Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №6»
Приложение к Основной общеобразовательной программе ООО(или НОО), утвержденной приказом №118 от 30 июня 2014г.
|
Рабочая программа
по литературе
6-9 класс (ФКГОС)
Составители:
Данилова Л.И.,
Макурина Ж.В.
Сорокина Н.В.,
учителя русского языка и литературы
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6-9 классов составлена на основе авторской программы по литературе – Программа общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009
Программа составлена для 6-9 классов, 5 классы реализуют программу ФГОС. Цель изучения литературы: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.
Достижение этой цели предполагает:
- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
- развитие навыков свободного и грамотного владения литературной речью.
Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.
Воспитательные задачи:
формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса для верного и глубокого постижения прочитанного, содействия появления прочного, устойчивого интереса к книге;
воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
Образовательные задачи:
формирование умений творческого углублённого чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова;
формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений
Организации учебного процесса
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. В авторскую программу были внесены следующие изменения:
6 класс - Авторская программа составлена на 68 часов. Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю, в соответствии с приказом МБОУ «ООШ №6» от 27 июня 2014 года №117 «Об утверждении годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год», продолжительность учебного года составляет 35 недель, поэтому в календарно-тематическое планирование добавлено 2 часа на уроки внеклассного чтения.
7 класс - Авторская программа составлена на 68 часов. Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю, в соответствии с приказом МБОУ «ООШ №6» от 27 июня 2014 года №117 «Об утверждении годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год», продолжительность учебного года составляет 35 недель, поэтому в календарно-тематическое планирование добавлено 2 часа на уроки внеклассного чтения.
8 класс- Авторская программа составлена на 68 часов. Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю, в соответствии с приказом МБОУ «ООШ №6» от 27 июня 2014 года №117 «Об утверждении годового календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год» продолжительность учебного года составляет 35 недель, поэтому в календарно-тематическое планирование добавлено 2 часа на уроки внеклассного чтения.
9 класс- изменений нет
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся по классам, учебно-тематический план по классам, содержание программы учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.
Преобладающими формами организации учебного процесса являются следующие виды работы:
различные виды (краткий, выборочный, художественный, от другого лица) устного и письменного пересказа;
различные виды собственных рассказов (создание стихотворения, рассказа, доклада, эссе и т.д.);
письменные ответы на вопросы;
классные и домашние сочинения разных жанров.
Преобладающими видами контроля являются сочинения и тестирования.
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ
| 6 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Базовый (А)
| 2
| 2
| 2
| 3
| Классное сочинение
| 3
| 4
| 4
| 5
| Домашнее сочинение
| 1
| 1
| 1
| 1
| Требования к уровню подготовки учащихся по классам
6 класс
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения;
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умения выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
7 класс
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения;
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать своё суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умения выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
8 класс В результате изучения литературы ученик должен знать:
основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять основной информации от второстепенной;
развернуто обосновывать суждения, давать определения;
выбирать вид чтения в соответствии с поставленной целью;
владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
выявлять авторское отношение к изображаемому;
пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
писать сочинения-рассуждения на доступную тему, работать над отзывом о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета) 9 класс Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники 9 класса должны знать и уметь применять на практике:
понятия, связанные с общими свойствами литературы, художественный образ, роль художественного вымысла в литературе;
понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изобрвжения героев – портрет, речь. Авторская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.
В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны:
объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении героев;
характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;
определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;
выразительно читать (в частности, наизусть) изученные произведения и их фрагменты;
давать устный или письменный развернутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);
писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнительным заданием;
писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему, в том числе характеристики и сравнительные характеристики героев;
писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.
Учебно-тематический план по классам 6 класс
№
урока
| Наименование разделов
| Часы учебного времени
| I.
| «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…»
| 11 ч. +1 ч.
| II.
| Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека
| 28 ч.
| III.
| «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..»
| 2 ч.
| IV.
| Смешное в жизни и литературе
| 7 ч.
| V.
| Нравственная ответственность человека перед собой и обществом
| 21 ч.
|
7 класс
№
п/п
| Наименование разделов
| Часы учебного времени
| I.
| «Минувшее проходит предо мною…»
| 30 ч.+ 1 ч.
| II.
| «Художник- голос своей эпохи»
| 18 ч.
| III.
| Запечатленные мгновения
| 1 ч.
| IV.
| Человек в движении времени
| 10 ч.
| V.
| Сотружество искусств
| 1 ч.
| VI.
| Перекличка эпох
| 3 ч.
| VII.
| Фантастика. Тема будущего
| 3ч.+3ч.
|
|