Конспект открытого предметного учебного занятия
ФИО Гвоздева Светлана Викторовна
| Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
п.Головановский» Балаковского района Саратовской области
|
| Должность учитель русского языка и литературы
| Предмет русский язык
| Класс 5
| Тема: «Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные»
Порядковый номер 152 (всего 204 часа) Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные
Базовый учебник Русский язык. 5 кл. В 3ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. Допущено Министерством образования российской Федерации./ Львова С.И., Львов В.В.- М.: Мнемозина, 2009 Цели урока:
Главная методическая цель урока – создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации (разряды имен прилагательных)
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о семантических грамматических особенностях качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных;
- учить опознавать прилагательные разных разрядов на основе их семантико-грамматического анализа;
Воспитательные:
– воспитывать любовь к родному языку;
– воспитывать дружеские отношения;
– формировать умение работать в паре, в коллективе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Развивающие:
– развивать связную речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний, учиться отличать новое от уже известного. Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
| Средства обучения: учебник, рабочий лист по теме, три ноутбука, мультимедийный проектор, аудиозапись
План урока
-
№
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 5
| 6
| 7
| 1
| Организационный момент
Цель этапа: создать благоприятную обстановку на уроке
| В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки!
В мир знаний шагайте смелей!
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.
|
| 1
| 2
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
| Учитель
- Сегодня мы побываем в удивительной стране, стране Морфологии в городе Прилагательных.
Может, вы что-то знаете о славной части речи Прилагательное?
- В городах много домов,
подберите определения к слову ДОМ
(использовать иллюстрации)
При отсутствии слов, отвечающих на вопрос чей? учитель показывает иллюстрации домика – норы лисы, медведя.
- Какие общие черты можно выделить в этих словах?
- Чем они отличаются?
| Отвечают теоретические сведения об имени прилагательном.
- Большой, маленький, деревянный, старый, новый, высокий, двухэтажный, кирпичный, бабушкин, лисий, медвежий и т.д.
- Обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? чей?
- Отличаются значениями, разными вопросами
| 2
| 3
| Актуализация знаний
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
| - Сгруппируйте слова:
1) Слова, которые обозначают качества предмета;
2) Слова, которые обозначают материал, из которого сделан предмет;
3) Слова, которые обозначают принадлежность предмета кому-то. - В городе Прилагательных на улице Разрядов стоят три дома. В них живут качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
|
маленький, новый, старый,
ДОМ деревянный, кирпичный
бабушкин, лисий
| 4
| 4
| Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа:
формировать представление о семантических и грамматических особенностях качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных
| - Можете ли вы определить, по каким признакам отличаются прилагательные?
- Что нам нужно сделать, чтобы ответить на а этот вопрос?
- Обратиться к учебнику Работа по схеме учебника, которая даёт возможность последовательно сопоставить качественные, относительные и притяжательные прилагательные по ряду признаков. - Назовите отличительные признаки прилагательных?
| - Нет.
Чтение и анализ схемы на стр. 101-102 Отличительные признаки:
1) вопрос и общее значение;
2) способность образовывать краткую форму;
3) способность образовывать степени сравнения;
4) сочетаемость с наречиями очень, весьма;
5) способность вступать в антонимические отношения;
6) наличие в них особых суффиксов.
| 7
| 5
| Этап выявления места и причины затруднения
| Сказка наша продолжается. Подумайте ребята, о каких прилагательных идет речь? Какие признаки отражены в сказке?
Эти прилагательные очень хвастливы:
- Нас больше всего в городе, поэтому дом, в котором мы живем очень большой.
На первом этаже в их доме поселились прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Они хвалятся перед прохожими:
- Мы самые важные на свете! Мы самые красивые, нужные. Умнее нас нет никого!
Второй этаж занимают полные и краткие Прилагательные. Они тоже не прочь похвалиться. Полные утверждают:
- Мы красивые, веселые. Правдивые.
А краткие повторяют вслед за ними:
- Да, да, мы красивы, веселы, правдивы.
И дом наш очень красив!
-Запишите по памяти качественные прилагательные.
- Молодцы! Вам хочется узнать, что же будет дальше в городе Прилагательных? Слушайте.
Но как бы ни хвастались качественные Прилагательные, самый уютный дом во всем городе принадлежит относительным Прилагательным. Дело в том, что они хорошо разбираются в практических делах. Дом они построили деревянный, в сосновом бору, а перед домом разбили цветочные клумбы.
|
Дети слушают и пытаются понять, о каком разряде прилагательных идет речь.
Очень большой, самые важные, красивые, нужные, умнее; красивый – красивы – красив, веселые – веселы, правдивые – правдив.
Деревянный, сосновый, цветочный .
| 4
| 6
| Физминутка. Офтальмотренажёры
| Давайте посмотрим, какие цветы растут у них, и отдохнем немножко.
|
| 3
|
| Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия
| - А теперь мы побываем в гостях у Притяжательных Прилагательных, постарайтесь выписать их.
В двух минутах ходьбы от красивого дома стоит дом с табличкой «Притяжательные Прилагательные». Они дружат с Существительными, живущими соседнем городе, они часто приезжают друг к другу в гости. О чем бы в городе ни зашла речь, притяжательные Прилагательные всегда утверждают, что вещь, о которой идет разговор, принадлежит именно их другу – Существительному. Например, Прилагательное, подружившееся с существительным бабушка, уверяет:
-Это бабушкины конфеты.
Или: Это бабушкино пальто. - Покажите, как зависят притяжательные прилагательные от имен существительных?
Несмотря на то, что все Прилагательные разные, между собой они очень дружны. Они приглашают к себе в гости другие Части речи и устраивают праздник Предложения.
В остальные дни все Прилагательные ходят на работу, чаще всего они работают определениям или сказуемыми. Труднее всего приходится тем, кто работает в школьных тетрадках.
- Что же еще вы узнали о прилагательных?
| Слушают, записывают
Бабушкины конфеты, бабушкино пальто
- Прилагательные в предложениях могут быть определениями или сказуемыми.
| 4
| 7
| Первичное закрепление
Цель этапа: усвоение учащимися нового способа действия
(Дополнительное задание)
| Работа в группах
- В каком домике хотели бы побывать Вы?
Задание группам:
Подготовьте высказывание об особенностях значения прилагательных одного из разрядов, а затем один из вас расскажет о прилагательных этого разряда классу.
1. группа: «Качественные прилагательные» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1009c1a3-786b-4fc1-aeb4-e55978eaaed1/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf
2. группа: «Относительные прилагательные» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/676d6426-ed67-4036-ab6e-820d58f70f6a/%5BIS-TA_05-11_03%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf
3 группа работает с интерактивной гипермедийной трёхуровневой таблицей «Притяжательные прилагательные»
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db140a18-07ef-4919-a670-25279558f4c1/[IS-TA_05-11_03]_[IA_03-AT].swf?redirected=true
Игра «Отгадайте прилагательное «своего» разряда»
Ребята, работающие на местах, приводят примеры прилагательных, чтобы отвечающие у доски ученики опознали прилагательное «своего» разряда и привели соответствующие доказательства.
| Используя теоретический материал по схеме, готовят высказывание
1. группа работает с интерактивной гипермедийной трёхуровневой таблицей, которая раскрывает признаки качественных прилагательных; открывающиеся вложения содержат иллюстрации и текстовые комментарии. 2. группа работает с интерактивной гипермедийной трёхуровневой таблицей «Относительные прилагательные», которая раскрывает признаки относительных прилагательных; открывающиеся вложения содержат анимации и примеры 3 группа работает с интерактивной гипермедийной двухуровневой таблицей «Притяжательные прилагательные», которая раскрывает признаки притяжательных прилагательных,
открывающиеся вложения содержат иллюстрации и текстовые комментарии. Подбирать прилагательного определенного разряда,
опознавать прилагательные разных разрядов на основе их семантико-грамматического анализа, называть отличительные признаки.
| 10
| 8
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.
| Семантико-грамматический анализ прилагательных.
Буквенный диктант
- определить разряд прилагательных и записать одной буквой (К.О.П)
Взаимопроверка, в ходе которой уч-ся по всем признакам характеризуют прилагательные, в определении разряда которых были допущены ошибки.
| Читают предложения и определяют разряд выделенного прилагательного.
Все мерещится поле с гречихою, в маленьком доме сирень на окне.
Милое детство мое вспоминается.
Перед нами простирались Кавказские горы.
Мамины руки помнятся мне.
Меня манит к себе глубокое озеро Байкал.
Меня покорил честный поступок моего товарища.
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
Я помню отцово наставленье.
Проверяют по ключу.
| 4
| 9
| Включение в систему знаний и повторение
Цель: включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
| - Ребята, как называют людей, которые живут друг против друга, или рядом?
А какими качествами они должны обладать ы узнаем из упражнения 836
Стилистические функции качественных прилагательных (упр. 836).
Совместная деятельность учащихся и учителя: обсуждаем уместность отдельных прилагательных, степень точности определения и возможность лексической сочетаемости названных прилагательных с данными в упражнении существительными.
| Запись в тетради пятиклассников будет выглядеть примерно так:
Слово
|
| +
|
| --
| хозяин
сосед
|
| радушный, гостеприимный
приятный, добрый
|
| нерадивый,
расточительный
надоедливый, неприветливый
|
| 3
| 10
| Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия
| -Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: Д. з.:
1) подготовить сорбонки по тексту на с. 101-102;
2) на выбор: упр. 834 или 838.
Желаю, чтобы вы всегда были гостеприимными хозяевами и добрыми соседями!
|
знаю
Я запомнил
смог
| 3
|
Технологическая карта урока по теме: «Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные»
Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Познавательная
| Коммуникативная
| Регулятивная
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| Осуществляемые действия
| Формируемые способы деятельности
| 1 этап урока. Организационный момент
| Создать благоприятную обстановку на уроке
|
|
| Настроиться на учебный процесс, с целью получения получать знаний
|
|
|
| 2 этап урока. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| Организовывает фронтальную работу по теме «Имя прилагательное», настраивает уч-ся на определение сходства и различия между прилагательными разных разрядов по семантике
| Пытаются подобрать имена прилагательные известным способом.
| Характеризовать предмет по определенным признакам
| Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания
|
|
|
| 3 этап урока. Актуализация знаний
| Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.
| Распределяют слова по группам
| Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения
| Формулируют свою точку зрения
| Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий
|
|
| 4 этап урока. Проблемное объяснение нового знания. Этап выявления места и причины затруднения
| Организовывает работу по схеме
| Сопоставляют качественные, относительные и притяжательные прилагательные по ряду признаков.
Выписывают из текста прилагательные в формах сравнительной степени, полные и краткие прилагательные
| Узнают о семантических и грамматических особенностях качественных, относительных и притяжательных имён прилагательных. Применяют признаки разных разрядов прилагательных для выявления форм.
| Называют отличительные признаки
| Воспринимают ответы обучающихся
| Называют возможные затруднения по изучению теоретического материала, ставят перед собой задачи по преодолению трудностей.
| Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
| 6 этап урока. Физминутка. офтальмотренажеры
| 7 этап урока. Первичное закрепление
| Организовывает работу в группах, вводит игровой момент.
| Работают с ЭОР, представленной в форме схемы
| Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
| Оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.
| Участвуют в обсуждении содержания материала
| Осуществляют взаимный контроль
| Осуществляют самоконтроль, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
| 8 этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции, проводит проверку усвоения учебного материала
| Заполняют таблицу,
| Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.
| Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
| Сопоставляют результат выполнения работы с эталоном с целью обнаружения отклонений, вносят необходимые дополнения и корректируют способ действия
| Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
Оценивают правильность выполнения заданий.
| 9 этап урока. Включение в систему знаний и повторение
| Организует совместную деятельность. Применение общего способа действия для решения частных задач.
| Приводят примеры лексической сочетаемости прилагательных с именами существительными
| Для яркой характеристики предметов используются качественные имена прилагательные
| Подбирают точные определения
| Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия
|
| Обеспечивается личностный и моральный выбор
| 10 этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
| Организация дифференцированной коррекционной работы,
контрольно-оценивающая деятельность.
| Заполняют схему
| Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
| Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.
| Рефлексия своих действий
| Сопоставляют результат выполнения работы с эталоном с целью обнаружения отклонений, вносят необходимые дополнения и корректируют способ действия
| Осуществляют пошаговый контроль по результату
|
Перечень используемых электронных образовательных ресурсов на данном уроке
Используемая литература:
Программа общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-11 классы./ Автор-составитель С.И. Львова, «Мнемозина», 2006.
Русский язык. 5 класс. В 3ч.: учеб. для общеобразоват. учреждений. Допущено Министерством образования российской Федерации./ Львова С.И., Львов В.В.- М.: Мнемозина, 2009
Сказка о жизни хвастливых качественных, практичных относительных и жадных притяжательных прилагательных. – М.Капитонова; методическая газета для учителей-словесников «Русский язык, №14, с. 35-36
Уроки русского языка. 5 класс: пособие для учителя к учебнику С.И. Львовой и В.В. Львова «Русский язык. 5 класс»/ И.П. Васильевых; под ред. С.И. Львовой. - 2-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.
|