Скачать 0.51 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра современного русского языка и методики Социальная дифференциация языка города УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050300. 62 "Филологическое образование" , профиль: «Русский язык и литература", квалификация специалиста — бакалавр филологического образования КРАСНОЯРСК 2012 УМКД составлен к.ф.н., доцентом Т.П. Жильцовой Обсужден на заседании кафедры современного русского языка и методики «_30_»_октября_2012 г., протокол № 3 Заведующий кафедрой Н.Н. Бебриш к.ф.н., доцент Одобрено научно-методическим советом филологического факультета «___»____________2012 г. Председатель НМСС к.ф.н., доцент Е.Б. Гайдукова Протокол согласования рабочей программы дисциплины ДВ 2: «Социальная дифференциация языка города» с другими дисциплинами профиля 050300.62 «Русский язык и литература» на 2012/13 учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012___/2013___ учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. ____________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры современного русского языка и методики "___"___ 20___г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан/Директор "_____"___________ 20__г. Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ДВ 2 «СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЯЗЫКА ГОРОДА» Программа курса по выбору «Социальная дифференциация языка города» содержит такие вопросы, как 1) уровни владения языком, 2) традиционные и современные подходы к изучению социальной дифференциации языка, 3) языковые подсистемы, 4) вопрос о региональном варьировании языка, 5) социально-речевые портреты носителей языка, 6) методы сбора и анализа материала и другие. Цель данного курса: познакомить студентов-филологов с основными проблемами взаимодействия языка и общества, изучить социально обусловленные языковые подсистемы города, характер функционирования подсистем в процессе речевой коммуникации. Курс состоит из практической и теоретической частей. В теоретическую часть включены не все вопросы программы; ряд тем вынесен на самостоятельное изучение: приведен перечень тем для рефератов, указана литература по всем темам программы. Практические задания нацелены на формирование навыка аналитической работы с различными фактами языка, ориентируют студентов на работу с научными текстами, помещенными в мини-хрестоматии. При работе с научными текстами рекомендуется аналитическое прочтение и ответы на контрольные вопросы, а также определение целей, задач, поставленных авторами научных статей, выявление структуры научного текста и др. Курс «Социальная дифференциация языка города» призван расширить представление студентов о роли языка в жизни современного общества, о взаимодействии языковых и социальных факторов, а также помочь студентам эффективно использовать многообразные языковые средства в речи. Курс «Социальная дифференциация языка города» адресован студентам-филологам 3 курса, кроме того, может быть полезен аспирантам, преподавателям элективных курсов профильной гуманитарной школы. РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДВ2 «Социальная дифференциация языка города» Направление подготовки: 050300.62 "Филологическое образование" , профиль «Русский язык и литература", квалификация — бакалавр филологического образования Содержание теоретического курса
Тематическое планирование
Литература Модуль № 1 Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. 6-е изд. М., 1986. Баранникова Л.И. Проблемы социальной лингвистики в развитии советского языкознания //Язык и общество. Саратов, 1970. Вып. 2. Баранникова Л.И. Просторечие как особый компонент языка //Язык и общество. Саратов, 1974. Вып. 3. Баранникова Л.И. Просторечие и литературная разговорная речь //Язык и общество. Саратов, 1977, Вып. 4. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров //Эстетика словесного творчества. М., 1979. Белл Р. Социолингвистика /Пер. с англ. М., 1980. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование //Вопросы языкознания.1996. № 3. Бондалетов В.Д. Социальная лингвистика. М., 1987. Борисова-Лукашанец Е.Г. О лексике современного молодежного жаргона (англоязычные заимствования в студенческом сленге 60-70-х гг.) //Литературная норма в лексике и фразеологии. М., 1983. Виноградов В.В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. М., 1967. Городское просторечие: Проблемы изучения /Под. Ред. Е.А. Земской и Д.Н. Шмелева. М., 1984. Гухман М.М. У истоков советской социальной лингвистики // Иностранный язык в школе. 1972. № 4. Гухман М.М. Соотношение социальной дифференциации и других типов варьирования литературного языка //Социальная и функциональная дифференциация литературных языков. М., 1977. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. М., 1977. Дубровина К.Н. Студенческий жаргон // Научный доклад высшей школы. Филологические науки. 1980. № 1. Ермакова О.П. Номинация в просторечии //Городское просторечие. М., 1984. Журавлев А.Ф. Иноязычные заимствования в русском просторечии //Городское просторечие. М., 1984. Земская Е.А. Русская разговорная речь: Проспект. М., 1968. Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1979. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь: Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М., 1979. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Ширяев Е. Н. Русская разговорная речь: Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М., 1981. Капанадзе Л.А. Современная просторечная лексика (московское просторечие) //Городское просторечие. М., 1984. Коготкова Т.С. Литературный язык и диалекты // Актуальные проблемы культуры речи. М., 1970. Краснова И.Е., Марченко А.Н. О некоторых проблемах профессиональной речи в социолингвистическом освещении //Теоретические проблемы социальной лингвистики. М., 1981. Крысин Л.П. Языковые варианты и социальное расслоение говорящих //Русский язык в национальной школе. 1970. № 4. Крысин Л.П. Владение разными подсистемами языка как явление диглоссии //Социально-лингвистические исследования. М., 1976. Крысин Л.П. Речевое общение и социальной роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М., 1976. Крысин Л.П. Взаимоотношения русского литературного языка и местных диалектов в советскую эпоху //Русский язык в школе. 1982. № 5. Крысин Л.П. Региональное варьирование современного русского языка //Русский язык в национальной школе. 1986. № 11. Крысин Л.П.Языковое заимствование как проблема диахронической социолингвистики //Диахрон, социолингвистики. М., 1993. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте //Новое в лингвистике. М., 1975. Вып. 7. Лабов У. Единство социолингвистики //Социально-лингвистические исследования. М., 1976. Норма и социальная дифференциация языка. М., 1969. Ожегов С.И. О формах существования современного русского национального языка //Вопросы культуры речи. М., 1966. Вып. 7. Панов М.В. О некоторых общих тенденциях в развитии русского литературного языка ХХ века //Вопросы языкознания. 1963. № 1. Панов М.В. Социофонетика // Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. М., 1979. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М., 1968. Русский язык и советское общество /Под ред. М.В.Панова. М., 1968. Кн. 1-4. Русский язык по данным массового обследования / под ред. Л.П. Крысина. М.: Наука, 1974. Скворцов Л.И. Литературный язык, просторечие и жаргоны в их взаимодействии //Литературный язык и просторечие. М., 1977. Социально-лингвистические исследования /Под ред. Л.П. Крысина и Д.Н. Шмелева. М., 1976. Тарасов Е.Ф. Теоретические проблемы социальной лингвистики. М., 1981. Швейцер А.Д. К проблеме социальной дифференциации языка //Вопросы языкознания. 1982. № 5. Швейцер А.Д., Никольский Л.Б. Введение в социолингвистику. М., 1978. Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга (Сленговые слова и выражения 60-90-х гг.). М., 1997. Вербицкая Л.А., Игнаткина Л.В., Литвачук Н.Ф., Сергеева Т.А., Цветкова М.В., Щукин В.Г. Региональные особенности реализации русской речи (на фонетическом уровне) //Вести. ЛГУ. № 8. Вып. 2. Васильев А.Д. Слово в телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск. 2000. Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. О нарушении норм литературной речи в электронных и печатных СМИ. М., 1999. Григорьева Т.М. О социологической обусловленности произносительной нормы в условиях диалектного окружения (На материале ассимилятивного смягчения согласных в современным русском языка): Автореферат диссертации канд. филол. наук. М., 1980. Ерофеева Т.И. Локальная окрашенность литературной разговорной речи. Пермь, 1979. Жильцова Т.П. Социолингвистическое исследование локальных особенностей русского литературного произношения (предударный вокализм в речи жителей г. Красноярска): Автореферат диссертации канд. филолог. Наук. Томск, 1987. Ларин Б.А. О лингвистическом изучении города //Русская речь. Л., 1928. Вып. 3. Колесов В.В. Язык города. М., 1991. Косомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994. Культура русской речи: Учебник для вузов /Отв. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. М., 1998. Лаптева О.А. Живая русская речь с телеэкрана: Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М., 1999. Орлова В.Г. Орфоэпический словарь русского языка. М., 1984. Парикова Н.Б. О южнорусском варианте литературной речи //Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966. Разновидности городской устной речи /под ред. Земской Е.А. и Шмелева Д.Н. М., 1989. Русский язык в конце ХХ столетия (1985-1995). М., 1996. Смирнов Л.Г. Средства речевого воздействия в политической пропаганде //5-е. Поливановские чтения. Ч. 1. Смоленск, 2000. Чуркина К.И. Эволюция произносительных норм в речи интеллигенции г. Красноярска: Автореферат диссертации канд. филолог. наук. Новосибирск, 1969. Ярцева В.Н. Соотносительность региональных и социальных вариантов языка в плане стиля и нормы. //Социальная и функциональная дифференциация литературных языков. М., 1977. |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |