Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»)





Скачать 62.85 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади»)
Дата публикации06.09.2013
Размер62.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Урок литературы в 6 классе

Тема: О чём плачут лошади? (по рассказу Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»).

Концепция занятия: «О чём плачут лошади» - художественный протест Ф.А. Абрамова против нравственной деградации человека, экологической несостоятельности нашего общества.

Задачи:

1)Обучающие:

  • Знакомство с отдельными фактами биографии Ф.А. Абрамова.

  • Подробное рассмотрение рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади».

2)Развивающие:

  • Развитие умения воспринимать текст на слух.

  • Развитие навыков анализа художественного текста.

  • Развитие навыков сопоставительного анализа художественных текстов (на уровне общих проблем, затронутых в произведениях).

  • Повторение особенностей изобразительно-выразительных средств на примере использования их в тексте рассматриваемого рассказа (антитеза).

  • Развитие нравственных качеств учащихся (любовь к Родине, уважение и благодарность к братьям нашим меньшим).

  • Развитие чувств, эмоций учащихся.

3)Воспитывающие:

  • Формирование уважения к личности художника слова.

  • Воспитание чувства ответственности за свои поступки перед братьями нашими меньшими.

Оборудование урока: Текст рассказа Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади», визуальное приложение к уроку (презентация).

Оформление доски: На экране – слайд №1.
Ход занятия:

1.Организационный момент:

  • Учитель проверяет наличие необходимого оборудования у учащихся.

  • Приветствие, разрешение занять свои места.

2.Вступительная часть (вступительное слово):

Может, в родном краю

Давно иная жизнь:

И птицы не так поют,

И звери перевелись,

И люди не те,

И поля,

И красота не та…

Но это моя земля,

Моя маета и мечта,

Мои святые места!

Веркола… В ней 29 февраля 1920 года забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребёнка в семье Александра Степановича и Степаниды Павловны. И отстучало это сердце долгие и короткие 63 года. Тогда на пятый день после кончины Фёдора Александровича земля Верколы приняла в себя тело своего сына.

Долгими годы жизни писателя были благодаря тому, что они вместили в себя смерть отца, матери, родных, близких, друзей, Великую Отечественную, послевоенную разруху… Короткими – ибо не хватило их на выполнение планов, намёток, заделов…

Веркола… Всё, вышедшее из-под пера Фёдора Абрамова, и всё, оставшееся не реализованным, было связано с нею.

Веркола была для Абрамова главной хранительницей писательских, человеческих Веры, Надежды, Любви, коими крепились творчество и жизнь. Это она заставляла художника не единожды восторгаться, восклицать, поражаться, радоваться, восхищаться: «Вся человеческая история – только миг в жизни Вселенной. Но как хорош этот миг! Воздух, тишина, красота… Веркола моя ненаглядная…» (На экране – слайд №2).

Веркола была для писателя и источником боли, недоумения, гнева, разочарования, обиды… А именно эти чувства владели художником, когда он заносил в дневник приметы бесхозяйственности, безответственности, подмеченные в жизни земляков: «Второй день под угором бродят по посевам лошади с жеребятами. Все это видят из деревни, проходят мимо – и ноль внимания. Не своё. Совхозное» (На экране – слайд №3); «После обеда знакомство с телятником. Зловонная душегубка. До слёз жалко телят, которые по целым дням взаперти. Что за мода пошла в Верколе? Откуда такая жестокость?» (На экране – слайд №4).

Подобные мысли писателя выливались не только на страницы его дневника: они являлись источником произведений Фёдора Александровича, представляющих его размышления о нравственной деградации человека, об отмирании традиций, об экологической несостоятельности нашего общества.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из таких произведений Ф.А. Абрамова – «О чём плачут лошади» (На экране – слайд №5). Хочу обратить ваше внимание, что в заглавии к произведению содержится не вопрос, а утверждение: автор не спрашивает, а рассказывает. Но в качестве темы нашего сегодняшнего урока мы возьмём, всё-таки, вопрос «О чём плачут лошади?» (На экране – слайд №6), в конце занятия на который попытаемся дать ответ.

3.Основная часть:

1)Чтение учителем рассказа «О чём плачут лошади».

2)Беседа по содержанию рассказа (анализ произведения):

1. О чём этот рассказ? (дети высказывают своё мнение, вероятно, будут отвечать, что рассказ о взаимоотношениях между человеком и лошадьми).

2. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? («Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали моё крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую – лошадиную – красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных… Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними»).

3. Почему рассказчик испытывает чувство вины перед лошадьми? (Конюх Миколка зачастую забывал о лошадях: «…вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…»).

4.За что рассказчик любил Рыжуху более других лошадей? («…Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей…: была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, норовитость молодости»).

5. Какой Рыжуха встретила своего друга в этот раз? («…и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней»). Обращаю внимание учеников на слова: «Я схватил её за густую с проседью чёлку, которую сам же и подстриг недели три назад – напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слёзы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слёзы».

6. Почему Рыжуха плачет? (Дети рассказывают об услышанных ею песнях от одной старой кобылы Забавы, из которых она узнала, что были времена, когда лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами). Здесь можно прочитать отрывок произведения, где автор вспоминает о том, как раньше человек ценил лошадь. Какой литературный приём использует Ф.А. Абрамов, говоря нам о прошлом и настоящем в жизни лошадей? (Антитеза). Зачем автор применяет именно антитезу? (Чтобы показать с ещё большей силой несправедливое отношение современного человека к лошадям).

7.Обращаю внимание детей на последние строчки произведения (прочитать отрывок):

Всё моё существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.

Ни малейшего звука не доносилось оттуда.

И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.

И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной природы…

  • Что вы увидели в этих строчках рассказа? (Рассказчику стыдно перед Рыжухой и остальными лошадьми; он ставит себя в один ряд с этими животными: с одной стороны – они, как люди, с другой – он (рассказчик), как лошадь).

  • Зачем автор в финале произведения сопоставляет (как бы сближает) лошадь с человеком? (Таким образом он подчёркивает, что лошадь тоже чувствует…).

4.Заключительная часть:

В финале занятия я хочу вернуть вас к вопросу, который озвучила в начале урока: «О чём плачут лошади?» Но перед тем, как мы попытаемся ответить на него, я хочу прочитать вам одно стихотворение, которое, я думаю, поможет вам в решении этого вопроса:

Били копыта. 
Пели будто: 
- Гриб. 
Грабь. 
Гроб. 
Груб. - 
Ветром опита, 
льдом обута, 
улица скользила. 
Лошадь на круп 
грохнулась 
и сразу 
за зевакой зевака, 
штаны пришедшие Кузнецким 
клёшить, 
сгрудились, 
смех зазвенел и зазвякал: 
- Лошадь упала! - 
- Упала лошадь! - 
Смеялся Кузнецкий. 
Лишь один я 
голос свой не вмешивал в вой 
ему. 
Подошёл 
и вижу 
глаза лошадиные: 
Улица опрокинулась, 
течёт по-своему: 
Подошёл и вижу - 
за каплищей каплища 
по морде катится,


прячется в шерсти:
И какая-то общая
звериная тоска, плеща,
вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
»Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
Чего вы думаете, что вы их
плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему
лошадь».

Может быть - 
старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя
казалась пошла,
только 
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула 
и пошла.
Хвостом помахивала,
рыжий ребёнок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.

(В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»).


  • Так о чём же всё-таки плачут лошади? (О несуществующей людской благодарности, поддержке, любви).

5.Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ Ф.А. Абрамова «О чём плачут лошади»?»

6.Литература:

1.Абрамов Ф.А. Дом: Роман; Повести; Рассказы; Публицистика / Сост. Л.В. Крутикова. – М.: Высш. шк., 1988. – 671с.

2.Фёдор Абрамов и Север / Сост. Е.Ш. Галимова. – Архангельск, 1990. – 160с.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На сцене декорации арены цирка. Плакат «Год лошади». Звучит «Песня старого извозчика» (Слова Я. Родионова, музыка Н. Богословского)....
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconЭкстерьер и конституция лошади
Народное хозяйство предъявляет к лошади различные требования в зависимости от хозяйственного направления. От одних пород требуется...
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconДейвид Энтони, Д. Я. Телегин, Доркас Браун Анализ конских зубов,...
Анализ конских зубов, найденных на территории Украины, доказывает, что человек начал ездить верхом на лошади 6000 лет назад гораздо...
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconРоссийской Федерации Министерство образования Республики Саха (Якутия)...
С древних времён лошади приносили пользу человеку во многих видах деятельности. Образ лошади встречается в культуре якутского народа....
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок литературы в 5 классе на тему «О чем говорят цветы» (по сказке Жорж Санд «О чем говорят цветы»), 17 мая 2012 года
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconДоклад по теме: Деятельность учителя в условиях введения новых стандартов
Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика,...
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconАгни йоги
Г-77 Записи Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Н. К. Рериха, полученные из Высокого Источника, о чем имеется подтверждение...
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Есть ли причина детской истерики. Иногда дети плачут, стучат ногами и кидаются игрушками не потому, что им плохо или они расстроены,...
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconУрок По курсу «Обществознание» Тест
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconТема: общая этиология. Общий патогенез
«промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система»
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconБардышев Павел Иванович, учитель биологии моу «Цивильская сош №1...
Прежде чем начать проектировать урок с использованием информационно – коммуникативных технологий, необходимо знать, что
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconНа фото: Карнавал и владелец В. А. Петьков
Скачки верхом на лихом коне, состязания на колесницах четвериком издревле были любимейшим зрелищем многих народов. История человечества...
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconНиколай Курдюмов «Успехология любви»
Шекспира. А тот идеал, который всегда, везде, и всем, на всех языках, и каждому ясно, и если – то ваще, и превыше, и спасёт, и все...
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок литературы в 6 классе Тема: о чём плачут лошади? (по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади») iconТолековой Марии Исабаевны на 2012-2013 учебный год Чем больше будет...
Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск