Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема





Скачать 104.95 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку для 7 класса Тема
Дата публикации29.09.2013
Размер104.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок


Конспект урока

по русскому языку

для 7 класса

Тема: Роль наречия и деепричастия в характеристике героя (по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Тема : Роль наречий и деепричастий в характеристике героя ( по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)
Цель: Выяснить роль наречий и деепричастий в речи и обобщить знания по этим частям речи.
Задачи:
Знать: - правило написания не с разными частями речи;

- правописание наречий, образованных от существительных с предлогами;

- правило написания Н – НН в наречиях;

- правило написания Ь после шипящих в наречиях;

- правило написания дефиса в наречиях;

- правило написания гласных в суффиксах деепричастий;

- правило постановки знаков препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях;

- роль наречий и деепричастий при описании действия


Понимать: - различие между наречиями и краткими прилагательными;
Уметь: - находить часть слова (морфему), в которой находится определенная

орфограмма;

- уметь применять изученные правила на разном языковом материале;

План урока:

  1. Орг.момент.

  2. Объявление темы урока

  3. Изучение нового материала

1. Работа с эпиграфом

2. Словарный диктант

3. Роль деепричастия в художественном тексте

4. Роль наречия в художественном тексте

IV. Закрепление изученного материала

V. Итог


Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Объявление темы урока.

- Сегодня на уроке мы с вами обобщим изученное о наречии и деепричастии, узнаем, какую они выполняют роль в художественном тексте на примере недавно прочитанной нами повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба»

-Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока: « Роль наречий и деепричастий в характеристике героя.»
III. Изучение нового материала.
1. Работа с эпиграфом.

- Прочитайте эпиграф, написанный на доске.

Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,

так бы кипело и животрепетало,

как метко сказанное русское слово.

Н.В. Гоголь

– Каким вы представляете себе человека, сказавшего так о русском слове? (Чуткий, внимательный к слову, искренне любящий русский язык, а значит, и свой народ.)

– Какое оно, русское слово? (Замашисто, бойко, метко сказанное.)

– Определите, к какой части речи относятся эти слова. (Первые два – краткие прилагательные, метко – наречие.)

- Как вы определили часть речи? Докажите. (Слова «замашисто и бойко» относятся к существительному «слова», в данном случае замененное местоимением «которое»; слово (каково?) замашисто и бойко. Слово сказанное (как?) метко)

- Придумайте словосочетание, чтобы слова «замашисто и бойко» в нем выступали бы наречиями. (говорить бойко, замашисто)

- Что означают слова «бойкий, замашистый», попробуйте дать определения или подобрать синонимы.

( Бойкий – живой, быстрый; замашистый – хлесткий)

- Выпишите слова «бойко и метко», выполните их морфемный и словообразовательный разбор.

- Чем похожи слова и чем они отличаются? ( оба слова заканчиваются на «о», но в слове «бойко» – «о» - это окончание, т.к. перед нами краткое прилагательное; а в слове «метко» - это суффикс, т. к. перед нами наречие.)

Метко  меткий ( суффиксальный)

Бойко  бой (суффиксальный)

2. Словарный диктант. (комментированный)

Братья, смотревшие исподлобья, недавно выпущенные семинаристы, не думая просить о помиловании, вмиг забыли, отчаянно бились, развеяв сомнения, сначала заговорил кошевой, нигде не слышно, промаявшись до вечера, ничуть не растерявшись,

услышав новость, говорил взволнованно, несешься вскачь, связали крепко-накрепко, упал навзничь, бежали навстречу.
- Какие из этих словосочетаний вы можете использовать при характеристике запорожцев в бою?

3. Роль деепричастий в художественном тексте.

А теперь на примере отрывка их повести «Тарас Бульба», выясним роль деепричастия в художественном тексте.
- Возьмите задание № 1, прочитайте текст.

А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Как только увидели козаки, что подошли они на ружейный выстрел, все разом грянули в семипядные пищали, и, не прерывая, всё палили они из пищалий. Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам, сливаясь в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле, а запорожцы всё палили, не переводя духу: задние только заряжали да передавали передним, наводя изумление на неприятеля, не могшего понять, как стреляли козаки, не заряжая ружей.
- О чем говорится в этом отрывке? (о битве между запорожцами и поляками)

- Найдите в тексте деепричастия и деепричастные обороты, выделите их, поставьте знаки препинания.
- Проверим. Читайте предложение, называйте грамматическую основу, деепричастие или деепричастный оборот.

- Что такое деепричастный оборот? (Деепричастие с зависимыми словами)

- Как на письме выделяется деепричастный оборот и одиночное деепричастие? (всегда выделяется запятыми с обеих сторон)

- Выпишите третье предложение, выделите грамматическую основу, одиночное деепричастие и деепричастный оборот.

- Ставится ли запятая между деепричастными оборотами, связанными союзом «и»? (нет, между однородными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами запятая не ставится)

- Перепишите это предложение, заменив деепричастия глаголами.

- Что получилось?

(И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозили, нацеливались пищалями, сверкали очами и блистали медными доспехами.)

- В какой форме вы записали глаголы и почему? ( глаголы записали в форме прошедшего времени множественного числа, потому что глагол-сказуемое в неизменённом предложении стоит именно в этой форме)

- Изменился ли смысл предложения? Если да, то как? ( Получается, что поляки выполняли действия последовательно)

-Итак, какова же роль деепричастий? ( В том, что они передают множество действий, происходящих одновременно)

Деепричастие – это особая форма глагола, обозначающее добавочное действие. В тексте они употребляются для того, чтобы передать действия, происходящие одновременно, чтобы передать динамику, стремительность этих действий.
4. Роль наречий в художественном тексте.

-Возьмите задание № 2. Прочитаем текст без наречий.

…………… (напрасно) старались занять и развеселить Тараса; ………… (напрасно) бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. ……… и …….. (сурово и равнодушно) глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, ……… (тихо) понурив голову, говорил он: « Сын мой! Остап мой!»

- Вспомним, в какой момент происходило это действие?

( Действие происходит после того, как Тарас узнает, что его сын Остап попал в плен)

- Подумайте, какие чувства одолевали Тараса? Докажите словами текста.

( Старались занять, развеселить – грусть, выступала неугасимая горесть)

- Вставьте вместо точек пропущенные наречия и запишите (в карточке).

- Прочитайте текст со вставленными в него наречиями.

( Наречия эмоциональнее, точнее передали состояния героя.)

- Подчеркните наречия. Каким членом предложения они являются? (обстоятельством)

- А теперь прочитаем так, как это написано Н.В. Гоголем. Возьмите карточку № 3. Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!»

- А теперь подумаем, почему писатель выбрал именно эти наречия?

Как вы их понимаете? Подберем синонимы.

(Напрасно – тщетно, бессмысленно, бессмысленно, безрезультатно.

(Сурово – грозно, сердито, угрюмо, неумолимо;

равнодушно – безразлично, безучастно, пассивно;

тихо – молчаливо, беззвучно)

Характеризуют ли эти синонимы внутренний мир героя, его поступки?

(Языковые значения слова «сурово» не отражают состояние героя, в художественном тексте появляются совсем другие значения.

Слово «сурово» передает трагедию отца, он потерял своих сыновей, один (Андрий) перешел на сторону поляков из-за любви к прекрасной женщине, Тарас, не выдержав этого предательства, покарал его; другой (Остап), надежда Тараса – в плену.

Слово «равнодушно» показывает, что Тарас равнодушен к окружающему миру. Посмотрите на второй корень этого слова, этот корень «душа» - это значит, что душа тоскует по сыну, все остальное, что окружает Тараса, не имеет никакого значения для него.

Наречие «тихо». Отец молча переживает свою трагедию, переживает в одиночестве, поэтому тихо.
Наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитета, т.к. им близка функция качественных прилагательных (выразительность, ярость, образность) Такие наречия эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют описание целой картины. Без них утратились бы живописность, эмоциональность, точность авторских характеристик.
IV. Закрепление изученного материала

Возьмите карточку № 4. Прочитайте.

Они шли не боязливо, не угрюмо, а с какою-то тихою горделивостью; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почувствовал старый Тарас, увидев своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы, неотступно следя за каждым его движением. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

- Дай же, боже, чтобы все, какие тут не стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин!

Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»
- Как назовем этот отрывок? (казнь Остапа)

- Вставьте пропущенные буквы и знаки.

- Найдите наречия в тексте, перечислите их. ( не боязливо, не угрюмо, впереди, неотступно, вверх, громко, гордо, одобрительно)

- Кого характеризуют эти наречия? (в основном Остапа, а наречия «неотступно, гордо, одобрительно» – Тараса)

- Что мы можем сказать об Остапе, какую дать характеристику ему, прочитав эти наречия? (В отрывке передано, что Остап берет на себя ответственность за своих товарищей, это характеризует его как героя. Он гибнет за веру, за отечество.)

- А последнее наречие, характеризующее Тараса, показывает, что отец гордится своим сыном, одобряет его. Ведь запорожцы боролись за свою веру, за отечество.

- Найдите предложения с деепричастиями, прочитайте их.

(Что почувствовал старый Тарас, увидев своего Остапа?

Он глядел на него из толпы, неотступно следя за каждым его движением.

Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!» )

- Чьи действия дополняют деепричастия? ( Тараса)

- Какую роль они выполняют? (передают напряженность момента, характеризуют внутреннее состояние героя)

- Проверим, как вы вставили пропущенные буквы и знаки.

V. Итог урока

-Итак, какую роль выполняют деепричастия и наречия в художественном тексте?

(Они передают стремительность, динамику одновременных действий,

эмоционально окрашивают действие, уточняют и конкретизируют, передают внутреннее состояние героя)

ПРИЛОЖЕНИЕ

________________________________________________________________________

КАРТОЧКА № 1

Найдите в тексте деепричастия и деепричастные обороты, выделите их, поставьте знаки препинания.

А из города уже выступало неприятельское войско гремя в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на козацкие таборы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами. Как только увидели козаки, что подошли они на ружейный выстрел, все разом грянули в семипядные пищали, и не прерывая всё палили они из пищалий. Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам сливаясь в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле, а запорожцы всё палили не переводя духу: задние только заряжали да передавали передним наводя изумление на неприятеля не могшего понять, как стреляли козаки не заряжая ружей.
КАРТОЧКА № 2

Вставьте пропущенные наречия. Запишите.

…………… старались занять и развеселить Тараса; ………… бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. ……… и …….. глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, ……… понурив голову, говорил он: « Сын мой! Остап мой!»

КАРТОЧКА № 3

Прочитайте.

Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!»

КАРТОЧКА № 4

Вставьте пропущенные буквы и знаки. Объясните.

Они шли (не) б..язливо (не) угрюмо а с какою-то тихою г..рделивостью; их платья из дорогого сукна изн..сились и болтались на них ветхими лоскутьями; они (не) глядели и (не) кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почу..ствовал старый Тарас увид..в своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы неотступно следя за каждым его движением. Они пр..близились уже к лобному месту. Остап остановился. Он глянул на своих поднял руку вверх и произнес громко:

- Дай же, боже, чтобы все, какие тут не стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин!

Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Тарас стоял в толпе потупив голову и в то же время гордо пр..подняв очи и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconПрограмма по русскому языку для 9 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М
Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconПрограмма по русскому языку для 11 «А» класса (базовый уровень) Разработана Антиповым А. М
Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconУрока : Понятие о пунктуации. Зачем нужны знаки препинания
Данная рабочая программа по русскому языку для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconКонспект урока по русскому языку. 3 класс Тема урока: Упражнения...
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconКонспект урока по русскому языку. Тема «Наречие»
Пешина Лариса Борисовна, учитель немецкого языка высшей категории моу гимназия г. Нытва, классный руководитель 9 «а» класса
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconКонспект открытого урока по русскому языку в 6 классе
Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconРабочая программа по русскому языку в 11 классе (профильный уровень) Пояснительная записка
Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconЛ. В. Прохватилина Контрольные и проверочные работы по русскому языку
Настоящая программа по русскому языку для 6 класса является логическим продолжением программы для начальной школы и 5 класса и составляет...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconТема: Слова с удвоенными согласными
Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10 класса базового уровня и учебной программы по...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconКонспект урока по русскому языку для учащихся 4 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение — основная общеобразовательная школа №3 города Асино
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconРабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе...
Программы по русскому языку к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе...
Программы по русскому языку к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена по русскому языку для 10 класса составлена на основе Примерной программы...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconКонспект урока по теме: «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны)
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconРабочая программа по русскому языку для 7 б класса разработана на...
Морф по русскому языку, авторской концепции М. Т баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. «Программа по русскому языку». // Программы...
Конспект урока по русскому языку для 7 класса Тема iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск