Пояснительная записка Статус документа





Скачать 338.32 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа
страница1/3
Дата публикации24.05.2015
Размер338.32 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка
Статус документа

Рабочая программа по литературе для 9-х классов на 2013-2014 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5 – 11 классы», авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова, под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2012, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ.
Место предмета На обучение литературе в 9-х классах базисным учебным планом ГБОУ СОШ №368 в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 105 часов (3 часа в неделю).
Цели и задачи изучения литературы

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи:

  • формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;

  • воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи:

  • формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;

  • формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.



Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);

уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;

  • использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

  • создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;

  • использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

  • правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;

  • осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;

  • определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.


Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе

Основной формой проверки и оценки результатов обучения по данной программой является сочинение на литературную тему.
Перечень обязательных практических работ:

  • сочинений – 6 (из них 3 классных и 3 домашних);

  • изложений – 1;

  • рефератов – 1;

  • контрольных тестов – 1.


Литература, включающая и учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:

  • Программа «Литература. 5 – 11 классы» / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2006;

  • Базовый учебник «Литература. 8 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях под ред. Беленького Г.И. - Москва: Мнемозина, 2009;

  • Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по литературе.

9 класс. Универсальное издание» Авторы И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова; Москва, «ВАКО», 2008.
Тематическое планирование.




Изучаемая тема, количество часов

Тема урока

Оборудование

Практическая часть

Формы контроля

Домашнее задание

Дата проведения



Введение (1 ч.)

1.

Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.






Прочитать с.1-6 учебника. (Часть 1).




I. Литература Древней Руси (5 ч.)

2.

Общая характеристика древнерусской литературы. (Урок-лекция).







1.Выучить основные положения лекции.

2.Прочитать статью учебника, с. 7-10. (Часть 1).

3. Перечитать «Слово о полку Игореве». (С.4-15 часть 2).





3.

Для чтения и изучения.

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы.

Иллюстрации к «Слову…» разных художников.




1.Прочитать материалы учебника на с.10-14. (Часть 1).

2.Выучить наизусть вступление или плач Ярославны.




4.

Для чтения и изучения.

Художественные особенности «Слова о полку Игореве». (Построение «Слова…», связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого прославляет и осуждает автор?)

Иллюстрации к «Слову…» разных художников.




Прочитать материалы учебника на с. 14-24.




5.







Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Чем интересно «Слово…» современному читателю?» или «Образ Русской земли на страницах «Слова…»»

1.Закончить работу над сочинением.

2. Перечитать «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».




6.

Внеклассное чтение.

«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».













II. Литература XVIII века (13 ч.)

7.

Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. (Урок-лекция).




Классицизм

1.Выучит основные положения лекции.

2.Прочитать статью учебника «Классицизм», с.34-38. (Часть 1).

3.Инд.задание: подготовить сообщение о М.В.Ломоносове.




8.

М.В.Ломоносов – учёный, реформатор русского языка, поэт.

Портрет М.В.Ломоносова




1.Прочитать материалы учебника на с. 39-44. (Часть 1).

2.Перечитать оды Ломоносова, с. 16-29. (Часть 2).




9.

Ода «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Вишнякова




1. Выучить наизусть отрывок из оды 1747 года.

2.Инд. задание: подготовить сообщение о Г.Р.Державине.




10.

Г.Р.Державин – крупнейший поэт XVIII века. Новая эра русской поэзии (поворот поэзии к реальной жизни).

Портрет Г.Р.Державина




1. Прочитать статью учебника, с.59-62. (Часть 1).

2.Прочитать произведения Г.Р.Державина, с. 67-72. (Часть 2).




11.

Для чтения и бесед.

Стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».







Выучить наизусть стихотворение «Памятник».




12.







Развитие речи. Работа над рефератом по творчеству М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.

1.Выполнить реферат.

2.Инд. задание: подготовить сообщение о Д.И.Фонвизине.




13.

Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед.

«Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности.

Портрет Д.И.Фонвизина




1.Перечитать комедию «Недоросль».

2.Мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Простакову)?» (по плану характеристики литературного героя).




14.

Образы положительных героев пьесы. Образование и воспитание в комедии.







Подготовиться к анализу эпизода.




15-16.







Развитие речи. Классное сочинение-анализ эпизода.

1.Закончить работу над сочинением.

2.Инд. задание: подготовить сообщение об А.Н.Радищеве.




17.

Свободолюбивые идеи в литературе XVIII века. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Портрет А.Н.Радищева




Перечитать избранные главы, с. 30-49. (Часть 2).




18.

Для чтения и бесед.

Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Портрет Н.М.Карамзина




1.Изучить материалы учебника, с. 71-72. (Часть 1).

2.Перечитать повесть «Бедная Лиза», с. 50-64. (Часть 2).

3.Инд. задание: подготовить сообщение о Н.М.Карамзине.




19.

Н.М.Карамзин – писатель и историк.

Портрет Н.М.Карамзина










III. Литература первой половины XIX века (47 ч.)

20.

«Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. (Урок-лекция)







1.Выучить основные положения лекции.

2.Изучить материалы учебника, с. 76-84. (Часть 1).

3.Инд. задание: подготовить сообщение «Жуковский и Пушкин».

4.Инд. задание: подготовить сообщение «Жуковский – переводчик».




21.

Романтическая лирика В.А.Жуковского.

Портрет В.А.Жуковского




1.Составить датированный план жизни и творчества В.А.Жуковского.

2.Инд. задание: подготовить сообщение о К.Н.Батюшкове.

3.Инд. задание: подготовить сообщение о К.Ф.Рылееве.

4.Инд. задание: подготовить сообщение о Е.А.Баратынском.

.


22.

Внеклассное чтение.

Поэты пушкинской поры. К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский (на выбор).

Портреты поэтов




1.Составить датированный план жизни и творчества А.С.Грибоедова. (По материалам учебника, с. 93-100, часть 1).

2.Вспомнить особенности комедии как жанра драмы, черты комедии классицизма.




23.

А.С.Грибоедов: личность и судьба. Творческая история комедии «Горе от ума».

Портрет А.С.Грибоедова




1.Перечитать комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума».

2.Проанализировать список действующих лиц.




24.

Для чтения и изучения.

Художественное совершенство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Персонажи, исходные мотивы сюжета.

Иллюстрации к I действию комедии




Заполнить таблицу «Чацкий и фамусовское общество».




25.

«Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт комедии.

Иллюстрации ко II действию комедии




1.Перечитать III действие комедии. Проследить движение конфликтов.

2.Выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова (на выбор).

3.Проследить, где наступает кульминационный момент в развитии действия.

4.Дать характеристику гостям Фамусова в порядке их прибывания.




26.

Чацкий в поединке с «обществом».

Иллюстрации к III действию комедии




1. Ответить на вопрос: «Есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом?»

2.Перечитать IV дейсвие комедии.

3.Выписать из текста комедии 10 крылатых выражений.




27.

Смысл названия комедии. Пьеса в восприятии критики.

Иллюстрации к IV действию комедии.




1.Выбрать тему сочинения из предложенных учителем, продумать будущее сочинение.

2. Ознакомиться с критическим этюдом И.А.Гончарова «Мильон терзаний», сделать записи по предложенным учителям пунктам.




28.







Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». (Темы на выбор: «Век нынешний и век минувший», «А судьи кто?», «Проблема «ума» в комедии А.С.Грибоедова», «Таким я вижу Александра Андреевича Чацкого», «Чацкий и Молчалин», «Образ Софьи Фамусовой»).

1.Закончить работу над сочинением.

2.Инд. задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

3.Инд. задания: подготовить сообщения о пушкинских местах.




29.

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Путешествие по пушкинским местам. (Мультимедийный урок).

Портрет А.С.Пушкина




М.И.Цветаева «Мой Пушкин» (фрагменты).





30.







Развитие речи. Изложение с творческим заданием по отрывкам из статьи М.Цветаевой «Мой Пушкин».

Групповые задания: собрать материалы о лицейских друзьях А.С.Пушкина (Пущин; Дельвиг; Кюхельбекер; лицеисты и памятник Пушкину, уход лицеистов из жизни).




31.

Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.

Портреты друзей А.С.Пушкина




1.Выучить наизусть стихотворение «Пущину».

2. Читать свободолюбивые стихи А.С.Пушкина: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Арион», «Анчар».




32.

Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.







1.Выучить наизусть одно стихотворение по выбору.

2.Искать информацию по теме: адресаты любовной лирики А.С.Пушкина.




33.

Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики А.С.Пушкина.

Портреты любимых женщин А.С.Пушкина




1.Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье» или «Мадонна».

2.Читать стихи А.С.Пушкина «К другу стихотворцу», «Жуковскому», «Поэт и толпа», «Арион», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг…»



  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Статус документа. Настоящая программа по русскому языку для 6 класса создана на основе следующих нормативных актов и документов методического...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «основная общеобразовательная школа №26»
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009г
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Ориентирована на учебник Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. «Русский язык 9»М. «Просвещение» 2006-2008
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Б воспитательная: воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ мо РФ от 05. 03. 2004 г. №1089)
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Авторы: В. Я. Коровина,В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина Москва «Просвещение», 2010 год
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Рабочая программа литературе 6 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Фио учителя: Зубенко Надежда Александровна – учитель математики в мбоу «Уршельская сош»
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализована на основе следующих документов
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
...
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Настоящая программа по информатике и икт для основной общеобразовательной школы 9 класса составлена на основе
Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск