Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста





Скачать 179.19 Kb.
НазваниеРазработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста
Дата публикации07.07.2015
Размер179.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста.

Традиционная для 11 класса тема «Основные темы и идеи литературы Русского Зарубежья» может быть изучена на основе метода проектов. Для этого, прежде всего, учителю необходимо осмыслить весь материал в ракурсе его проблемного преподавания.

Необходимо выделить ключевое направление творческих исканий деятелей Русского зарубежья, например, И.А. Бунина и В.В. Набокова. В данном случае его можно определить как стремление писателей к воплощению в произведениях своих представлений о формировании внутреннего мира личности. Взгляды писателей по данному вопросу имели как сходства, так и различия (что, собственно, и стоит называть стилем и неповторимой манерой автора). В данном случае при выборе метода исследования текста стоит остановиться на сопоставлении, или сравнительно-типологическом подходе к анализу произведений. Поэтому тема проекта может быть сформулирована следующим образом: «Особенности восприятия мира ребёнком в романах И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и В.В. Набокова «Защита Лужина».

Подобная формулировка связывает воедино все аспекты изучения темы детства как времени формирования личности. Кроме того, она выполняет двойственную функцию: показывает перспективное направление исследовательской деятельности учащихся и одновременно привлекает их внимание в личностном плане, так как некое представление о восприятии мира лежит в основе мировоззрения каждого человека, а потому особенно значимо в период юношеских исканий старшеклассников.

В основе метода проектов всегда решение какой-то проблемы, что предполагает, с одной стороны, возможность интегрирования знаний и умений из различных сфер, а с другой - использование совокупности разнообразных приемов, методов и средств обучения (исследовательского, поискового, проблемного, сравнительно - исторического, сравнительно-типологического и других методов). В соответствии с возрастными особенностями учащихся и тематикой проектов они могут использоваться по отдельности и в совокупности. Для старших классов наиболее приемлемым можно считать исследовательский метод со сравнительно-типологическим подходом решения задач исследования.

В работе над проектом при изучении творчества Бунина и Набокова планируется совместная работа учителя и учащихся на протяжении четырех уроков и самостоятельное выполнение исследовательских заданий группами учащихся в течение примерно двух недель.

На начальном этапе подготовки к изучению темы на основе метода проектов для успешной организации исследовательской деятельности учащихся учитель должен тщательно продумать основополагающий вопрос и проблемные вопросы проекта. Именно от качества основополагающего вопроса и формулировок проблемных вопросов зависит то, с какой мотивацией будут выполнять ученики самостоятельное исследование. Главное назначение основополагающего вопроса в том, чтобы нацелить учеников на более высокий уровень мышления, то есть чтобы

- побуждать школьников к сравнению фактов, к определению самостоятельных оценок событий, объяснению явлений, интерпретированию сведений и т.п.;

- связать изучение одной темы с другими дисциплинами и темами;

- обсуждать вопросы, которые ученики будут вынуждены задавать учителю.

Основополагающий вопрос проекта должен соответствовать следующим требованиям1:

  1. не иметь единственного и очевидного «правильного» ответа;

  2. Вызывать интерес у учеников;

  3. Предполагать необходимость творческого подхода к изучаемому материалу;

  4. Иметь широкий диапазон, обеспечивающий возможную взаимосвязь между различными областями знаний и объектами изучения.

Существует определенное сходство между основополагающим и проблемным вопросами. Не совпадают они в основном в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Проблемный вопрос, как правило, отражает наличие противоречия в кругу изучаемых явлений науки, иногда может предопределить направление для поиска ответа. Поскольку основополагающий вопрос должен быть интересен для учащихся всего класса, его формулировка может быть несколько шире чисто научной. Однако совсем отрывать его от предметной сферы нецелесообразно, если работать на основе проектной методики на уроках литературы. Слишком отвлеченно сформулированный вопрос лучше всего использовать для внеклассной работы.

Так, например, в проекте «Особенности восприятия мира ребёнком в романах И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и В.В. Набокова «Защита Лужина» основополагающий вопрос может быть сформулирован так: « В чём заключаются особенности восприятия мира ребёнком по мнению Бунина и Набокова (на примере романов «Жизнь Арсеньева» и «Защита Лужина»)?»

В отличие от основополагающего вопроса, проблемные вопросы:

- привязаны к конкретной учебной теме или объекту изучения;

- поддерживают и обеспечивают ответ на основополагающий вопрос.

Проблемные вопросы являются более узкими по отношению к основополагающему вопросу, а поиск ответов на них соответствует основным направлениям исследовательской деятельности учащихся., результаты работы над которыми в совокупности дадут ответ на основополагающий вопрос. Чаще всего проблемные вопросы стимулируют воображение учеников и связывают предмет изучения с их собственными идеями и опытом, заставляют учащихся исследовать множество различных вариантов, толкают на детальное обсуждение и исследование, готовят почву для дальнейшего поиска истины.

Например, так могут выглядеть проблемные вопросы разрабатываемого нами проекта:

  • Какова судьба русской интеллигенции, покинувшей Россию в первую волну эмиграции (в частности, судьбы Бунина и Набокова)?

  • Какова творческая судьба романов Бунина «Жизнь Арсеньева» и Набокова «Защита Лужина»?

  • Почему Бунин и Набоков обращаются в своём творчестве к теме детства?

  • В каких семьях росли герои романов Бунина «Жизнь Арсеньева» и Набокова «Защита Лужина» и как это повлияло на формирование их личностей?

  • В чем истоки гениальности Арсеньева-поэта и Лужина-шахматиста?

  • В чём смысл названий романов Бунина «Жизнь Арсеньева» и Набокова «Защита Лужина»?

В соответствии с проблемными вопросами можно сформировать группы, которые будут работать в указанных направлениях.

Групповая работа, или обучение в сотрудничестве – это модель организации деятельности учащихся в составе малых групп, при которой все они вовлечены в совместную деятельность с личной ответственностью за собственные действия и действия каждого.

Одна из моделей подобной работы предполагает выполнение каждым членом группы индивидуального задания в рамках общей задачи, что кажется нам приемлемым в рамках работы над данным проектом.

Изучение материала может быть организовано на четырех уроках, причем классу был задано предварительное домашнее задание: прочитать романы И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и В.В. Набокова «Защита Лужина».

На первом уроке необходимо проделать следующее:

- объявить тему проекта и формулировку основополагающего вопроса;

-организовать группы (необходим дифференцированный подход к распределению по группам: наиболее мотивированным и ответственным ученикам стоит предложить самые трудные проблемные вопросы, креативным – творческие задания);

- распределить по группам проблемные вопросы;

- спланировать самостоятельную деятельность учащихся по вопросам;

- определить этапы работы над проектом групп и класса в целом.

Исследовательские группы создаются в соответствии с темой проблемных вопросов. Для разработки и реализации данного проекта уместно сформировать группы «историков», «биографов» и «литературоведов»(возможно создание нескольких литературоведческих групп).

На этом же уроке предполагается четкое структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных задач и результатов, так как каждый участник проекта должен иметь представление о том, когда (в какие точные сроки) и что (каков результат деятельности) его ждет в итоге работы в целом и на каждом этапе.

На втором уроке под руководством и с консультативной помощью учителя стоит провести поисковую, аналитическую и исследовательскую работу учащихся в группах.

На третьем уроке нужно провести обсуждение результатов исследования, сформулировать вывод, провести анализ и обсудить способ оформления рабочих материалов к заключительному уроку.

На заключительном, четвертом, уроке учащиеся должны будут представить творческие отчеты о проделанной работе, предъявить «продукты» своей деятельности. «Литературоведы» готовят критическую статью (сочинение, реферат), «историки» представляют web-презентацию, а «биографы» выпускают альбомы (брошюры) о жизни и творчестве Набокова и Бунина. Итоговые результаты их труда надо обсуждать таким образом, чтобы из фрагментов материала, оформленного учащимися, сложился ответ на основополагающий вопрос – главный для всего проекта. На этом же уроке оценивается индивидуальная и групповая работа учащихся.

На примере трех групп покажем, как может быть спланирована исследовательская деятельность одиннадцатиклассников в рамках проекта по литературе «Особенности восприятия мира ребёнком в романах И.А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и В.В. Набокова «Защита Лужина».

Группа «историков» отвечает на следующие вопросы учебной темы (проблемные вопросы):

  1. Как восприняла русская интеллигенция революцию 1917 года?

  2. Какова судьба русской интеллигенции, покинувшей Россию в первую волну эмиграции (в частности, судьбы Бунина и Набокова)?

  3. Какова творческая судьба романов Бунина «Жизнь Арсеньева» и Набокова «Защита Лужина»?

Этапы работы и виды исследовательской деятельности группы «историков»:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1 этап

Ознакомительный

Аналитическое чтение исторических материалов и произведений (писем, мемуаров, дневников) Бунина и Набокова.

(Рекомендательный список готовит учитель)

2 этап

Отборочный

Отбор наиболее важных исторических фактов. Выделение эпизодов художественных произведений, характеризующих историческую ситуацию.

3 этап

Сопоставительно-аналитический

Сопоставление мемуаров, писем и эпизодов с историческими фактами.

4 этап

Обобщающий

Систематизация и обобщение результатов исследования.

5 этап

оформительский

Оформление результатов исследовательской деятельности в виде web-презентации.

Самостоятельная деятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы изначально подразумевает отказ учителя от роли проводника единственного источника знаний. В качестве источников информации могут быть использованы как традиционные рекомендательные списки литературы, подготовленные учителем, так и ресурсы интернета.

Например, в данном случае группа «историков» получает то и другое.

Список литературы:

  1. Блок А.А. Интеллигенция и революция//Учебное пособие по литературе для учащихся 11 класса – М.: Дрофа, 2003.

  2. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева: роман и рассказы-М.: Пенаты, 1995.

  3. Набоков В. Избранное – М.: Изд. АСТ; Олимп, 1996.

  4. Попов А.В. три завета: духовное наследие русской интеллигенции в эмиграции// Материалы конференции «Российская интеллигенция: критика исторического опыта. Екатеринбург,2001.

  5. Сабенникова И.В. Российская эмиграция (1917-1939): сравнительно-типологическое исследование. Тверь: Федеральная архивная служба России; ВНИИДАД.2002

  6. Костиков В. «Не будем проклинать изгнанье»/www.historicus.ru

Группа «биографов» работает над следующими проблемными вопросами:

  1. В каких условиях формировались личности Бунина и Набокова?

  2. Какую роль в творчестве и в личной судьбе Набокова и Бунина сыграла эмиграция?

  3. Как складывался творческий диалог между Буниным и Набоковым?

  4. Почему, на ваш взгляд, Бунин и Набоков в своём творчестве обращаются к теме детства?

Этапы работы и виды исследовательской деятельности группы «биографов»:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1 этап

Ознакомительный

Аналитическое чтение биографических материалов о Бунине и Набокове

(Рекомендательный список готовит учитель)

2 этап

Отборочный

Отбор наиболее важных биографических фактов. Выделение определенных этапов жизненного пути. Отбор эпизодов автобиографического характера. Работа с мемуарами, письмами, дневниками.

3 этап

Сопоставительно-аналитический

Сопоставление мемуаров, писем и эпизодов, сравнение фрагментов текста с биографическими фактами.

4 этап

Обобщающий

Систематизация и обобщение результатов исследования.

5 этап

оформительский

Оформление результатов исследовательской деятельности в виде альбома (брошюры) о жизненном и творческом пути Бунина и Набокова.

Источники информации учитель также рекомендует в двух вариантах: в виде списка литературы и web-адресов.

Список литературы:

  1. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева: роман и рассказы-М.: Пенаты, 1995.

  2. Набоков В. Избранное – М.: Изд. АСТ; Олимп, 1996.

  3. Носик Б. Мир и дар Владимира Набокова: Первая русская биография писателя. – М.: Пенаты, 1995.

  4. «Автобиографический» роман в творчестве Бунина и Набокова // www.portal-slovo.ru

  5. Набоков В.В. Другие берега // www.lit-20.narod.ru

  6. www.bunin.niv.ru

  7. www.litera.ru

  8. www.vvnabokov.ru

Группы «литературоведов» (поскольку для исследования предлагается довольно объемные произведения, то подобных групп должно быть несколько) работают над следующими проблемными вопросами:

  1. В каких семьях росли герои Бунина и Набокова - Алёша Арсеньев и Лужин-младший – и как это повлияло на формирование их личностей?

  2. Как воспринимают мир взрослых эти дети?

  3. Как мальчики относятся к своим матерям?

  4. Каково отношение к жизни Арсеньева и Лужина-младшего?

  5. Как Лужин и Арсеньев понимают любовь?

  6. В чём истоки гениальности Арсеньева-поэта и Лужина-шахматиста?

  7. Как воспринимают смерть герои романов Набокова и Бунина?

  8. В чём смысл названия романов Бунина «Жизнь Арсеньева» и Набокова «Защита Лужина»?

Этапы работы и виды исследовательской деятельности группы «литературоведов»:

№ этапа

Название этапа

Вид деятельности учащихся

1 этап

Ознакомительный

Чтение и восприятие художественных произведений Бунина и Набокова


2 этап

Отборочный

Отбор наиболее важных эпизодов для исследования

3 этап

Исследовательский,

Сравнительно-типологический

Анализ произведений, в ходе которого учащиеся ищут ответы на проблемные вопросы, сопоставляют авторские оценки изучаемых явлений

4 этап

Обобщающий

Систематизация и обобщение результатов исследования и сопоставления.

5 этап

оформительский

Оформление результатов исследовательской деятельности в виде статьи (сочинения, реферата), раскрывающей ответ на основополагающий вопрос проекта

Источники информации учитель также рекомендует в двух вариантах: в виде списка литературы и web-адресов.

Список литературы:

  1. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева: роман и рассказы-М.: Пенаты, 1995.

  2. Набоков В. Избранное – М.: Изд. АСТ; Олимп, 1996.

  3. Кириллина О.М. И. Бунин и В. Набоков: проблемы поэтики. Автореферат канд. дис. М., МГУ, 2004.

  4. Сакун С.В. Шахматный секрет романа В. Набокова «Защита Лужина» / Филологический вестник» РГУ №1 (5), 1999.

  5. Федякин С. Защита Лужина и набоковское зазеркалье./ В прилож. «Литература» к газете «1-е сентября», # 20 май 1995.

  6. Энциклопедия литературных героев – М.: Аграф, 1997.

  7. www.litra.ru

  8. www.livelib.ru

  9. www.wikipedia.ru

На последнем уроке каждая группа представляет результаты своей исследовательской деятельности. Под руководством учителя они обобщаются и наиболее важные сведения заносятся в итоговую таблицу.

Основной вопрос последнего урока: Как соотносятся взгляды Бунина и Набокова на формирование внутреннего мира ребенка?

Через ответ на этот вопрос и оформление обобщающей таблицы учащиеся приходят к ответу на основополагающий вопрос проекта.

Необходимым условием успешной реализации проектной методики является разработка критериев оценивания выполненных учащимися работ. Они создаются учителем под каждую определенную форму результата проектной деятельности (см. Приложение 2)

При выполнении исследовательских заданий и организации изучения литературы на основе метода проектов кардинально по сравнению с традиционной меняется роль учителя. Задумывая проект, учитель, прежде всего, мысленно представляет себе проблему, вытекающие из неё задачи, возможные пути их решения, конкретные результаты.

Таким образом, метод проектов является для педагогов хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности легко овладевают знаниями, умениями и навыками и развивают личностные качества, необходимые для жизни.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Примерный вариант проекта по литературе (статья) на тему: «Особенности восприятия мира ребенком в романах Набокова В.В. «Защита Лужина» и Бунина И.А. «Жизнь Арсеньева».

Ребенок появляется на свет и с первых же минут начинает познавать этот мир. Ребенок уникальное существо. Он прежде всего уникален тем, что всё вокруг видит, ощущает, познаёт а затем осознаёт впервые. Видит солнце, звёзды, море, людей, их недостатки и достоинства. «Все мы родом из детства»,- говорил великий знаток детской души Антуан де Сент-Экзюпери и был прав. Ведь как будет познан человеком этот мир, на какие вещи и на каких людей он натолкнётся на своём «пути познания», так и понесёт он в душе своей это знание и будет вершить свои дела.

Эта тема не могла не затронуть таких мыслителей и мастеров слова, как Бунин и Набоков. Романы, о которых далее пойдёт речь, конечно же, задумывались не как романы о детях и детстве, но именно этим «первооткрывателям» посвящены одни из самых сокровенных и трогательных страниц.

И Бунин, и Набоков справедливо замечают, что истоки личности - в детстве человека. Как и их авторы, герои, которым посвящена эта работа, очень отличаются друг от друга. У них разные взгляды на жизнь, разные увлечения, воспитание, профессии и, в конце концов, судьбы. Их отличает и отношение к окружающему миру. Объединяющим же фактором можно считать естественность восприятия окружающей действительности. Как и все дети, всё происходящее с ними они воспринимают как открытие, как счастье или как трагедию.

Все дети по-разному воспринимают момент озарения сознания, взросления, переход от бессознательно младенчества к старшему детству, когда возникает чувство ответственности за свои поступки.

Герой Бунина, Алёша Арсеньев, в первый раз собирается с отцом и матерью в город, и все его мысли теперь поглощены заботами об отъезде. Масса положительных эмоций (новая нарядная одежда, красные сапожки), радостное волнение, желание, чтобы сборы поскорее закончились – вот что волнует мальчика. Он как будто стремится разрушить тот замкнутый, своеобразный мирок, в котором до настоящего момента он существовал. В одну эту поездку Алёша познал многие стороны жизни: он и радовался, и грустил, и даже боялся.

Если обратиться к роману Набокова, то поражает буквально противоположное отношение ребенка к похожей ситуации. Маленький мальчик ( а имя его мы узнаём лишь на последней странице романа) с ужасам переживает известие о том, что ему пора ехать в город учиться в гимназии и что там его будут звать лишь по фамилии – Лужин… Этот ребёнок не желает, в отличие от Алёши Арсеньева, чтобы его мирок разбивали, мирок, где он единственный, неповторимый, нестандартный, где нет Ивановых, Петровых, Лужиных…

И даже родители, поглощенные только своими переживаниями, осознают, что их сын живёт уникальной, «тяжёлой внутренней жизнью», и любое невольное их вмешательство может вызвать разлад в стройной системе его сознания. Позднее мы узнаем, что в обычае Лужина-младшего было молчать, тихо злиться на что-то, даже кидаться на пол и биться в истерике. Если Арсеньев трогательно, с пиететом познает мир, слегка соприкасаясь с ним, боясь чего-то не понять, не увидеть, пропустить, то Лужин прячется от этого мира, находит успокоение и забвение в картинках на обоях в детской. Со слов автора мы узнаём, что «их было ровно тридцать восемь, тридцать восемь раз гусь шёл на щенка, растопырив крылья».

Известие о скором отъезде в город оказалось настолько трагичным, непереносимым для Лужина, что он убежал с вокзала, заставив родителей основательно поволноваться. И этого маленького человечка ничуть не тронуло волнение отца и отчаяние матери. Он испугался этого мира, как «щенок гуся».

Родители наших героев тоже сыграли не последнюю роль в становлении их характеров и судеб. В семье Арсеньевых, в которой было несколько детей, царили юмор. Доброта, уважение даже к крохам-детям. Нет ничего удивительного, что в этом «светлом» доме и вырос такой «тонкий» мальчик, как Алёша. Неслучайно его дальнейшее увлечение романтической лирикой, неслучайно его занятие творчеством. Душу его не затронули пороки человеческие.

Лужин был с детства окружён ложью. Отец его долгие годы любил родственницу жены. Его писательская деятельность тоже была чересчур пафосной, ненатуральной. Наверное, он женился на матери мальчика только потому, что её отец был известным музыкантом. Это безудержное влечение к славе, желание выделиться заставляло Лужина- старшего писать пошлые книжки о «талантливом мальчике» и снабжать их глупыми обращениями к сыну: «Желаю тебе, сын мой, вырасти таким, как…» Мальчику было стыдно за такого отца. Дети очень чутко чувствуют ложь и неестественность. Становится понятно, что отец жаждет славы себе, а не счастья- сыну. Всю жизнь он мечтал, что его сын окажется особенным, уникальным ребёнком. Но как же он удивился, даже оскорбился, когда его сын, упрямый и угрюмый, ничем не примечательный, трижды обыграл своего «великого» отца в шахматы.

Оба наших героя, безусловно, талантливы, нестандартны. Набоковский герой оказался шахматным гением, а бунинский Алёша – поэтом. И это кажется неслучайным: ребёнок, росший в гармонии с миром, природой, каждую секунду всем своим существом познававший всё новые и новые стороны жизни, не мог не начать писать стихи. Так он выражал своё восхищение жизнью, наслаждение существованием.

Лужина же, которого с детства окружали расчёт, честолюбие, тщеславие, страдание, душевный непокой, непременно должно было увлечь нечто интеллектуальное, позволившее его душе замкнуться. Лужин буквально вживался в свои шахматные партии: перед его глазами разворачиваются бои шахматных королей и пешек; в его мире фигуры могли испытывать чувства и эмоции, совершать подвиги, жертвовать собой ради других. Это был мир, в котором можно жить по правилам, по честным и справедливым законам, где ты ценен и уникален.

Истоки творчества, думается, у этих героев различны. В Лужине его уникальные способности как бы «накапливались», расширялись и , наконец, выплеснулись. Ведь неслучайно Набоков показывает сцену первого знакомства Лужина с шахматами. Это произошло на чердаке, где спрятался убежавший от родителей мальчик. Тогда шахматы показались ему «ненужной вещью». Позднее, уже в гимназии, когда мощь будущего гроссмейстера накопилась, он вдруг уловил, что понимает, чувствует и даже предвидит движенья фигур по доске.

У Арсеньева другой путь. С самого детства он был взращен на лирике Пушкина, Лермонтова, очарован колоритом прозы Гоголя. Чувственная душа проросла на такой благодатной почве прекрасным стихотворным гением. Как и у Лужина, первое знакомство с творчеством у Арсеньева было безрадостным, но впоследствии, вспоминая свои первые неудачи, поэт мог давать объективную оценку своим стихам, делать выводы. Стихи как самовыражение, признание в любви к миру, благодарность Создателю за счастье существования – это позиция Арсеньева.

Лужин полностью поглощен шахматами, он не просто играет в них, он «священнодействует». Это отмечает отец мальчика, уже не очарованный, а до смерти напуганный мощью мальчика. В панике он приглашает своих знакомых, чтобы те обыграли Лужина-младшего, отец буквально «ждёт чуда поражения». Но чуда не происходит.

У этого ребёнка не было детства в том понимании, в каком оно было у Арсеньева. Сначала Лужин боролся с миром за свою уникальность. Затем, когда он осознаёт власть шахмат над собой, он становится страшен. Прогуливая гимназию, он лжёт матери, цинично зевает, когда мать делает ему внушение о чувстве долга и ответственности.

Отношение героев к смерти тоже очень различается. Лужин не понимает, что такое смерть; не способен этот гений оценить гибель реального человека, когда ежеминутно на его доске гибнут шахматные кони и слоны, короли и пешки. Набоков неслучайно вводит в свой роман эпизод, когда Лужин-младший, прогуливая уроки, приходит в дом своей тётки, чтобы там сразиться с её женихом, и узнаёт о его внезапной смерти. Ребёнок, замкнувшийся в себе, не осознаёт всей трагедии, но заболевает от горя, потому что ему не с кем будет играть в шахматы. Ведь отец и тётка – примитивные шахматисты и чересчур заняты своими личными проблемами.

Соприкосновенья со смертью у Арсеньева происходят неоднократно. Автор как бы показывает эволюцию отношения к смерти ребёнка, подростка и взрослого уже человека. Впервые герой сталкивается со смертью в эпизоде гибели мальчика Севки. Возникает диссонанс жизни и внутреннего мира ребёнка. Весь мир противится Алёше. От горя мальчик не может уже раскрепощенно радоваться жизни, он начинает дико бояться смерти. Но позднее, когда умирает его сестра Наденька, Арсеньев осознаёт смерть как ступеньку к неземной красоте. Ночью он приходит в комнату сестры и не отрываясь смотрит на «беленькое личико, чуть посиневшие губки и безграничный покой». Эта «смерть» внушает мальчику не ужас, а религиозный трепет. Будучи уже подростком, Алёша переживает смерть мужа своей сестры, Писарева. Мальчика охватывает несказанное счастье от того, что он – жив. Это не эгоизм, а восприятие жизни как «бесценного дара». Взрослый Арсеньев вообще не осознаёт, не принимает смерти своей возлюбленной, она останется живой в его душе. Смерть становится неизбежной реальностью, она уже не внушает страха, трепета или счастья за свою жизнь.

Отношение к матери Лужина и Арсеньева также различно. Любовь к маме – это чувство всю жизнь заставляло трепетать душу Арсеньева. Лужин же не замечает своей матери, она раздражает его своей меланхолией и навязчивостью, и даже её самоубийство не трогает его душу.

Любовь к женщине посещает Алёшу Арсеньева ещё в подростковом возрасте, он способен испытать эстетическое чувство при виде женской красоты, он – певец всего прекрасного в мире. Лужин ценит в женщине искренность, неподдельность. Свою тётку он называет не иначе как «милая рыжая тётя». Но нельзя обвинять взрослого Лужина-младшего в абсолютной бесчувственности. Возможно, он просто не мог или не умел выразить свои чувства словами. Поражает своей трогательностью момент, когда Лужин, уже в эмиграции, говорит матери своей невесты, что встретил на дорожке «амура, но не со стрелами, а с камушками». В день, когда герой знакомится со своей будущей женой, какой-то мальчишка-хулиган кинул в него камнем. А эта скрытая пламенная натура истолковала всё так поэтично. Но всё же трагический финал в романе неизбежен, потому что эмоционально-чувственная сфера в жизни шахматиста-аналитика так и не находит своего выражения.

Дети добры, когда вокруг них разлиты мудрость и доброта мира. Дети злы, жестоки и угрюмы, когда этот мир не может, а порой и не хочет их понять или стремится уравнять, выкроить их души по своей стандартной мерке. Жизнь уникальной личности и социальные стандарты – вот извечный конфликт, рассмотренный Набоковым в своём романе. Бунин же вкладывает в своего героя многие личные черты, роман автобиографичен. Бунин делится с читателем своим непростым «путём познания мира».

1Коханова В.А. Метод проектов как технология личностно-ориентированного образования на уроках литературы. /www.circ.mgpu.ru/ INTEL/Materials/ kokhanova /html


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 10. 02. 20 Сравнительно-историческое,...
Цель вступительного экзамена по специальности 10. 02. 20 - сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание...
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 10. 02. 20 «Сравнительно-историческое,...
Цель вступительного экзамена по специальности 10. 02. 20 сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание...
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconПроблема сравнительно-типологического анализа осетинской поэзии 60-80-х...
Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек...
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая разработка учебного занятия по английскому языку для 3 класса с применением метода проектов по теме «Daily Life»
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Жостовские подносы» с применением проектной технологии, практико-ориентированного метода обучения, метода рефлексии
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconМетодическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии
Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода...
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconГрафические редакторы
Компьютерные презентации. Разработка структуры и дизайна проекта. Ввод текста и вставка картинок
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconПроекта
Разработка моделей социальных явлений с помощью методов интеллектуального анализа данных
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconПроект по теме: Разработка учебного проекта «Геометрия вокруг нас»
Разработка проекта «Геометрические кружева» по курсу геометрии для учащихся 7 класса общеобразовательных школ
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconТематическое планирование по русской литературе в 7 классе
Беседа рассказ учителя, беседа,, вырази -тельное чтение, элементы анализа текста
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Егэ начинается с комплексного анализа текста. Помимо этого, комплексная работа с текстом является в настоящее время одной из форм...
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconРазработка урока по литературе с применением икт на тему «Толстой- человек, мыслитель, писатель»
Автор разработки: Ахтарьянова Фануза Динисламовна, учительница русского языка и литературы сош с. Новокулево мр нуримановский район...
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconДоклад ронжина Андрея Леонидовича по диссертационной работе «Разработка...
«Разработка адаптивного метода робастного понимания слитной речи на основе интегральной обработки данных», представленной на соискание...
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconМетодика проведения авс анализа 1 Задание 2
Идея метода авс анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое...
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconУрок по алгебре и началам анализа в 11 классе на основе кейс-метода....
Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе на основе кейс-метода. Учебник под редакцией Ш. А. Алимов и др
Разработка проекта по литературе с применением метода сравнительно-типологического анализа текста iconЭкономическая оценка инновационных проектов с применением метода реальных опционов
Работа выполнена в Институте экономики и организации промышленного производства со ран


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск