ИНСТРУКЦИЯ
ПО ВЕДЕНИЮ КЛАССНЫХ ЖУРНАЛОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1. Общие положения 1.1. В соответствии с п. 16 ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» школа осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоги которого фиксируются в классном журнале.
1.2. Классный журнал является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого преподавателя-предметника и классного руководителя. 2. Организация работы с классным журналом 2.1. Общие требования
Классный журнал рассчитан на учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например, 1 «А», 1 «Б» и т.д. В профильных классах на III ступени указывается и профиль, например, 10 «А», физико-математический. Номер класса и фамилия, имя, отчество классного руководителя дублируются на обложке журнала.
Все записи в классном журнале должны быть сделаны шариковой ручкой синего цвета, четко, аккуратно, без исправлений. Не разрешается использовать на одной странице разные цвета чернил.
Исправления, сделанные в исключительных случаях, оговариваются внизу страницы. В случае выставления ошибочной отметки необходимо:
исправить отметку, т.е. зачеркнуть неправильную отметку и рядом поставить правильную;
сделать запись на этой странице (внизу) типа: «02.04.2007 г., Иванова Ирина – текущая отметка за (число, месяц) «3» (удовлетворительно)», или «за первую четверть (любую другую четверть, полугодие, год) у Петрова Ивана отметка «4» (хорошо), подпись педагога и печать школы».
В случае прохождения обучения учащимся в санатории (больнице) классный руководитель вкладывает в журнал справку с результатами обучения в санатории (больнице). В классный журнал переносятся итоговые отметки за четверть (полугодие), а текущие – не переносятся.
В случае длительной болезни учащегося с ним проводятся индивидуальные занятия на дому, в этом случае данные о текущей, промежуточной или итоговой аттестации учащегося заносятся в специальный журнал, а затем переносятся в классный журнал.
Отметки по физической культуре обучающимся, занимающимся по состоянию здоровья в специальных или подготовительных группах, выставляются в специальный журнал, а затем переносятся в классный журнал.
Отметка о выбытии учащегося делается на соответствующей строке с фамилией выбывшего учащегося и на странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Ф.И.О. учащегося» следующим образом: «выбыл 10.12.2007 г., приказ № 35 от 10.12.2007 г.».
Фамилия, имя учащегося, поступившего в школу в течение учебного года, записывается в конце списка на соответствующих страницах по предметам с указанием числа и месяца прибытия, например, «прибыл 10.11.2007 г., приказ № 22 от 10.11.2007 г.», а затем на следующих страницах фамилия и имя прибывшего вписываются строго по алфавиту уже без отметки о прибытии. На странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» делается запись «прибыл 10.11.2007 г., приказ № 22 от 10.11.2007 г.». Ведомость с результатами текущей успеваемости вновь прибывшего ученика вкладывается в журнал до конца учебного года, а затем в его личное дело, отметки в классный журнал не переносятся.
В случае перевода учащегося с очной формы обучения на экстернатную в классном журнале на соответствующей строке делается запись «Экстернат с 15.12.2006 г.», в этом случае в журнал выставляются только результаты промежуточной аттестации. На странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Ф.И.О. учащегося» делается запись «Переведен (а) на экстернат с 15.12.2007 г. по всем предметам учебного плана (или только по одному предмету)» и выставляются отметки за полугодие и год или только за год. Если на экстернатную форму принят учащийся, не входящий в списочный состав школы, то данные о нем в классный журнал не заносятся, а вся документация ведется в установленном порядке.
В случае перевода учащегося с очной формы обучения на очно-заочную форму обучения в классном журнале на соответствующей строке делается запись «очно-заочная с 05.09.2006г.», в этом случае, в журнал выставляются результаты текущего контроля и промежуточной аттестации. На странице «Сводная ведомость учета успеваемости учащихся» в графе «Ф.И.О. учащегося» делается запись «Переведен(а) на очно-заочную форму обучения с 05.09.2006г. по всем предметам учебного плана (или только по одному предмету)» и выставляются отметки за четверти (полугодие) и год.
Изучение элективных курсов фиксируется в отдельном журнале, форма оценки знаний учащихся определяется школой.
Категорически запрещается допускать учащихся к работе с классным журналом.
Обязанности классного руководителя
Классный руководитель совместно с администрацией школы обеспечивает сохранность классного журнала.
Своевременно заполняет в журнале следующие страницы:
титульный лист;
оглавление;
списки учащихся на всех страницах (фамилии и имена учащегося полностью, в алфавитном порядке);
фамилия, имя, отчество учителя-предметника (полностью) на всех страницах журнала;
название предмета (с маленькой буквы) в соответствии с учебным планом школы;
общие сведения об учащихся;
сведения о количестве пропущенных уроков;
свободную ведомость посещаемости;
сводную ведомость учета успеваемости;
сведения о занятиях во внеурочное время;
листок здоровья (совместно с медработником школы).
Обязанности преподавателя-предметника
Классный журнал заполняется учителем в день проведения урока.
Преподаватель-предметник обязан:
систематически проверять и оценивать знания учащихся;
ежеурочно отмечать отсутствующих;
планировать опрос обучающихся и фиксировать отметки в журнале на каждом уроке. Наполняемость отметок должна быть высокой или средней, при этом каждый учащийся должен быть опрошен (любым из видов опроса) как минимум 1 раз за 4-5 уроков.
В случае оценивания знаний обучающегося неудовлетворительной оценкой, учитель обязан опросить его через 2-3 урока и зафиксировать отметку в журнале.
Не рекомендуется выставление неудовлетворительных отметок на первых уроках после длительного отсутствия учащегося (трех и более уроков), после каникул, что сдерживает развитие учащегося в учебно-познавательной деятельности и формирует негативное отношение к учению и учебным предметам.
Отметки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы, практические и лабораторные работы) выставляются всем учащимся, (кроме отсутствующих), в графе того дня, когда проходила работа с учетом контрольных нормативов на проверку работ данного вида. Запрещается выставлять отметки задним числом.
В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов – «1», «2», «3», «4», «5», «н», «н/а», «осв.». Выставление в журнале точек, отметок со знаком «минус» или «плюс» не допускается.
На левой стороне развернутой страницы журнала учитель ставит дату урока, отмечает отсутствующих на уроке буквой «н». На правой – записывает тему, изучавшуюся на уроке, и задание на дом. Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному администрацией календарно-тематическому планированию и программе по предмету.
При проведении сдвоенных уроков делается запись даты и темы каждого урока.
На странице каждого предмета в конце четверти (полугодия) и года учитель-предметник делает запись: «Дано: уроков по плану: ___ , фактически: ___; к/р (л/р, п/р и др. видов письменных работ) по плану: ___ , фактически: ___ » (подпись учителя).
В конце года (изучения курса) после предыдущей записи делается запись: «Программа пройдена полностью» (подпись учителя) или «Не пройдены следующие темы: ____» (подпись учителя).
Результаты государственной итоговой аттестации и итоговые оценки выставляются учителем-предметником только на предметную страницу.
Программный материал должен быть изучен полностью по всем предметам учебного плана.
Все записи по всем учебным предметам ведутся на русском языке с обязательным указанием не только тем уроков, но и тем практических, лабораторных, контрольных работ, экскурсий, уроков с использованием информационных технологий, видео уроков и т.п.
Страница «Показатели физической подготовленности учащихся» заполняется учителем физической культуры.
Тема урока формируется в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием. Не допускаются записи вида: «Контрольная работа № 1», «Практическая работа № 2» и т.п. Правильная запись:
практическая работа № 5 «Размещение топливных баз» (или без номера);
контрольная работа №13 «Проценты»;
контрольный диктант «Причастие» (в 1-9 классах);
контрольный диктант с грамматическим заданием ( в 10- 11 классах);
лабораторная работа № 1 «Определение доброкачественности пищи» .
Запрещается в графе «Что пройдено на уроке» делать запись, не раскрывающую целеполагание урока, т.е. делать общие записи, типа: «Решение задач», «Повторение».
В графе «Домашнее задание» записывается содержание задания, страницы, номера задач и упражнений с отражением специфики организации домашней работы: повторить, составить план к тексту, составить (или) заполнить таблицу, выучить наизусть, ответить на вопросы, домашнее сочинение, реферат, сделать рисунок и другие.
Не допускается выставление в классный журнал оценок за ведение тетрадей.
Требования к выставлению итоговых отметок
Итоговые отметки учащихся за четверть (полугодие, год) должны быть обоснованы, то есть соответствовать успеваемости ученика в зачетный период.
Чтобы объективно аттестовать учащихся, необходимо не менее 3-х отметок – при одно- или двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету и не менее 5-7 – при учебной нагрузке более двух часов в неделю с обязательным учетом и приоритетностью качества знаний учащихся по письменным, лабораторным, практическим работам.
Итоговая оценка по результатам государственной (итоговой) аттестации выставляется с учетом полугодовых (или годовой) оценок и экзаменационной оценки, но не выше экзаменационной.
Отметка «н/а» (не аттестован) может быть выставлена только в случае отсутствия 3-х текущих отметок и пропуска учащимся более 50% учебного времени.
Итоговые отметки выставляются после записи даты последнего урока. Не допускается выделять итоговые отметки чертой, другим цветом и т.п. Дата первого урока следующей четверти (полугодия) записывается после предыдущих итоговых отметок без пропусков.
Специфика записи уроков по отдельным предметам
Русский язык: выставление в одной клетке 2-х отметок допускается только на уроках русского языка за диктант с грамматическим заданием или за выполнение творческих работ, например «4/3» или «5/4». Запись о проведении классного изложения по развитию речи следует делать так: 1 вариант
1-й урок «Р.р. Подготовка к изложению с творческим заданием «Москвич Пушкин»,
2-й урок «Р.р. Изложение с творческим заданием «Москвич Пушкин».
2 вариант
1-й урок «Р.р Подготовка к изложению с описанием природы «В тайге»,
1-й урок «Р.р. Изложение с описанием природы «В тайге».
Литература: отметки за творческие работы (классные, домашние сочинения и др.) выставляются на той странице, где эта работа записана (в графе, соответствующей дате записи урока). Отметка за сочинение выставляется: на предметную страницу «Литература» - за содержание; на предметную страницу «Русский язык» – за грамотность. Отметка выставляется на предметную страницу «Русский язык» в отдельную клетку вместо даты – Рр, на странице: «Что пройдено» делается соответствующая запись (сочинение, изложение и др., вместо даты - Рр). Классное сочинение , рассчитанное на 2 урока, записывать так : 1-й урок «Р.р Подготовка к сочинению по творчеству А.Блока»; 2 –й урок «Р.р Сочинение по творчеству А.Блока».
Иностранный язык: все записи ведутся на русском языке. В графе «Что пройдено на уроке», помимо темы урока, обязательно надо указывать одну из основных задач урока. Например: «Ознакомление с определенным артиклем».
Химия, физика, информатика и вычислительная техника, физическое воспитание: инструктаж по технике безопасности обязательно отмечается в графе «Что пройдено на уроке».
Обществознание. История: курсы истории начиная с 6 класса ( например: история средних веков и история России) записывать на разных страницах журнала, итоговые оценки за год выставляются отдельно за каждый курс. Итоговые оценки за курс истории КБР (8-9 классах), обществознанию (8-9 классах) рекомендуется выставлять по полугодиям. В аттестатах выставляются оценки за 3 курса: «Обществознание», «История России», «Всеобщая история».
В случае болезни учитель, замещающий коллегу, заполняет классный журнал обычным порядком; при этом все сведения о замещенных или пропущенных уроках заносятся заместителем директора в «Журнал учета пропущенных и замещенных уроков».
Обязанности администрации школы
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе дает указания учителям начальных классов и классным руководителям о распределении страниц журналов, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости учащихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет (1 час в неделю – 2 стр., 2 часа – 4 стр., 3 часа – 5 стр., 4 часа – 7 стр., 5 часов – 8 стр., 6 часов – 9 стр.).
Директор школы и его заместитель по учебно-воспитательной работе обеспечивают хранение классных журналов.
Ответственными лицами:
систематически (по утвержденному плану) осуществляется контроль за правильностью ведения журналов не реже одного раза в месяц с целью:
проверки правильности оформления журнала,
обоснованности выставления итоговых отметок,
проверки организации повторения материала, выполнения теоретической и практической части программ;
выявления системы работы учителя по опросу учащихся; с неуспевающими учащимися, оставленными на повторный курс обучения, переведенными «условно», учащимися, имеющими высокую мотивацию к учебно-познавательной деятельности;
заполняется страница «Замечания по ведению классного журнала»: о принятии журнала в начале учебного года и в конце; при каждой проверке записывается её результат, если по проверке составлялась отдельная справка, тогда делается запись «См. справку от 27.12.2006 г.» и др. Директор школы лично принимает классные журналы 9-11 классов в конце учебного года;
в графе «Отметка о выполнении» ставится подпись учителя, которому было сделано замечание по ведению журнала.
|