Скачать 207.08 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Филологический факультет Кафедра русского языка УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050502.65 Технология и предпринимательство. (заочная форма обучения) Составитель: Воронина Н.В., кандидат педагогических наук, доцент, Романычева И.В., ассистент, Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от «____» _________________2012 г. № _____) Ульяновск, 2012
Программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта профессионального образования. Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» на факультете основана на знании теории и истории русского правописания и предполагает выработку навыков грамотного письма на более глубоком, чем в средней школе, уровне; овладение нормами русского литературного языка в его функционально-стилистическом аспекте; приобретение навыков ораторского искусства. На лекциях излагаются важнейшие вопросы теории культуры речи, освещаются последние достижения в области нормализации и кодификации литературного языка, а также даются основы теории и практики красноречия. На практических занятиях закрепляются и проверяются знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Самостоятельная работа направлена на изучение основной и дополнительной литературы, на подготовку к практическим занятиям. Индивидуальная работа связана с постановкой голоса студентам, с изучением и анализом индивидуальной манеры произнесения речи и выражения мысли. Выписка из ГОС ВПО(ГСЭ.Ф.08): Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цели речи, поиск материала, начало, развёртывание и завершение речи. Основные приёмы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность личной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
Цель дисциплины – содействовать развитию грамотной речи. Задачи дисциплины:
После изучения данного курса студент должен знать:
уметь:
владеть:
В соответствии с учебным планом дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается в 1 семестре.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Речь. Механизмы речи. Виды речевой деятельности. Функционально-смысловые типы речи. «Русский язык и культура речи» как научная дисциплина. Механизмы речи: антиципации и эквивалентных замен. Виды речевой деятельности. Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания. Говорение. Принципы речевого поведения. Активное чтение. Функционально-смысловые типы речи. Описание. Языковые средства и специальные приёмы жанров-описаний. Повествование. Языковые средства и специальные приёмы повествовательных жанров. Рассуждение. Языковые средства и специальные приёмы жанров-рассуждений. Тема 2. Понятие о культуре речи. Уровни культуры речи. Коммуникативные качества речи. Уровни культуры речи: низший и высший. Коммуникативные качества речи: связность, точность, чистота, ясность, богатство, целесообразность, толерантность. Тема 3. Понятие языковой нормы. Нормы письменной и устной речи. Понятие о языковой норме. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Нормы устной и письменной речи. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы. Динамика норм литературного языка. Коммуникативные и этические нормы. Тема 4. Текст. Признаки текста. Стили текста. Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста. Понятие о функциональных стилях речи. Официально-деловой, научный, публицистический, разговорный стили речи. Жанры научно-учебного и официально-делового стилей. Современные требования к оформлению документации. Взаимодействие разговорного и книжных стилей. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫМетодические рекомендации преподавателю По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение конспектов лекций, разработка реферативного сообщения, подготовка ответов на контрольные вопросы, подготовка мультимедийных презентаций. Предусматриваются также активные и интерактивные формы обучения. Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок. Для подготовки студентов к семинарскому занятию преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения. Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются эвристическая беседа, дискуссия, сообщения по отдельным теоретическим вопросам, реферирование, выполнение упражнений, решение тестовых заданий, выполнение контрольных работ и др. Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. Методические рекомендации студенту В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Русский язык и культура речи» изучается студентами в 1 семестре. Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. Лекции имеют обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Семинарское занятие – важнейшая форма самостоятельной работы студентов над научной, учебной и периодической литературой. Именно на семинарском занятии каждый студент имеет возможность проверить глубину усвоения учебного материала. Семинарские занятия в равной мере направлены на совершенствование индивидуальных навыков решения теоретических и прикладных задач, выработку навыков интеллектуальной работы, публичных выступлений, ведения дискуссий. Конкретные пропорции разных видов работы в группе, а также способы их оценки, определяются преподавателем, ведущим занятия. Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой. Формой итогового контроля знаний студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» является зачёт.
Виды контроля
Пример закрытой формы теста с единичным выбором Тема: Стили текста. Формулировка задания: Укажите правильный ответ Текст задания: Приведенный ниже текст принадлежит к следующему стилю речи Человек должен быть интеллигентен. А если его профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования? А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его белой вороной среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми? Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго, – не только физическое, но и умственное. В народе говорят: чти отца своего и матерь свою – и долголетен будешь на земле. Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро. 1) разговорному; 2) художественному; 3) газетно-публицистическому; 4) официально-деловому; 5) научному. Пример закрытой формы теста с множественным выбором Тема: Орфоэпические нормы Формулировка задания: Укажите правильные ответы Текст задания: Отметьте слова, орфоэпические варианты которых имеют разные лексические значения 1) броня; 2) масличный; 3) характерный; 4) электрик; 5) квартал. Примеры открытой формы теста Тема: Языковая норма Формулировка задания: Введите правильный ответ Текст задания: Совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации – это _______. Пример теста на установление соответствия Тема: Стили текста Текст задания: В приведённых предложениях использованы следующие изобразительно-выразительные средства.
Примерный перечень вопросов для контрольной работы Примерный вариант контрольной работы по акцентологии и орфоэпии. Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах. Августовский, асимметрия, баловать, бармен, бронировать, вероисповедание, двоюродный, девичий, договор, дозвониться, завидно, занял, заржаветь, исчерпать, квартал, красивее, маркировать, мусоропровод, обеспечение, оптовый, премировать, силос, танцовщица, тигровый, углубить, ходатайство, черпать. Задание 2. Образуйте форму Р.п. ед.ч. следующих существительных. Расставьте ударения. Арбитраж, герб, грош, инструктаж, торт, шкаф. Задание 3. Образуйте форму прошедшего времени м., ж., с. рода глаголов. Расставьте ударения. Баловать, взять, отдать. Задание 4. Мягкий или твёрдый согласный произносится перед Е? Автосервис бизнесмен, бижутерия, грейпфрут, дефис, кемпинг, контейнер, менеджер, прогресс, свитер. Задание 5. Определите [э] или [о] произносится под ударением. Акушер, безнадежный, бытие, грядет, двоеженство, желчь, истекший, маневры, недоуменный, опека, солитер. Задание 6. Определите, [чн] или [шн] произносится в словах. Молочный, яичница, двоечник, праздничный, Фоминична, скучно, скворечник, порядочно, очечник. Задание 7. Определите значение слов. Альтруизм, диссидент, имплицитный, мизантроп, маргинальный. Задание 8. Определить значение фразеологизмов. Пускаться во все тяжкие, тришкин кафтан, перейти Рубикон. Примерный перечень вопросов для зачёта
Виды самостоятельной работы
Примерная тематика докладов
Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы
Отметка «зачтено» ставится, если студент владеет научным стилем речи, умеет формулировать аргументированные ответы, владеет знаниями основных теоретических концепций и их положений, умеет классифицировать языковой материал, владеет терминологическим аппаратом, демонстрирует понимание основных теоретических принципов и владеет навыками анализа языкового материала. Отметка «не зачтено» ставится, если студент не владеет научным стилем речи, показывает низкий уровень полноты и аргументированности ответа, плохо владеет знаниями основных теоретических концепций и их положений, затрудняется в классификации языкового материала, не владеет терминологическим аппаратом, демонстрирует недостаточный уровень понимания основных теоретических принципов и владения навыками анализа языкового материала.
Основная литература 1. Баландина Л.А., Давидян Г.Р., Кураченкова Г.Ф. Симонова Е.П.Русский язык и культура речи: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений. – М: Издательство МГУ, 2008 г.- 254 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/19450). 2. Боженкова Р.К., Боженкова Н.А., Шаклеин В.М.Русский язык и культура речи: учебник. – М.: Флинта; Наука, 2011. - 606 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/114172). 3. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская ; Л.Г. Павлова. - 10-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 537 с. (Библиотека УлГПУ). 4. Ипполитова Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций: [учеб. пособие для вузов] / Н.А. Ипполитова; О. Ю. Князева, М. Р. Савова. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008. Переиздание: 2009. – 436 с. (Библиотека УлГПУ). Дополнительная литература 1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская ; Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - 9-е изд. - Ростовн/Д : Феникс, 2004. – 436 с. (Библиотека УлГПУ). 2. Культура русской речи : учеб. для вузов / [Виноградов С.И., Граудина Е.К., Даниленко Е.П. и др.]; РАН, Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова; отв. ред. Л.К. Граудина, Е.С. Ширяев. - М.: Издательство Норма (Изд. группа Норма-Инфра-М), 2001. – 549 с. (Библиотека УлГПУ). 3. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: [Учеб. пособие для вузов по пед. спец.] / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2002. (Библиотека УлГПУ). 4. Русский язык и культура речи: практикум по курсу : [учеб. пособие для вузов] / под ред. В.И. Максимова. - М. : Гардарики, 2004. Переиздание: 2007. (Библиотека УлГПУ). 5. Русский язык и культура речи: учеб. / Северо-кавказская акад. гос. службы; под общ. ред. Л. А. Введенской. - М. : Издательство РАГС, 2005. (Библиотека УлГПУ). 6. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи: учеб. пособия / Г.Я. Солганик ; Т. С. Дроняева. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 251,[1] с. - (Высшее профессиональное образование) (Филология). (Библиотека УлГПУ). 7. Харченко В.К. О языке, достойном человека: Учебное пособие: Материалы для самостоятельной работы по курсу «Русский язык и культура речи». - М: Флинта; Наука, 2010 . – 159 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/76291). 8. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 383 с. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/106636 http://www.knigafund.ru) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». Составители: Воронина Н.В., Романычева И.В. – Ульяновск: УлГПУ, 20__. - ___ с. Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050502.65 Технология и предпринимательство. Составители ____________________ Н.В. Воронина ____________________ И.В. Романычева Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» одобрена на заседании кафедры русского языка "___" __________ 20__г., протокол № ____ Заведующий кафедрой _________________________________Воронина Н.В.________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» согласована с библиотекой Сотрудник библиотеки ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа утверждена на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол № от «________»_________________20 __г.) Председатель ученого совета факультета ________________________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа согласована с учебным управлением "___" __________ 20__г., протокол № ____ Начальник учебного управления. ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС __________________________________________________________________ |
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050502. 65 «Технология и предпринимательство» для заочного... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7) | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7) | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета технологии и дизайна (протокол от «22»марта 2012 г. №7) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050502. 65 «Технология и предпринимательство» | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Отечественная история» для студентов заочной формы обучения специальности 050502.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Физическая культура» для студентов заочной формы обучения по специальности: 050502.... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502.... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Компьютерная графика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502.... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Экология» для студентов очной формы обучения по специальности 050502. 65 «технология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65 – Технология... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Математика» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65 «Технология... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины 050502. 65 Технология и предпринимательство Канск Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Химия» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65 – Технология... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050502. 65 «Технология и предпринимательство» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Иностранный язык» для студентов заочной формы обучения по специальности 050502. 65... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050502. 65... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» |