Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,





Скачать 280.92 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения,
страница1/2
Дата публикации29.04.2015
Размер280.92 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
МКОУ «Воротынская средняя общеобразовательная школа»

муниципального района «Перемышльский район»


Утверждено

директор МКОУ «Воротынская СОШ»

Глушкова В. И.

приказ №___

от «___»___________20__г.
Согласовано

на педагогическом совете школы

от «__»__________20__г.

протокол №___

Рассмотрено

на методическом объединении учителей

гуманитарного цикла

руководитель МО Присяжная Н. А.

протокол №___

от «__»___________20__г.

Рабочая учебная программа по литературе

6 класс (базовый уровень)

Год разработки 2013
Срок реализации программы 1 год
Составлена на основе авторской программы Т. Н. Трунцевой к УМК В. Я. Коровиной и др.

Программа составлена учителем русского языка и литературы Козырь М. А.

2013-2014 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В. П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2013)

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма традиций и новаторства, осмысления историко-литературных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения новых понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте(или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

  • обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

  • установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • взаимодействия образовательного учреждения при реализации образовательной программы с социальными партнерами;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественной полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опята реального управления и действия;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержаний и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;

  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точи зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить обучающихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа;

  • ответы на вопросы, развивающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними;

  • индивидуальная и коллективная проектная деятельность.


Содержание деятельности по предмету.

В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности обучающихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения вслух, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности обучающихся.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития устной и письменной речи.

Общая характеристика учебного предмета.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё – к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи обучающихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки, которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы.

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен разделами:

  1. Устное народное творчество.

  2. Древнерусская литература.

  3. Русская литература XVIII.

  4. Русская литература XIX века.

  5. Русская литература XX века.

  6. Литература народов России.

  7. Зарубежная литература.

  8. Обзоры.

  9. Сведения по теории и истории литературы.

В разделах 1 – 8 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность обучающихся.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.

Место предмета

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.


  1. Распределение учебных часов по разделам программы.

Введение – 1 ч.

Устное народное творчество – 4 ч.

Из древнерусской литературы – 2 ч.

Из русской литературы XVIII века – 1 ч.

Из русской литературы XIX века – 54 ч.

Из русской литературы XX века – 28 ч.

Из зарубежной литературы – 11 ч.

Повторение, обобщение, итоговый контроль – 1 ч.



  1. Содержание тем учебного курса.

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4ч.)

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Загадки – малые жанры УНТ. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч.)

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (1 ч.)

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. «Муха». Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (54 ч.)

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (3 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя-баснописца. Самообразование поэта.

«Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Проект.

Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие понятий).

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (18 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности поэтического послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл повестей). Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест В. Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям. Проект.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (4 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармония человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест)размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (5 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект.

Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (3 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Листья», «Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (2 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у берёзы…». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

НИКОЛОАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (6 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ (6 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Проект.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (3 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 ч.)

Я. П. Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; А. К. Толстой «где гнутся над омутом лозы…». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (28 ч.)

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (3 ч.)

«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ (3 ч.)

Каткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие герои» герои Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ ГРИН (3 ч.)

Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представлений).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (8 ч.)

К. М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»; Д. С. Самойлов «Сороковые» (2 ч.). стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувства скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой» (3 ч.). Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа – честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев, особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

В. Г. Распутин «Уроки французского» (3 ч.). Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения. Проект.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

РОДНАЯ ПРИРОДА В РУССКОЙ ПОЭЗИИ XX ВЕКА (4 ч.)

А. А. Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»; С. А. Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»; А. А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» (3 ч.) Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» (1 ч.) Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятий).

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (5 ч.)

В. М. Шукшин «Чудик», «Критики» (2 ч.) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Ф. Искандер «тринадцатый подвиг Геракла» (3 ч.) Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Теория литературы. Рассказ. Сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 ч.)

Габдулла Тукай «Родная деревня», «Книга» (1 ч.). Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…» (1 ч.). Краткий рассказ о жизни и творчестве балкарского поэта. Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтический образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (11 ч.)

Мифы Древней Греции «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (2 ч.). Подвиги Геракла (в переложении Н.Куна)

Геродот «Легенда об Арионе» (2 ч.).

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер «Илиада», «Одиссея» (2 ч.). Изображение героев и героических подвигов в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (остроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот» (2 ч.). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер «Перчатка» (1 ч.). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме «Маттео Фальконе» (1 ч.). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1 ч.). Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность.

Теория литературы. Притча (начальные представления).

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч.)

Итоговый тест.


  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметныерезультаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19 – 20вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностях и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова и его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии...
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии...
Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии...
Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа разработана на основании Федерального государственного...
Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения, утвержденных в 2008г., составлена в соответствии...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями...
...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по литературе ( 5- 9 классы)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconПрограмма по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных...
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев-5-е изд. М., Ооо «тид «Русское слово» рс», 2008
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск