Скачать 437.81 Kb.
|
Департамент образования и науки Тюменской области АОУ НПО «Профессиональный лицей № 46» Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям: «Повар, кондитер» (срок обучения: 3 года), «Мастер производства молочной продукции» (срок обучения: 4 года), «Продавец, контролер-кассир» (срок обучения: 3 года). Ишим, 2009 год
АВТОР: И.Н.Нагорнова, преподаватель АОУ НПО «Профессиональный лицей № 46» РЕЦЕНЗЕНТ: преподаватель высшей категории МОУ «Ишимский городской образовательный лицей им. Е.Г.Лукьянец» __________ Т.А.Мишеничева РЕЦЕНЗИЯ на рабочую программу по предмету «Литература », составленную преподавателем АОУ НПО «Профессиональный лицей № 46» И.Н.Нагорновой Программа по литературе включает в себя: пояснительную записку, тематический план, требования к знаниям и умениям обучающихся, содержательную часть программы, список литературы. В пояснительной записке указаны цели и задачи изучения предмета. В программе прослеживается связь истории и теории литературы. Литературоведческие понятия входят в разделы, посвященные творчеству того или иного писателя. Программа составлена с учетом необходимости проведения уроков по развитию речи, а также итоговых занятий. Подобные формы работы развивают у обучающихся эстетическое чувство, образное и логическое мышление, способствуют формированию умений анализа и оценки произведений. РЕЦЕНЗЕНТ: преподаватель высшей категории МОУ «Ишимский городской образовательный лицей им. Е.Г.Лукьянец» Мишеничева Т.А.____________ Пояснительная записка Цели литературного образования в лицее значительны и разнообразны. Содержание и методика курса литературы подчинены целям приобщения обучающихся к литературе как искусству слова. Систематическое чтение художественных произведений, размышления обучающихся над поставленными в них проблемами позволяют реализовать творческие возможности обучающихся, создают условия для формирования внутренних потребностей личности, становления духовного мира человека. Предлагаемая программа по литературе включает в себя изучение выдающихся по своему значению и доступных обучающимся произведений русской классической и современной литературы, усвоения ряда важнейших понятий по истории и теории литературы, формирование оценки и анализа художественных произведений, овладение выразительными средствами русского языка. Учебным планом предусмотрено следующее количество часов: 160 — для групп, обучающихся по профессии «Повар-кондитер»; 145 - для групп, обучающихся по профессии «Мастер производства молочной продукции»; 145 - «Продавец, контролер-кассир». Содержание курса литературы в профессиональном учебном заведении составляет чтение и изучение художественных произведений на историко-литературной основе. Это помогает понять связь литературы с передовыми идеями эпохи, осознать обучающимися роль литературы в жизни общества, осмыслить художественное своеобразие конкретных произведений. Курс литературы включает в себя монографические и обзорные темы, сочетание которых дает возможность не только познакомить обучающихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать место этих произведений в общем развитии литературы. В центре каждой монографической темы - изучение одного или нескольких произведений писателя, которые обязательно должны быть прочитаны обучающимися. Непосредственное эмоциональное восприятие художественного текста помогает в аналитической работе над произведением. В монографические темы включены сведения о жизни и творчестве писателя, призванные помочь понять жизнь и деятельность художника слова. На изучение каждой обзорной и монографической темы в программе дается распределение учебного времени. Программа составлена с учетом необходимости проведения уроков по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, семинары, тесты, зачеты и т.д.). Важную роль при этом играет уровень подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения. Они обеспечивают развития воображения, образного и логического мышления, эстетического чувства обучающихся и способствуют формированию у них умений анализа и оценки произведений. Курс литературы опирается на внеклассное чтение, без которого невозможно выполнить задачи литературного образования. Предлагаемая программа ориентирует учителя на такую систему преподавания, которая развивала бы интерес обучающихся к художественной литературе, способствовала их активности и самостоятельности. Уровень выполнения знаний обучающихся оценивается по результатам выполнения тематических заданий, рубежного тестирования. Уровни усвоения отдельных учебных элементов указаны в содержательной части учебной программы. Требования к уровню подготовки обучающихся Должны знать: 1.Содержание текстов, предложенных учителем для обязательного чтения; 2.Место русской литературы в мировом литературном процессе, ее национальное своеобразие; 3.Основные закономерности развития русской литературы (XIX – XX в.в.); 4.Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – XX в.в.; 5.Основные русские литературные периодические издания (газеты, журналы и т.д.) 6.Основные направления и течения в литературе XX века. Должны уметь: 1.Воспроизводить содержание литературного произведения; 2.Анализировать художественное произведение; 3.Соотносить произведение с литературным направлением эпохи; 4.Определять род и жанр произведения; 5.Вести аргументированную полемику; 6.Подготовить самостоятельный доклад об эстетических принципах того или иного течения, о творчестве поэта или писателя; 7. Составить конспект статьи учебника, критической или литературной работы; 8. Самостоятельно написать сочинение, критическую заметку. Содержание программы Тема 1. Введение. Русская литературно - критическая и философская мысль второй половины XIX века Социально - историческое развитие России в середине 19 века, реформа 1861 г. (1) Отражение в литературе и критике основных этапов общественного движения 60 - 70 - х., 80 - 90 - х. годов 19 века. (1) Литературно - критическая деятельность либералов - западников и либералов - славянофилов, издаваемые; ими журналы («Русский вестник», «Русская беседа», «Москвитянин»). (1) Литературно - критическая деятельность почвенников. Журналы «Время» и «Эпоха». (1) Литературно - критическая деятельность «революционеров - демократов (журнал «Современник», «Свисток», «Отечественные записки»). (1) Споры между «Современником» и «Русским словом». (1) Общественный подъём 70 - х. годов. Революционные народники.(1) Расцвет консервативной идеологии в 80 - е годы. (1) Русское либеральное народничество 80 - 90 - х годов. «Теория малых дел». (1) Религиозно - философская мысль 80 - 90 - х годов. Популярность толстовства. (1) Тема 2. Александр Николаевич Островский Жизнь и творчество А.Н. Островского, его литературно - театральная деятельность. Тематика его пьес. (2) «Гроза». Творческая история пьесы, смысл названия, конфликт, основные образы. (2) Обличение самодурства, невежества и грубой силы. Конфликт Катерины с «тёмным царством». (2) Проблема человеческого достоинства в пьесе, борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить. (2) «Гроза» в русской критике 60 - х годов. Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». (2) Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы». (2) Значение творчества и деятельности А.Н. Островского в истории русского театра. (1) Теория литературы. Понятие о драме. (2) Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: «Свои люди - сочтёмся!», «Доходное место», «Бесприданница», «Снегурочка». Тема 3. Иван Сергеевич Тургенев Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева (с обобщением ранее изученного: рассказы «Муму», «Бежин луг»). (2) «Записки охотника». Антикрепостнический пафос рассказов; изображение коренных сил нации, определяющих её жизнеспособность и перспективы дальнейшего роста и становления. (2) «Отцы и дети». Отражение в романе общественно - политической борьбы 60 - х годов. (2) Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. (2) Художественное своеобразие романа. (2) Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими. Нигилизм Базарова. (2) Внутренний конфликт главного героя, его мировоззренческий кризис, трагизм образа. (2) Автор и его герой. (1) Роман «Отцы и дети» в русской критике. Статьи М.А. Антоновича, Д.И. Писарева и др. (2) Значение творчества И.С. Тургенева в русской литературе. (1) Теория литературы. Развитие понятия о родах и жанрах художественной литературы (роман). (2) Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. (2) Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения «Вешние воды», «Дым», «Накануне», «Стихотворения в прозе». Тема 4. Иван Александрович Гончаров Очерк жизни и творчества. (2) Три романа Гончарова - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»: общая характеристика.(2) «Обломов». Роман, утвердивший писателя, как классика русской литературы. «Обломовщина». Обломов - его сущность, характер и судьба. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская. Захар. (2) Оценка обломовщины в критике. Критика. Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?»; Д.И.Писарев «...Обломов». Роман И.А. Гончарова; А.В. Дружинин «...Обломов». Роман И.А. Гончарова. (2) Тема 5. Фёдор Иванович Тютчев Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.» («Я встретил вас и все былое...») и др. (по выбору учителя и учащихся). Тютчев - поэт - философ и певец русской природы. (2) Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний героя. (1) Тема 6. Афанасий Афанасьевич Фет Стихотворения: «Осень», «Это утро, радость эта...», «Шёпот, робкое дыханье...», «Ещё майская ночь», «На заре ты её не буди...» и др. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета. Метафоричность его поэзии. (2) Музыкальность, мелодичность стиха. (1) Тема 7. Николай Алексеевич Некрасов Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Талант Некрасова -журналиста. (2) Лирика Некрасова. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин». Раздумья Некрасова о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. (2) Народ в лирике Некрасова. Новаторское изображение крестьянской жизни; интерес писателя к личности мужика. Стихотворения «В дороге», «Школьник», «Коробейники». (2.) Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы - эпохи. Мастерство Некрасова в изображении народной жизни; образы крестьян; народные заступники в поэме. Сатирическое изображение помещиков. (2) Общественное значение творчества Некрасова. (1) Теория литературы. Развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.(2) Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: лирика, «Русские женщины», «Железная дорога». Тема 8. Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин Жизнь и творчество великого сатирика. (2) Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя. (1) Сказки. Отличие от народных сказок. Обличение обывательщины и трусости, самодурства произвола, паразитизма, невежества и пустословия в сказках Салтыкова - Щедрина. Злободневность и политическая острота сказок. (2) Анализ сказки «Премудрый пескарь». (2) Теория литературы. Понятие об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). (2) Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: «Коняга», «Карась - идеалист», «Кисель», «Пропала совесть», «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц», «Здравомыслящий заяц». Тема 9. Из зарубежной литературы Оноре Бальзак Характерные особенности развития критического реализма в 19 в. во Франции. (2) Бальзак - французский писатель - реалист. (2) «Человеческая комедия» - картина полувековой истории французского общества. (1) «Гобсек». Изображение в повести губительной силы и власти денег. Проблема нравственной стойкости человека. (2) Теория литературы. Развитие понятия о реализме. (2) Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: «Евгения Гранде». Тема 10. Беседы по современной русской литературе В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях. (2) В. Кондратьев «Сашка». Жизнь на войне. Неимоверно трудный повседневный быт войны. Пробуждение личной ответственности человека, его нравственной, совестливой первоосновы. (2) Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: Б. Ямпольский «Московская улица», Ю. Бондарев «Горячий снег»; С. Антонов «Овраги». Тема 11. Лев Николаевич Толстой Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. (2) «Детство». «Юность». «Отрочество». Участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах». (2) Общественная, политическая и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. (2) Работа над романом «Война и мир». Идейные искания писателя. (2) Религиозно - этнические взгляды Толстого. (2) Творчество писателя после идейного перелома. Роман «Воскресение». Противоречия писателя. Последние годы жизни. (2) Л.Н. Толстой - классик мировой литературы. (2) «Война и мир» - роман -эпопея. (2) Творческая история «Войны и мира», композиция произведения. (2) «Мысль народная» в романе. Народ и личность - одна из главных проблем в романе. (2) Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны в романе. Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Л. Толстого, его лжепатриотизм и бездуховность. (2) Поиски смысла жизни А. Болконским и П. Безуховым; стремление их быть полезными обществу «народу»; постоянное самоусовершенствование как выражение нравственных идеалов Толстого, итоги этих поисков. (2) Любовь и красота, место женщины в семье и обществе в понимании А.Н. Толстого. Элен и Наташа, княжна Марья; их духовный мир, нравственные ценности. (2) Картины природы в романе. Мастерство Толстого - художника.(1) Интерес к Толстому в современном мире. Л.Н. Толстой и культура 20 в. Театральные и кинематографические версии произведений Л.Н. Толстого. (2) Теория литературы. Понятие о романе - эпопее. (2) Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: «Анна Каренина», «Воскресенье», «После бала». |
Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | Рабочая программа по предмету «Литература», 10 класс Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов | ||
Рабочая программа учебной дисциплины литература Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе | ||
Рабочая программа по предмету «литература» для 10-11 классов (базовый уровень) М.: «Мнемозина», 2006 в соответствии с требованиями стандарта первого поколения по предмету (2004 год) | Рабочая программа по предмету «Литература» Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | ||
Примерная рабочая программа по предмету «Литература» 9 класс (2011... Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.... | Рабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010 | ||
Рабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Рассмотрена на заседании мо Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010 | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень основного общего образования Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов на уровень основного общего образования составлена на основе | ||
Рабочая программа по предмету «Литература» 8 класс Рассмотрена на заседании мо Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,... | Рабочая программа По предмету: литература Программа разработана на основе программы «Русская литература» для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией... | ||
Рабочая программа по предмету русская литература для 5 класса «Русская литература: Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень / Под ред. М. Г. Ахметзянова.... | Рабочая программа по предмету «Литература» Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),... | Рабочая программа по предмету «литература» А. Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2002. в соответствии с обязательным минимумом содержания основного образования по русскому языку основной... |