Скачать 286.87 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза лётчика-космонавта П.И. Беляева" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Литературе
2013-2014 учебный год Учитель Студениеикна Л.Л., I квалификационная категория Пояснительная записка. Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по литературе для образовательных учреждений в 5 классе, а также на основе авторской программы Т.Ф. Курдюмовой. Осваивая программу, пятиклассник накапливает читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства. В соответствии с этим программа предусматривает задачи: - формировать представление о художественной литературе как искусстве слова; - осознавать своеобразие и богатство литературы как вида искусства; - осваивать теоретические понятия; - овладевать знаниями и умениями аналитического характера; - использовать различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи. Даная программа учитывает, что в 5 классе ученики начинают постигать принципы построения курса литературы, в соответствии с интересами детей особое внимание уделяется сюжету. Это дает возможность и для творческих работ. Дети учатся наблюдать за судьбами литературных героев, осознают связь различных жанров, наблюдают за жизнью искусства слова, учатся сопоставлять, наблюдать, инсценировать. В этом классе обучающиеся осваивают и теоретические понятия: сюжет, композиция, завязка, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод и др. Программа рассчитана на 68 часов и предполагает первоначальное систематическое освоение курса литературы. Общая характеристика учебного предмета Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Предлагаемая рабочая программа среднего общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Ядро программы составляет обязательный минимум литературного образования, установленный Минобразования РФ, хотя программа не сводится к этому минимуму. Она создаёт основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: - Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. - Выразительное чтение. - Различные виды пересказа. - Заучивание наизусть стихотворных текстов. - Определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру. - Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. - Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно- тематического содержания произведения. - Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонента. - Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений. Содержание и структура программы определяются целью литературного образования, которая может быть сформулирована следующим образом:
Требования к знаниям и умениям Данная рабочая программа предусматривает овладение знаниями и умениями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя, владеющего знаниями о развитии литературного процесса, о тайнах творчества, о форме художественных произведений, умеющего видеть и овладевать сокровищами художественного слова. Ученик должен знать: - авторов и содержание изученных художественных произведений; - основные теоретические понятия; - основные этапы литературного процесса и его связь с историко-культурным развитием страны; - содержание критических статей и литературоведческих моногорафий. Ученик должен уметь: - воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов; - пользоваться важнейшими формами устной речи ( монолог, диалог, групповое обсуждение и т.д.) изученных текстов и самостоятельно прочитанных произведений; - использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения; - работать с разнообразным справочным материалом, в том числе Интернет-ресурсами; - видеть связь между различными видами искусства и преемственность литературы; – видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения; – определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения; – воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности; – воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; – давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; – использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения; – понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой; – выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть); – грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов; – выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров. Календарное планирование уроков литературы в 5 классе
Содержание тем учебного курса по литературе в 5 классе Происхождение и развитие литературы (1 ч.) Художественная литература как одна из форм освоения мира. Происхождение литеартуры. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Теория. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове. Мифы народов мира (2 ч) Миф как форма познания и эстетического совоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов. Теория. Мифы. Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире. Устное народное творчество (Фольклор) (10 ч) Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое многообразие фольклорных произведений. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора. Теория. Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор. Былины Русский народный эпос- былины. Циклы былин. Герои и события былин. Основные герои былин : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Исполнители (сказатели) былин. «Три поездки Ильи Муромца». Илья Муромец как защитник родной земли. Русские народные сказки Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Теория. Сказка. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Волшебные превращения лягушки-квакушки в Василису Премудрую. Василиса Премудрая и Иван-царевич. Сказки народов мира Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок. Малые жанры фольклора Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Русский народный театр ( 2часа) Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес –Петрушка. Русская литература XIX века (16 ч. + 2 ч.) Русская классическая литература XIX века И.А. Крылов. «Свинья под Дубом», «Зеркало и Обезьяна», «Осел и Мужик». Расцвет русской басни в начале XIX века. Великий баснописец И.А. Крылов. А.С. Пушкин. «Няне», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Родная природа в лирике поэта. Сказки Пушкина (повторение изученного в начальной школе). «Руслан и Людмила». Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья и помощники, соперники и враги. Людмила – героиня поэмы. Теория. Поэма. Сюжет поэмы. Стопа. Двусложный стихотворный размер – ямб. М.Ю. Лермонтов. «И вижу я себя ребенком…», «Парус», «Листок», «Из Гете» («Горные вершины…»). Детство поэта. Родное гнездо – Тарханы. Воспоминание о детстве в лирике поэта ( «И вижу я себя ребенком…»). Начало творчества. Стихотворения («Парус», «Листок», «Из Гете»), в которых выражено отношение поэта к окружающему миру. Теория. Рифма. Н.В. Гоголь. «Пропавшая грамота». Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Теория. Поверье. Быличка. И.С. Тургенев. «Муму». Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Герасим и барыня. Герасим и дворяне. Теория. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя. Поэтический образ Родины» (3ч.) И.С.Никитин. «Русь»; М.Ю. Лермонотов. «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…»; А.В. Кольцов «Косарь»; А.К.Толстой. «Край ты мой…»; Н.А. Некрасов. «Соловьи»; Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной…», «Листья»; А.А. Фет. «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен…», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Я пришел к тебе с приветом…». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. |
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 9 аб класс Данная рабочая программа по литературе для 9 а и б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта... | Программа по Пояснительная записка рабочая программа по литературе 7-9 класс Рабочая программа по литературе (7-9 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного... | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс В данном пособии представлена рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику-хрестоматии: Коровина В. Я., Журавлёв В. П.,... | Рабочая программа по литературе 10 класс Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина;... | ||
Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н ... | Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка рабочая... В. Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2008 г.) и учебника «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» для общеобразовательных учебных... | ||
Рабочая программа по литературе 9 класс Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004) по примерной программе основного образования... | Рабочая учебная программа по литературе Класс 5-9 Разработчики: Войтекайтене... Примерной программы по литературе, обеспечивает выполнение требований федерального компонента Государственного стандарта основного... | ||
Пояснительная записка Нормативная база преподавания предмета Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ (Рабочая программа... | Рабочая программа по литературе. 6 Класс «Б» Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина 1 составлена... | ||
Рабочая программа по литературе 5 класс Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература... | Рабочая программа по литературе 5 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы по литературе... | ||
Рабочая программа по литературе 8 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | Рабочая программа по литературе 8 класс Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы... | ||
Рабочая программа по литературе в 8 классе Ступень обучения (класс) Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В. Я. Коровина, В. П.... | Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной |