Скачать 152.41 Kb.
|
Традиции и инновации в профессионально – практической подготовке будущих специалистов О.М.Лебедева, заместитель директора по учебно-производственной работе Валуйский педагогический колледж Современная социально-экономическая ситуация ставит перед профессионалом проблему необходимости и готовности к переосмыслению личностно-профессионального опыта. В этих условиях к ведущим ценностям, помимо полученных знаний, относится формирование способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самоорганизации специалистом собственной деятельности. Данные ценностные ориентации служат методологической основой непрерывного образования. Профессиональная практика, как интегративный компонент педагогического образования, является связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей самостоятельной деятельностью в сфере образования. В процессе педагогической практики проверяются степень теоретической и практической готовности студента к самостоятельной педагогической работе, создаются широкие возможности для раскрытия, развития и обогащения творческого потенциала студента, подтверждается личностная мотивация к данному виду профессиональной деятельности. В педагогическом колледже практика студентов является составной частью учебного процесса. При изучении учебных дисциплин у студента формируются предметные умения. Обучение моделирует будущую профессиональную деятельность студента, а на педагогической практике он непосредственно включается в эту деятельность с большей долей самостоятельности. Коллектив преподавателей колледжа выполняет программу педагогической практики на весь период обучения студентов. В ней представлена система работы, отражена логика, задачи, особенности практики каждого года обучения, перечень требований и конкретных заданий. Обозначено не только то, что необходимо сделать студенту, но и как это сделать. В программе определены основные идеи: помочь студенту научиться осмысливать наблюдаемые педагогические явления; постоянно стремиться вырабатывать собственное оценочное отношение к ним; познавая чужой опыт, узнавать себя, что, в конечном счёте, способствует профессиональному росту. В программу включены разнообразные диагностические методики изучения развития ребёнка, схемы анализа различных педагогических явлений, памятки по подготовке занятий и воспитательных дел, требования к оформлению отчётной документации, полезные советы. В нашем колледже накоплен большой опыт проведения педагогической практики, которая является важным звеном в подготовке будущего учителя. Мы готовим учителей начальных классов с дополнительной подготовкой в области информатики, русского языка и литературы, иностранного языка, учитель музыки, музыкальный руководитель, учитель математики основной общеобразовательной школы. Профессиональная практика представляет собой непрерывную цепочку от так называемой «пассивной» практики на втором курсе, затем всё более усложняющейся педагогической практике. Студенты выходят сначала на психолого-педагогическую практику, затем на практики «Пробные уроки и занятия», летнюю и преддипломную. Базами практики являются общеобразовательные школы города и района, учреждения дополнительного образования, дошкольные образовательные учреждения. Программу всех видов практики студенты проходят успешно и ответственно. На психолого-педагогической практике практиканты применяют различные формы и методы, проводят тематические занятия, утренники, праздники, экскурсии, викторины. Руководители практики учат студентов проводить диагностические исследования, ориентированные на воспитательный и развивающий результат. Результаты пробных уроков и уроков на преддипломной практике говорят о хороших знаниях студентами педагогики, частных методик, практиканты проявляют творчество при подготовке к урокам, оформлении документации, изготовлении наглядности, применении средств обучения, создании учебно-методических комплексов по темам предметов начальной школы и по математике в основной школе. За достаточно высоким уровнем сформированности профессиональных качеств студентов – будущих специалистов стоит эстафета огромной работы методистов всех видов практики. В колледже стало традицией проведение конкурсных занятий в рамках психолого-педагогической практики. Студенты показывают умение создавать благоприятную психологическую обстановку на занятии, использовать элементы технологий критического мышления и сотрудничества, приёмы активизации детей к деятельности, мобилизовать своё рабочее самочувствие, видеть и понимать реакцию учащихся в процессе занятия. Все занятия носят познавательный характер, имеют большое значение для развития кругозора и эрудиции учащихся. Итогом практики «Пробные уроки и занятия» является конкурс педагогического мастерства «Моя профессия – моя судьба». При проведении конкурсных уроков студенты используют инновационные технологии: интерактивное обучение, дифференцированное, проблемное обучение, коллективная, парная работа, метод проектов, компьютерные технологии, разрабатывают и проводят интегрированные занятия. На заключительном этапе участники конкурса проявляют свои творческие, интеллектуальные способности, находчивость, артистизм, фантазию, умение владеть педагогической техникой. Всё это способствует привитию любви у студентов к выбранной профессии. Содержательно и интересно проходит практика на музыкальном отделении в дошкольных образовательных учреждениях, в каждом из которых сложился определённый психологический климат, определилась методическая школа, на протяжении многих лет студенты там работают под руководством опытных методистов, а также школах города. Студенты демонстрируют исполнительские и аккомпаниаторские навыки при работе с музыкальным репертуаром, хормейстерские умения. В детских садах, школах студенты оказывают всевозможную помощь в проведении праздников, различных массовых мероприятиях. Жизнь требует, чтобы педагогическая практика наполнялась новым содержанием и организационными подходами. В школе сегодня предпочтение отдаётся развивающим технологиям обучения и воспитания детей, и в колледже мы уходим от традиционного, объяснительно-репродуктивного обучения. На занятиях преподавателями используются инновационные технологии: метод французских мастерских, метод инверсий, ассоциаграмм и проектная методика, компьютерные технологии, проводятся интегрированные занятия, деловые игры, где студенты отрабатывают фрагменты уроков с использованием инновационных технологий. В ходе практики осуществляется прямая и непосредственная связь: методист - учитель – практикант. Для более тесного сотрудничества школы и колледжа, на базе одной из школ города открыт кабинет педагогической практики. Работа этого кабинета направлена на достижение новых образовательных результатов при подготовке будущих специалистов. Здесь проводятся семинары на темы: интегрированный подход к разработке пробных уроков; организация работы по изучению студентами передового педагогического опыта; структура современного учебного занятия; единые требования к оформлению конспектов пробных занятий студентами школьного и музыкального отделений и другие, некоторые семинары проходят совместно со студентами. Летняя педагогическая практика студентов третьего курса колледжа ставит вполне определённую цель: сформировать у будущего специалиста такие качества как системное мышление, коммуникативную культуру, способность к осознанному анализу своей деятельности, ответственность за выполняемую работу, умения успешной адаптации в новых социально – экономических условиях. Подготовка студентов к летней практике ведётся в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин на теоретических и практических занятиях в течение учебных семестров. А на третьем курсе в течение четырёх дней на территории колледжа проводится учебная практика «Инструктивно–методический лагерь». Создаются условия максимально приближённые к предстоящей деятельности студента в качестве вожатого. Планирование учебной практики включает все структурные составляющие логики лагерной смены: организационно–педагогическую работу, организацию коллективно–творческой деятельности, организацию режима, активного отдыха детей, проведение санитарно– гигиенической работы. Данный вид подготовки позволяет создать условия для реализации творческого потенциала каждого студента, предоставить каждому из них возможность стать непосредственным участником всех видов деятельности. Средствами и условиями включённости студентов в процесс социально–педагогической адаптации выступает деловая игра, управленческий тренинг, игровые ситуации. Организационно–содержательные пространства определяются по следующим направлениям: познавательное, трудовое, оздоровительное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, экологическое и эстетическое. Составляется план работы ИМЛС, утверждается директором, назначаются начальник и работники лагерного сбора приказом директора. Приведём пример плана работы инструктивно-методического лагерного сбора «Ступени - 2006». ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ДЕНЬ ОТКРЫТИЯ ЛАГЕРЯ Дежурный отряд – 33 группа
ВТОРОЙ ДЕНЬ «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ» Дежурный отряд – 32 группа
ТРЕТИЙ ДЕНЬ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ, ЮМОРА И СМЕХА Дежурный отряд – 3 музыкальный
ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ ДЕНЬ ВОЖАТСКОГО МАСТЕРСТВА
Запланированные мероприятия проигрываются, анализируются в течение всей лагерной смены. В результате студенты знакомятся с необходимой документацией по организации летнего отдыха детей, литературой по вопросам методики работы в лагере, собирают методические копилки с материалами - разработками различных дел, овладевают оформительскими умениями. После такой подготовки студенты направляются для прохождения летней практики в загородные, городские оздоровительные лагеря, центры, городские площадки, которую контролируют и направляют методисты колледжа. Важнейшей составляющей педагогической практики является исследовательская деятельность, связанная с подготовкой, написанием и защитой сначала курсовой, а затем выпускной квалификационной работы. В соответствии с выбранной темой научного исследования студенты применяют те методы, с которыми знакомятся в ходе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла. Благодаря этому теоретические представления о научных методах перерастают в осмысленное их применение, в результате чего развиваются исследовательско-аналитические умения, а это обеспечивает успешность педагогической деятельности. Особое внимание уделяем формированию у студентов ответственного отношения к оформлению отчётности об итогах своей практической деятельности: соблюдение требований к ведению дневника наблюдений, к разработке конспектов учебных и внеучебных занятий, отчётов по каждому виду практики, наличие отзывов учителей и руководителей практики. Накопленный за годы обучения в колледже практический материал студенты используют в качестве иллюстраций к ответам на выпускных экзаменах. Таким образом, накопленный нами опыт по проведению профессиональной практики даёт возможность утверждать, что наши студенты успешно проходят все виды практики, как по основной, так и по дополнительной специальности и умеют:
Конец формы |
Учебно-методический комплекс дисциплины «предпринимательское право» Основными целями изучения дисциплины Предпринимательское право являются достижение всестороннего и глубокого понимания сущности предпринимательских... | Ооо «Совет директоров учреждений профессионального образования Тверской области» «Компетентностный подход: традиции и инновации в профессиональном образовании»: материалы региональной научно-практической конференции... | ||
Программа по дисциплине «Традиции и культуры питания народов мира» «Социально-культурный сервис и туризм», формирующий у будущих специалистов в области туризма основных знаний и умений по предоставлению... | Ii. Традиции и инновации в методике преподавания иностранных языков Активные методы обучения – это способы активизации учебно познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной... | ||
Рабочая программа Учебная «Профессиональное обучение (по отраслям)», с содержанием профессионально-педагогической деятельности, с функциями бакалавра профессионального... | Рабочая программа Учебная «Профессиональное обучение (по отраслям)», с содержанием профессионально-педагогической деятельности, с функциями бакалавра профессионального... | ||
Аннотация к рабочей программе дисциплины «Латинский язык и основы... Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов основ терминологической подготовки будущих специалистов, научить... | Развитие профессионально-методических умений будущих учителей иностранного... Развитие профессионально-методических умений будущих учителей иностранного языка на занятиях по домашнему чтению | ||
Международная научно-практическая конференция «инновации и инвестиции» Филиал фгбоу впо «мгиу» в г. Вязьме приглашает всех заинтересованных лиц 18 ноября 2014 года принять участие в международной научно-практической... | Возможности виртуального образования и условия их реализации в профессиональной... Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования | ||
Реферат За отчетный период преподавателями кафедры научно-исследовательская... Как в рамках общефакультетской темы научно-методического исследования «Инновации и традиции в условиях уровневой системы высшего... | Международной научно-практической интернет-конференции «инновации... Труды Международной научно-практической Интернет-конференции «Инновации в образовании: пути и средства реализации». – Пятигорск:... | ||
«Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации» | Социальная психология Высшего педагогического образования направлена на вхождение в мировое образовательное пространство. Это вызывает внесение изменений... | ||
Педагогическое обеспечение формирования личностных профессионально... Педагогическое обеспечение формирования личностных профессионально значимых качеств студентов – будущих дизайнеров | Конкурса Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Теория и практика формирования коммуникативной культуры: традиции и... |