Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям





Скачать 437.81 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям
страница1/4
Дата публикации07.09.2013
Размер437.81 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4
Департамент образования и науки Тюменской области

АОУ НПО «Профессиональный лицей № 46»

Рабочая программа

по предмету «Литература»,

предназначенная для групп, обучающихся по профессиям:

«Повар, кондитер» (срок обучения: 3 года),

«Мастер производства молочной продукции» (срок обучения: 4 года),

«Продавец, контролер-кассир» (срок обучения: 3 года).

Ишим, 2009 год


ОДОБРЕНА

на заседании МК общеобразовательного цикла

протокол №1 от 17.09.2009г

председатель МК _____ Е.В. Ваккер





СОСТАВЛЕНА

в соответствии с требованиями

Государственного стандарта

cреднего (полного) общего

образования
Зам. директора по теоретическому обучению

_______ Н.С. Кремнёва


АВТОР: И.Н.Нагорнова, преподаватель АОУ НПО

«Профессиональный лицей № 46»

РЕЦЕНЗЕНТ: преподаватель высшей категории МОУ «Ишимский городской образовательный лицей им. Е.Г.Лукьянец»

__________ Т.А.Мишеничева

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по предмету

«Литература »,

составленную преподавателем АОУ НПО

«Профессиональный лицей № 46» И.Н.Нагорновой
Программа по литературе включает в себя: пояснительную записку, тематический план, требования к знаниям и умениям обучающихся, содержательную часть программы, список литературы.

В пояснительной записке указаны цели и задачи изучения предмета. В программе прослеживается связь истории и теории литературы. Литературоведческие понятия входят в разделы, посвященные творчеству того или иного писателя.

Программа составлена с учетом необходимости проведения уроков по развитию речи, а также итоговых занятий. Подобные формы работы развивают у обучающихся эстетическое чувство, образное и логическое мышление, способствуют формированию умений анализа и оценки произведений.
РЕЦЕНЗЕНТ: преподаватель высшей категории МОУ «Ишимский городской образовательный лицей им. Е.Г.Лукьянец»

Мишеничева Т.А.____________

Пояснительная записка

Цели литературного образования в лицее значительны и разнообразны. Содержание и методика курса литературы подчинены целям приобщения обучающихся к литературе как искусству слова. Систематическое чтение художественных произведений, размышления обучающихся над поставленными в них проблемами позволяют реализовать творческие возможности обучающихся, создают условия для формирования внутренних потребностей личности, становления духовного мира человека. Предлагаемая программа по литературе включает в себя изучение выдающихся по своему значению и доступных обучающимся произведений русской классической и современной литературы, усвоения ряда важнейших понятий по истории и теории литературы, формирование оценки и анализа художественных произведений, овладение выразительными средствами русского языка.

Учебным планом предусмотрено следующее количество часов: 160 — для групп, обучающихся по профессии «Повар-кондитер»; 145 - для групп, обучающихся по профессии «Мастер производства молочной продукции»; 145 - «Продавец, контролер-кассир».

Содержание курса литературы в профессиональном учебном заведении составляет чтение и изучение художественных произведений на историко-литературной основе. Это помогает понять связь литературы с передовыми идеями эпохи, осознать обучающимися роль литературы в жизни общества, осмыслить художественное своеобразие конкретных произведений. Курс литературы включает в себя монографические и обзорные темы, сочетание которых дает возможность не только познакомить обучающихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать место этих произведений в общем развитии литературы.

В центре каждой монографической темы - изучение одного или нескольких произведений писателя, которые обязательно должны быть прочитаны обучающимися. Непосредственное эмоциональное восприятие художественного текста помогает в аналитической работе над произведением.

В монографические темы включены сведения о жизни и творчестве писателя, призванные помочь понять жизнь и деятельность художника слова.

На изучение каждой обзорной и монографической темы в программе дается распределение учебного времени. Программа составлена с учетом необходимости проведения уроков по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, семинары, тесты, зачеты и т.д.). Важную роль при этом играет уровень подготовленности обучающихся. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения. Они обеспечивают развития воображения, образного и логического мышления, эстетического чувства обучающихся и способствуют формированию у них умений анализа и оценки произведений.

Курс литературы опирается на внеклассное чтение, без которого невозможно выполнить задачи литературного образования. Предлагаемая программа ориентирует учителя на такую систему преподавания, которая развивала бы интерес обучающихся к художественной литературе, способствовала их активности и самостоятельности.

Уровень выполнения знаний обучающихся оценивается по результатам выполнения тематических заданий, рубежного тестирования.

Уровни усвоения отдельных учебных элементов указаны в содержательной части учебной программы.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Должны знать:

1.Содержание текстов, предложенных учителем для обязательного чтения;

2.Место русской литературы в мировом литературном процессе, ее национальное своеобразие;

3.Основные закономерности развития русской литературы (XIX – XX в.в.);

4.Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – XX в.в.;

5.Основные русские литературные периодические издания (газеты, журналы и т.д.)

6.Основные направления и течения в литературе XX века.

Должны уметь:

1.Воспроизводить содержание литературного произведения;

2.Анализировать художественное произведение;

3.Соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

4.Определять род и жанр произведения;

5.Вести аргументированную полемику;

6.Подготовить самостоятельный доклад об эстетических принципах того или иного течения, о творчестве поэта или писателя;

7. Составить конспект статьи учебника, критической или литературной работы;

8. Самостоятельно написать сочинение, критическую заметку.













Содержание программы

Тема 1. Введение. Русская литературно - критическая и философская мысль второй половины XIX века

Социально - историческое развитие России в середине 19 века, реформа 1861 г. (1)

Отражение в литературе и критике основных этапов общественного движения 60 - 70 - х., 80 - 90 - х. годов 19 века. (1)

Литературно - критическая деятельность либералов - западников и либералов - славянофилов, издаваемые; ими журналы («Русский вестник», «Русская беседа», «Москвитянин»). (1)

Литературно - критическая деятельность почвенников. Журналы «Время» и «Эпоха». (1)

Литературно - критическая деятельность «революционеров - демократов (журнал «Современник», «Свисток», «Отечественные записки»). (1)

Споры между «Современником» и «Русским словом». (1) Общественный подъём 70 - х. годов. Революционные народники.(1) Расцвет консервативной идеологии в 80 - е годы. (1) Русское либеральное народничество 80 - 90 - х годов. «Теория малых дел». (1) Религиозно - философская мысль 80 - 90 - х годов. Популярность толстовства. (1)

Тема 2. Александр Николаевич Островский

Жизнь и творчество А.Н. Островского, его литературно - театральная деятельность. Тематика его пьес. (2)

«Гроза». Творческая история пьесы, смысл названия, конфликт, основные образы. (2) Обличение самодурства, невежества и грубой силы. Конфликт Катерины с «тёмным царством». (2) Проблема человеческого достоинства в пьесе, борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить. (2) «Гроза» в русской критике 60 - х годов. Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве». (2) Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы». (2)

Значение творчества и деятельности А.Н. Островского в истории русского театра. (1)

Теория литературы. Понятие о драме. (2) Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: «Свои люди - сочтёмся!», «Доходное место», «Бесприданница», «Снегурочка».

Тема 3. Иван Сергеевич Тургенев

Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева (с обобщением ранее изученного: рассказы «Муму», «Бежин луг»). (2)

«Записки охотника». Антикрепостнический пафос рассказов; изображение коренных сил нации, определяющих её жизнеспособность и перспективы дальнейшего роста и становления. (2)

«Отцы и дети». Отражение в романе общественно - политической борьбы 60 - х годов. (2) Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. (2) Художественное своеобразие романа. (2) Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими. Нигилизм Базарова. (2) Внутренний конфликт главного героя, его мировоззренческий кризис, трагизм образа. (2)

Автор и его герой. (1) Роман «Отцы и дети» в русской критике. Статьи М.А. Антоновича, Д.И. Писарева и др. (2)

Значение творчества И.С. Тургенева в русской литературе. (1) Теория литературы. Развитие понятия о родах и жанрах художественной литературы (роман). (2) Замысел писателя и объективное значение художественного произведения. (2)

Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения «Вешние воды», «Дым», «Накануне», «Стихотворения в прозе».

Тема 4. Иван Александрович Гончаров

Очерк жизни и творчества. (2) Три романа Гончарова - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»: общая характеристика.(2)

«Обломов». Роман, утвердивший писателя, как классика русской литературы. «Обломовщина». Обломов - его сущность, характер и судьба. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская. Захар. (2) Оценка обломовщины в критике.

Критика. Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?»; Д.И.Писарев «...Обломов». Роман И.А. Гончарова; А.В. Дружинин «...Обломов». Роман И.А. Гончарова. (2)

Тема 5. Фёдор Иванович Тютчев

Стихотворения: «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.» («Я встретил вас и все былое...») и др. (по выбору учителя и учащихся).

Тютчев - поэт - философ и певец русской природы. (2) Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний героя. (1)

Тема 6. Афанасий Афанасьевич Фет

Стихотворения: «Осень», «Это утро, радость эта...», «Шёпот, робкое дыханье...», «Ещё майская ночь», «На заре ты её не буди...» и др.

Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета. Метафоричность его поэзии. (2) Музыкальность, мелодичность стиха. (1)

Тема 7. Николай Алексеевич Некрасов

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Талант Некрасова -журналиста. (2) Лирика Некрасова. Идея гражданственности и народности в лирике Н.А. Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин». Раздумья Некрасова о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. (2) Народ в лирике Некрасова. Новаторское изображение крестьянской жизни; интерес писателя к личности мужика. Стихотворения «В дороге», «Школьник», «Коробейники». (2.)

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и композиция поэмы - эпохи. Мастерство Некрасова в изображении народной жизни; образы крестьян; народные заступники в поэме. Сатирическое изображение помещиков. (2)

Общественное значение творчества Некрасова. (1) Теория литературы. Развитие понятия о народности литературы. Понятие о стиле.(2)

Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: лирика, «Русские женщины», «Железная дорога».

Тема 8. Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин

Жизнь и творчество великого сатирика. (2) Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя. (1)

Сказки. Отличие от народных сказок. Обличение обывательщины и трусости, самодурства произвола, паразитизма, невежества и пустословия в сказках Салтыкова - Щедрина. Злободневность и политическая острота сказок. (2) Анализ сказки «Премудрый пескарь». (2)

Теория литературы. Понятие об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). (2)

Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: «Коняга», «Карась - идеалист», «Кисель», «Пропала совесть», «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц», «Здравомыслящий заяц».

Тема 9. Из зарубежной литературы Оноре Бальзак

Характерные особенности развития критического реализма в 19 в. во Франции. (2) Бальзак - французский писатель - реалист. (2) «Человеческая комедия» - картина полувековой истории французского общества. (1) «Гобсек». Изображение в повести губительной силы и власти денег. Проблема нравственной стойкости человека. (2)

Теория литературы. Развитие понятия о реализме. (2) Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: «Евгения Гранде».

Тема 10. Беседы по современной русской литературе

В. Быков «Сотников». Проблема нравственного выбора в экстремальных условиях. (2)

В. Кондратьев «Сашка». Жизнь на войне. Неимоверно трудный повседневный быт войны. Пробуждение личной ответственности человека, его нравственной, совестливой первоосновы. (2)

Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: Б. Ямпольский «Московская улица», Ю. Бондарев «Горячий снег»; С. Антонов «Овраги».

Тема 11. Лев Николаевич Толстой

Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. (2) «Детство». «Юность». «Отрочество». Участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах». (2)

Общественная, политическая и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. (2) Работа над романом «Война и мир». Идейные искания писателя. (2)

Религиозно - этнические взгляды Толстого. (2) Творчество писателя после идейного перелома. Роман «Воскресение». Противоречия писателя. Последние годы жизни. (2)

Л.Н. Толстой - классик мировой литературы. (2) «Война и мир» - роман -эпопея. (2)

Творческая история «Войны и мира», композиция произведения. (2) «Мысль народная» в романе. Народ и личность - одна из главных проблем в романе. (2) Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны в романе. Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Л. Толстого, его лжепатриотизм и бездуховность. (2)

Поиски смысла жизни А. Болконским и П. Безуховым; стремление их быть полезными обществу «народу»; постоянное самоусовершенствование как выражение нравственных идеалов Толстого, итоги этих поисков. (2)

Любовь и красота, место женщины в семье и обществе в понимании А.Н. Толстого. Элен и Наташа, княжна Марья; их духовный мир, нравственные ценности. (2)

Картины природы в романе. Мастерство Толстого - художника.(1) Интерес к Толстому в современном мире. Л.Н. Толстой и культура 20 в. Театральные и кинематографические версии произведений Л.Н. Толстого. (2) Теория литературы. Понятие о романе - эпопее. (2) Произведения, рекомендуемые для самостоятельного чтения: «Анна Каренина», «Воскресенье», «После бала».

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по учебному предмету "литература"
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов...
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа учебной дисциплины литература
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по учебному предмету «Литература»
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по предмету «литература» для 10-11 классов (базовый уровень)
М.: «Мнемозина», 2006 в соответствии с требованиями стандарта первого поколения по предмету (2004 год)
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по предмету «Литература»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconПримерная рабочая программа по предмету «Литература» 9 класс (2011...
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень основного общего образования
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов на уровень основного общего образования составлена на основе
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по предмету «Литература» 8 класс Рассмотрена на заседании мо
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа По предмету: литература
Программа разработана на основе программы «Русская литература» для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией...
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по предмету русская литература для 5 класса
«Русская литература: Программа для 5-11 классов татарской средней общеобразовательной школы: Базовый уровень / Под ред. М. Г. Ахметзянова....
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по предмету «Литература»
Федеральный государственный стандарт среднего общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2012 г
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету литература 10 класса составлена на основе авторской программы. «Русская литература» (базовый уровень),...
Рабочая программа по предмету «Литература», предназначенная для групп, обучающихся по профессиям iconРабочая программа по предмету «литература»
А. Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2002. в соответствии с обязательным минимумом содержания основного образования по русскому языку основной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск