Программа по русскому языку 9 класс пояснительная





НазваниеПрограмма по русскому языку 9 класс пояснительная
страница1/5
Дата публикации23.09.2013
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов /Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева и др.// Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 классы. / Сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2005. - С.63-110.

При сопоставлении Примерной программы с авторской выявлено отсутствие следующих дидактических единиц, необходимых для изучения:

Разделы

Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу

Общие сведения о языке

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художественной литературы. Нормированность - основная отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки

Синтаксис. Сложные предложения

Вопрос о классификации СПП. Наблюдение за особенностями использования СПП в устных и письменных текстах, правильное построение сложных предложений разных видов

Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе

В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен знать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (офоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь: речевая деятельность: аудирование:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

  • формулировать вопросы по содержанию текста;

  • замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • составлять конспект прочитанного текста;

  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;

  • знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте,


владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

• строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

письмо:

  • знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);

  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);

  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

• проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль,
тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

  • анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);

  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

  • разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля;

  • оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;

  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами:

  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;




  • проводить орфографический анализ текста; синтаксис и пунктуация:

  • различать изученные виды простых и сложных предложений;

  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;




  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;

  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;



  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

  • проводить пунктуационный анализ текста;

  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Виды и формы контроля:

  • диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий);

  • комплексный анализ текста;

  • устное высказывание на лингвистическую тему;

  • тест.

Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2005

  2. Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005

  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005

  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003

  5. Шаповалова Т.Е. Русский язык. Сложное предложение. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006

  6. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006

  7. Лимонад Т.В. С изложением на «ты». - М.: Школьная Пресса, 2001

  8. Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. -М.: Просвещение, 2005

  9. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Экзамен, 2004

для учителя:

  1. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Аст-рель, 2001

  2. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.

  3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под ред. Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005

  4. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006

  5. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения. - М.: Дрофа, 2004

  6. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005

  7. Шипицына Г.М., Петровская СО, Черников И.А. Русский язык. Дидактические материалы. 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2004

  8. Шипицына Г.М. Изложение и сочинение с заданиями и ответами. - М.: Просвещение, 1997

  9. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы.

- М.: Вербум-М, 2003

10. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки.

- М.: Просвещение, 2006

11. Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2007. Пред-
профильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2006

На изучение русского языка в 9 классе отводится 68 часов. Из них на развитие речи - 21 час






Тема урока

Кол.

час.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля,

вид

самостоятельной

работы

Домашнее задание

Общие сведения о языке

1.

Основные формы существования национального русского языка

1

Урок усвоения новых знаний

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей)

Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)

Анализ текстов Д.Лихачева о языке: определить тему, найти ключевые слова, к каким тематическим группам они относятся. Обоснуйте ответ своего отношения к выводу Д.Лихачева: «Есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа»

Объяснить разницу между понятиями «русский язык» и «русский литературный язык». Выскажите ваше отношение к современному молодежному сленгу

2.

Понятие о литературном языке

1

Урок усвоения новых знаний

Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы

Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык, уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка.

Составить таблицу «Разнообразие лексического состава русского языка». Написать сочинение-миниатюру по 1 из тем: «Русский язык богат, образен и точен» (К. Паустовский), «Люблю обычные слова, как неизведанные страны» (Д.Самойлов)

Подготовить устное сообщение «Какое место занимает литературный язык в общей системе русского языка». С какого времени, по вашему мнению, литературный язык можно считать современным?

Повторение изученного в 5-8 классах

3.

Р/Р Устная и письменная речь. Монолог и диалог

1

Урок развития речи

Разновидности речевого общения: неопосредованное и опосредованное, устное и письменное, диалогическое и монологическое; их особенности

Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог, владеть основными нормами построения устного и письменного высказывания, правильной и выразительной интонацией

Устное монологическое высказывание на тему «Значение Интернета для российского образования»

Прислушайтесь к диалогам на улице. Составить текст «Подслушанный диалог», передать специфику звучащей речи




4.

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Синтаксис и пунктуация простого предложения. Способы выражения главных членов предложения; виды предложений по наличию главных членов; виды односоставных предложений, предложения с однородными членами и знаки препинания при них

Уметь производить структурно-смысловой анализ предложений, различать изученные виды простых предложений, интонационно выразительно читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело пользоваться синтаксическими синонимами, различать предложения с однородными членами иССП

Объяснительный диктант

Упр.11. Записать предложения, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, составить схемы

5-6.

Предложения с обособленными членами

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Предложения с обособленными второстепенными членами

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, интонационно выразительно их читать, конструировать предложения по схемам, устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной особенностей предложений с обособленными членами, использовать их в речи

Комментированное письмо

Упр. 19. Прочитать текст, определить его стиль, записать, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть обособленные обстоятельства. Упр.20. Придумать предложения, используя в них в качестве уточняющих членов предложения словосочетания

7-8..

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями

Уметь интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями, объяснять постановку знаков препинания, уместно использовать в своей речи синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи

Диктант «Проверяю себя»

Упр. 14. Прочитать текст, записать его, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Обозначить обращения и вводные слова

























9-10.

Р/Р Описание по воображению и памяти

2

Уроки развития речи

Описание по воображению и памяти. Определение основных микро-тем

Знать разнообразие композиционных форм сочинения, уметь создать текст-описание по воображению и памяти на основе впечатлений от репродукции картины, от прослушанной музыки; раскрыть тему, использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания, включать в сочинение описательные обороты, умолчание и др., соблюдать нормы на письме.-

Сочинение по воображению и памяти на основе репродукций картин

И.К.Айвазовского, И.Е. Репина

Дописать сочинение
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconПояснительная записка 5 класс рабочая программа по русскому языку...
РФ. Обучение ведётся по учебнику: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М., 2013 г./ Научный...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconРабочая программа по русскому языку 5 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconПояснительная записка для основного общего образования (Базовый уровень)...
...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconПояснительная записка к рабочей программе по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconПрограмма по русскому языку в 10 классе (базовый уровень) Пояснительная записка
Государственного стандарта общего образования, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconПояснительная записка к рабочей программе по курсу «Русский язык»,9 класс
Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5 – 9 классов...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconРабочая программа по русскому языку, 8 «М» класс Пояснительная записка...
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования по русскому языку под редакцией Разумовской М. М (5-9...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconРабочая программа по русскому языку 9 класс
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по русскому...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconРабочая программа педагога Троицкой О. Н. учителя русского языка...
Рабочая программа по русскому языку (7 класс) составлена на основе авторской программы С. И. Львовой «Программа по русскому языку...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconПрограмма по русскому языку 10 класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconРабочая программа по русскому языку 7 «Б» класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconРабочая программа по русскому языку 7 класс
Для реализации этой цели необходимо поднять обучение русскому языку на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...
Программа по русскому языку 9 класс пояснительная iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса Пояснительная записка
Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск