Скачать 405.11 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино Бабынинского района Калужской области шРассмотрена на ШМО №_01_ от _27.08. 2013 г. Утверждена директор школы Принята педагогическим _______________ Волошедова М.С. советом школы №__06__ « 29 » 29.08. 2013 г. приказ № _107_ от 24.09. 2013 г. Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по русскому языку Составитель Корнеева P.M., учитель русского языка и литературы высшая категория Бабынино 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскохму языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тро-стенцовой и др. (М.: Просвещение. 2012). Цели обучения
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой. Данные цели обусловливают решение следующих задач
Общая характеристика программы Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность с начальной школой, предусматривается обучение русскому языку в 5 классе на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность и плотность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий. Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь. Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе необходимо уделять внимание преемственности между начальным и средним звеном обучения. Решению этого вопроса посвящен раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем». Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы. Разделы учебника «Русский язык. 5 класс» содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные, разнообразные задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.). В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом -пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мыш- ление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: входной контроль в начале и в конце четверти; текущий - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов; итоговый — итоговый контрольный диктант, словарный диктант, комплексный анализ текста. Содержание программы Язык и общение Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи. Вспоминаем, повторяем, изучаем Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные б и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква 6 на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимения I, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и И спряжения; буква б во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Развитие речи (далее Р,Р.) Текст. Тема текста. Стили. Контрольная работа (далее К.Р.) Контрольный диктант № 1 с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальных классах». Синтаксис. Пунктуация. Культура речи Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повество- вательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога. P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный диктант № 2 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис простого предложения». Контрольный диктант № 3 с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация». Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари. P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. К.Р. Контрольный тест № 1 по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика». лексика, культура речи Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств. К.Р. Контрольное сочинение-описание. Контрольный тест № 2 по теме «Лексика. Культура речи». Морфемика. Орфография. Культура речи Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласиьгх о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ыии после ц. P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. К.Р. Контрольный диктант № 4 с грамматическим заданием по теме «Морфемика». Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы оие после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении. К.Р. Контрольный диктант № 5 с грамматическим заданием по теме «Имя существительное». Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с ос- новой на шипящую. Неупотребление буквы б на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам. P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное». Глагол Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ты (-тись), -чь {-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание чередующихся гласных екиъ корнях глаголов -вер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стыл-. Правописание не с глаголами. P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. К.Р. Контрольное изложение. Контрольный диктант № 7 с грамматическим заданием по теме «Глагол». Повторение и систематизация изученного в 5 классе К.Р. Комплексный анализ текста как итоговый контроль за год. Место предмета На изучение предмета отводится 5 часов в неделю, итого 170 часов за учебный год. Распределение учебных часов по разделам программы Язык и общение - 3 ч (в т. ч. 1 P.P.). Вспоминаем, повторяем, изучаем — 26 ч (в т. ч. 1 К.Р, 5 P.P.). Синтаксис. Пунктуация. Культура речи — 27 ч (вт.ч.2К.Р.,ЗР.Р.). фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи - 18 ч (в т. ч. 1 К.Р, 5 P.P.). Лексика. Культура речи - 18 ч (в т. ч. 2 К.Р., 5 P.P.). Морфемика. Орфография. Культура речи - 23 ч (вт.ч. \К.Р.,ЗР.Р.). Морфология. Орфография. Культура речи - 49 ч. Имя существительное — 18 ч (в т. ч. 1 К.Р., 4 P.P.). Имя прилагательное - 12 ч (в т. ч. 1 К.Р., 3 P.P.). Глагол - 19 ч (в т. ч. 2 К.Р., 4 P.P.). Повторение и систематизация изученного — 6 ч. Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 5 класса Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь: аудирование
фонетика и графика
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Используемый учебно-методический комплекс Ладыженская Т.А, Баранов М.Т.; ТростенцоваЛ.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. Ожидаемые результаты освоения русского языка в 5 классе 1.Различать понятия «язык» и «речь». 2.Понимать связь между говорением и слушанием. 3.Применять методы поиска информации. 4.Научиться объяснять языковые процессы, явления. 5.Понимать связь синтаксиса и пунктуации. б.осознавать место фонетики в системе наук о языке. 7.Различать лексическое и грамматическое значение слова. 8.Понимать роль морфем в образовании слов. 9.Определять предмет изучения морфологии. Ю.Определять разделы лингвистики и предметы их изучения. 11.Объяснять языковые явления 12.Применять полученные знания и умения на практике. 13. Анализировать и исправлять свои ошибки. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе (170 ч)
|
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы... | Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии... Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии... Программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной... | Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Составлена на основе авторской программы Т. Н. Трунцевой к умк в. Я. Коровиной и др | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы... | Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии... Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе | ||
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена в соответствии... Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе | Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского... | ||
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии... Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012)... | Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными... Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного... | ||
Программа по предмету «Музыка» для I-IV классов общеобразовательных... Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы... | Рабочая программа по математике составлена в соответствии с требованиями... ... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2013-2014 Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего... | Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена на основе... Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального... | ||
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе... Программы по русскому языку к учебнику для 7 класса общеобразовательной школы авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой... | Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе... Государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного образования по русскому языку, программы по русскому... |