Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год





Скачать 281.33 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год
страница1/3
Дата публикации02.08.2015
Размер281.33 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

ПРИНЯТО

Утверждено

на заседании педагогического

приказом директора школы

совета школы протокол от 30.08.2013 № 1

От 05.09.2013 № 534 С

Рабочая программа по литературе

для 10 класса

на 2013- 2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта,

Программы общеобразовательных учреждений «Литература 10-11 классы» под редакцией члена-корреспондента РАО, профессора В. Г. Маранцмана- М.: Просвещение, 2010

Учебник Е.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, А.В. Белова и др «Литература. 10 класс». М.: Просвещение, 2011

Автор-составитель:

Ягодина Г.Е., учитель русского языка и литературы

Кстово

2013
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
Программа включает следующие разделы:

пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, цели, задачи, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование, характеристику, нормы оценивания.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. В соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделен 1 час в неделю.

Учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.

Изучаемый в 11 классе материал

рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ включена система практических и

контрольных работ, включающих задания части А, В и С в 11 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии,

морфемному и словообразовательному разбору.

Реализация плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенции в рамках ИКТ — деятельности: сжимать, разворачивать, использовать презентации, создавать электронные таблицы и схемы.

В программе указан годовой объем учебного времени, дано распределение часов по темам.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая примерная программа по русскому языку для 11 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа конкретизирует, детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета. Определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

Календарно-тематический план ориентирована на использование учебника для общеобразовательных учреждений.

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формировании е представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

осознание национального своеобразия русского языка;

овладение культурой межнационального общения;

развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

информационных умений и навыков;

навыков самоорганизации и саморазвития;

готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении;

языковой норме и её разновидностях;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Основные задачи обучения русскому языку в старших классах:

повторить и углубить знания по основам науки о русском языке;

совершенствовать умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

закрепить и расширить знания учащихся в области речеведения;

совершенствовать коммуникативные способности; развивать готовность к речевому взаимодействию, общению, сотрудничеству;

совершенствовать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей;

развивать навыки лингвистического анализа текста;

развивать навыки самоконтроля, потребности обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Курс ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Учащиеся должны знать:

Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов;

Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
Учащиеся должны уметь:

Использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста

Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;

Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

Использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

Извлекать необходимую информацию из различных источников;

Применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

Осознания русского языка как духовной, нравственной

и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

Развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

Увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

Совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

Самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА:

Принципы отбора содержания связаны с учетом системности, научности и доступности, а так же преемственности между различными разделами курса, логикой внутрипредметных связей и рассчитан на 1 час в неделю (34 часа).

Материал курса русского языка по классам распределяется следующим образом: в 10 классе повторяются и углубляются графика, лексика и фразеология, словообразование, морфология и орфография. Синтаксис простого и сложного предложений — в 11 классе.

Уроки предполагают углубленное изучение и повторение, что необходимо для подготовки к Единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания, осознанному выбору будущей профессии. Через тексты, ориентацию на и ужи ость профессий стране помочь выпускником с самоопределением.

Для решения познавательных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, ресурсы Интернета.

Личностная ориентация выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития языковых процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всех систем.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество.

Система уроков сориентирована не только на получение готовых знаний, но и на творческий подход, использование проектов и исследовательской деятельности. Система занятий предусматривает усиление мотивации за счет воспитания личностно и общественно востребованных качеств.

Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся и возможностью использовать здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка

В программе предусматривается использование оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений — все это позволяет снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
Реализация плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенции в рамках ИКТ — деятельности: сжимать, разворачивать, использовать презентации, создавать электронные таблицы и схемы.

В программе указан годовой объем учебного времени, дано распределение часов по темам.
      Особенностью литературы этого периода является ее развитие в рамках одного художественного метода — реализма, и различия в творчестве писателей во многом зависят от их общественной позиции. В связи с этим представляется важным, прослеживая творческий путь писателя, эволюцию художественных принципов, нравственные и философские искания, выявить, как по-разному они отражают основные идеи и проблемы эпохи. Образ времени создается при соотнесенности творчества писателей, по-разному оценивающих пути развития России и общества (Л. Толстой, Ф. Достоевский, Н. Чернышевский, Н. Некрасов), представляющих героя времени (И. Тургенев, Н. Чернышевский) и идеал человека (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Лесков, Н. Чернышевский, Н. Некрасов).
      Возникающие в рамках одного художественного метода вариации и эволюция жанров также обусловлены различием позиций, занимаемых писателями, поэтому при изучении творчества каждого из них важно показать индивидуальность воплощения идей в произведении, многообразие стилей и способов художественного мышления («тайная психология» И. Тургенева, полифонизм Ф. Достоевского, «диалектика души» Л. Толстого, пушкинская сдержанность А. Чехова и т. д.).
      Главной задачей курса литературы 10-го класса является изучение творческого пути писателя как развитие его личности и реакции на историческое и эстетическое движение эпохи.
      Курс охватывает наиболее прославленный период русской литературы — 40—90-е гг. XIX в. В 10-м классе исторический материал более локализован, что позволяет углубить анализ литературного произведения и сделать акцент на взаимодействии писателей в литературном процессе, на своеобразии мироощущения и художественного метода каждого из них. Выявлению национального своеобразия русской литературы служит и сопоставление ее с зарубежной литературой, чье влияние было особо значимо для русской литературы этого периода (П. Мериме, О. Бальзак, Ч. Диккенс, Г. Флобер, А. Рембо). Курс литературы призван актуализировать в сознании школьников тот пласт русской культуры, который стал особо значимой страницей мирового искусства. Этой актуализации могут способствовать следующие направления работы.
      1. Выделение общих проблем, эстетическое и социальное значение которых остро ощущается нашим временем (поэзия и философия, литература и критика, герой времени и пути развития общества, интеллигенция и народ, роль личности в истории и т. д.).
      2. Сочетание монографических тем с историческими и эстетическими обзорами, обнаруживающими перспективы развития общества и искусства. Гоголевский период русской литературы (40—50-е гг. XIX в.). Герой времени (50—60-е гг. XIX в.). Выбор пути (70—90-е гг. XIX в.).
      Теоретико-литературное образование учащихся стимулируется накоплением впечатлений в монографических темах и осознанием общих перспектив развития словесного искусства в обзорах, позволяющих выяснить, как эстетический закон преломляется художественной индивидуальностью писателя.
      Сюжетную основу исторических обзоров можно представить как историю центральных русских журналов «Современник» и «Отечественные записки», поскольку почти все писатели, изучаемые в курсе литературы 10-го класса, были не только хорошо знакомы, но и связаны очень личными, порой противоречивыми и драматичными отношениями. Развитие этих отношений, споры, сближение и расхождение этих людей во многом определили литературное творчество, само развитие русской литературы второй половины XIX в.
      Этот мотив отношений, притяжений и отталкиваний может пройти через отдельные темы и зазвучать в полную мощь в следующих обзорах: смерть Гоголя, основание журнала «Современник», раскол «Современника», открытие памятника Пушкину в 1880 г.
      Сопряжению материала обзоров и монографических тем могут способствовать и синхронистические таблицы, помогающие увидеть одновременный ряд событий.
      Первая часть курса, подводя итоги исторического периода, изученного в 9 классе, ставит проблемы, особенно значимые для русской литературы 40—90-х гг. XIX в.: искусство и политика, поэт и гражданин.
      Решение этих проблем прослеживается на всем протяжении курса.
      Рассмотрение творческой истории произведения вовлекает школьников в «создание» текста и приближает к авторской позиции. Сопоставление замысла произведения и его воплощения, разных редакций текста производится там, где это особенно важно для выявления мысли писателя.
      Включение в анализ разновременных художественных трактовок произведения позволяет увидеть, как каждое поколение «глядится» в текст (иллюстрации, сценическая история пьесы, кино, театр, телевидение).
      Актуализации русской классики в сознании современного школьника способствуют и рекомендации по внеклассному чтению, предлагающие сопоставление произведений XIX и XX вв. Сравнение этих произведений по проблематике и поэтике помогает углублять суждения читателя опытом прежних поколений («Отцы и дети» И. Тургенева и «Зависть» Ю. Олеши, «Что делать?»Н. Чернышевского и «Мы» Е. Замятина, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского и «Расплата» В. Тендрякова и т. д.).
      Приближению современного школьника к классике содействуют и предлагаемые в программе задания по литературному творчеству.
      Курс литературы должен не просто знакомить учеников с основными моментами жизни того или иного писателя, его ролью в истории русской литературы, не просто дать анализ изучаемого произведения, но прежде всего вызвать интерес к творчеству писателя, т. е. желание самостоятельно продолжить раздумья над книгой, прочитать другие книги писателя, побольше узнать о его личности.
      Сведения о жизни писателя, представляющие общую оценку его личности, говорящие о его величии и значении привычными словами, могут, скорее, оттолкнуть современного старшеклассника, чем заинтересовать. Биографические сведения должны помочь ученику представить идейно-нравственный облик писателя во всей его широте, сложности, а иногда и противоречивости, подготовить его к восприятию текста не только как к образному отражению действительности, но в то же время и как к проявлению духовной жизни конкретного человека. Тогда юный читатель поймет, насколько индивидуальна природа творчества, насколько стиль связан с идейно-нравственным обликом писателя. У каждого автора есть характерная черта, более всего влияющая на его жизненную позицию и отражающаяся в его творчестве. Поиск или раскрытие такой черты станет стержнем каждой биографической темы. Анализ литературного произведения поможет ученику понять объективный смысл произведения и оживить субъективную сторону его восприятия, более того — поставит школьника перед необходимостью выбора собственной позиции и умения ее обосновать.
      Чтобы реализовать эти задачи, анализ произведения можно давать по следующему (не жесткому) плану (очередность пунктов будет меняться в зависимости от конкретных целей каждой темы и содержания материала):
      1. Отзывы о произведении читателей, критиков, писателей как XIX, так и XX в.
      Подобное начало создает проблемную ситуацию:
      • если вокруг произведения вспыхивала или до сих пор идет полемика, то необходимо разобраться в причинах ее возникновения и решить ее для себя;
      • если оценки произведения единодушны, интересно понять, почему представители самых разных идейных и художественных направлений сошлись во мнении.
      Таким образом, анализ текста становится необходимым и органичным для учеников, вызывает живой интерес, а не навязывается сверху.
      2. Для постижения авторской мысли учитель познакомит учащихся с исторической и психологической ситуациями, послужившими поводом для написания произведения, с историей его создания и публикации.
      3. Примеры черновых редакций помогут школьникам перенестись в творческую лабораторию писателя, проследить, как менялся авторский замысел в процессе работы над композицией, образами, словом.
      4. Композиционный и стилистический анализ не должен быть монопольным. Отличия нескольких вариантов трактовок покажут ученикам, что существуют разные точки зрения, что у них есть выбор, а также право на свою версию, но обоснованную, аргументированную. Анализ должен учить не механическому изложению готовых истин, а умению мыслить, решать проблемы, подбирать аргументы, доказывающие верность решения.
      5. При сопоставлении изучаемого произведения с другими (того же автора и с близкими им по теме произведениями других авторов) появляется возможность для разговора о традициях и новаторстве в литературе, о полемике в художественном творчестве.
      6. Учитель познакомит школьников с жизнью произведения других видов искусства — изобразительного, музыкального (если это возможно), кинематографического, театрального.
      7. Учащимся должны быть предложены задания, вопросы, темы для творческих работ, способные активизировать воображение, эмоции, мышление, направленные на повышение уровня литературного развития школьника.
      В программе почти по каждой теме учащимся предлагается широкий выбор различных видов литературного творчества — художественных, критико-публицистических, литературоведческих. Количество таких работ в году, равно как и выбор того или иного жанра либо рода творческих работ, всецело зависит от ученика.
      Самообразование учеников до 10-го класса стимулируется рекомендациями учителя и намеченным списком произведений для чтения на перспективу. Литературное образование в 10—11-м классах получит новое содержание. История литературы в ее широком движении побуждает школьников индивидуально составлять программу самообразования в связи с избранной проблемой, намечать круг художественных, публицистических, критических, литературоведческих работ, организует библиографический поиск.
      Предлагаемая программа и методический комментарий к ней рассчитаны на творческое отношение к ним учителя, который вправе изменить количество часов внутри темы, названия уроков и подбор материала к ним. Важно при этом сохранить текстуальный анализ тех произведений, которые включены в государственный стандарт и поэтому могут быть предъявлены на выпускном школьном экзамене.
      Методический комментарий также предлагает общую стратегию анализа, которая может изменяться в зависимости от уровня литературного развития учеников и педагогических целей учителя.
      В случае, когда тема входит в программу базовой и профильной школы, мы даем единый комментарий, из которого учитель выберет наиболее целесообразные с его точки зрения пути и приемы анализа.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по литературе для 5 «а» класса на 2013-2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса 2013-2014 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании мо учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С....
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С....
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны
Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 9 класса на 2014/2015 учебный год
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 8 «Б» класса на 2013 -2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 «А» класса на 2013 -2014 учебный год
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013 2014 учебный год
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (2004г.), Федерального базисного учебного плана, программы по...
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Программа предназначена для работы в 8 классе общеобразовательной школы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск