Программа кружка «Литературная гостиная»





Скачать 94.87 Kb.
НазваниеПрограмма кружка «Литературная гостиная»
Дата публикации10.08.2015
Размер94.87 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Программа кружка « Литературная гостиная ».

Пояснительная записка.

Кружок « Литературная гостиная » призван способствовать решению одной из основных задач современной школы — обеспечение духовного, нравственного роста подрастающего поколения. Программа поможет учителю-словеснику расширить гуманитарное пространство лицея, позволит усилить культурологический аспект в преподавании ряда разделов школьной программы по литературе базового уровня.

В программе сделана попытка дать в системе материал по литературному процессу XIX , XX веков. К сожалению, сегодня за пределами знаний учащихся оказываются интереснейшие периоды в истории русской литературы и культуры, что, на наш взгляд, обедняет кругозор и духовный мир ученика современной школы, не способствует воспитанию его эстетического вкуса.

В реализации этой цели неоценима роль русской поэзии, в том числе и наших земляков - поэтов и писателей Дальнего Востока. В программе использованы произведения Ф И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.П.Чехова, И.С. Тургенева, С.А.Есенина. Поэтов-дальневосточников К. Выборова, П. Комарова и современных поэтов-комсомольчан. Стихи самих учащихся-старшеклассников.

Программа кружка рассчитана на 2 года (8,9 классы по 1 часу в неделю). Главные принципы построения программы:

1. Принцип историзма.

2. Принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта.

3. Принцип интеграции (изучение культуры, разных видов искусства, литературы в комплексе и синхронно).

Содержание программы:

1. Экскурсия в музей Театра Драмы г. Комсомольска-на-Амуре.

2. «Мой Пушкин» (по произведениям А. С. Пушкина и на материале сочинений учащихся на тему «Мой Пушкин»).

3. «Загадка ФИТ» (Судьба Ф.М. Тютчева в его стихах и воспоминаниях современников).

4. «Край далекий, с лесами да сопками…» (Дальний Восток – наша малая родина в творчестве поэта П. Комарова).

5. «Несказанное, синее, нежное…». (Посвящается творчеству С.А.Есенина).

6. «Я лучшей доли не искал…». (Посвящается творчеству А. Блока)

7. «Любовь, что движет солнца и светила...». («Истории любви». На материале художественных произведений русских и зарубежных писателей)

8. «Тихая моя родина… ». (Проза, стихи, песни русских авторов, которые посвящены России и малой родине).

9. «Этот мир очарований, этот мир из серебра…». (Посвящается творчеству поэтов Серебряного века)

10. «Не поеду я в Сочи, где море, песок, а поеду я в сопки, на Дальний Восток…». (Встреча с поэтами – комсомольчанами. Презентация своих стихотворений.).

11. «Сороковые, роковые…». (Посвящается теме Великой Отечественной войны)

« Литературная гостиная » (система работы)

Зарождение замысла и продумывание сюжета внеклассного мероприятия.

Этот этап работы целиком проделывается руководителем — хозяйкой « гостиной ».

1 Работа по определению темы будущей « гостиной »:

— юбилейная дата писателя или поэта,

— тема в программе по литературе, требующая углубления и расширения,

— участие в литературных конкурсах, требующее более подробного знакомства с жизнью и творчеством писателя.

2 Подбор литературного материала.

3 Создание сценария.

4 Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.

5 Знакомство учащихся с их ролью в будущей « гостиной ».

6 Работа с музыкальным и художественным материалами.

Работа с творческими группами по воплощению замысла.

1 Индивидуальные консультации по работе над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая реализация роли, выразительное чтение, занятия по технике речи).

2 Подготовка к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества и т. д.).

3 Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления вечера.

4 Создание выставок.

5 Консультации, репетиционная (тренировочная) работа.

c:\documents and settings\user\рабочий стол\для меня\для лит гост 2.jpg

Сценическая реализация замысла.

Она зависит от типа встречи в « Литературной гостиной ».

Закрытые заседания имеют свои особенности в силу меньшего количества гостей, сжатости пространства и времени протекания встречи.

Они проходят в кабинете литературы, оформленном в стиле « гостиной ».

За основу работы взято традиционное понимание слова « гостиная », данное многими методистами, «это форма свободного общения, деятельность в которой определяется границами лексического значения слова комната, в которой принимают гостей. Это гибкая форма организационного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость» Руководствуемся принципом психологической комфортности для всех присутствующих в гостиной , что создается с помощью атрибутов камин, свечи, стены, расписанные арками средневековых дворцов, нежные пастельные цвета кабинета, музыка, люстры и бра, создающие особый душевный комфорт и романтический настрой.

Структура встречи в « гостиной » на закрытом заседании:

1 Сбор гостей (10—15 минут).

2 Представление и знакомство с участниками « гостиной » и гостями.

3 Зажжение свечи — символа « гостиной ».

4 Знакомство с темой разговора.

5 Чаепитие и начало поэтического сценария.

6 Воплощение замысла (сценария).

7 Отклик гостей на происходящее (они свободны, инициативны, готовы высказать свое мнение, сами могут что-то почитать и т.д.)

8 «Стоя в прихожей, я хочу сказать » (момент прощания, последние слова перед уходом).

9 Музыка завершает момент прощания.

Открытые заседания в силу масштабности их воплощения, привлечения большого количества гостей, достаточно большой продолжительности по времени имеют свою структуру:

1. Сбор гостей в зале (10 минут).

2. Зажжение свечи и поэтическое вступление в тему.

3. Сценическая реализация.

Комплексное воздействие искусств обостряет сценическую и художественную восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление. Литературно-музыкальная композиция, драматическая композиция дают возможность личностного восприятия художественного произведения учащимися.

Литературно-музыкальная композиция (монтаж отдельных выступлений — художественное чтение, исполнение песен, инсценирование и текст — комментарий ведущего) является одной из форм встречи в « Литературной гостиной » Эффективность этой формы работы заключается в ассоциативности связи отдельных компонентов, в резкой смене ритмов музыки, деталей оформления, различных голосовых звучаний.

Воспитательное воздействие такой формы работы по сравнению с отдельными выступлениями сильнее. Она дает возможность проявить себя в роли ведущего нескольким учащимся, позволяет обеспечить наибольшее эмоциональное воздействие на зал, но обладает меньшей зрелищностью.

Поэтому основная форма работы по реализации программы « Литературной гостиной » — это синтез литературно-музыкальной и драматической композиции. Драматическая постановка продолжает собой литературную композицию (ее содержание продолжает общую тему). Вместе они создают целостное самостоятельное художественное произведение, результат которого намного выше.

Работа над ролью требует внимательного чтения слова писателя необходимости жить атмосферой этого произведения, а это и создает возможность личностного восприятия художественного произведения.

4. Отклик гостей на происходящее (отзывы, выступления, т е обратная связь с гостями).


Творческие проекты.

Сочинения стихотворений: «Проба пера. Лирический дневник» (сборник стихов учащихся Моисеенко А., Бородиной А.); «Посвящается родному краю» (специальный выпуск сборника стихов учащихся лицея, посвященных Дню рождения Хабаровского края»),

Написание учащимися сочинений различных жанров — это результат глубокого осмысления художественного произведения, критического подхода к нему. Это форма проявления авторской индивидуальности, так как она требует личностного отношения к произведению, выражения собственных мыслей и чувств.

Поэтому наряду с сочинениями критического, публицистического характера, учащиеся активно создают художественные сочинения. Такие формы работ (рассказ, очерк, памфлет, письмо, дневник и т. д.) привлекают своей оригинальностью и позволяют учащимся, глубоко вникая в содержание произведения, высказать собственное мнение, поставив себя на место героя.

Например, после изучения темы Творчество А.С. Пушкина, ребята работают над темой сочинения «Мой Пушкин». Эта тема требует не только глубокого анализа произведений поэта, но и обращения к своему личному опыту проникновения в творчество А.С. Пушкина.

Использование реферативной формы работы (исследовательской работы) — это самостоятельный подход ученика к анализу литературной проблемы. Использование дополнительной литературы, предлагающей различные подходы к рассмотрению проблемы, развивает самостоятельность, инициативность и способность к глубине анализа художественного произведения и целой темы. (Например, работа над темой реферата «Художественность рассказов А.П.Чехова», «Художественное время в сонетах В. Шекспира», «Нравственный выбор человека на войне» и др.)

Условия успешности:

__ яркость новой идеи и высокий художественный уровень литературного материала;

— освоенность активных методов обучения (групповые дискуссии, драматизация и др.);

— востребованность этих форм внеклассной деятельности и общественное признание;

— увлеченность руководителя, его профессионализм. Трудоемкость данного педагогического опыта состоит в следующем:

— в создании определенной атмосферы, соответствующей теме (создание кабинета-гостиной, музыкального сопровождения и др.);

— в определении темы и в отборе материала (как текстуального, так и художественного);

— в создании сценария на основе отобранного материала;

— в работе с учащимися над воплощением идеи на сцене.

Трудоемкость для учащихся состоит в работе с текстовым материалом (заучивание, выразительное чтение) в работе над творческими заданиями.

Результативность.

1. Педагогический опыт помогает учащимся оценить значимость литературы, дать личностную оценку прочитанному произведению, т. е. формирует эмоционально-значимое отношение к литературе.

2. Развитие коммуникативной активности, творческих способностей через создание собственных произведений, даже целых сборников стихов.

3. Результаты районных и областных литературных конкурсов:

• Призер муниципального этапа, участник краевого этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 2008-2009, 2009-2010 г.г. (Моисеенко А. 9, 10 класс).

5. Расширение интереса к художественной, мемуарной, документальной литературе.

6. Возникновение интереса к различным формам творческих работ (рефераты, сообщения, творческие работы, проекты, сравнительные характеристики и т. д.).

Цели и задачи работы.

Цель — формирование эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению. Задачи:

1. Воспитание внимательного читателя

2. Воспитание чувства патриотизма, нравственности и высокой духовности путем общения с различными видами искусства.

3. Реализация творческих способностей личности в разных способах самовыражения.

Принципы работы.

1. Принцип психологической комфортности.

Нормой общения становится внимательное выслушивание любой точки зрения участников, уважительное отношение к чужому мнению. Позиция учителя приближается к позиции собеседника, партнера. Каждый участник должен чувствовать себя нужным и значительным. Окружающая атмосфера (кабинет, оформленный в стиле « Литературной гостиной », со свечами, музыка и т. д.) поможет психологически настроиться на общение.

2. Принцип опоры на художественный метод, стилистическую манеру писателя и поэта.

Этот принцип позволяет формировать целостное художественное восприятие, как всего литературного процесса, так и отдельного художественного произведения. Здесь значение имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов и структуре произведения.

3. Принцип интеграции и диалога искусств.

Этот принцип позволяет развивать и углублять способность воспринимать искусство в художественной целостности и неповторимой значимости. Он помогает воспитанию нравственной и эстетической культуры подростка путем общения с различными областями искусства.

4. Принцип сохранения индивидуальности, обеспечивающий свободу творческого поиска.

Собственный творческий поиск учащихся — это результат личностного, эмоционально-ценностного восприятия художественного произведения. Он позволяет соотносить разные варианты восприятия литературного произведения, героя и пр., открывать путь к самопознанию.


Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 1

г. Комсомольск-на-Амуре
Утверждаю:

пр. педсовета №____от______

директор МОУ лицея № 1

______________Е.П.Гуйван
Программа

творческого кружка

«Литературная гостиная»
d:\с флешки немеш 2\9а\dsc02199.jpg
Автор: учитель

русского языка и литературы

Немеш Н.А

СОЧИ - 2009

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа кружка «Литературная гостиная» iconРабочая программа театрального кружка «Литературная гостиная»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №25
Программа кружка «Литературная гостиная» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литературная гостиная: «Давайте говорить друг другу комплименты».( по творчеству Окуджава)
Программа кружка «Литературная гостиная» iconГрафик проведения методического фестиваля мобу сош №33 в феврале 2012 года
Литературная гостиная «А. К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. (Личность. Судьба. Творчество)»
Программа кружка «Литературная гостиная» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литературная гостиная «Сохраним в своём сердце только хорошее». Встреча с семьёй литераторов Гончаровых
Программа кружка «Литературная гостиная» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литературная гостиная «Красною кистью рябина зажглась», посвящённая 120-летию Марины Цветаевой-8-е-11кл, актовый зал на 7 уроке
Программа кружка «Литературная гостиная» iconУроки фантазии джанни родари
Сказочная гостиная и литературная викторина, посвящённая 90-летию со дня рождения писателя Джанни Родари (23 октября)
Программа кружка «Литературная гостиная» iconЛитературная гостиная для учащихся 10 -11 – Х классов
Данный ресурс можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках проведения предметной недели, а также на уроке литературы в...
Программа кружка «Литературная гостиная» iconУрок внеклассного чтения для 9 11 класса Учитель: Острикова Л. Н....
Обучение литературоведческому анализу художественного произведения; умению пользоваться историческими справками и газетно – телевизионной...
Программа кружка «Литературная гостиная» iconКонспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе...
Развитие навыков аудирования. Now you are going to listen to a story about Professor Carter and his friends. In this story you will...
Программа кружка «Литературная гостиная» iconЛитературная гостиная «Красною кистью рябина зажглась…» (по творчеству...
Встреча с поэтом. Поэтом, для творчества которого характерен романтический порыв, страстный протест против всего "нечеловеческого",...
Программа кружка «Литературная гостиная» iconКонспект урока по литературе Поэты-декабристы (Литературная гостиная...
Учитель. Это ответ Одоевского, который принадлежит к поэтам – декабристам. Кто они, поэты-декабристы, и о чем они пипсали? Послушаем...
Программа кружка «Литературная гостиная» iconПрограмма кружка «Химия в задачах»
Предварительная беседа с учащимися показала, что есть потребность в проведении подобного кружка
Программа кружка «Литературная гостиная» iconПрограмма учебной дисциплины «Литературная традиция изучаемого региона»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,...
Программа кружка «Литературная гостиная» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Программа кружка «Литературная гостиная» iconПрограмма кружка Маленький мастер
...
Программа кружка «Литературная гостиная» iconРабочая программа кружка «Юный химик» для учащихся 8-9 класса
В связи с этим занятия кружка по этой программе помогут решить следующие задачи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск