Исследования





Скачать 105.43 Kb.
НазваниеИсследования
Дата публикации03.07.2015
Размер105.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Департамент образования города Москвы

Северное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 727

Проект
Осень в словах и красках (по лирике И.А.Бунина).


Авторы проекта:

Кудрявцева Татьяна,

Первухина Наталья, ученицы

7б кл. ГБОУ СОШ №727.

Научный руководитель:

Толстоброва Наталья Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

Москва

2013-2014 учебный год.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Символика цвета в психологии. …………………………4

Глава II. Цветовая гамма пейзажной лирики И.А.Бунина……..6
Заключение……………………………………………………………10
Список использованной литературы………………………………11

Введение.

Так любить природу мало кто

умеет, как это умеет Бунин. Мир

Бунина - это мир зрительных

и звуковых впечатлений.

А.А. Блок

Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт, произведения которого воспевали простую жизнь русской деревни и обычных людей, их цельность и простота свидетельствуют о величайшем таланте и владении искусством слова. Тема природы – одна из главных в творчестве Бунина.

Родился Бунин в обедневшей дворянской семье, свое детство и юность он провел в деревне в Орловской губернии, где полюбил природу, научился ценить ее красоту. Его горячим желанием было стать художником, и он действительно им стал, но художником слова.

Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называется «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса. Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной». Вслед за Пушкиным Бунин восторгается осенью, передает ее тихую ностальгию. Нас заинтересовали осенние стихи поэта, их краски, поэтому мы выбрали тему исследования «Осень в словах и красках (по лирике И.А.Бунина)».

Объект исследования – стихи И.А.Бунина о природе.

Предмет исследования – цветовая палитра в лирике поэта.

Цель работы: рассмотреть цветовые образы в лирике И.А.Бунина.

Задачи:

  • собрать и систематизировать литературно-критический материал по теме исследования;

  • провести текстовый анализ стихотворений И.А.Бунина;

  • описать особенности символики цвета в психологии и в поэзии И.А.Бунина;

  • определить частотность употребления цветов в лирике поэта;

  • создать наглядный материал для учащихся.

В работе использованы следующие методы:

  • изучение литературы по теме;

  • лингвистический анализ стихов;

  • классификация языкового материала;

  • обобщение.

Практическая значимость работы заключается в том, что данный материал можно использовать на уроках литературы, русского языка, на занятиях во внеурочное время. В ходе исследования нами были классифицированы цитаты из стихотворений поэта, распределённых в соответствии с цветом, поэтому данная работа может быть использована при изучении поэзии И.А.Бунина для лучшего понимания внутреннего мира поэта.

Глава I. Символика цвета в психологии.

Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. Каждому цвету присущи определённые качества, которые лежат глубоко в его природе. Цвета в психологии имеют как позитивное, так и негативное значение.

Жёлтый и золотой, по мнению ряда психологов, являются символом духа, святости, с древности воспринимаются как застывший солнечный свет, означают богатство, мечту, смелость, добро, радость, юность. Это цвет осени, зрелых колосьев и увядающих листьев. Люшер считал, что жёлтый является «символом активности». Чаще всего этот цвет производит тёплое и приятное впечатление. Негативная символика жёлтого и золота – грех, предательство, увядание, грусть, тление, отчаяние, болезнь, смерть, потусторонний мир. Ряд негативных значений жёлтого связан с цветом осенней умирающей листвы и грустным настроением по поводу конца лета.

Оранжевый цвет малонасыщенный, теплый, легкий. Оранжевый цвет стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Он символизирует наслаждение, праздник, благородство.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность, верность, доброту и честность, мудрость и открытость. Голубой цвет – цвет женственности, прочности семейных уз, душевного отдыха, но иногда может вызывать тревогу. Он притягивает нас к себе, настраивает на созерцательность. По мнению ряда психологов, этот цвет даёт ощущение простора, он немного печальный, но мудрый.

Лиловый цвет (компенсирующий желтый) насыщенный, холодный,

тяжелый, спокойный, таинственный. Он символизирует мудрость и высший разум.

Белый – духовный хранитель. Основным качеством белого цвета является равенство. В нём заключена вера, но не слепая. Это цвет добра, удачи, исцеления и очищения, невинности, радости и добродетели. Однако белый цвет может получать и противоположное значение: обозначать смерть, болезнь, зло, страдание. По своей природе он как бы поглощает все остальные цвета и соотносится с пустотой, ледяным молчанием и в конечном итоге – со смертью.

Красный цвет – цвет мудрости и власти, всего мистического, таинственного, прежде всего, ассоциируется с кровью и огнём. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну.

По большинству народных примет чёрный цвет ассоциировался с тёмной ночью, временем, когда властвуют силы зла. Чёрное может иметь и благоприятное значение. Оно воспринимается так, например, в засушливых районах Африки, где мало воды и чёрные тучи сулят плодородие и изобилие. Духам-хранителям, посылающим дождь, приносят в жертву чёрных быков, коз или птиц, а жрецы при этом тоже облачаются в чёрное.

Зелёный цвет - цвет травы и листьев. У многих народов он символизировал юность и веселье, хотя порой и незрелость, недостаточное совершенство.

Древняя символика красок и их интерпретация в различных культурах находит своё подтверждение в современных теориях. Психологи (М.Люшер, В.В.Кучеренко) утверждают, что цвет и эмоциональное состояние человека взаимосвязаны.

В ходе анализа исследователи пришли к выводу, что все цвета по их свойствам и по их воздействию на читателя делятся на две группы. К первой группе относятся цвета, отличающиеся двойственным характером воздействия: красный, синий, жёлтый и зелёный. Это те цвета, которые могут выполнять либо жизнеутверждающую, либо жизнеразрушающую функции в зависимости от словесного окружения цвета (например, красный может быть и цветом здоровья, молодости, веселья, и цветом крови, страданья, гибельного огня). Вторую группу образуют цвета голубой и розовый, которые указывают на явления только положительной красоты.

Глава II. Цветовая гамма пейзажной лирики И.А.Бунина.

Бунин очень любит русскую природу, но воспринимает ее в основном зрением. Он жадно наблюдает за ней, а потом все свои мысли и чувства передает в произведениях. Картины природы у него - яркие, четкие, как будто он только что их сфотографировал. Бунин знает много цветов и красок, его творчество очень красочно, и в этом состояло его новаторство в русской литературе.

Читая его пейзажную лирику, мы обратили внимание на то, что для каждого времени года поэт отбирает определенные краски: зима светлая, белая, весна нежно-зеленая, лето желтое, синее, а осень пестрая, багряная.

Познакомившись на уроке литературы со стихотворением «Листопад», нам стало интересно, какие краски использует И.А.Бунин для описания самого яркого времени года – осени. Нами проанализировано 69 стихотворений поэта, в которых представлен осенний пейзаж. В его творчестве встречаются различные цветообозначения. На диаграмме мы попробовали отразить, как представлена цветовая гамма в пейзажной лирике Бунина.

Цветовая гамма пейзажной лирики И.А.Бунина.

Можно сделать вывод, что самыми распространенными являются желтый, золотой, багряный, синий, голубой и их оттенки.

Анализ распространённости цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, существительными, глаголами, показал, что самым распространённым эпитетом оказался “ красный ” Яркость придает стихам Бунина красный цвет и его оттенки (17 раз). Нами было отмечено употребление имен прилагательных для обозначения цветов красного тона: красный, багровый, багряный, пурпурный:

Уж ни листочка нет

На этих сучьях буро-красноватых…
Леса на дальних косогорах,

Как желто-красный лисий мех.
Очень характерно для палитры поэта пристрастие к “ желто-золотому” (оттенки встречаются 15 раз). Распространено использование прилагательных желто-золотого оттенка: жёлтый, золотой, лимонный, янтарный:

В темную осень земля укрывается

Желтой листвой, а под ней

Дремлет побегов и трав прозябание,

Сок животворных корней…

Лес загудит, затрепещет, - и сыплются

Листья дождем золотым… («Ветер осенний в лесах подымается…»)
Внизу, вдоль просеки лесной, 
Чернеет грязь в листве лимонной. («Седое небо надо мной…»)
Встречаются слова различных частей речи, выражающих синий цвет и его оттенки (в 69 стихотворениях синий цвет упоминается 14 раз). Бунин залил голубизной свои пейзажи. Сердце поэта было открыто миру, пространству, взгляд его постоянно устремлен в небо. Синий цвет и его оттенки в большинстве своем связаны с образом неба.

Меж золотыми листьями берез
Синеет наше ласковое небо! («В степи»)
Широко представлен в цветовой гамме лирики Бунина серый цвет и его оттенки(10 раз).

Осень. Чащи леса.

Мох сухих болот.

Озеро белесо.

Бледен небосвод. («Осень»)
Фруктовый сад листвою закраснел,

И глянул флигель серою руиной. («Запустение»).
Часто у Бунина в небольшом отрывке можно увидеть яркую, многоцветную картинку.

Тогда у нас! Как весело и грустно
В пустом лесу меж черными ветвями,
Меж золотыми листьями берез
Синеет наше ласковое небо!
(«В степи»)
Нельзя не сказать еще об одной замечательной особенности поэзии Бунина, на первый взгляд напрямую, казалось бы, не связанной с цветом. Особого внимания в этом отношении заслуживает мотив драгоценных металлов и драгоценных камней. Их блеск, сияние, переливы создают не только цветовую гамму, но и особое настроение.

Леса багряны, недвижимы.

Земля в морозном серебре
Листва янтарный отблеск льет
Особо стоит отметить стихотворение «Листопад», напечатанное в октябре 1900 года в петербургском журнале «Жизнь» с подзаголовком «Осенняя поэма» и посвящением М. Горькому. «У вас я ещё не знаю ни одного стихотворения, равного этому по обилию образов и красоте их», — писал Горький Бунину.

«Листопад» - яркий образец пейзажной лирики И.А.Бунина. В нем поэт при помощи словесных красок создаёт яркий образ осеннего леса-терема, используя сравнения и эпитеты: «лес, точно терем расписной…»

Кажется, лес в пору золотой осени должен вызывать лишь восхищение буйством красок. Первичное восприятие картины осеннего леса – бодрое, светлое. В стихотворении множество красок: лес «лиловый, золотой, багряный», берёзы «жёлтою резьбой блестят в лазури голубой», «синеют… просветы в небо», синяя вышина.

«Листопад» И.А.Бунина – стихотворение, наполненное светлой грустью. Но эта печаль – светлая, ещё яркая, красивая, как золотая осень, как сказка…  

Заключение

Проанализировав пейзажную лирику И.Бунина, мы убедились, что

палитра Бунина-художника богата, ярка, светозарна, щедра. В лирике Бунина представлены все времена года. У каждого времени года — свои краски. Особый интерес вызвала палитра красок осени, используемых поэтом. Эти краски разнообразны, глубоки и изысканны. Стихотворения написаны словно кистью художника. Отмечал особенность бунинского пера и М. Горький. Он говорил: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет…»

В дальнейшем мы продолжим изучение творчества И.А.Бунина. Мир его поэзии – это не только мир цвета, но и мир звуков, запахов. Мы обратили внимание, что автор передает звуки, мы чувствуем разные запахи, читая его стихи. Этому и посвятим в будущем свое исследование.



Список использованной литературы.

Бабореко А. К. И. А.Бунин. Материалы для биографии, М., 1983.

Бунин И.А. Стихотворения. - М., 1989.

Смирнова Л.А. Русская литература XX века. – М., 1999.

horoscopes.rambler.ru

mycolorlive.wordpress.com

wikipedia

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследования iconЗадачами дисциплины являются
Научные и практические исследования. Коллективные и индивидуальные исследования. Роль исследований в различных сферах развития производства....
Исследования iconРекомендации по оформлению реферата практикума по курсу
Реферат включает в себя следующие блоки: «введение», «глава I. Обзор литературных источников», «глава II. Цель, задачи, методы, организация...
Исследования iconИсследования
Тема исследования Концепт abneigung и способы его объективации в современном немецком языке
Исследования iconПамятка по организации исследования
Продемонстрировать анимированные картинки своим друзьям, родителям и т д и провести опрос по теме исследования
Исследования iconДиссертационного исследования
«Когнитивные и лингвокультурологичсекие исследования языка» магистерской программы «Английский язык» на 2014-2015 уч год
Исследования icon«Роль женщины в современном мире»
Введение (аннотация, актуальность, проблема, цель и задачи, предмет и объект исследования, гипотеза и методы исследования)
Исследования iconДоклад Оформление исследовательской работы
Детализация цели. Последовательное решение каждой задачи в ходе исследования можно назвать этапами исследования
Исследования iconИсследования
Гипотеза: в результате проведённого исследования будут определены последствия воздействия пк на организм человека, указаны методы...
Исследования iconКафедра психологии образования и развития материалы практикума по...
Учебная задача: освоение особенностей и проведения эксперимента (на примере исследования А. Лачинс)
Исследования iconПять этапов конструирования логики педагогического исследования
...
Исследования iconТеория, методология и методы психологического исследования
Целью курса является формирование у студентов профессиональной компетентности в области планирования и проведения теоретического...
Исследования iconМедицинские программы (комиссия агентств 8 %) Check-up общий
Дополнительно 1 день (доктор рекомендует) : дополнительные исследования крови, исследования пищеварительной системы (колоскопия),...
Исследования iconДипломной работы «Организация учета и налогообложения расчетов единому социальному налогу»
Введение: Обозначить актуальность темы, цели, задачи, объект исследования, период исследования
Исследования iconЭкологического исследования
Номинация: Экология лесных растений (флористические и геоботаничес-кие исследования лесных растительных сообществ)
Исследования iconЛишние слова. Действительно ли они лишние в языке?
Актуальность темы, цель, задачи, предмет исследования, объект исследования
Исследования iconПредмет научного исследования реальные объекты или модели?
Сущность и постановка исследовательской проблемы, целей и задач научного исследования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск