систематизации информации при написании докладов, контрольных работ и рефератов.

При изучении курса важная роль отводится выполнению контрольных работ. Их цель состоит в закреплении знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям. Контрольная работа выполняется в рамках времени самостоятельной работы в течении учебного семестра.

Тема работы назначается преподавателем с учетом ее актуальности и значимости. При этом может быть учтено желание студента или результаты его учебной работы.

Продуманность, основательность и новизна раскрытия темы, четкость и ясность изложения проблемных вопросов, композиционная стройность, привлечение цитируемого материала - таковы основные требования к форме и содержанию контрольной работы.

Контрольная работа, написанная на основе 5 - 10 статей и книг, объемом 12-15 машинописных страниц (формат А4), выполняется к концу первого семестра и сдается преподавателю вместе с дискетой для проверки не позднее как за неделю до зачета. Она должна иметь оглавление, текст, разделенный на озаглавленные пункты (параграфы), заключение и список использованной литературы. Язык работы должен быть грамотным, стиль- литературным.

Оценочные критерии, предъявляемые при защите контрольной работы:

а) самостоятельность (оригинальная манера изложения, собственная трактовка исторических фактов, выводы).

б) грамотное оформление справочно-ссылочного аппарата.

в) полнота использования литературы и источников (не менее 5 названий основной и дополнительной литературы).

г) владение фактическим материалом при устном выступлении (умение отвечать на вопросы).

Самостоятельная работа включает также подготовку к проверочным тестовым заданиям по всем учебным темам. Данный вид учебной работы призван стимулировать осознанное отношение студента к учебе. Он основан на проработке конспектов лекций и учебника, выполнении тренировочных тестов в домашних условиях. При этом следует обращать внимание на основные даты, имена исторических деятелей, содержание исторических терминов и др., а также теоретический материал (закономерности исторического процесса, общие и особые черты в генезисе исторических явлений, причинно-следственная обусловленность исторических событий и т.д.).
Списки тем контрольных работ.

Список №1 (для групп с нечётным номером)

  1. Происхождение славян.

  2. Первые киевские князья.

  3. Свод законов Киевской Руси «Русская Правда».

  4. Города Древней Руси.

  5. Торговый путь «из варяг в греки».

  6. Киевская Русь и Хазария: проблемы взаимоотношений.

  7. Соседи Киевской Руси.

  8. Экономика Руси в период монголо-татарского ига.

  9. Русская культура XIII - XV вв.

  10. Великий князь Василий III – человек и политик.

  11. Опричнина Ивана Грозного.

  12. Россия XVI –XVII вв. глазами иностранцев.

  13. Древняя Москва.

  14. Православные монастыри.

  15. Движение декабристов.

  16. Александр I и Наполеон.

  17. Отечественная война 1812 года.

  18. Западники и славянофилы.

  19. Николай I: новый взгляд на царя.

  20. А.Х.Бенкендорф: жандарм или патриот?

  21. Крымская война 1853-1856 гг.

  22. Александр III: штрихи к портрету.

  23. Контрреформы 1880-1890-х годов.

  24. Теоретики российского либерализма второй половины XIX в.

  25. Лидеры революционного народничества 1870-х годов.

  26. Реформы С.Ю. Вите.

  27. П.А. Столыпин - реформатор России.

  28. Столыпинская аграрная реформа: содержание, оценка.

  29. Россия в Первой мировой войне.


Список №2(для групп с чётным номером)


  1. Борис Годунов: правитель и человек.

  2. Города России в эпоху Нового времени.

  3. Церковный раскол и его влияние на русскую культуру.

  4. Новые черты в экономике России в XVII в.

  5. Смута начала XVII в.

  6. Реформаторы второй половины. XVII в.: А.Ордин-Нащокин и В.В. Голицын.

  7. “Великое посольство” Петра I.

  8. “Птенцы гнезда Петрова” (сподвижники Петра I).

  9. Петр I – личность и государь.

  10. Культура России: до и после Пера I.

  11. Общественно-политическая жизнь России в XVIII в.

  12. Восточный вопрос во второй половине XVIII в.

  13. М.М. Сперанский- светило российской бюрократии.

  14. Русское масонство.

  15. Восстание на броненосце “Князь Потемкин-Таврический” в 1905 году.

  16. Священник Гапон: политический портрет.

  17. Г.Распутин и распутинщина.

  18. Расстрел царской семьи.

  19. Николай II и его семья.

  20. Партия социалистов-революционеров: идеология и практика.

  21. Партия большевиков в феврале-марте 1917 г.

  22. Октябрь 1917 г.: революция, восстание, заговор?

  23. Русская община: социально-экономический аспект.

  24. Русская культура “серебряного века”.

  25. Развитие естественных наук в России на рубеже XIX – XX вв.

  26. Политические партии России начала XX в. о перспективах развития страны.

  27. Российский либерализм начала XX в.

Список литературы по темам рефератов см.:Практикум по истории России/ Под ред. А.А. Данилова. М., 1998.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconМетодические рекомендации по проведению практических (семинарских)...
Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий по дисциплине
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconАрбитражный процесс для направления
Методические указания для преподавателя по проведению практических (лабораторных) занятий по курсу 52
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconМетодические документы, разработанные для обеспечения образовательного...
Методические рекомендации по планированию, организации и проведению практических занятий
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconМетодические указания по проведению практических занятий для специальностей...
Методические указания по проведению практических занятий по дисциплине «Бухгалтерский учет на предприятиях со специальными режимами...
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconМетодические рекомендации по организации практических и семинарских...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. 12 История литературы для студентов, обучающихся по специальности 050403. 65...
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconУчебно-методические указания по подготовке и проведению практических...
Учебно-методические указания предназначены для проведения практических и семинарских занятий по курсу «Конфликтология», а также для...
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconМетодические указания по подготовке и проведению семинарских, практических,...
История государства и права: Методические указания по подготовке и проведению семинарских, практических занятий и выполнению семестрового...
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconМетодические указания по проведению семинаров и практических занятий...
Настоящие методические указания являются пособием для проведения семинаров и практических занятий по курсу «Хозяйственное право»...
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconМетодические указания по проведению практических занятий и выполнению...
Конституционное право: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. С. Г. Негматова;...
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconСеминарских занятий по курсу
И 90 Планы семинарских занятий по курсу «История России. XX век»: Учебно-методические рекомендации для студентов исторического отделения...
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconМетодические указания по проведению практических занятий и выполнению...
Правоведение: Методические указания по проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. – Р. А. Абдуллаева;...
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» icon«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению...
Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconМетодические указания по проведению практических занятий на тему:...
М38 Введение в специальность. Пособие по выполнению практических занятий. Часть I. –М.: Мгту га, 2006. –56 с
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconМетодические указания по подготовке и проведению практических занятий...
Основы права: Методические указания по подготовке и проведению практических занятий и выполнению семестрового задания / Сост. Р....
Методические рекомендации преподавателя по проведению практических занятий по курсу «отечественная история» iconДошкольная педагогика
В предлагаемом учебно-методическом пособии изложен лекционный материал и даны методические рекомендации по проведению практических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск