1. 1 Авторы программы





Название1. 1 Авторы программы
страница1/4
Дата публикации23.09.2013
Размер0.52 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Литература > Методические рекомендации
  1   2   3   4

Методические рекомендации по изучению дисциплины ОПД.Ф.16 Теория и методика обучения русскому языку и литературе (литературе) для студентов, обучающихся по специальности 050301.65 Русский язык и литература



1.1 Авторы программы: к.п.н. Шахова Л.Д., ст. преп. кафедры литературы МГПУ Страшнова И.В.
1.3 Пояснительная записка:

ЦЕЛЬ изучения курса «Теория и методика обучения литературе» - формирование у студентов-филологов методической направленности мышления. Иными словами, овладев базовым элементом знания, студенты должны научиться

  • соотносить законы словесного искусства с возможностями школьников-читателей;

  • организовывать учебный диалог (между Автором и Читателем), специфическим содержанием которого является «процесс создания и воссоздания художественного образа» (М.М Бахтин);

  • формировать креативные способности и первичные навыки исследовательской работы - у школьников, навыки профессиональной рефлексии - у себя.


Достигнуть данной цели можно, если в процессе изучения курса студент выполнит следующие ЗАДАЧИ:

  1. усвоит на междисциплинарной основе важнейшие понятия методики литературы;

  2. ознакомится с наиболее значительными в этой области идеями, классическими и современными;

  3. научится теоретически обоснованно анализировать конкретные ситуации урока литературы, импровизировать в процессе преподавания;

  4. овладеет алгоритмом решения методических задач разного типа, навыками моделирования, конструирования личностно-ориентированного урока литературы.

Место курса в общей системе подготовки специалиста: Следуя принципу преемственности в учебном процессе, на 4 курсе для студентов читается курс лекций, посвященный проблемам современной методики. Он является логическим продолжением предыдущего курса. Студенты проходят педагогическую практику, овладевая практическими навыками преподавания литературы. На пятом курсе чтение теории методики продолжается, студенты выходят на практику в старшие классы школы и после этого сдают экзамен, включающий как теоретическую, так и практическую часть.

Изучение курса «Теория и методика обучения литературе» проходит в течение 3-х семестров (7, 8, 9) – на дневном отделении вуза и 2-х семестров (5,6) – на ОЗО. Основными формами организации учебной деятельности студентов дн. отд. являются лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа, коллоквиум, две контрольные работы, зачет и экзамен, который проводится после стажерской практики выпускников. Студенты ОЗО участвуют в лекциях, практических занятиях, собеседовании по материалам самостоятельной работы, сдают экзамен.

ЛЕКЦИИ по методике – это проблемное изложение материала по актуальным вопросам школьного курса литературы; теоретическое обоснование главных тенденций его дальнейшего совершенствования.

На ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ отрабатывается умение использовать теоретические положения в процессе изучения литературных произведений разных жанров.

Контрольная работа №1 предполагает тестовый способ проверки знаний четверокурсников по теории предмета, качества подготовки к практическим занятиям семестра; становится условием допуска к зачету.

Важная цель ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ – ввести студентов в мастерскую учителя-словесника посредством наблюдения за авторскими уроками в учебных заведениях г. Мурманска (посещение, видеозаписи), а также имитационно-ролевого моделирования.

Участие студента в имитационно-моделирующей игре «Урок литературы» является содержанием контрольной работы №2, которой завершается 2-я часть курса. (В зависимости от индивидуального уровня овладения предметом контрольная работа может проходить и в форме теста - №2 в сборнике контрольно-измерительных материалов курса).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА студентов по курсу методики предполагает


  1. изучение литературы (составление рабочих записей, аннотаций), предложенной в качестве основной и дополнительной к практическим, лабораторным занятиям, коллоквиуму или собеседованию (для студентов ОЗО);

  2. творческие работы, связанные с моделированием урока литературы, отдельных его фрагментов;

  3. оформление конспекта урока (или «фотографии» посещенного урока – для студентов ОЗО) в 5 – 9 и 10 -11х классах по темам педагогической практики 4 и 5 курсов.

КОЛЛОКВИУМ проходит в форме группового собеседования (группа – 10 человек) по проблемам, актуальным для студентов конкретного курса дневной формы обучения. Тема коллоквиума уточняется в конце 8 семестра, тогда же студентам предлагается план подготовки, литература, система творческих упражнений. Время проведения собеседования – последняя неделя перед стажерской практикой (из расчета времени, отводимого на практические занятия).

Совокупной формой итоговой аттестации всех студентов по курсу «Теория и методика преподавания литературы» является ЭКЗАМЕН, предполагающий разные формы проведения (в зависимости от возможностей студентов)

Инновационная форма:

1. Тестовая проверка знаний – в рамках итоговой контрольной работы (тест №3 - в сборнике контрольно-измерительных материалов);

2. Публичная защита каждым студентом его собственной методической концепции изучения литературного произведения, отсутствующего в действующих федеральных программах для образовательных учреждений разного типа. Тему уроков студенты дн. отд. выбирают в начале 9 семестра, имеют право на консультацию преподавателя и возможность проверить свое решение во время практики. В экзаменационную комиссию на дн. отд., кроме преподавателя вуза, входят лучшие словесники школ Мурманска (1-2 человека). Студентам – заочникам художественный текст (фрагмент) предлагается на экзамене, для составления методической концепции разрешается пользоваться любой научной литературой.

Знание «составляющих» методической концепции (сверхзадача, проблемный вопрос, сквозное действие, архитектоника урока и т.д.), умение выстроить разговор о произведении с учетом его родовой специфики и читательских возможностей класса являются главными критериями оценки.

Традиционная форма: по билетам, в содержание которых входят основные проблемы курса и решение познавательных задач.

Итоговая оценка учитывает результаты тестирования, но предпочтение отдает качеству защиты.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

К экзамену студент должен ЗНАТЬ

  • основные педагогические и методические понятия, перечень которых содержится в каждом разделе программы;

  • важнейшие современные методические идеи, теории и концепции, ученых и педагогов, которые их выдвигают, разрабатывают и реализуют;

  • сущность реформ российской системы образования, литературного, в частности, на федеральном и региональных уровнях;
УМЕТЬ

  • применять теоретические положения на практике;

  • анализировать учебные и реальные, почерпнутые из практики, педагогические ситуации, связанные с обучением литературе;

  • применять алгоритм проектной деятельности словесника и самостоятельно выстраивать методическую концепцию изучения литературного произведения с учетом родовой специфики текста, типа учебного заведения, индивидуальных возможностей класса;

  • анализировать опыт своей профессиональной деятельности.


В процессе подготовки данной образовательной программы использовалась программа «Методика преподавания литературы»: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 021700 – Филология. – М.: Флинта; Наука, 1999.
1. 5 Объем дисциплины и виды учебной работы



п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид контроля

Трудоемкость

Всего аудит

ЛК

ПР/СМ

Самост. работа

1

050301 Русский язык и литература

3

6

50

16

10

6

34

-

2

4

7

50

36

16

20

14

Зачет

3

4

8

28

34

8

14

22

-

4

5

9

52

30

10

20

22

Экзамен

1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1.

Методика преподавания как наука.

8
4

4
2

4
2




4
4
















2.

Методы, приемы обучения литературе в школе.

8
4

4
2

4
2




8
4
















3.

Инновационные процессы в обучении литературе

8

2

4

2

4

-




8

2
















4

Этапы изучения литературного произведения в школе

8

2

4

2

4

-




8

2
















5

Урок литературы как художественно-дидактическое произведение. Типология. Планирование. Структура.

12
4

4
2

8
2




8
4
















6

Изучение литературного произведения с учетом его родовой специфики (лирика, эпос, драма)

16
10

6
6

10
4




10
8
















7

Проблемы школьного литературоведения. Работа над понятиями « художественный образ» и «образ – персонаж».

8

4

4

2

4

2




8

4
















8

История литературы в школьном курсе: культурологический аспект

8
2

4
2

4




6
4
















9

Развитие учащихся в системе литературного образования

8

4

4




4
















10

Личностно ориентированное обучение литературе: гуманизация процесса; активизация ассоциативно- образного мышления; дифференциация обучения

10

4

6




10
















11

Типы, уровни, формы дифференцированного обучения литературе в условиях профилизации старшей школы.

14

4

10




10
















12

Традиции и перспективы литературного образования

8

4

4




2



















Итого на дневном

116

50

66




86



















Итого на заочном

32

20

12




32
















1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

  1. Методика преподавания литературы как научная дисциплина: оригинальный предмет, специфические методы исследования.




    1. Своеобразие литературы как учебного предмета. Теоретическая основа курса.

Цель, содержание, структура литературного образования в школе.

    1. Место методики в системе наук о человеке, ее связь с философией,

эстетикой, литературоведением, психологией, педагогикой.

Источники методического знания. Традиции и преемственность в

развитии методических идей.
2. Методы, приемы, средства традиционного обучения литературе.


    1. Основные типы обучения: поддерживающее (традиционное) и инновационное (направленность, характер взаимодействия учителя и учеников, базовые модели).

    2. Понятие методов, приемов и средств традиционного обучения, принципы их классификаций. Классификация Н.И.Кудряшова.

2.3Функциональная характеристика методов творческого чтения, эвристического, репродуктивного, исследовательского.

3. Инновационные процессы в обучении литературе.
3.1 Технологический и поисковый подходы к обучению: возможности и границы реализации в процессе школьного изучения литературы «нестрогих» образовательных технологий (игровых, учебного диалога, учебной дискуссии, педагогических мастерских, интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей).

3.2 Проблемное изучение литературного произведения в школе. Типы познавательных задач по литературе. Место алгоритмов в школьном анализе художественного текста.
4. Этапы изучения литературного произведения.

4.1. Философское и психологическое обоснование процесса понимания искусства.

4.2 Цели и содержание вступительных занятий. Способы создания художественной установки (Д.Н.Узнадзе), организации чтения и выявления первоначального восприятия текста.

4.3 Проблемы школьного анализа литературного произведения (специфика, принципы, приемы, условия выбора).

4.4 Методика организации заключительных занятий по теме (закон художественных финалов, способы создания ситуации «эстетического переноса»). Место опроса на уроке литературы.

Виды и формы контроля. Функции и виды оценки (экспериментальные идеи и решения). Способы создания ситуации успеха.

5. Урок литературы как художественно-дидактическое произведение.
5.1. Типологии уроков литературы (классическая, В.В.Голубкова, Н.И.Кудряшева). Планирование работы словесника.

5.2. Методическая концепция учителя. Элементы театральной педагогики в процессе создания и реализации замысла урока (сверхзадача, сквозное действие и другие слагаемые действенного анализа как инструмента режиссера урока); психолого-дидактические требования к современному уроку. Алгоритм и схемы проекта урока.

5.3. Инвариантные модули и композиция уроков в разных системах обучения.

5.4. Индивидуальная, групповая, фронтальная формы работы школьников на уроке литературы.
6. Изучение литературного произведения с учетом его родовой специфики.

6.1. Авторское сознание и восприятие читателя как основа классического деления литературы на лирику, эпос, драму.

6.2. Родовые черты лирики, условия полноценного ее восприятия.

Задачи, содержание и система изучения лирических произведений в 1-4, 5-9 и 10-11 классах..

6.3. Способы выражения авторской позиции в эпическом произведении. Принципы и приемы его анализа. Модели изучения.

6.4. Своеобразие деятельности читателя (зрителя) в процессе восприятия и изучения драматических произведений. Формирование театральной культуры школьников.
7. История литературы в школьном изучении: культуроведческий аспект.

7.1. Мировая культура, зарубежная литература, культура эпохи, творчество и судьба художника как контексты по отношению к художественному тексту.

7.2. Типология уроков-обзоров.

7.3.Цели, принципы, виды и формы знакомства школьников с биографией писателя.

8. Проблемы школьного литературоведения.
8.1. Место теоретико-литературных понятий в процессе чтения и толкования художественных произведений. Споры о принципах, объеме и последовательности изучения теории литературы.

8.2. Система работы над понятием «художественный образ» в 1-11 классах (Из авторской программы Л.Д.Шаховой).

8.3 Литературный герой. Методика изучения образа-персонажа.

9. Развитие речи учащихся в системе литературного образования.

    1. Развитие речи школьников как социальная и методическая проблема. Психолого-педагогические и литературно-лингвистические основы работы по развитию устной и письменной речи.

    2. Понятие «школьное сочинение». Виды, функции и жанры сочинений по литературе. Критерии оценки.

    3. Система обучения сочинениям разных жанров.


10. Личностно-ориентированное обучение литературе.

10. 1. Диалоговый стиль общения как проявление гуманизации обучения литературе.

10. 2. Система и способы развития ассоциативно-образного мышления и креативных способностей школьников.

11. Типы, уровни, формы дифференцированного изучения литературы в условиях профилизации старшей школы.
11.1. Понятие профиля обучения. Элективные курсы и система предпрофильной подготовки по литературе.

11.3 Методика организации научно-исследовательской деятельности школьников в области литературы.

11.4 Олимпиада по литературе: цели, структура, содержание типовых заданий, методика подготовки учащихся.
12. Традиции и перспективы литературного образования.
12.1 Философские истоки и конструктивные идеи методических поисков конца 20вв. Творческая индивидуальность учителя.

12.2 Актуальные проблемы литературного образования.

Особенности региональной концепции.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

1. Раздел 3. Инновационные процессы в обучении литературе.

Вопросы коллоквиума по одной из новых методических работ. (4 часа). Групповое собеседование

2. Раздел 11. Основные этапы развития методики преподавания литературы 19-20вв.

Вопросы для самостоятельного изучения. (2 часа). (Задание в тесте.)
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы практических занятий

7 семестр

Практическое занятие 1.

Содержание литературного образования в школе.

Научно-методические основы программ и УМК по литературе для общеобразовательных учреждений разного типа.

1.Основные этапы литературного образования в школе, их соответствие психолого-возрастным особенностям учащихся, периодам развития читателя-школьника (В.Г.Маранцман), структуре современной школы (при обязательном девятилетнем образовании).

2.Главные различия между вариантами федеральных программ по литературе (исходная концепция, системообразующий принцип, критерии отбора и расположения учебного материала, соотнесенность с читательскими интересами и возможностями учащихся, образовательными стандартами; характер аннотаций к темам, структура программы в целом).

3. Своеобразие региональной программы по литературе.

(Индивидуальное сообщение).

4. Концепции литературного образования в альтернативных программах под ред. З.Н.Новлянской и Г.Н.Кудиной; Е.Н.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко.

5. Основные типы учебной и справочной литературы для учащихся 5-9 и 10-11 классов. Соотношение учебников и программ по литературе.
Задание: сопоставьте, как одна и та же тема из школьного курса литературы (5-11кл.) представлена в разных программах (и учебниках). Какой из подходов Вам ближе? Почему?

Литература.

  1. В мире литературы. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-11(12) классы. Для учебных заведений гуманитарного профиля 10-11(12) классы. Под ред. А.Г.Кутузова. М., Дрофа, 2002.

  2. Программа литературного образования. 5-11 классы. Под ред. В.Я. Коровиной. М., Просвещение, 2002.

  3. Программа по литературе для 5-11 классов. Под ред. Г.И.Беленького и Ю.А.Лыссого. М., Мнемозина, 2002.

  4. Литература. Сборник программ для средних общеобразовательных учебных заведений.1-11 кл. (литературное чтение - В.Г.Горецкий, 5-11 кл. –Т.Ф.Курдюмова). М., Просвещение, 1997.

  5. Программа «Литература». 5-11классы. Под ред. Т.Ф.Курдюмовой. М.: Дрофа, 2000.

  6. Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Под ред. В.Г.Маранцмана. СПб., Специальная литература, 2001.

  7. Программа по литературе для старшей школы. 10-12 классы. Под ред. В.Г.Маранцмана. СПб., Специальная литература, 2000.

  8. Программа «Литература». 5-11 кл. Для углубленного изучения курса. Под ред. М.Б.Ладыгина. М., Дрофа, 1998.

  9. Новлянская З.Н., Кудина Г.Н. Литература как предмет эстетического цикла. 1 – 9 классы. М., 1998.

  10. Литература. 5-11кл. Программа для общеобразовательных школ. Под ред.. Н.Д.Тамарченко. Екатеринбург, Изд. АМБ, 2003.

  11. Стрельцова Е.Л., Тамарченко Н,Д. Новый взгляд на цели и задачи литературного образования. // Искусство и образование. 1994, №1.

  12. Стрельцова Л.Е., Тамарченко.Н.Д. Азбука словесного искусства: В 2х частях: Концепция и программа литературного образования в начальных классах школ гуманитарного типа. М., 1997

  13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе. М., «Дрофа»,2001.

  14. Литература. 5-11 классы. Сборник нормативных документов. М., «Дрофа», 1998.

  15. Круглый стол: мир русского слова и дети. // Мир русского слова. 2003, №3, с. 7-23.

  16. Лейдерман Н.Л. Что такое литературное образование? // там же, с.45-52.


Практические занятия 2,3.

Выразительное чтение как прием школьного анализа художественного текста.

М.Ю.Лермонтов. Парус. Обсуждение интерпретаций.

1.Теоретические основы выразительного чтения (художественного чтения в условиях школы). Основные понятия: действенность речи, ее условия; речевая выразительность, ее элементы; логика сценической речи, речевая партитура.

2.Учитель литературы как чтец-исполнитель. Система психотренинга и речевого тренинга чтеца.

3. Исполнительский анализ, его компоненты (этапы) на уроке литературы.
Задание: подготовить к исполнению стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус». Подготовиться к учебному диалогу о школьной интерпретации текста (на основе методических рекомендаций).

Литература.

  1. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. М., 1978, с.56-92.

  2. Петрова А.Н. Сценическая речь. М., 1981, с.37, 50-67, 68-100

  3. Методика выразительного чтения. М., 1977, с.33-40, 50-58.

  4. Соловьева Н.М. Практикум по методике выразительного чтения. М., 1981.

  5. Савкова З.В. Техника звучащего слова. СПб.,1998.

  6. Звуки на все руки. 50 логопедических игр. СПб., 1999.

  7. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981, с.366-367.

  8. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М., 2003, с. 193-198

  9. Смелкова З.С. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности. М., 1999, с.95-102.


Практические занятия 4,5.

Взаимосвязь методов и приемов традиционного изучения литературного произведения в школе. Технология проблемного обучения в процессе анализа текста.

1. Повесть И.С.Тургенева «Муму» в школьном курсе литературы: основные аспекты изучения (на материале действующих программ и учебников).

2. Нереализованные возможности художественного текста, с точки зрения современной науки.
Задание: сформулируйте сверхзадачу, проблемный вопрос, дидактические цели изучения данного произведения с учетом его трактовки в современном литературоведении, Вашего понимания смысла.

Задание (возможна групповая работа): разработайте

- несколько познавательных задач разного типа на материале повести,

- возможные модули первого урока (по первой главе повести), в основе которых

такие методические приемы, как выборочное чтение, пересказ,

стилистический эксперимент, сопоставление литературного текста

с произведениями других видов искусства (напр., изобразительным, кино – анимационным, художественным…), эвристическая беседа, слово о писателе, или рассказ об истории создания повести, или. ..?

Литература

  1. Искусство анализа художественного произведения./ Сост. Т.Г.Браже. М, 1971.

  2. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

  3. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. М.,1981.

  4. .Изучение литературы в 5 классе. Методические рекомендации под ред. В.Г.Маранцмана. СПб., 1997, с.125-155.

  5. Герчук Ю. Язык и смысл изобразительного искусства. М.,1995.

Герчук Ю. Основы художественной грамоты. Язык и смысл изобразительного искусства. М.,1998.

  1. Вайсфельд И. Кино как вид искусства. М., 1983.

  2. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.. 1990.

  3. Шкаруба Л. Иллюстрация на уроке (принципы иллюстрирования). // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1991, №3 (ксерокопия в ч/з).

  4. Батюто А.И. Творчество И.С.Тургенева. и критико-эстетическая мысль его времени. Л.,1990.

  5. Штильман С. Учимся читать классику (от заглавия до последней строки). М.,2002, с. 39-51.

Практическое занятие 6.

Методическая концепция темы. Проектирование урока. И.А.Бунин. Стихотворение «Детство».

Задание 1: опираясь на материалы лекционных и практических занятий, выстройте - с помощью карточек - методическую концепцию изучения в 5 классе стихотворения И.А.Бунина «Детство» (Программа под ред. Т.Ф.Курдюмовой, 2002).

Укажите при этом точные библиографические данные литературоведческих работ по творчеству Бунина, которые помогли Вам уточнить сверхзадачу урока, его проблемный вопрос, сквозное действие…

Задание 2: продумайте целесообразность включения в диалог о стихотворении живописного полотна (кисти ..?), подготовьте слово о нем.

Задание 3: попробуйте нарисовать картину (техника любая), сделайте коллаж или подберите репродукцию, фотографию, которые ассоциируются у Вас со словом «сказка».

Раздаточный материал - карточки, подготовленные студентами, с описанием возможных модулей уроков.

Литература

  1. Ершова А.П.. Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Пособие для учителя. М., 1998.

  2. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения, М.,1994.

  3. Гин А. Приемы педагогической техники. М., 1999.

  4. Штильман С. Учимся читать классику от заглавия до последней строки. М., 2002, с.122-146

  5. Ковалева Т.В. Русская лирика конца 19-начала 20 века. Цикл уроков. 5 класс. В сб. «Открытый урок литературы». М, 2001.

  6. Шестакова Т.А. Стихотворение «Детство» И.Бунина. 5 класс. В сб. «Открытый урок». М., 2002


Практические занятия 7,8.

Современный урок литературы.

Просмотр и обсуждение уроков победителей регионального конкурса «Учитель года» (видеозаписи или мастер- класс учителей ВК г.Мурманска Палютиной Л.А., лицей №1, Васьковой Е.И., гимназия №1 ).

Задание: сформулировать основные критерии оценки урока литературы

Литература

1. Щуркова Н.Е. Культура современного урока. М., 2000.

2. Кружалова А.М. Что такое хорошо и … что такое конкурс.//Русская словесность, 2002, с.9-14.

3. Учитель года России: лучшее от лучших. Сборник методических материалов. Выпуск 5. М., 2001.

Практическое занятие 9.

Моделирование урока. А.П.Чехов. Хамелеон.

Групповая работа. Защита проектов.

Задание: с помощью имитационно-ролевого моделирования представить самый интересный модуль урока.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. 1 Авторы программы iconПрограмма дисциплины Жилищное право для специальности 030501. 65...
Авторы программы : к ю н., доцент Дроздов И. А., м ч п., ст преподаватель Баратова М. А
1. 1 Авторы программы iconПрограмма дисциплины Жилищное право для специальности 030501. 65...
Авторы программы : к ю н., доцент Дроздов И. А., м ч п., ст преподаватель Баратова М. А
1. 1 Авторы программы iconАвторы программы: Горецкий В. П., Кирюшкина В. А., Шанько А. Ф. Авторы учебника
Количество часов, отводимых на учебный курс в соответствии с программными требованиями: 92 часа
1. 1 Авторы программы iconРабочая программа по русскому языку для 10 класса моу «Сайгатинская...
Она составлена на основании Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,...
1. 1 Авторы программы iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
...
1. 1 Авторы программы iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
...
1. 1 Авторы программы iconНастоящее планирование составлено в соответствии с требованиями Программы...
Настоящее планирование составлено в соответствии с требованиями Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Авторы...
1. 1 Авторы программы iconПрограмма по информатике и информационным технологиям составлена...
Программы курса информатики для 3-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова,...
1. 1 Авторы программы iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В. Я. Коровина
1. 1 Авторы программы iconПрограмма дисциплины Ведение переговоров для направления 030200....
Авторы программы: Сергей Юрьевич Степанов, доктор психологических наук, профессор
1. 1 Авторы программы iconНастоящая рабочая программа разработана на основе Программы по литературе...
Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев,-...
1. 1 Авторы программы iconРабочая программа по технологии для 3 класса Уровень изучения предмета базовый
Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и рабочей программы «Технология» 1-4 классы,...
1. 1 Авторы программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
1. 1 Авторы программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская и учебника «Искусство. 8-9 классы» (авторы...
1. 1 Авторы программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по физике для общеобразовательных учреждений и программы...
1. 1 Авторы программы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) по физике для общеобразовательных учреждений и программы...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск