Скачать 200.55 Kb.
|
Так как в своей работе использую технологию личностно-ориентированного обучения, то стараюсь выстраивать свои уроки с максимальным привлечением каждого ученика в процесс обучения. Предлагаю конспект урока, модель для проектной работы учащихся, основанный именно на дифференцированном подходе к учащимся. СПИСОК ОТКРЫТЫХ УРОКОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ КТ Критерии оценивания проектной работы (раздается каждому ученику, ученик сам выбирает критерии работы) Проект в 11В (физмат) классе «Литературные направления «серебряного века» Вид проекта: итоговый контрольный Цель: проверить знания учащихся о литературных направлениях начала 20 века Требования к проекту: 1 Программа:PowerPoint 2 Не менее 5 слайдов 3 Титульный лист 4 Вступление 5 Литературные направления (акмеизм, символизм, футуризм) 6 «Серебряный век» в искусстве 20века (по желанию)* 7 Заключение 8 Использованная литература Критерии оценки «5»- все 7(8) пунктов:1,2,3,4,5,6*,7,8 «4»-за 6 пунктов:1,2,3,4,5,6* «3»-за 5 пунктов:1,2,3,5 Примечание: Исходя от содержания проекта, учитель оставляет за собой право корректировать оценку за работу Проект в 11 «а» (социально-гуманитарный) классе «Сложноподчиненные предложения и виды придаточных в них» Вид проекта: закрепление темы(подготовка к контрольной работе) Цель: через подготовку проекта повторить сведения о СПП и видах придаточных Требования к проекту: 1.Программа PowerPoint или Publisher (на выбор учащегося) 2.Не менее 5 слайдов 3.Титульный лист 4.Теоретическое определение СПП (обязательно с примером не менее 2) 5.Теоертическое определение видов придаточных (обязательно с примером не менее 2) 6. Наличие таблицы, схемы(по желанию ученика) 7.Литература Критерии оценки: «5»- все 7(8) пунктов:1,2,3,4,5*,6 «4»-за 6 пунктов:1,3,4,6 «3»-за 5 пунктов:1,4 (без примеров),6 Сивцева Саргылана Дмитриевна, учитель русского языка и литературы СОШ №17 г.Якутска Высшая категория, стаж работы 13 лет «В поэтической мастерской» анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды» (урок русской литературы в 9 «а» классе, проведен 20 апреля 2007 года) Поэзия первоначально воспринимается сердцем и уже им передается голове В.Г.Белинский Цель урока: проанализировать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды» Обучающие задачи урока: 1.Сформировать откликаться эмоционально на поэтическое произведение; 2.Научить находить эмоциональный лейтмотив произведения ( общий тон, настроение) и проблематику произведения; 3.Закрепить навыки лингвостилистического анализа стихотворения; 4.Развить разные стороны читательского восприятия: эмоциональную отзывчивость, активность читательского воображения и др. Воспитательные задачи урока: 1.Формировать у учащихся представления о вечности нравственных ценностей; 2.Эстетическое соотношение искусства и жизни. Развивающие задачи урока: 1.Формировать умение высказывать собственное мысли, аргументировать их, развивать культуру монологической речи учащихся; 2.Развитие творческих способностей учащихся ; 3.Развить умение работать в группе, внимательно слушать друг друга. Оборудование:
Ход урока: 1.Вступительное слово учителя. Сегодня, ребята, мы обращаемся к поэзии М.Ю.Лермонтова. Стихи поэта притягательны и таинственны, как и их автор. Чтобы постичь тайну поэтического слова постараемся заглянуть в поэтическую мастерскую Лермонтова. Во время нашего урока вы будете работать по творческим группам, на время станете «философами», «филологами», «поэтами», «художниками». Любое стихотворное произведение воспринимается, по словам Белинского, сердцем. Для этого в начале необходимо прочитать стихотворение выразительно. 2.Выразительное чтение стихотворения. В начале выразительно читает учитель, потом ученики. Небо и звезды Чисто вечернее небо, Ясны далекие звезды, Ясны, как счастье ребенка; О! для чего мне нельзя и подумать: Звезды, вы ясны, как счастье мое! Чем ты несчастлив?— Скажут мне люди. Тем я несчастлив, Добрые люди, что звезды и небо— Звезды и небо!—а я человек! Люди друг к другу Зависть питают; Я же , напротив, Только завидую звездам прекрасным, Только их место занять бы хотел.( 1831 год) 3.Работа по творческим группам. Звучит классическая музыка. Творческая группа «Художники» (ребята работают в группе, делают рисунки, затем рассказывают о своих работах). Данное задание можно предложить тем ребятам, кто испытывает затруднение на уроках литературы. Задание1.Прочитайте стихотворение. Сделайте к нему рисунок. Расскажите о своем рисунке. Задание2.Прочитайте стихотворение. Сделайте цветовую подборку к нему( можно выбрать несколько разных цветов). Обоснуйте выбор цветов. Из ответов учащихся: Мы нарисовали небо и звезды, рядом маленького человечка в образе ребенка. Звезды являются образами счастья ребенка, ребенок тем несчастлив, что хочет быть таким как звезды и небо, но не может. Ведь звезды и небо всегда свободны и красивы, а маленький человечек нет. Творческая группа «Философы» (Ответив на предложенные вопросы, ученики производят смысловой анализ текста стихотворения.) На данном этапе возможен обмен мнениями с другими группами. Цель выступления: произвести смысловой анализ стихотворения. План выступления : 1.Кем и когда написано стихотворение. 2.Идея, тема стихотворения. 3.Проблема, поднятая Лермонтовым. 4.Пафос стихотворения. 5.Какие образы использованы автором в данном стихотворении. 6.Лирический герой стихотворения и его 7.Общечеловеческая значимость стихотворения. Задание1. Кем и когда написано стихотворения. Какова идея , тема данного стихотворения. Задание2.Проблема , поднятая поэтом в данном стихотворении. Задание3.Пафос стихотворения. Задание 4.Образы, использованные поэтом, и их роль в раскрытии идеи произведения. Задание 5.Расскажите о лирическом герое стихотворения и его чувствах. Какова общечеловеческая значимость стихотворения. Из ответов учащихся:
Стремиться к лучшей жизни, к чему –то прекрасному Этот лирический герой не хочет быть среди всех этих грешных людей
Творческая группа «Филологи» ( Так как данный этап работы требует знания теории литературы, к этому виду работы привлекаются учащиеся ,проявляющие склонности, интерес к литературе, к языку) Цель выступления: произвести лингвостилистический анализ стихотворения. План выступления группы: 1.Жанровые особенности стихотворения 2.Тематический вид лирики 3.Особенности построение стихотворения 4.Средства поэтического языка
Задание1
Задание2. Особенности композиции стихотворения. Задание3.Звукопись стихотворения Задание4 Стихосложение.
Задание5.Тропы, использованные поэтом в стихотворении и их роль для раскрытия идеи произведения. Из ответов учащихся :
Творческая группа «Поэты» (Задача участников группы за предложенный период времени сочинить свои собственные стихи.) Данная работа предназначена для тех учащихся, кто склонен к творчеству) Стихотворение Петровой Насти Звезда, ты далека от меня. Но ближе к тебе быть хочу. С рассветом, с туманом Не вижу тебя. Глядя на небо, Себе я шепчу: «Может, ты скрылась, может, ушла, Может, затмила тебя луна?» Ты в небе сияла, ты искрой была, Но в миг ты упала, ты просто ушла, Теперь я не вижу тебя. 4.Домашнее задание. Выбрать стихотворение М.Ю.Лермонтова и выучить его наизусть. 5.Итоги урока. Вот и подошел к концу наш урок. Мы завершили работу над стихотворением М.Ю.Лермонтова «Небо и звезды». Все вы соприкоснулись с поэтическим мастерством поэта, побывали в поэтической мастерской. Вы все постарались воспринять это стихотворение по-своему, главное, что вы все сегодня слушали свое сердце, тем самым творили красоту. И сегодняшний наш урок для многих стал открытием мира русской поэзии. Я надеюсь, что прав был К.Паустовский, говоря о том, что в каждом сердце есть маленькая струна, и что она обязательно отзовется на слабый призыв к прекрасному. Методические комментарии к уроку: 1.Данная форма урока позволяет проводить личностно-ориентированную работу, так как при анализе стихотворения каждый ученик задействован в анализе стихотворения.Ученик имеет возможность выбора задания по своему уровню подготовки. 2.Работа в группе позволяет учащимся советоваться, находить ответы на вопросы коллективно, что создает ситуацию успеха. 3. Анализ поэтического текста способствует комплексному воздействию на личность ученика: духовное развитие, обогащение, воспитательная работа, приобретение новых знаний. 4.Анализ поэтического текста повышает мотивацию учащихся к изучению художественной литературы Сивцева Саргылана Дмитриевна Урок русской литературы в 11 классе Цветущий сад народной поэзии ( мысли о книге С.Есенина «Радуница» Якутск 2009 Актуальность: В последнее время понятие “духовность” становится предметом спора современных философов, культурологов, всех тех, кому небезразличны нравственные устои общества. Остро встала проблема духовности и ее возрождения. Современная школа особую роль отводит духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Именно на уроках литературы проходит целенаправленное влияние на развитие личности, поиск и применение воспитательных и образовательных технологий, которые способствуют становлению, формированию человека как социально способной личности с устойчивыми нравственными ценностями, духовно богатой. Цели урока, ориентированные на предметные знания, умения и навыки:
Цели урока, ориентированные на формирование компетентностей 1.Духовное развитие личности учащихся через знакомство с книгой С.Есенина «Радуница» 2. Приобщить к поэзии С.Есенина (ранним стихам) как литературной ценности отечественной культуры 2. Привить навыки работы в микрогруппе. 3.Развить память, мышление, речь учащихся для раскрытия и проявления личности каждого ученика на уроке в ходе анализа стихотворений. 5.Формировать умение делать выводы 6.Воспитать любовь к отечеству, национальное самосознание, гражданскую позицию. 7.Пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии Форма урока: урок-исследование, исследование проходит в группах, на которые разделены ученики класса Урок-исследование – один из типов нетрадиционных уроков, основанный на следующих творческих принципах:
Оборудование: портрет писателя, тексты стихотворений у учащихся, раздаточный материал (задания группам), проектор, компьютер, рисунок-основа для полотна, музыка «Летний сад» (формат МР3) Ход урока Учитель: Моя первая встреча с этим поэтом состоялась в 8 классе. Тогда, на уроке литературы, наша учительница Нина Михайловна Янсон вдохновенно рассказывала об этом удивительном человеке, о его творчестве, читала стихи. Больше всего в то время мне запомнился его портрет: светлые волосы, невероятно выразительные глаза и необычайная теплота и радость, исходившие от него. Позже, став учителем литературы, для себя вместе с его прекрасным образом я открыла его замечательные стихи, в которых он был разный: мягкий, добрый, нежный, грустный, иногда грубый, бунтующий, хулиганистый, мрачный…. Но каким бы ни был поэт в своих стихотворениях, он всегда был узнаваем, близок мне. Ученик: Изба—святилище земли, С запечной тайною и раем, По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем…. В твоих глазах дымок от хат, Глубинный сон речного ила, Рязанский маковый закат— Твои певучие чернила. Изба—питательница слов Тебя взрастила не напрасно: Для русских сел и городов Ты станешь Радуницей красной. Так не забудь запечный рай, Где хорошо любить и плакать! Тебе на путь, на вечный май, Сплетаю стих—матерый лапоть. Учитель: Николай Алексеевич Клюев—самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии, с чьим именем вы познакомились на прошлых уроках посвятил это стихотворение поэту Сергею Есенину. Николай Клюев был близок с Сергеем Есениным. У поэтов было много общего, но главное их объединяла песенная, фольклорная стихия. Сергея Есенина по праву можно назвать народным, национальным поэтом не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому , что каждый человек в России хоть однажды пережил те же чувства, что и Есенин , что поэт выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды. Есенин настолько «свой», что нам кажется , что о нем мы все знаем. Ученик. Читает автобиографию «О себе» Учитель. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое на первый взгляд очень простое, понятное. Но так ли все просто, что скрывается за простой Есенина, примитив или мудрость? Нам в этом предстоит разобраться на сегодняшнем необычном уроке литературы. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Цветущий сад народной поэзии ( мысли о книге С.Есенина «Радуница») Учитель. Творчество С.Есенина многогранно, разнообразно. Но говорить на уроке мы будем о первой книге поэта «Радуница». Ведь первая книга для поэта, это его детище, оно безмерно дорого сердцу творца, это как первый ребенок, первая любовь. Первая книга это начало начал. Группа историков 1.Обработав предложенные им материалы ( см Приложение), подготовить сообщение о первой книге С.Есенина «Радуница» по плану. План работы группы:
2.Из стихотворения «Пахнет рыхлыми драченами..» найти архаизмы и объяснить их значение. Как вы думаете, почему именно эти слова были употреблены Есениным в стихотворении? Учитель. Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. В поэзии Есенина есть разные звуки, движение, краски мира. Есть и запахи. Группа художников Задание группе: 1.литературовед И.Эвентов замечает: «Природа в стихах Есенина—звенящая, шумная, поэтому особенно часто обращается поэт к приемам звукового подражания..» Согласны ли вы с тем, что природа в стихах Есенина –«звенящая, шумная»? Если да, то какими выразительными средствами создаются «звоны» и «шумы» в его стихах? Докажите на примере предложенных стихотворений. 2.Исследователь А.Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок.. Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез..» Согласны ли вы с тем , что ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок.»? Обоснуйте свой ответ примерами из стихотворений . Стихи для анализа: «Поет зима—аукает..», «Выткался на озере..», «Сыплет черемуха снегом..» Учитель Великий Владимир Даль, составитель словаря, по-своему объяснял слово «Есенин» --«явление, кое мы не умеем объяснить по известным нам законам природы». Группа лингвистов Задание группе: 1.Объяснить значение слова «радуница» 2.К.Зелинский заметил, что в стихах Есенина « Все мило поэту. Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из родной крестьянской жизни, родной и понятной».Какие наиболее яркие, интересные сравнения, образы, метафоры, другие образные средства языка вы встретили в предложенных стихотворениях. Согласны ли вы с тем, что эти образы взяты «из крестьянской жизни»? Учитель Родная природа, картины крестьянской жизни, верования и обычаи, праздники и горести—все это составляет основу народной культуры, которой сохраняет верность Сергей Есенин. «Есенин весь вырастает из фольклора, из крестьянской культуры…» Группа фольклористов Задание группе: Критик А.Дерман писал в июле 1918 г.: «Есенин—поэт из народа. Богатством народного языка и народных поэтических образов он владеет легко, свободно, как-то весело и непринужденно» Какие богатства «народного языка» и народных поэтических образов вы нашли в предложенных стихотворениях. Как вы думаете, какую роль выполняют в его поэзии средства, заимствованные из устного народного творчества? Найдите народно-песенные интонации есенинской лирики в стихотворении « Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха..», «Ой, удал и многосказен ….» Учитель Природа в стихах Есенина в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается и умирает, грустит и радуется. Природа у него не пейзажный фон, а любимый герой поэта. Стихи из книги «Радуница» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Группа философов Задание группе 1.Литературовед Н.В.Чубукова утверждает, что ранние стихи Есенина о природе «уже нельзя назвать пейзажными. Это уже не природа сама по себе, а часть единого целого, она неразрывна с человеком». Согласны ли вы с тем, что ранние стихи поэта нельзя назвать чисто «пейзажными»? Почему? Докажите на примере предложенных стихотворений. 2.А.Козловский утверждает, что «в самых , казалось бы , радостных стихах где-то глубоко внутри затаивается боль. А это, в свою очередь, обостряет восприятие красоты жизни, высочайшей, непреходящей ценности человеческого счастья». Согласны ли вы с тем, что в стихотворениях «Поет зима—аукает..», «Выткался на озере алый свет зари..», «Сыплет черемуха снегом..» «всегда виднеется нечто грустное и печальное?» Если да, то в чем вы это заметили? Во время самостоятельной работы звучит музыка После самостоятельной работы ребята слушают выступления групп, приветствуется дополнения, вопросы и т.д. Учитель (Выводы по уроку ) Сегодня на уроке звучали стихи из первой книги С.Есенина «Радуница». У каждого из вас появились свои мысли, которые мне очень интересны. Дополнит, пожалуйста, предложенную фразу и запишите ее в тетрадь: Я думаю, что ранние стихи Есенина выражают ( любовь к Родине, философские воззрения поэта, любовь к природе родного края, связь поэта с народными истоками ( другое).....) Ребята записывают фразу, дополняя ее словами. Затем зачитывают вслух. После чтения вслух, все выводы по уроку закрепляются на ватман-основу. В результате должно получиться следующее полотно: изба, поляна, наполненная цветами, наклонившиеся березы с цветущими листьями. Учитель. Свой урок я хочу завершить словами писателя Максим Горького: « Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердие, которое—более всего иного—заслужено человеком». На этом уроке мы с вами вместе постарались создать свое полотно, которое, на мой взгляд, можно назвать «Цветущий сад народной поэзии С.Есенина. Мысли о книге «Радуница» Литература и источники, использованные для урока: 1. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе(универсальное издание), М.2007ст.259-266 2.Журнал «Литература в школе» №11 от 2006 г., ст 15-18 3.Сергей Есенин. Полное собрание сочинений, М.1997 4. (http://ru.wikipedia.) Самоанализ урока русской литературы в 11 классе (17.02.09. СОШ №5 г.Якутска) «Цветущий сад народной поэзии ( мысли о книге С.Есенина «Радуница»)»
|
Неделя естественных наук – физика, биология, география Неделя естественных наук проходила в школе с 3 по 7 декабря 2012 года. Цели и задачи недели естественных наук | Урок- игра по математике «Морской бой» 5 класс С 10-14 февраля в школе неделя математики и естественных наук для учащихся 5-9 классов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Неделя естественных наук проходила с 14 по 18 декабря 2009 года. Подготовка мероприятий осуществлялась в течение учебного года, план... | Программа рассчитана на учащихся 2-7 классов (8-15 лет) Программа курса дополнительного образования по профилю “Геология и элементы других естественных наук” (“Земля и небо”) предназначена... | ||
Предметная неделя естественных наук Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | Рабочая программа по химии для 10 класса на 2013/2014 учебный год... ... | ||
Урок по теме: «Вода вещество привычное и необычное» (8 класс) Цель урока: дать целостное представление о воде с точки зрения естественных наук (биологии, географии, физики, химии, экологии) | Книга вышла в издательстве "ВеГа" в 2009 году 269 стр с илл Награжден многими орденами и медалями, в том числе, Орденом Мужества. Почетный доктор Европейского университета. Академик Российской... | ||
Неделя естественно-математичесикх наук С 28 ноября по 5 декабря в училище проходила Неделя естественно-математических наук | Тема Форма проведения Свойство атомов углерода образовывать прямые, разветвленные и замкнутые цепи, одинарные и краткие связи. Гомология, изомерия. Значение... | ||
Традиционно апрель связан для учеников школы №2 им. А. С. Пушкина... Самостоятельные занятия (работа над коллективными и индивидуальными проектами, курсовые работы) | Урок немецкого языка Классный час Урок химии Урок химии Уроки химии... | ||
8. Законы сохранения в механике (от X. Гюйгенса до Ж. Л. Лагранжа) ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Справка о проведении декады естественных наук (биологии,химии, географии,физики и экологии) | ||
Программа составлена в соответствии с требованиями Определить роль органической и физической химии как одной из фундаментальных естественных наук в создании теоретической и экспериментальной... | В. А. учитель химии Внеклассное мероприятие «Химия наука чудес и... Образовательные задачи: Дать ученикам первое представление о предмете химия. Повторить понятия “вещество”, ”чистые вещества” и “смеси”(связь... |