Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования,





Скачать 158.44 Kb.
НазваниеРабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования,
Дата публикации09.08.2014
Размер158.44 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Математика > Рабочая программа

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ СОШ № 2025 ____________________

И.А. Малахова

«____» ________2013 г.


СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

____________________

Т.В. Пискунова

«____» ________2013 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

протокол № _______
«____» ________2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Классы:
Учитель: Осипова Г.В.
Количество часов – 170ч (5 часов в неделю)

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения.

МОСКВА

2013/14 учебный год

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, учебного плана, примерной программы основного общего образования по математике с учетом авторской программы по математике С.М. Никольского, М.К.Потапова, Н.Н.Решетникова, А.В.Шевкина. В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Перспективная школа», и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС: личностно ориентированные принципы ( адаптивности, развития, комфортности процесса обучения), культурно-ориентированные принципы (целостной картины содержания образования; систематичности; смыслового отношения к миру; опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип), деятельностно ориентированные принципы  (обучения деятельности, перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося, формирования потребности в творчестве и умений творчества).
Цели обучения математике в 5 классе:


  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

  • систематическое развитие понятия числа;

  • выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики; подготовка обучающихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.

  • изучение свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей; развитие пространственного представления и изобразительного умения, знакомство с простейшими пространственными телами и их свойствами;

  • развитие логического мышления и речи – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.


Задачи курса математики в 5 классе:


  • познакомить с натуральными числами, десятичной системой счисления, научить раскладывать числа по разрядам, сравнивать натуральные числа, научить законам сложения, вычитания, умножения и деления натуральных чисел, научить вычислять степень числа, решению задач с использованием действий;

  • научить измерению величин, познакомить с понятиями: плоскость, прямая, отрезок, луч, равные отрезки, координатный луч, единичный отрезок, окружность, шар, радиус, диаметр, дуга, хорда, угол, треугольник, четырехугольник; научить находить периметры плоских фигур, решать задачи на движение;

  • познакомить с делимостью натуральных чисел, свойствами делимости, признаками делимости, простыми и составными числами, научить раскладывать составные числа на простые, находить НОД и НОК числа;

  • познакомить с обыкновенными дробями, свойствами обыкновенных дробей и действиям с обыкновенными дробями, научить решать задачи на совместную работу, понятием смешанной дроби и научить действиям со смешанными дробями.



  1. Общая характеристика учебного предмета


Математика играет важную роль в формировании у школьников умения учиться. Обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные преставления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Усвоенные знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.

  1. Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 170 ч. (5 часов в неделю), в том числе контрольных работ - 9, включая итоговую контрольную работу. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы.


  1. Ценностные ориентиры предмета «математика»


Математическое образование играет важную роль в практической и духовной жизни общества. Практическая сторона связана с формированием способов деятельности, духовная – с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры. Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний трудно понять принципы устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной экономической, политической информации. Для жизни в современной обществе становится важным формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Каждому человеку приходится выполнять расчеты, находить в справочниках нужную информацию, владеть приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитания умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая сторона мышления. Обучение математики дает возможность развивать у учащихся точную, информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие символические либо графические средства. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления включаются обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия.


  1. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения предмета «математика» в 5 классе


Изучение математики в 5 классе, согласно требованиям Федерального государственного стандарта основного общего образования по математике, направлено на достижение целей:

в направлении личностного развития

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;

  • развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;

  • формирование качеств мышления;

  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;

в предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин.



Предметные результаты
Знать/понимать

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • определение и свойства натурального ряда чисел;

  • правила действий и сравнения натуральных чисел;

  • названия компонентов арифметических действий;

  • свойства арифметических действий с натуральными числами, обыкновенными дробями;

  • существо понятия алгоритма, алгоритм нахождения неизвестных компонентов,

  • правило округления чисел;

  • формулы пути, площади и периметра прямоугольника, объем параллелепипеда;

  • единицы измерения;

  • как использовать математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики; вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира

Уметь:

• выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;

• использовать буквы для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений;

• переходить от одной формы записи чисел к другой;

• пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объёма; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

• решать текстовые задачи, включая задачи, с дробями;

• строить простейшие геометрические фигуры;

• проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации или для опровержения утверждений;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

• устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычислений, с использованием различных приёмов;

• описания реальных ситуаций на язык геометрии;

• решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

• построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);

• выстраивания аргументации при доказательстве и диалоге;

• решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объёмов, времени, скорости;



  1. Основное содержание курса



Тема (количество часов/проверочных работ/контрольных работ)




        1. Натуральные числа и нуль (46/5/2)


Десятичная система счисления. Ряд натуральных чисел. Десятичная запись, сравнение, сложение и вычитание натуральных чисел. Законы сложения. Умножение, законы умножения. Степень с натуральным показателем. Деление нацело, деление с остатком. Числовые выражения. Решение текстовых задач.

Знать: различные системы исчисления, нумерации; степень с натуральным показателем, основание степени, показатель степени.

понятия: натурального числа,

законы: сложения и их буквенную запись, умножения и их буквенную запись,

Уметь: читать и записывать многозначные числа, складывать и вычитать натуральные числа, умножать, делить нацело и с остатком ;

для рационализации вычислений применять: законы умножения и сложения при вычислении, законы умножения, распределительный закон;

вычислять: степень с натуральным показателем;

решать: задачи «на части» арифметическим способом, строить схемы для решения задач;

переводить: отношения «больше на..», «меньше на…», «больше в ..», «меньше в…» в арифметические действия с натуральными числами.

Вычислять с помощью калькулятора.

КР. «Сравнение натуральных чисел», «Умножение чисел столбиком».

СР. «Десятичная система записи натуральных чисел», « Сложение, вычитание и умножение натуральных чисел», « Возведение в степень и деление натуральных чисел», «Задачи «на части», «Задачи на нахождение двух чисел по их сумме и разности».

Т «Ряд натуральных чисел», « Сравнение натуральных чисел», «Сложение. Законы сложения», «Распределительный закон», «Деление нацело», «Числовые выражения».



2. Измерение величин (30/4/2)
Прямая, луч, отрезок. Измерение отрезков и единицы длины. Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружности и круг, сфера и шар. Углы, измерение углов. Треугольник, прямоугольник, квадрат, прямоугольный параллелепипед. Площадь прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы массы, времени. Решение текстовых задач.

Знать:

понятия: прямая, луч, отрезок, координатный луч, единичный отрезок, начало отсчета, окружность, шар, сфера; радиус, дуга, диаметр, хорда, параллельные и перпендикулярные прямые, прямоугольный параллелепипед, куб; симметрия относительно точки, центр симметрии, фигуры симметричные относительно точки.

формулы: вычисления периметра треугольника, прямоугольника, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда;

обозначение: прямой, отрезка, луча, параллельных и перпендикулярных прямых единицы измерения: длины, площади, объема, углов, времени, массы;

соотношение: между единицами длины, площади, объема, массы, времени; между скоростями при движении по реке;

элементы: угла, треугольника, четырехугольника, прямоугольного параллелепипеда;

виды: углов, треугольников и четырехугольников;

равные фигуры, свойство площадей равных фигур; различие между плоскими фигурами и геометрическими телами; развертку прямоугольного параллелепипеда,

Уметь:

строить: прямую, луч, отрезок, параллельные и перпендикулярные прямые; плоские фигуры;

измерять: отрезки, углы и строить углы заданной градусной меры;

откладывать отрезки заданной длины; отмечать на координатном луче натуральные числа; сравнивать натуральные числа с помощью координатного луча;

переходить: из одной от одной единицы измерения к другой;

вычислять: периметр треугольника, четырехугольника; площадь прямоугольника, квадрата; объем прямоугольного параллелепипеда, куба; скорость при движении по реке, определять симметричные точки, различать симметричные фигуры.

КР. «Метрические единицы длины», «Площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда».

Ср. « Плоскость, прямая, луч, отрезок», «Задачи на движение», «Построение углов заданной градусной меры», « Периметр и площадь прямоугольника, Объем прямоугольного параллелепипеда».

Т. «Измерение отрезков», «Координатный луч», «Треугольники», «Прямоугольник. Квадрат», « Площадь прямоугольника».





  1. Делимость натуральных чисел (19/3/1)


Свойства и признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель, наименьшее общее кратное.

Знать:

Понятия: простые и составные числа, делители натурального числа; наибольший общий делитель; взаимно простые числа; кратное натуральных чисел; наименьшее общее кратное , симметрия относительно прямой, ось симметрии

Свойства делимости и признаки делимости на 10, 5, 2, 9, 3; правила делимости суммы и разности чисел.

Уметь:

Использовать: свойства и признаки делимости при доказательстве делимости натуральных чисел и числовых выражений;

Пользоваться: таблицей простых чисел; для рационализации вычислений: правилами делимости суммы и разности чисел;

Находить: делители натурального числа, наибольший общий делитель, кратные числа, наименьшее общее кратное; является число простым или составным;

КР «Делимость натуральных чисел»

С.Р. «Делимость натуральных чисел», «Наибольший общий делитель», «Наименьшее общее кратное»

Т. « Свойства делимости», «Признаки делимости», «Делители натурального числа».



4.Обыкновенные дроби (65/8/3)
Понятие дроби, равенство дробей (основное свойство дроби). Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение, сложение и вычитание любых дробей. Законы сложения. Умножение дробей, законы умножения. Деление дробей. Смешанные дроби и действия с ними. Представления дробей на координатном луче. Решение текстовых задач.

Знать:

что означает обыкновенной дроби; основное свойство дроби; правильная дробь меньше единицы, неправильная дробь больше единицы, делить на ноль нельзя; операция деления обратная умножению; смешанная дробь это другая запись неправильной дроби, порядок выполнения действий.

Понятия: обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, рациональное число, равные дроби, правильная и неправильная дробь, несократимая дробь, сократимая дробь, общий знаменатель, дополнительный множитель, обратная дробь, взаимно обратные дроби, производительности, смешанной дроби, целой и дробной частей смешанной дроби , симметрия относительно плоскости.

Правила: сложения, вычитания, умножения, деления всех видов дробей, умножения натурального числа на дробь, деления дроби на натуральное число;

Законы: сложения , умножения, распределительный закон;

Уметь:

сокращать дроби, записывать дробь равную данной, проводить дроби к общему знаменателю, сравнивать дроби всех видов, приводить дроби к общему знаменателю, выполнять все арифметические действия с дробями всех видов, превращать правильную дробь в неправильную, выделять целую часть у неправильной дроби, различать фигуры симметричные относительно плоскости.

решать задачи: находить часть от числа, нахождение числа по его части, на совместную работу, на движение по реке;

использовать для рационализации вычислений: законы сложения, умножения, распределительный закон,

изображать: дроби всех видов на координатном луче.

КР. «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», «Действия с обыкновенными дробями», «

СР « Основное свойство дроби», «Нахождение части числа и числа по его части», « Сравнение дробей»,« Сложение и вычитание обыкновенных дробей»,

« Умножение и деление обыкновенных дробей», «Задачи на дроби», « Сложение и вычитание смешанных дробей», « умножение и деление смешанных дробей».

Т. «Приведение дробей к общему знаменателю», « Сложение дробей», « Законы сложения», « Умножение дробей», « Законы умножения», « Деление дробей», « Нахождение части числа и числа по его части», « Задачи на совместную работу»,

« Сложение смешанных чисел», « Вычитание смешанных чисел», « Умножение и деление смешанных чисел» « Представление дробей на координатном луче»





  1. Итоговое повторение курса математики 5 класса (10/2/1)


Обыкновенные дроби. Решение задач на движение по реке и совместную работу. Вычисление площади прямоугольник и объема прямоугольного параллелепипеда.

Знать: как использовать математические формулы; примеры их применения для решения математических и практических задач;

Уметь: выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями ; находить значения числовых выражений; решать текстовые задачи, данные в которых выражены обыкновенными дробями. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

К.Р. Итоговая

СР. «Арифметические действия с натуральными числами», «Действия с дробями»


Плановые контрольные работы – 9

Административные диагностические работы – 2

Контроль за уровнем обученности осуществляется через использование следующих видов контроля: текущий, тематический, итоговый.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме годовых контрольных работ, самостоятельные работы, тесты


7.Материально-техническое обеспечение
1.Учебно-методический комплект учителя:


  1. Математика 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /С.М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин – Изд. 5-е. – М.: Просвещение, 2011,

  2. Математика 5 класс: дидактические материалы по математике/ М. К .Потапов , А В. Шевкин – М.: Просвещение, 2011.

  3. Математика 5 класс: рабочая тетрадь по математике : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ М .К. Потапов , А. В. Шевкин – М.: Просвещение,2011

  4. Математика 5 класс: тематические тесты/ П. В. Чулков, Е. Ф. Шершнев, О .Ф Зарапина - М.: Просвещение,2011

  5. Математика 5 класс: книга для учителя/ М. К. Потапов , А. В .Шевкин – М.: Просвещение,2011

  6. Задачи на смекалку 5 класс: И. Ф. Шарыгин пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/- М.: Просвещение, 2011


2.Технические средства обучения

Компьютер, магниты для «сигнальных» отметок на доске при отработке ЗУН.
3.Интернет-ресурсы

1. www.edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2.www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики

Документация, рабочие материалы для учителя математики
5. www.it-n.ru"Сеть творческих учителей"

6. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"  

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с требованиями...
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа по литературе ( 5- 9 классы)
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа разработана на основании Федерального государственного...
Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения, утвержденных в 2008г., составлена в соответствии...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Составлена на основе авторской программы Т. Н. Трунцевой к умк в. Я. Коровиной и др
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconПримерная программа по предмету «Технология (с элементами робототехники)»...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной программы по учебным...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа по математике основное общее образование
...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального...
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа по геометрии составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Геометрия» для обучающихся 10-11 классов составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по математике для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего...
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии...
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе
Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования, iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии...
Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск