№ Урока
Дата
| Тема урока
Тип урока
| Планируемые результаты обучения
По содержанию (что должны знать)
| По способам работы (что должны уметь)
| Домашнее задание
|
|
| Вводный урок. Литература конца 19-начала 20 века.
| Социально-политические особенности эпохи и культура. Наука и культура рубежа веков. «Серебряный век».
| Конспект.
Дискуссия.
| Вопросы 1-3, с.11
|
2-3
| Русский символизм и его истоки.
| Понятие о символизме. Характеристика творчества основоположников русского символизма. Старшие символисты и «младосимволисты».
| Дать характеристику направления.
Умение по характерным признакам определить направление.
| Вопрос №2, с.18.
Сообщение по страницам учебника (12-18)
|
4-5
6-7
| Поэзия В.Я.Брюсова. А.Блок. Творчество поэта.
РР.Сочинение «Созидание и разрушение в русском символизме»
| Значение творчества Брюсова для русской поэзии.
Особенности лирики.«Стихи о Прекрасной Даме» «Незнакомка» поэма «Двенадцать».
Основные этапы развития символизма в России.
| Анализ лирического текста. Лирика А.Блока. Почему А.Блок приветствует революцию и чего в ней не принимает?
Выполните анализ полюбившегося стихотворения поэта-символиста.
| Анализ ст. «Творчество», страницы учебника. Стр. 19-25, 37-68 Написать сочинение
|
8.
| Акмеизм и его истоки. Представители этого литературного течения.
| Понятие об акмеизме. Представители направления. «Цех поэтов: Н.Гумилев, А. Ахматова, С.Городецкий, О.Мандельштам …
| Характеристика направления.
Конспект. Умение по характерным признакам определить направление.
| Акмеизм. Страницы учебника. Подготовка к семинару по лирике Гумилева. стр. 69-75, 76-82
|
9-10.
| Проблематика и поэтика лирики Н. Гумилева. Осип Мандельштам как представитель литературного течения.
| Представление о личности и поэзии Н. Гумилева. Значение его поэзии . Каковы главные принципы поэтики акмеизма? В чем заключалось их расхождение с символистами? Отличать и видеть противопоставления этих двух течений.
| Анализ текста. Стих. «Шестое чувство» Определите каким образом отразилось в стихотворении полнота восприятия мира поэтом. Сноведческая природа стихов О.Мандельштама. Составить таблицу противопоставлений (оппозиций) этих двух течений.
| Анализ стихотворения. Вопросы на стр.81-82.
Подготовить реферат по творчеству поэта. Стр.83-98 (Использовать для работы вопросы и задания).
|
11.
| Футуризм как литературное направление.
| Понятие о футуризме. Обзор творчества поэтов-футуристов. Основные группы футуристов.
| Анализ лирического текста.
Характеристика направления.
| Футуризм. Подготовка к семинару по творчеству Хлебникова. Стр.99-108
|
12.
| Поэзия В.Хлебникова.
| Новаторство поэтического языка.
| Анализ стихотворений раннего творчества поэта «Узлы будущего»
| Подготовка к проверочной работе. Стр. 109-113.
|
13-14
| РР. Сочинение.
| Движение времен. Литература начала 20-го века. Литература «Серебряного века». Творчество любимого поэта этого времени»
| Работа с тестом. Письменный ответ на вопрос ( сочинение).
| Самостоятельное чтение внеклассной литературы.
|
|
15.
| Эволюция и революция в сознании русского общества.
| Эволюция и революция как две формы движения в природе и человеческой истории. А.Блок «Интеллигенция и революция», Гиппиус «Веселье», Бунин «Окаянные дни».
| Дискуссия.
Конспект.
| Вопросы. На стр.114-116.
|
16.
| Поиски новой эпохи (20-е годы).
| «Несвоевременные мысли» Горького, «Письма к Луначарскому» Короленко.
Литературные группировки 20-х годов. Проза и поэзия 20-х годов.
| Дискуссия. Конспект. Произведения И.Тургенева и Н.Чернышевского, А.П.Чехова и И.Гончарова.
| Страницы учебника. Стр. 114 - 115
|
17.
| Литература 30-40-х годов.
| Социалистический реализм. Русское зарубежье. Проза и поэзия 30-х годов.
| Конспект. Обобщение. Произведения М.Горького и В.Маяковского, М.Булгакова и Б.Пастернака.
| Подготовить доклады.
|
|
18.
| А.А. Блок: личность и творчество.
| Атмосфера, в которой вырос Блок. Связь биографии с творчеством. «Трилогия».
| Умение конспектировать. Дать характеристику творчества. Что оказало влияние на его творчество?
| Рассказ о поэте. Стр.26-53
|
19.
| В мире Прекрасной Дамы.
| «Стихи о Прекрасной Даме». Особенности цикла. Образ Прекрасной Дамы. Многоплановость стихов. Символика. Цветовая гамма.
| Анализ лирического текста. Сопоставительный анализ. Художественный мир лирики Блока.
| Анализ стихотворения (выбор). Реферат.
|
20
| Картины «страшного мира» в лирике Блока.
| Книга «Распутья». Стихотворение «Незнакомка», «Фабрика», «На железной дороге».
| Анализ лирического текста. Каковы приметы «страшного мира»?
| Вопросы. Подготовка к семинару по образу Родины.
|
21
| Образ России в лирике Блока.
| Значение образа России в лирике Блока. Образы Руси и Жены. Стихотворение «Россия», цикл «На поле Куликовом». Мотив пути.
| Анализ текста. А.Блок – великий классический поэт. Основной тон его сборника «Стихи о России» - просветленная грусть и мудрая любовь поэта к России.
| Тест. Индивидуальное. задание. Анализ стихотворения.
|
22-23
| Поэма «Двенадцать»: «Благословение революции или сомнение в ней?»
| Художественные особенности поэмы. Полемический характер поэмы. Образ Христа.
| Умение дискутировать.
Интерпретация текста.
| Написать эссе.
|
24-25
| РР.Сочинение на тему «Поэма «Двенадцать»
| Знать и понимать творчество А. Блока.
| Работа с тестом. Письменная работа по творчеству поэта.
| Написать сочинение на заданную тему.
|
|
26-27.
| Природа и Родина в поэзии И.А.Бунина.
| Особенности лирики Бунина.
Основные образы. Мотивы. Философичность и лаконизм. Истоки.
| Умение анализировать лирический текст.
Дать характеристику лирики И. Бунина.
| Подготовка к семинару по рассказу Бунина.
|
28.
| Рассказ «Господин из Сан-Франциско».
| История создания рассказа. Точка зрения персонажа и автора. Символика. Ритмическая и звуковая организация рассказа.
| Характеристика рассказа в контексте творчества писателя.
Лингвостилистический анализ текста.
| Устное размышление «Что есть жизнь человеческая,?» стр.125-128
|
29-30
| РР. Сочинение. «Художественный мир И.Бунина»
| «Темные аллеи», «Легкое дыхание», «Чистый понедельник». Своеобразие рассказов, новизна в изображении психологического состояния человека.
| Определение идейных и эстетических позиций писателя на примере его произведений.
| Сочинение.
Тема по выбору.
|
|
31-32.
| А.И.Куприн. Бытописатель или русский философ? Проблематика повести «Олеся».
| Идея и художественные особенности повести.
Роль пейзажа в повести. Своеобразие писателя.
| Работа с художественным текстом, выделение основных тем и идей. Какие проблемы решает А.Куприн в своих произведениях.
| Вопросы. Таблица. Прочитать «Гранатовый браслет». Стр.132-140. Написать эссе
|
33-34
| «Гранатовый браслет» - рассказ о вечной любви.
| Изображение любви в повести. Средства раскрытия характера персонажа, средства раскрытия идейного содержания.
| Дискуссия. Использование различных источников информации. Портретные характеристики персонажей.
| Домашнее сочинение-миниатюра по повести.
|
|
| Творчество М.Горького
|
35.
| Пролетарский писатель . Борец за романтические идеалы и обличитель мещанства.
| Жизненный и творческий путь А.М. Горького..
| Работа с таблицей. Конспект по творчеству писателя..
| Вопросы («Макар Чудра»). Повторить рассказ «Старуха Изергиль» стр.141-151
|
36-37
| Свобода и любовь в рассказе «Макар Чудра».
| Вечные сюжеты в литературе. Романтические рассказы Горького.
| Работа с таблицей.
| Написать Рецензию на рассказ.
|
38
| О смысле человеческой жизни.
| «Старуха Изергиль».
| Сопоставительный анализ.
| «На дне» (вопросы).
|
39-40
| Пьеса «На дне» как социально-философская драма.
| Новаторство Горького.
Жанр и конфликт произведения. Философская позиция. Бытовой и философский план пьесы.
| Работа с художественным текстом. Письменно выполнить задания на стр. 159.
| Вопросы. Составить письменные характеристики действующих персонажей. Стр.159-171
|
41.
| Люди «дна». Образ Луки. Вопрос о правде.
| Споры вокруг образа. Роль образа Луки. Художественные средства создания образа Луки. Роль ремарки. Равнодушие и сострадание как противоположные жизненные позиции.
| Средства раскрытия характера персонажа, средства раскрытия идейного содержания. Характеристика персонажей. Речевая характеристика героев.
| Таблица. Вопросы. Эссе «Актуальна ли пьеса в сегодняшней России?
|
42-43.
44
| Роман «Жизнь Клима Самгина».
Как писать сочинения по пьесам М.Горького и А.Чехова о разорении семейных гнезд.
| Изображение процесса формирования молодого существа в человеческую личность.
Отношение драматургов к жизни
Постановка пьес на сцене
Какой смысл обрели эти пьесы в наше время.
| Выразительные средства языка для раскрытия образа главного героя.
| Проанализировать роман.
|
45-46.
| Р/р. Сочинение по творчеству Горького.
| Содержание пьесы «На дне».
| Умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить.
| Темы сочинений на стр.175
|
|
47-48-49
| Литература 20-х годов. Дерзкое преображение мира.
Литература русского зарубежья.
В.В.Маяковский: Личность и творчество
| Баллада М.Светлова «Двое», «Гренада»; стих Э.Багрицкого «ТВС», рассказы М.Зощенко, роман И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев».
Обзорная лекция по произведениям «Жанна Д.Арк», «Солнце мертвых», «Окаянные дни» «Нате!», «Лиличка», «Скрипка и немножко нервно», «А вы могли бы?..», «Послушайте!». Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского. Лирический герой ранних произведений Маяковского.
| Анализ лирического текста. Выявление авторской позиции. Сопоставление.
Умение осмыслить и понять сюжеты данных произведений, в которых звучит тоска по Родине. Знакомство с творчеством поэта.
Выразительное чтение стихов.
Своеобразный театр его лирики.
| Анализ стихотворения. Стр.187-197
Стр.198-205
Теория литературы стр.206-219
Написать эссе
Стр.220 -256 (справочный материал).
|
50.
| «Облако в штанах»: проблематика и поэтика.
| История создания, общий пафос. Логика развития идеи произведения. Тетраптих.
| Анализ первой главы.
| Письменный анализ главы.
|
51.
| О сущности поэзии В. Маяковского.
| Тема революции в творчестве Маяковского. Тема поэта и поэзии. Роль поэзии в жизни человека.
| Конспект статьи «Как делать стихи?» Анализ лирического текста.
| Таблица. Вопросы. Стр.255
|
52.
| «Хорошо» и «плохо» в поэзии Маяковского.
| «Прозаседавшиеся», поэма «Хорошо», пьеса «Клоп».
| Анализ лирического текста. Обобщение.
| Вопросы для подготовки к контрольной работе.
|
53-54
| РР. Сочинение « Пожар сердца» в творчестве поэта.
| Творчество Бунина, Куприна, Горького, Маяковского.
| Анализировать лирический текст по заданным характеристикам.
| Внеклассное чтение. Творчество С.
Есенина.
|
|
55.
| Творчество С.Есенина.Деревен-ские идиллии.
| «Не ходить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
| Анализ лирических текстов: «Русь», «Исповедь хулигана»
| Анализ стихотворения.
Стр.262 -278.
|
56.
| «Рок событий». Образ Родины в творчестве поэта.
| «Сорокоуст», «Русь советская», «Исповедь хулигана». Образ Родины в лирике. Образ избы. Средства воплощения образа Родины в лирике.
| Анализ лирического текста. «Мой путь»
| Анализ стихотворения.
Составить конспект анализа литературных произведений (по выбору)
|
57.
| Любовь в лирике Есенина. Поэма «Анна Снегина».
| Динамика развития любовной лирики Есенина. Лирическое и эпическое в поэме
| Анализ лирического текста.
«Письмо к женщине», поэма «Анна Снегина». Анализировать художественную и эстетическую позицию писателя.
| Подборка стихотворений по теме. Написать Эссе
|
58
| Философские мотивы.
| Основные мотивы философской лирики.
| Анализ лирического текста «Шаганэ ты моя, Шаганэ!…»
| Анализировать «Персидские мотивы»
|
59-60
| РР. Сочинение «Человек и природа в лирике С.Есенина»
| .Напишите подробный план
сочинения. Какой пласт есенинского творчества особенно важен.
| Творческая работа над сочинением.
| Написать сочинение.
|
|
61
| М.Шолохов. Летописец народных трагедий (обзор творческого пути).
| Казацкий эпос. Сплетение биографии и творчества. Общая характеристика творчества.
| Дискуссия. Использование различных источников информации.
| Вопросы. Повторение романа-эпопеи. Стр.323-344.
|
62
| Роман «Тихий Дон». Конфликт природного и социального начал жизни.
| Историческая обстановка 20-30-х годов. Война и революция.
Полемика вокруг авторства.
| Дискуссия.
| Подготовка к семинару.
Работа с романом. Просмотр экранизации произведения.
|
63
| Любовь и война в романе.
| Система образов-персонажей и их деление по основному конфликту.
| Составление таблицы.
| Домашнее сочинение.
|
64-65
| РР. Сочинение-миниатюра «Выбор человека в исторической буре».
| Герои эпопеи и их выбор.
| Анализ батальных сцен. Сравнение с английским переводом.
| Проанализировать главы романа «Тихий Дон»
|
66
| Причины трагедии Григория Мелехова.
| Мелехов в разные периоды жизни.
| Устный портрет героя. Сравнение эпизодов.
| Задания к проверочной работе.
|
67-68
| Р/р. Сочинение по роману «Тихий Дон».
| Творчество Шолохова.
| Умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть, правильно, грамотно изложить.
| . Умение осмыслить тему, определить ее границы, полно раскрыть,ъ.
|
|
|