Скачать 163.77 Kb.
|
РУССКИЙ ЯЗЫК Пояснительная записка Данный учебно-методический комплекс предназначен для слушателей подготовительных курсов, сдающих ЕГЭ по русскому языку. Разработан с целью более качественной подготовки к сдаче экзамена. Состоит из учебной программы, тематического плана занятий, тренировочных, итоговых тестов и литературы, рекомендованной для подготовки к ЕГЭ. Рассчитан на 60 часов для слушателей шестимесячных подготовительных курсов и 30 часов для слушателей трехмесячных курсов. В основу программы изучения дисциплины «Русский язык» положен принцип вариативности обучения. Он дает возможность конструировать учебный процесс по любой модели: педагогической или андрагогической. Это позволяет слушателям не только повторять и закреплять материал, изученный в школе, но и самостоятельно разрабатывать методику изучения учебной дисциплины под руководством преподавателя. Тематический план занятий состоит из четырёх разделов: Раздел I. Подготовка к ЕГЭ: цели, задачи. Раздел II. Языковые нормы, причины их нарушения и пути устранения ошибок (задания типа А). Раздел III. Текст: смысловая и композиционная целостность (задания типа В). Раздел IV. Основы речевой культуры (задания типа С). Занятия проводятся в соответствии с планом, который получает на руки каждый слушатель. Итоговой формой контроля знаний является компьютерное тестирование. Авторская учебная программа Раздел I. Подготовка к ЕГЭ: цели, задачи ЕГЭ – проверка знаний, умений и навыков по основным разделам школьного курса. Структура экзаменационной работы: часть А – задания с выбором ответа; часть В – задания с кратким ответом; часть С – сочинение-рецензия. Критерии оценки заданий А, В, С. Правила оформления работы. Пробное тестирование в режиме «Обучение», «Самоконтроль» (адрес: www.i-exam.ru пароль 36 250 tt 1368). Раздел II. Языковые нормы, причины их нарушения и пути устранения ошибок (Задания типа А) Язык – наиважнейшее, универсальное средство человеческого общения. Понятие о литературном языке. Нормированность как его основное качество. Языковая норма. Виды норм: фонетические, словообразовательные, лексико-фразеологические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные. Причины речевых ошибок и пути их устранения. Раздел III. Текст: смысловая и композиционная целостность (задания типа В) Средства связи предложений в тексте. Средства, обеспечивающие тематическую связь. Средства, обеспечивающие грамматическую связь. Текст как речевое произведение. Цельность и связность как основные признаки текста. Функционально-смысловые типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Раздел IV. Основы речевой культуры (задания типа С) Понятие речевой культуры. Основные качества культурной речи: богатство словаря, чистота, точность, ясность, понятность, правильность, выразительность. Сочинение-рецензия: структура, содержание, речевое оформление текста. Средства речевой выразительности: тропы и фигуры. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха сравнение, эпитеты, гипербола, олицетворение, перифраз. Виды стилистических фигур: антитеза, градация, эпифора, риторическое обращение, риторический вопрос, вопросно-ответный ход. Список рекомендуемой литературы
ТРЕНИНГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ для слушателей подготовительных курсов Вариант І
Д …сфункция, п…тология, комп…тентность, а…оциации, т…лерантность.
А) встретимся (ли), (по) сибирски, (по)просту; Б) (по) матерински, (еле) еле, (пол) яйца; В) (пол) литра, (из) далека, (ис) подтишка. 3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Здесь краски не ярки ( ) и звуки не резки. А) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна: есть общий член предложения. Б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. В) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Расставьте ударение в словах: Флюорография, эпилепсия, диоптрия, эксперт, алкоголь. 5. О каком из понятий идет речь в приведенной фразе? Философское учение о познании – это _______________ А) онтология, Б) аксеология, В) гносеология. Вариант ІІ
Д…прессия, интерпр…тация, предра…удок, ментал…тет, кр…ативность.
А) вряд (ли), (за) долго, (в) дребезги; Б) (по) светски, (пол) Эрмитажа, (давным) давно; В) (жар) птица, (сердечно) сосудистый, (кому) как. 3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. В окна с улиц лился глухой шум ( ) и летела пыль. А) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна, так как части сложного предложения имеют общий второстепенный член. Б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. В) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая. 4. Расставьте ударение в словах. Обеспечение, квартал, договор, дремота, некролог. 5. О каком из понятий идет речь в приведенной фразе? Целенаправленное формирование установок, ценностей – это _______________ А) обучение, Б) воспитание, В) научение Вариант ІІІ
Ст…реотип, увл…чение, исти…ый, энц…фалограмма, дискр…дитация.
А) (пол) листа, (лимонно) желтый, как (бы); Б) (черно) белый, (пол) Москвы, (по) дружески; В) (по) одиночке, (в) серьез, (в) шутку; 3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении. Я гашу лампу ( ) и ночь начинает медленно светлеть. А) Сложное предложение, пере союзом И нужна запятая. Б) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. В) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4. Расставьте ударение в словах. Средства, каталог, диспансер, избалованный, сирота. 5. О каком из понятий идет речь в приведенной фразе? В состоянии ________________ человек не может адекватно воспринимать действительность. А) эффект, Б) аффект, В) индифферентность ИТОГОВОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ для слушателей подготовительных курсов Вариант I
3. Свод законов, относящихся к какой-либо человеческой жизни и деятельности, называется:
4. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный вариант. Альфа и омега:
5. В каком словосочетании нарушены нормы сочетаемости слов?
а) Правда глаза кол…т. б) Она ед…т искать покровительство. в) Та…т в небе журавлиный крик. г) Гость недолго гостит, да много вид…т.
8. Какой знак препинания пропущен в предложении? Раздался гудок поезд тронулся.
9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Играя в шахматы, а) развиваются мыслительные способности. б) мне не было равных. в) вы получаете большое удовольствие. г) необходимо внимание. 10. Назовите речевую ошибку. Водитель был оштрафован согласно милицейского протокола.
Вариант II
3. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный вариант. Крокодиловы слезы:
4. Система взглядов на природу и общество – это:
5. В каком словосочетании нарушены нормы сочетаемости слов?
6. В каком примере пропущена буква Е? а) Наука в лес не ведет, а из леса вывод…т. б) Что-то слыш…тся родное в долгих песнях ямщика. в) Все так ясно движ…тся и стоит перед глазами. г) Золотые руки на серебро не куп…шь.
8. Какой знак препинания пропущен в предложении? Классики правы труд облагораживает человека.
9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Пользуясь калькулятором, а) мне удалось получить точный результат. б) вы пренебрегаете устным счетом, тренирующим память. в) расчет производится быстро и легко. г) помощь родителей мне не понадобилась. 10. Назовите речевую ошибку. Все ихние вещи останутся на месте.
Вариант III
3. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный вариант. Строить замки на песке:
4. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о:
5. В каком словосочетании нарушены нормы сочетаемости слов?
6. В каком примере пропущена буква И ? а) На краю горизонта тян…тся серебряная цепь снеговых вершин. б) В лукавом правды не сыщ…шь. в) Тише ед…шь – дальше будешь. г) Время все леч…т. 7. Найдите слово с орфографической ошибкой.
8. Какой знак препинания пропущен в предложении? Красавица она привлекала всеобщее внимание.
9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Нарушая правила безопасности, а) мне было сделано замечание. б) вы рискуете своим здоровьем. в) возникает угроза жизни окружающих. г) поведение человека заслуживает порицания. 10. Назовите речевую ошибку. Учитель забыл поставить роспись в ведомости
Вариант IV
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?
3. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный вариант. Ахиллесова пята:
4. Освобождение от зависимости, уравнение в правах - это:
5. В каком словосочетании нарушены нормы сочетаемости слов?
6. В каком примере пропущена буква И? а) Правды не скро…шь. б) Лунного луча сиянье гасн…т. в) Худой сетью рыбы не налов…шь. г) Как на досадную разлуку, Татьяна ропщ…т на ручей. 7. Найдите слово с орфографической ошибкой.
8. Какой знак препинания пропущен в предложении? Во всем уже чувствовалась зима в коротком дне, в морозном воздухе, запахе снега.
9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Отправляясь в поход, а) путь казался легким. б) нами был выбран маршрут. в) берите только самое необходимое. г) проверяется надежность спутника. 10. Назовите речевую ошибку. Путешествуя на велосипеде, развиваются мышцы ног и спины.
Вариант V 1. В каком слове ударение падает на четвертый слог?
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «презрительно надменный»?
3. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный вариант. Из любви к искусству: а) быть ценителем прекрасного б) иметь возможность выражать чувства в) ради самого занятия, без корыстных целей г) преследовать корыстные цели 4. Модифицировать - это:
5. В каком словосочетании нарушены нормы сочетаемости слов?
6. В каком примере пропущена буква И? а) На ветру колыш…тся вышитый платок. б) Что посе…шь, то и пожнешь. в) Так ровно, ровно дыш…т грудь. г) Лежа хлеба не добуд…шь. 7. Найдите слово с орфографической ошибкой.
8. Какой знак препинания пропущен в предложении? Я гашу лампу и ночь начинает медленно светится.
9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Получив письмо, а) оно оставлено без ответа. б) меня охватила радость. в) я не торопился с ответом. г) изменились наши планы. 10. Назовите речевую ошибку. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома.
|
Рабочая программа. Русский язык 10 класс. Пояснительная записка Л. М. Рыбченкова, Н. А. Николина. «Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник. 10-11 классы». М.,«Просвещение»,... | Пояснительная записка Предмет «Русский язык» «Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо... «Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения) | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Требования госта впо... «Филология». Магистерская программа «Русский язык», уровень подготовки – магистр (очная форма обучения) | ||
Пояснительная записка в системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество... | Пояснительная записка рабочая программа «Русский язык. 9 класс» Рабочая программа «Русский язык. 9 класс» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ||
Рабочая программа. Русский язык 9 класс Пояснительная записка Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу 5-9 классов... | Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по русскому языку Русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации; средство межнационального общения, консолидации... | Пояснительная записка по учебной программе «Русский язык» Авторы:... Примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы... | ||
Пояснительная записка программа составлена в соответствии с требованиями... «Русский язык» авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко: пособие для учителей... | Пояснительная записка. Статус документа Ориентирована на учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение» 2006-2008 | ||
Пояснительная записка дисциплина «Русский язык» Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 6-9... Министерства образования и науки РФ «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского (М.,... | ||
Пояснительная записка Роль и место дисциплины в начальном обучении предмет «Русский язык» «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество... | Рабочая программа учебного предмета Русский язык 9 класс Пояснительная записка Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ мо РФ №1089 от 05. 03. 04.) |