Скачать 172.81 Kb.
|
О.Ю. Крючкова Социолингвистика Курсовые работы 2006 Карта сайта: 1. Темы курсовых работ. 2. Литература. 3. Интернет-адреса для поиска литературы. 4. Словари. 5. Интернет-адреса электронных словарей. 6. Методические рекомендации. 7. Тексты газетной публицистики. 8. Тексты разговорной речи. 9. Тексты диалектной речи. 10. Интернет-адреса текстовых корпусов. 11. Я выбрал… 1. Лексика общего жаргона в речи представителей различных социальных групп (на материале конкретно-предметных существительных). 2. Лексика общего жаргона в речи представителей различных социальных групп (на материале лично-одушевленных существительных). 3. Лексика общего жаргона в речи представителей различных социальных групп (на материале существительных с отвлеченным значением). 4. Лексика общего жаргона в речи представителей различных социальных групп (на материале имен прилагательных). 5. Лексика общего жаргона в речи представителей различных социальных групп (на материале глаголов). Комментарий к темам 1 – 5: Для разработки указанных тем необходимо: 1) Ознакомиться со статьями О.П. Ермаковой, Е.А. Земской, Р.И. Розиной в кн.: Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И. Слова, с которыми мы все встречались: Толковый словарь русского общего жаргона. М., 1999. 2) Из названного словаря выбрать обозначенную в теме группу слов. 3) Пронаблюдать по текстам газетной публицистики, разговорной и диалектной речи (пользуясь режимом "Поиск") функционирование слов данной лексической группы. Анализируя тексты необходимо учитывать их социальные параметры (жанрово-тематическую и социальную направленность газеты, возрастные и гендерные характеристики адресатов и адресантов речи, условия общения). 4) В различных социальных группах носителей русского языка провести эксперименты, направленные на выяснение знания и употребительности зафиксированной в словаре лексики общего жаргона. 5) Проверить наличие/ отсутствие лексем анализируемой группы в: - Словарях новых слов (Новое в русской лексике. Словарные материалы 1977 – 1988. М., 1980 – 1996; Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. М., 1984); - Сводном словаре современной руской лексики в 2-х тт. (М., 1991); - Полякова Г.П., Солганик Г.Я. Частотный словарь языка газеты. М., 1971; - Толковом словаре русского языка конца XX в. Языковые изменения (СПб., 1998). В случаях фиксации проверяемых лексем в указанных словарях сравнить их словарную характеристику с установленными в ходе анализа текстов особенностями их текстового функционирования. 6. Имена на –шный, –шник, –шка в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. 7. Имена на –ость в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. 8. Глаголы на –ничать, –ствовать в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. Комментарий к темам 6 – 8: Для разработки указанных тем необходимо: 1) Ознакомиться с материалами кн.: Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование. Словообразование современного русского языка. М. 1968 (с. 45 и сл., 49 и сл. – тема 6; с. 136 – тема 7; с. 233 и сл. – тема 8). 2) По Обратному словарю русского языка (М., 1974) отобрать слова, оканчивающиеся на –шный, –шник, –шка (типа эмгеушный, гаишник, кафешка) (тема 6), - на –ость (типа знаковость, белковость, очаговость) (тема 7), - на –ничать, –ствовать (типа крохоборничать, крохоборствовать, подхалимничать, подхалимствовать) (тема 8). 3) Пронаблюдать (пользуясь режимом "Поиск") функционирование отмеченных в Обратном словаре и других, не попавших в этот словарь, слов с указанными финалиями в текстах газетной публицистики, разговорной и диалектной речи. Анализируя тексты необходимо учитывать их социальные параметры (жанрово-тематическую и социальную направленность газеты, возрастные и гендерные характеристики адресатов и адресантов речи, условия общения). 4) Проверить наличие/ отсутствие лексем, обнаруженных в текстах (но не отмеченных в Обратном словаре), в: - Словарях новых слов (Новое в русской лексике. Словарные материалы 1977 – 1988. М., 1980 – 1996; Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. М., 1984); - Сводном словаре современной руской лексики в 2-х тт. (М., 1991); - Полякова Г.П., Солганик Г.Я. Частотный словарь языка газеты. М., 1971; - Яковлев Б.Н. Словарь одного дня. (Частотный словообразовательный справочник по десяти газетам) // Семиотика средств массовой коммуникации. Ч.2. М., 1973. - Толковом словаре русского языка конца XX в. Языковые изменения (СПб., 1998). В случаях фиксации проверяемых лексем в указанных словарях сравнить их словарную характеристику с установленными в ходе анализа текстов особенностями их текстового функционирования. 5) Провести эксперименты, направленные на выявление знания, осознания и употребительности слов анализируемой группы представителями различных социальных общностей носителей русского языка. 9. Прилагательные от заимствованных основ в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. Комментарий к теме 9: Для разработки темы необходимо: 1) Ознакомиться с материалами кн.: Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование. Словообразование современного русского языка. М. 1968 (с. 56, §§ 38 – 40). 2) По Обратному словарю русского языка (М., 1974) отобрать слова с заимствованными основами, оканчивающиеся на –ный, –овый, –ский (типа комфортный, комфортабельный, экваторный, экваториальный, пиаровский). 3) Пронаблюдать (пользуясь режимом "Поиск") функционирование отмеченных в Обратном словаре и других, не попавших в этот словарь, слов с указанными финалиями в текстах газетной публицистики, разговорной и диалектной речи. Анализируя тексты необходимо учитывать их социальные параметры (жанрово-тематическую и социальную направленность газеты, возрастные и гендерные характеристики адресатов и адресантов речи, условия общения). 4) Проверить наличие/ отсутствие лексем, обнаруженных в текстах (но не отмеченных в Обратном словаре), в: - Словарях новых слов (Новое в русской лексике. Словарные материалы 1977 – 1988. М., 1980 – 1996; Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. М., 1984); - Сводном словаре современной русской лексики в 2-х тт. (М., 1991); - Полякова Г.П., Солганик Г.Я. Частотный словарь языка газеты. М., 1971; - Яковлев Б.Н. Словарь одного дня. (Частотный словообразовательный справочник по десяти газетам) // Семиотика средств массовой коммуникации. Ч.2. М., 1973. - Толковом словаре русского языка конца XX в. Языковые изменения (СПб., 1998). В случаях фиксации проверяемых лексем в указанных словарях сравнить их словарную характеристику с установленными в ходе анализа текстов особенностями их текстового функционирования. 5) Провести эксперименты, направленные на выявление знания, осознания и употребительности слов анализируемой группы представителями различных социальных общностей носителей русского языка. 10. Аббревиатуры в печатных СМИ и их восприятие читателями различных социальных групп. Комментарий к теме 10: Для разработки темы необходимо: 1) Ознакомиться с работами: - Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование. Словообразование современного русского языка. М. 1968 (с. 66 и сл.); - Ярмашевич М.А. Аббревиация в современных европейских языках: структурный, семантический и функциональный аспекты. Дисс…. докт. филол. наук, Саратов, 2004. 2) Проанализировать функционирование аббревиатур в центральных и местных печатных СМИ, отмечая структурные типы аббревиатур, их тематические группы, стилистическую окрашенность и наличие коннотаций, наличие/ отсутствие в текстах расшифровки аббревиатур. Анализируя тексты необходимо учитывать их социальные параметры (жанрово-тематическую и социальную направленность газеты, возрастные и гендерные характеристики адресатов и адресантов речи, условия общения). 3) Провести эксперименты, направленные на выявление знания, осознания и употребительности слов анализируемой группы представителями различных социальных общностей носителей русского языка. 11. Слова с заимствованными словообразовательными суффиксами в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп (на материале слов на –фикация, –фицировать). 12. Слова с заимствованными словообразовательными суффиксами в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп (на материале слов на –изация, –изировать, –изатор). Комментарий к темам 11 – 12: Для разработки указанных тем необходимо: 1) Ознакомиться с материалами кн.: Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование. Словообразование современного русского языка. М. 1968 (с. 102 и сл.). 2) По Обратному словарю русского языка (М., 1974) отобрать слова с заимствованными словообразовательными суффиксами, оканчивающиеся на: –фикация, –фицировать (типа модификация, телефикация) (тема 11), –изация, –изировать, –изатор (типа гуманизация, профессионализация) (тема 12). 3) Пронаблюдать (пользуясь режимом "Поиск") функционирование отмеченных в Обратном словаре и других, не попавших в этот словарь, слов с указанными финалиями в текстах газетной публицистики, научной и разговорной и диалектной речи. Анализируя тексты необходимо учитывать их социальные параметры (жанрово-тематическую и социальную направленность газеты, возрастные и гендерные характеристики адресатов и адресантов речи, условия общения). 4) Проверить наличие/ отсутствие лексем, обнаруженных в текстах (но не отмеченных в Обратном словаре), в: - Словарях новых слов (Новое в русской лексике. Словарные материалы 1977 – 1988. М., 1980 – 1996; Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. М., 1984); - Сводном словаре современной руской лексики в 2-х тт. (М., 1991); - Полякова Г.П., Солганик Г.Я. Частотный словарь языка газеты. М., 1971; - Яковлев Б.Н. Словарь одного дня. (Частотный словообразовательный справочник по десяти газетам) // Семиотика средств массовой коммуникации. Ч.2. М., 1973. - Толковом словаре русского языка конца XX в. Языковые изменения (СПб., 1998). В случаях фиксации проверяемых лексем в указанных словарях сравнить их словарную характеристику с установленными в ходе анализа текстов особенностями их текстового функционирования. 5) Провести эксперименты, направленные на выявление знания, осознания и употребительности слов анализируемой группы представителями различных социальных общностей носителей русского языка. 13. Имена действия на –ние и –ка в профессиональной и непрофессиональной речи. Комментарий к теме 13: Для разработки темы необходимо: 1) Ознакомиться с материалами кн.: - Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование. Словообразование современного русского языка. М. 1968 (с. 114 и сл., 144 и сл.).; - Русский язык по данным массового обследования. М., 1974 (§ 60-71); - Крысин Л.П. Социальное распределение словообразовательных вариантов // Язык и общество. Вып. 3. Саратов, 1974; - Булин П.В. Компоненты контекста, определяющие характер действия отглагольных имен // Вопросы теории английского и русского языков. Вологда, 1973. 2) По Обратному словарю русского языка (М., 1974) отобрать имена действия, оканчивающиеся на –ние и –ка (типа окрашивание, окраска). 3) Пронаблюдать (пользуясь режимом "Поиск") функционирование отмеченных в Обратном словаре и других, не попавших в этот словарь, слов с указанными финалиями в технической документации, текстах газетной публицистики, разговорной и диалектной речи. Анализируя тексты необходимо учитывать их социальные параметры (жанрово-тематическую и социальную направленность, возрастные и гендерные характеристики адресатов и адресантов речи, условия общения). 4) Проверить наличие/ отсутствие лексем, обнаруженных в текстах (но не отмеченных в Обратном словаре), в: - Словарях новых слов (Новое в русской лексике. Словарные материалы 1977 – 1988. М., 1980 – 1996; Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. М., 1984); - Сводном словаре современной руской лексики в 2-х тт. (М., 1991); - Полякова Г.П., Солганик Г.Я. Частотный словарь языка газеты. М., 1971; - Яковлев Б.Н. Словарь одного дня. (Частотный словообразовательный справочник по десяти газетам) // Семиотика средств массовой коммуникации. Ч.2. М., 1973. - Толковом словаре русского языка конца XX в. Языковые изменения (СПб., 1998). В случаях фиксации проверяемых лексем в указанных словарях сравнить их словарную характеристику с установленными в ходе анализа текстов особенностями их текстового функционирования. 5) Провести эксперименты, направленные на выявление знания, осознания и употребительности слов анализируемой группы представителями различных социальных общностей носителей русского языка. 14. Имена лиц по месту жительства или рождения в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. 15. Имена лиц со значением 'последователь кого-л., член коллектива' в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. 16. Имена лиц по профессии, по роду занятий в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. 17. Экспрессивные имена лиц в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. Комментарий к темам 14 – 17: Для разработки указанных тем необходимо: 1) Ознакомиться с материалами кн.: - Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование. Словообразование современного русского языка. М. 1968 (с. 119 и сл. – тема 14; с. 121 – тема 15; с.122 – тема 16; с. 123 – тема 17); - Русский язык по данным массового обследования. М., 1974 (§ 43-59 – тема 14; § 5-15 – тема16); - Левашов Е.А. "Москвичи и иных мест люди…". Л., 1968; - Петровичева Г.И. Дублетные образования в названиях лиц по месту их проживания // Учен. зап. МОПИ. 1970. Т. 278. Рус. яз. Вып. 17 (тема 14); - Петровичева Г.И. Живут ли мамки в поселке Мама? // Русская речь. 1967. № 6 (тема 14); - Петровичева Г.И. Параллельные образования от одной производящей основы в наименованиях жителей по местности // Учен. зап. Удм. ПИ. 1968. Вып. 18 (тема 14); - Петровичева Г.И. Почему датчанин не даниец // Русская речь. 1969. № 6 (тема 14); - Моисеев А.И. Наименования лиц по профессии как предмет лтнгвистического изучения // Изв. АН ССР. Сер. лит. и яз. 1968. Т. 27. Вып. 2 (тема 16); - Моисеев А.И. Наименование лиц по профессии (Семантические основы наименований) // Вестник ЛГУ. 1967. № 14 (тема 16); - Моисеев А.И. Наименования лиц по профессии в современном русском языке (Структурно-семантическая характеристика). АДД. Л. (ЛГУ), 1968 (тема 16); - Моисеев А.И. Тарифно-квалификационные спраочники (ТКС) как источник лингвистического материала // Вопросы теории и истории языка. Л., 1969 (тема 16); - Шкатова Л.А. Наименования лиц по профессии в современном русском языке. АКД. М., 1967 (тема 16). 2) Пользуясь Русской грамматикой (М., 1980), определить круг словообразовательных суффиксов, используемых в русском языке для образования слов данной семантики. 3) По Обратному словарю русского языка (М., 1974) отобрать слова с выявленными по РГ-80 финалиями: - типа тамбовцы, тамбовчане, туляки, тульчане (тема 14); - типа ельцинист, ельцинец (тема 15); - типа компьютерщик, программист (тема 16); - типа конъюнктурщик, трепач, крикун (тема 17). 4) Пронаблюдать (пользуясь режимом "Поиск") функционирование отмеченных в Обратном словаре и других, не попавших в этот словарь, слов с указанными финалиями в текстах газетной публицистики, разговорной и диалектной речи. Анализируя тексты необходимо учитывать их социальные параметры (жанрово-тематическую и социальную направленность газеты, возрастные и гендерные характеристики адресатов и адресантов речи, условия общения). 5) Проверить наличие/ отсутствие лексем, обнаруженных в текстах (но не отмеченных в Обратном словаре), в: - Словарях новых слов (Новое в русской лексике. Словарные материалы 1977 – 1988. М., 1980 – 1996; Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. М., 1984); - Сводном словаре современной руской лексики в 2-х тт. (М., 1991); - Полякова Г.П., Солганик Г.Я. Частотный словарь языка газеты. М., 1971; - Яковлев Б.Н. Словарь одного дня. (Частотный словообразовательный справочник по десяти газетам) // Семиотика средств массовой коммуникации. Ч.2. М., 1973. - Толковом словаре русского языка конца XX в. Языковые изменения (СПб., 1998); - Русском семантическом словаре (Т. 1. М., 1998). В случаях фиксации проверяемых лексем в указанных словарях сравнить их словарную характеристику с установленными в ходе анализа текстов особенностями их текстового функционирования. 6) Провести эксперименты, направленные на выявление знания, осознания и употребительности слов анализируемой группы представителями различных социальных общностей носителей русского языка. 18. Слова с префиксами отрицания в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. 19. Слова с префиксами интенсивности в различных социально-функциональных сферах русского языка и в речи представителей различных социальных групп. Комментарий к темам 18 – 19: Для разработки указанных тем необходимо: 1) Ознакомиться с материалами кн.: - Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование. Словообразование современного русского языка. М. 1968 (с. 160 и сл); - Гелегаева А.Р. О словах с приставкой анти- в русском языке // Вопросы русского и дагестанского языкознания. Махачкала, 1975 (тема 18); - Абдульманова А.Н. Элементы сверх-, супер- в современном русском языке // НТ Куйбыш. ПИ, 1975. Т.163 (тема 19); - Адливанкин С.Ю. Об одной группе существительных с количественно-качественной характеристикой обозначаемого // Учен. зап. Перм. ун-та. 1966. № 162 (тема 19); - Банишева Г.М. Сложные прилагательные с префиксоидом сверх- // Тр. Ирк. ун-та. 1970. Т. 73. Сер. языкозн. Вып. 5 (тема 19); - Москаленко А.А. Неологiзми з першим компонентом супер-, ультра-, гiпер-, мiкро-, мiнi- в украiнськiй та росiйськiй мовах // Украiньска мова I лiтература в школi. 1975. № 7 (тема 19). 2) Пользуясь Русской грамматикой (М., 1980), определить круг префиксов, используемых в русском языке для образования слов данной семантики. 3) По Сводному словарю современной руской лексики в 2-х тт. (М., 1991) отобрать слова с выявленными по РГ-80 префиксами: - типа антирыночный, деприватизация, контпропаганда (тема 18); - типа сверхдержава, супершоу, ультрамодный (тема 19). 4) Пронаблюдать (пользуясь режимом "Поиск") функционирование отмеченных в Сводном словаре и других, не попавших в этот словарь, слов с указанными финалиями в текстах газетной публицистики, разговорной и диалектной речи. Анализируя тексты необходимо учитывать их социальные параметры (жанрово-тематическую и социальную направленность газеты, возрастные и гендерные характеристики адресатов и адресантов речи, условия общения). 5) Проверить наличие/ отсутствие лексем, обнаруженных в текстах (но не отмеченных в Обратном словаре), в: - Словарях новых слов (Новое в русской лексике. Словарные материалы 1977 – 1988. М., 1980 – 1996; Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов. М., 1984); - Полякова Г.П., Солганик Г.Я. Частотный словарь языка газеты. М., 1971; - Яковлев Б.Н. Словарь одного дня. (Частотный словообразовательный справочник по десяти газетам) // Семиотика средств массовой коммуникации. Ч.2. М., 1973. - Толковом словаре русского языка конца XX в. Языковые изменения (СПб., 1998); - Русском семантическом словаре (Т. 1. М., 1998). В случаях фиксации проверяемых лексем в указанных словарях сравнить их словарную характеристику с установленными в ходе анализа текстов особенностями их текстового функционирования. 6) Провести эксперименты, направленные на выявление знания, осознания и употребительности слов анализируемой группы представителями различных социальных общностей носителей русского языка. 20. Употребительность существительных мужского и женского родов для наименований лиц женского пола. Комментарий к теме 20: Для разработки темы необходимо: 1) Ознакомиться с материалами кн.: - Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование. Словообразование современного русского языка. М. 1968 (с. 191 и сл., особ. со с. 197, 204 и сл); - Русский язык по данным массового обследования. М., 1974 (§ 16 – 42); - Березовская С. Он или она? (Образование слов, обозначающих профессии). // Наука и жизнь. 1970. № 5; - Янко-Триницкая Н.А. Наименование лиц женского пола существительными женского и мужского рода // Развитие словообразования современного русского языка. М., 1966. 2) По Русскому семантическому словарю (Т. 1. М., 1998) отобрать слова, именующие лица по профессии, занятиям, социальному положению (типа учитель, аспирант, депутат, стажер), а также специальные наименования лиц женского пола (типа учительница, аспирантка, продавщица). 3) Пронаблюдать по текстам газетной публицистики, разговорной и диалектной речи (пользуясь режимом "Поиск") использование отмеченных в Семантическом словаре слов муж. и жен. рода по отношению к лицам женского пола, обращая внимание на наличие в контексте показателей женскости (типа женщина – врач, врач пришла и т.п.), на зависимость маркированности по роду от тематической группы личного имени (напр., учительница, но депутат) Анализируя тексты необходимо учитывать их социальные параметры (жанрово-тематическую и социальную направленность газеты, возрастные и гендерные характеристики адресатов и адресантов речи, условия общения). 4) Провести эксперименты, направленные на выявление употребительности слов анализируемой группы представителями различных социальных общностей носителей русского языка.
|
Темы курсовых работ (список основной и дополнительной литературы по каждой теме): тема 1 Темы курсовых работ (список основной и дополнительной литературы по каждой теме) | Адреса Интернет-ресурсов для детского чтения Интернет, а также обсуждать пользу или вред делового чтения и особенности восприятия ребенком электронного текста. Мы лишь попытаемся... | ||
В россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских... Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ | Темы курсовых работ по дисциплине «Товароведение и экспертиза товаров»... Курсовая работа по каждой теме может быть выполнена как применительно ко всем потребительским товарам, так и на примере конкретной... | ||
Методические рекомендации по подготовке курсовых работ порядок выбора темы, подготовки Правила подготовки и оформления курсовых и выпускных работ. Методические рекомендации1 | Программа дисциплины Технологии поиска, анализа данных и распространения информации в Интернет Значение проекта Семантическая Паутина для расширения возмож-ностей смыслового поиска информации в сети Интернет | ||
Темы выпускных квалификационных, курсовых работ, творческих работ, рефератов Права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов | Методические указания по выполнению курсов ых работ по дисциплине «теория управления» Методические указания предназначены для выполнения курсовой работы студентами направления подготовки бакалавриат 081100. 62 «г осударственное... | ||
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ Методическое пособие предназначено для студентов отделения журналистики, обучающихся по специализациям в области электронных сми... | Тематика курсовых работ по: Примерный перечень курсовых работ по... Примерный перечень курсовых работ по основам менеджмента (для направления «Менеджмент» по теории менеджмента) 6 | ||
Содержание Также у нас на сайте в последнее время были затронуты темы курсовых работ о понятии ошибки, об информационном законодательстве в... | Примерные темы курсовых работ, выпускных квалификационных работ и... | ||
Программа курса, темы практических занятий, рефератов, курсовых и... Целью курса является освещение целостного и исторически-конкретного образа формирующейся и развивающейся ориенталистики в России... | Программа курса, темы практических занятий, рефератов и курсовых... Утверждена на заседании кафедры новой и новейшей истории кгу от 16 июня 2004 г., протокол №12 | ||
Литература: гост р 30 2003 «усд. Система орд. Требования к оформлению документов» Дано краткое содержание изучаемых тем, планы семинарских и практических занятий, тематика контрольных и курсовых работ, примерные... | Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине «Разведение... Методические указания предназначены для повышения эффективности самостоятельной исследовательской работы студентов при выполнении... |