Пояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 9-х классов на 2013-2014 учебный год составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5 – 11 классы», авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова, под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2012, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ. Место предмета На обучение литературе в 9-х классах базисным учебным планом ГБОУ СОШ №368 в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 105 часов (3 часа в неделю). Цели и задачи изучения литературы
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественной произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературе; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения и др.);
уметь:
определять связь литературного произведения со временем; понимать сложности соотношения времени изображенного, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
определять авторскую позицию писателя;
создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.
правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительно читать произведения или отрывков из них наизусть;
осмысливать и анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение;
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Общая характеристика учебного предмета.
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы разных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышлении школьников, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной программе
Основной формой проверки и оценки результатов обучения по данной программой является сочинение на литературную тему. Перечень обязательных практических работ:
сочинений – 6 (из них 3 классных и 3 домашних);
изложений – 1;
рефератов – 1;
контрольных тестов – 1.
Литература, включающая и учебно-методический комплект, для реализации рабочей программы:
Программа «Литература. 5 – 11 классы» / авт.-сост. Г. И. Беленький, Э. А. Красновский, Ю.И. Лыссый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова\ под ред. Г. И. Беленького, Ю.И. Лыссого – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: «Мнемозина», 2006;
Базовый учебник «Литература. 8 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях под ред. Беленького Г.И. - Москва: Мнемозина, 2009;
Методическое пособие для учителя «Поурочные разработки по литературе.
9 класс. Универсальное издание» Авторы И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова; Москва, «ВАКО», 2008. Тематическое планирование.
№
| Изучаемая тема, количество часов
Тема урока
| Оборудование
| Практическая часть
Формы контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
| Введение (1 ч.)
| 1.
| Начальные сведения об историческом развитии русской литературы.
|
|
| Прочитать с.1-6 учебника. (Часть 1).
|
| I. Литература Древней Руси (5 ч.)
| 2.
| Общая характеристика древнерусской литературы. (Урок-лекция).
|
|
| 1.Выучить основные положения лекции.
2.Прочитать статью учебника, с. 7-10. (Часть 1).
3. Перечитать «Слово о полку Игореве». (С.4-15 часть 2).
|
| 3.
| Для чтения и изучения.
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы.
| Иллюстрации к «Слову…» разных художников.
|
| 1.Прочитать материалы учебника на с.10-14. (Часть 1).
2.Выучить наизусть вступление или плач Ярославны.
|
| 4.
| Для чтения и изучения.
Художественные особенности «Слова о полку Игореве». (Построение «Слова…», связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого прославляет и осуждает автор?)
| Иллюстрации к «Слову…» разных художников.
|
| Прочитать материалы учебника на с. 14-24.
|
| 5.
|
|
| Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Чем интересно «Слово…» современному читателю?» или «Образ Русской земли на страницах «Слова…»»
| 1.Закончить работу над сочинением.
2. Перечитать «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
|
| 6.
| Внеклассное чтение.
«Сказание о Борисе и Глебе» (в переводе на современный русский язык), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
|
|
|
|
| II. Литература XVIII века (13 ч.)
| 7.
| Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм в русском и мировом искусстве. (Урок-лекция).
|
| Классицизм
| 1.Выучит основные положения лекции.
2.Прочитать статью учебника «Классицизм», с.34-38. (Часть 1).
3.Инд.задание: подготовить сообщение о М.В.Ломоносове.
|
| 8.
| М.В.Ломоносов – учёный, реформатор русского языка, поэт.
| Портрет М.В.Ломоносова
|
| 1.Прочитать материалы учебника на с. 39-44. (Часть 1).
2.Перечитать оды Ломоносова, с. 16-29. (Часть 2).
|
| 9.
| Ода «На день восшествия…» - типичное произведение в духе классицизма.
| Портрет императрицы Елизаветы Петровны работы Вишнякова
|
| 1. Выучить наизусть отрывок из оды 1747 года.
2.Инд. задание: подготовить сообщение о Г.Р.Державине.
|
| 10.
| Г.Р.Державин – крупнейший поэт XVIII века. Новая эра русской поэзии (поворот поэзии к реальной жизни).
| Портрет Г.Р.Державина
|
| 1. Прочитать статью учебника, с.59-62. (Часть 1).
2.Прочитать произведения Г.Р.Державина, с. 67-72. (Часть 2).
|
| 11.
| Для чтения и бесед.
Стихотворения Г.Р.Державина «Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».
|
|
| Выучить наизусть стихотворение «Памятник».
|
| 12.
|
|
| Развитие речи. Работа над рефератом по творчеству М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
| 1.Выполнить реферат.
2.Инд. задание: подготовить сообщение о Д.И.Фонвизине.
|
| 13.
| Д.И.Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и бесед.
«Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности.
| Портрет Д.И.Фонвизина
|
| 1.Перечитать комедию «Недоросль».
2.Мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Простакову)?» (по плану характеристики литературного героя).
|
| 14.
| Образы положительных героев пьесы. Образование и воспитание в комедии.
|
|
| Подготовиться к анализу эпизода.
|
| 15-16.
|
|
| Развитие речи. Классное сочинение-анализ эпизода.
| 1.Закончить работу над сочинением.
2.Инд. задание: подготовить сообщение об А.Н.Радищеве.
|
| 17.
| Свободолюбивые идеи в литературе XVIII века. А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
| Портрет А.Н.Радищева
|
| Перечитать избранные главы, с. 30-49. (Часть 2).
|
| 18.
| Для чтения и бесед.
Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.
| Портрет Н.М.Карамзина
|
| 1.Изучить материалы учебника, с. 71-72. (Часть 1).
2.Перечитать повесть «Бедная Лиза», с. 50-64. (Часть 2).
3.Инд. задание: подготовить сообщение о Н.М.Карамзине.
|
| 19.
| Н.М.Карамзин – писатель и историк.
| Портрет Н.М.Карамзина
|
|
|
| III. Литература первой половины XIX века (47 ч.)
| 20.
| «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму. (Урок-лекция)
|
|
| 1.Выучить основные положения лекции.
2.Изучить материалы учебника, с. 76-84. (Часть 1).
3.Инд. задание: подготовить сообщение «Жуковский и Пушкин».
4.Инд. задание: подготовить сообщение «Жуковский – переводчик».
|
| 21.
| Романтическая лирика В.А.Жуковского.
| Портрет В.А.Жуковского
|
| 1.Составить датированный план жизни и творчества В.А.Жуковского.
2.Инд. задание: подготовить сообщение о К.Н.Батюшкове.
3.Инд. задание: подготовить сообщение о К.Ф.Рылееве.
4.Инд. задание: подготовить сообщение о Е.А.Баратынском.
| .
| 22.
| Внеклассное чтение.
Поэты пушкинской поры. К.Н.Батюшков, Н.М.Языков, Е.А.Баратынский, К.Ф.Рылеев, Д.В.Давыдов, П.А.Вяземский (на выбор).
| Портреты поэтов
|
| 1.Составить датированный план жизни и творчества А.С.Грибоедова. (По материалам учебника, с. 93-100, часть 1).
2.Вспомнить особенности комедии как жанра драмы, черты комедии классицизма.
|
| 23.
| А.С.Грибоедов: личность и судьба. Творческая история комедии «Горе от ума».
| Портрет А.С.Грибоедова
|
| 1.Перечитать комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2.Проанализировать список действующих лиц.
|
| 24.
| Для чтения и изучения.
Художественное совершенство комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Персонажи, исходные мотивы сюжета.
| Иллюстрации к I действию комедии
|
| Заполнить таблицу «Чацкий и фамусовское общество».
|
| 25.
| «Век нынешний и век минувший». Нравственный конфликт комедии.
| Иллюстрации ко II действию комедии
|
| 1.Перечитать III действие комедии. Проследить движение конфликтов.
2.Выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова (на выбор).
3.Проследить, где наступает кульминационный момент в развитии действия.
4.Дать характеристику гостям Фамусова в порядке их прибывания.
|
| 26.
| Чацкий в поединке с «обществом».
| Иллюстрации к III действию комедии
|
| 1. Ответить на вопрос: «Есть ли победившие в споре Чацкого с московским обществом?»
2.Перечитать IV дейсвие комедии.
3.Выписать из текста комедии 10 крылатых выражений.
|
| 27.
| Смысл названия комедии. Пьеса в восприятии критики.
| Иллюстрации к IV действию комедии.
|
| 1.Выбрать тему сочинения из предложенных учителем, продумать будущее сочинение.
2. Ознакомиться с критическим этюдом И.А.Гончарова «Мильон терзаний», сделать записи по предложенным учителям пунктам.
|
| 28.
|
|
| Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». (Темы на выбор: «Век нынешний и век минувший», «А судьи кто?», «Проблема «ума» в комедии А.С.Грибоедова», «Таким я вижу Александра Андреевича Чацкого», «Чацкий и Молчалин», «Образ Софьи Фамусовой»).
| 1.Закончить работу над сочинением.
2.Инд. задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
3.Инд. задания: подготовить сообщения о пушкинских местах.
|
| 29.
| А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Путешествие по пушкинским местам. (Мультимедийный урок).
| Портрет А.С.Пушкина
|
| М.И.Цветаева «Мой Пушкин» (фрагменты).
|
| 30.
|
|
| Развитие речи. Изложение с творческим заданием по отрывкам из статьи М.Цветаевой «Мой Пушкин».
| Групповые задания: собрать материалы о лицейских друзьях А.С.Пушкина (Пущин; Дельвиг; Кюхельбекер; лицеисты и памятник Пушкину, уход лицеистов из жизни).
|
| 31.
| Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина.
| Портреты друзей А.С.Пушкина
|
| 1.Выучить наизусть стихотворение «Пущину».
2. Читать свободолюбивые стихи А.С.Пушкина: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал», «Узник», «Птичка», «Арион», «Анчар».
|
| 32.
| Свободолюбивая лирика А.С.Пушкина.
|
|
| 1.Выучить наизусть одно стихотворение по выбору.
2.Искать информацию по теме: адресаты любовной лирики А.С.Пушкина.
|
| 33.
| Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики А.С.Пушкина.
| Портреты любимых женщин А.С.Пушкина
|
| 1.Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье» или «Мадонна».
2.Читать стихи А.С.Пушкина «К другу стихотворцу», «Жуковскому», «Поэт и толпа», «Арион», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг…»
|
| |