Скачать 307.32 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино Бабынинского района Калужской области Рассмотрена на ШМО №_01_ от _28.08. 2013 г. Утверждена директор школы Принята педагогическим _______________ Волошедова М.С. советом школы №__06__ « 29 » 29.08. 2013 г. приказ № _107_ от 24.09. 2013 г. Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по литературе Составитель Кособокова В.А., учитель русского языка и литературы языка высшая категория Бабынино 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2008 г. На передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: – осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; – выразительное чтение художественного текста; – различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный) - ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения; – заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов; – анализ и интерпретация произведения; – составление планов и написание отзывов о произведениях; – написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений; – целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними. Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. Изучение литературы направлено на достижение следующих целей: • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных теоретико-литературных понятий; • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
Личностные, предметные, метапредметные результаты. Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: * совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов; * использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии и др.). Метапредметные результаты: * умение поднимать проблему, выдвигать гипотезу, структуировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы; * умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов; * умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Предметные результаты: 1) в познавательной сфере: * понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания; * умение анализировать литературное произведение; * определение в произведении элементов сюжета, композиции, выразительных средств языка; 2) в ценностно-ориентированной сфере: * приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, * формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; * понимание авторской позиции и своё отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: * осмысленное чтение литературных произведений разных жанров; * умение пересказывать произведения или их отрывки, отвечать на вопросы, создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; * написание сочинений, творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: * эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса; * понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов. - Содержание тем учебного курса 5 класс Введение Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги ( обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги ( автор, художник, редактор, корректор, наборщик и др.). Учебник литературы и работа с ним. Устное народное творчество Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Малые жанры фольклора. Детский фольклор ( колыбельные песни, приговорки, скороговорки, загадки – повторение). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество ( развитие представлений). Русские народные сказки Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках. Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение. Из древнерусской литературы Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока- киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись (начальное представление). Из литературы XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – учёный, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление). Из литературы XIX века Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра. Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом» (на выбор). Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости и т.д. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (индивидуальное, по ролям, инсценирование). Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление). Понятие об эзоповом языке. Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Русская литературная сказка Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. Теория литературы. Литературная сказка (начальное представление). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальные представления). Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика (развитие представления). Юмор (развитие представления). Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет (развитие представления). Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных крестьян. Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальные представления). Литературный герой (начальное представление). Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение (развитие представления). Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор (развитие представления). Поэты XIX века о Родине и родной природе Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н.Плещеев. «Весна»; И.С.Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н.Майков. «Ласточки»; И.З.Суриков. «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся). Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. Из литературы XX века Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного. Кровное родство героев с бескрайними просторами Русской земли, душевным складом песен и сказок. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого, сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представления). Композиция литературного произведения (начальное понятие). Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики. Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С.Я.Маршака. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности сказки. Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка. Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа. Его единство с природой. Смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представления). Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление). Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945гг.) А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»; К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…». Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – обострённо трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Произведения о Родине и родной природе. И.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Алёнушка»; А.Кедрин. «Алёнушка»; Н.Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщённый образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях. Писатели улыбаются Саша Чёрный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор (развитие понятия). Из зарубежной литературы Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада (развитие представления). Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке Андерсена. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды. Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы. Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость. Черты характера Тома. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев. Сочетание реальных жизненных проблем и игровых ситуаций. Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным. Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. Произведения для заучивания наизусть Пословицы, поговорки. В.А.Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок). И.А.Крылов. Басни (по выбору). А.С.Пушкин. «У лукоморья…» Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…», «Крестьянские дети» (отрывок «Однажды в студёную зимнюю пору…»). А.А.Фет . «Весенний дождь». М.Ю.Лермонтов. «Бородино» (отрывок). С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор). По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся. Из раздела «О Родине и родной природе» (1-2 стихотворения). |
П. Рассмотрена на шмо бабынино Бабынинского района Калужской области В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и учебника В. Я. Коровиной,... | Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии... Моу «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино Бабынинского района Калужской области | ||
Закон РФ «Об образовании» Положение о реферате как форме аттестации учащихся основного общего образования мкоу «Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.... | Доклад об итогах реализации долгосрочной целевой программы «Содействие... Калужской области (далее – министерство) в соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области от 13. 08. 2010 №104-р и утверждена... | ||
Приказ № Об утверждении административного регламента по предоставлению... Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | План работ научного исследования Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | ||
Мероприятия Сроки, место проведения Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | Разработка управленческого решения Фондовая лекция №7 Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | ||
Общество с ограниченной ответственностью Туристическое бюро «Северное ожерелье» Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | «Конституционное право России» для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | ||
День науки, труда и искусства 2012 1 сеанс 12-15 – 12-45 Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | Сценарий мультимедийного урока. Тема урока: «Что изучает физика?» Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | ||
16 октября – день рождения Оскара Уайльда, английского философа,... Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | Модели и методы идентификации нелинейных искажений в электрических... Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | ||
Анализа иерархий бескорсый Н. С. научный руководитель д-р физ мат... Правительства Калужской области от 10. 10. 2011 №552 «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных... | Сборник информационно-методических материалов для работающей молодежи Калужской области «Трудяга». На его страницах Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Областной молодежный центр»... |