Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы





Скачать 33.23 Kb.
НазваниеГбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы
Дата публикации02.10.2013
Размер33.23 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Емельянова Юлия Семёновна, учитель русского языка и литературы.

ГБОУ СОШ № 698 г.Москвы.

Творческие проекты на уроках литературы.
Если ученик не учится творить, то и в жизни он

всегда будет только подражать, копировать.

Л.Н.Толстой.
Как повысить эффективность урока литературы? Как сделать его действенным средством нравственного воспитания, пробуждения в юных душах чувства доброты и милосердия? Как формировать гуманистическое мировоззрение в наше время научно-технического прогресса, в условиях стремительно развивающегося общества?

Чтобы решить эту задачу, мы разработали систему творческих проектов на уроках литературы.

Каждый человек уникален, и постижение мира у каждого происходит по-своему.

Результатом творческой деятельности на уроках литературы в 5-6 классах могут стать творческие проекты в виде сочинений разных жанров, опорных схем-конспектов, инсценирования написанных сказок и рассказов. Творческий подход к деятельности можно сформировать т развить, только систематически приобщая учащихся к творческим заданиям, ставя их в ситуацию необходимости решения различных, постепенно усложняющихся творческих задач на уроке.

Некоторые педагоги считают, что самостоятельное творческое мышление доступно только старшеклассникам, т.к. ученик сначала должен усвоить знания, сообщённые учителем или учебникам, а потом проявить самостоятельное творческое мышление. Мы убеждены, что творческие работы способны выполнять даже дети младшего школьного возраста, а творческие задания должны постепенно усложняться от класса к классу, в результате чего уже став выпускниками, дети способны сами творчески мыслить, генерировать различные идеи, самостоятельно решать творческие задачи.

Рассмотрим несколько видов творческих проектов на уроках литературы в 5-6 классе.
Рисование метафор.

Ещё в 4 веке до н.э. знаменитый философ Аристотель сказал: « Величайшее, чего можно достичь, это стать мастером метафоры». Стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова , включённые в программу по литературе, позволяют школьникам познакомиться с метафорами и «нарисовать их на бумаге». Так, поэтические картинки зимы в стихотворениях А.с.Пушкина «Зимний вечер», «Зимняя дорога» или природа в лермонтовском « Из Гёте» создаются следующими метафорами, которые можно «нарисовать»: «буря плачет», «буря стучит в окошко», «печальная луна», «вершины спят» и др. После выполнения таких заданий можно предложить ребятам самостоятельно найти в нашей речи и «нарисовать метафоры».
Сочинение сказок.

Программа литературного образования в 5 классе предусматривает знакомство с русскими народными сказками, сказками народов мира, а во втором полугодии – с литературными сказками, учитывая возрастные особенности школьников.

Народная сказка является мудрым воспитателем. В сказках всего мира мы видим «определённый моральный кодекс: воспевание храбрости, честности, любви, верности, ума, ловкости и мужества». Сказка всегда поучительна, она помогает разобраться в сложных взаимоотношениях людей, оценить их поступки и проявить сочувствие, либо осуждение.

Но самое главное – сказка привлекает ребёнка «неограниченностью возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворённым чувством справедливости».

Г.С.Альтшуллер, основатель технологии ТРИЗ, считал, что сказки – «упражнение по развитию творческого воображения». Исследователь утверждал, что для формирования будущей творческой личности необходимо «ознакомление с большим количеством сказок».

В 5 классе мы применяем такой вид работы, как сказотворчество. Опираясь на схемы сказок, составленные исследователем по технологии ТРИЗ, школьники учатся не только писать сказки с несложным сюжетом, но и сопереживать положительным героям, осуждать отрицательных, решать проблемы, с которыми могут столкнуться в реальных жизненных условиях.
На рисунке представлена схема – основа сказки, по которой можно сочинить первую сказку, где добро побеждает зло.


  • Ссора Испытание. Борьба . Хитрость. Волшебство. Ум. Сила. =

Главный герой Друг Добро побеждает зло.



Главный герой Помощник
Рис.1.
Рис.1. Основа сказки.

Примерный сюжет сказки по данной схеме: жил-был положительный герой и у него был друг, который всегда приходил к нему на помощь. Но однажды отрицательный герой со своим помощником ….и далее каждый учащийся сочиняет по опорной схеме следует своему замыслу.


Литература.


  1. Альтшуллер Г.С. Рабочая книга по теории развития личности. Часть 1.- Кишинёв: МНТЦ «Прогресс», 1990.

  2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.

  3. Гумилёв Л.Н. Поиски вымышленного царства. – М., 1970.

  4. Международный конкурс учителей. Сборник материалов. «Артек», 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconПроекты, реализованные в урочной деятельности по предметам в 2013-2014...
«Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Проекты. Окружающий мир 3 класс
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconАнализ учебно-воспитательной деятельности за 2012-2013 учебный год
Гбоу сош №1005 «Алые паруса» руководствовался в своей работе «Законом об Образовании», нормативными документами Министерства образования...
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconПояснительная записка к учебному плану гбоу сош №400 вао г. Москвы на 2013-2014 учебный год
В основу учебного плана гбоу сош №400 положены государственные нормативные документы
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconАнализ научно-методической работы гбоу сош «Школа здоровья» №473 увоуо до г. Москвы в I полугод
Результативное участие гбоу сош №473 в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях разного уровня подчинения
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconУрок химии и литературы. Учитель химии и биологии гбоу специальная...
Суворове А. В., способствовать формированию интереса к изучению Отечественной истории и истории Кубани, создать атмосферу здорового...
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconУрок №5 «познай самого себя» урок разработан Медведевой С. Е. учителем...
Медведевой С. Е. учителем истории и обществознания гбоу сош №1291 г. Москвы, к учебнику обществознание 6 класс под редакцией Л. Н....
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предложенная разработка педагогического совета была апробирована в гбоу сош №924 юао города Москвы в 2011-2012 учебном году при проведении...
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconНаучились тому, что им пригодится в будущем. Учащиеся вовлечены в...
Учащиеся вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать,...
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconИнформационная справка об инновационном развитии гбоу сошно №1673 «Поддержка»
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» №1673...
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconГбоу сош №223 Общие вопросы Общая характеристика Г
Школа №223 основана в сентябре 1938 года. За 75 лет своей работы школа несколько раз меняла свое название: с 14 июля 2003 года –...
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconН. В. Гоголь «Творческая личность», «творческий подход», «творческие...
Развитие творческих способностей на традиционных уроках русского языка и литературы и на уроках с использованием элементов педагогических...
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconКалендарный план работы гбоу сош №851 Южного окружного управления...
Календарный план работы гбоу сош №851 Южного окружного управления образования до города Москвы
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconОбразовательная программа средней и старшей ступеней образования...
Особенности учебного плана гбоу сош «Школа здоровья» №661 цао г. Москвы на 2013-2014 у г
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconПравила для учащихся гбоу сош №960 г. Москвы Ученик имеет право

Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы icon«Формирование общепредметных и предметных компетенций на уроках истории и обществознания»
Ивановна, учитель истории и обществознания высшей категории мбоу сош№3 городского округа Стрежевой Томской области. Проект реализуется...
Гбоу сош №698 г. Москвы. Творческие проекты на уроках литературы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамента образования города Москвы по вопросам обеспечения комплексной безопасности образовательных учреждений, и устанавливает...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск