Урок 8. Тема: Пасха. Цель урока: познакомить детей с историей празднования Светлого Христова Воскресенья и пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие
Основные понятия: Воскресение. Спаситель. Великий пост. Светлое Христово Воскресение (Пасха). Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами. Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Ход урока: I. Организационный момент. Вот опять звенит звонок
Приглашает на урок.
Праздник Пасхи наступает
Торжество нас ожидает. II. Проверка домашнего задания по теме: «»Христос и Его крест». Вопросы и задания
1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?
2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?
3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям?
4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей. III. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме. Учитель.
Дорогие ребята!
Сегодня мы с вами познакомимся с самым любимым, самым почитаемым праздником у православных христиан -Пасхой.
В России Пасху называют Великий день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу жизни над смертью. Это не просто праздник! Это праздник всех праздников, торжество из торжеств. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. (Показать иллюстрацию распятия Христа).
На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)
(Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворения) Ученик 1.
Пасха! В трубы золотые
Ангелы трубят с небес,
Будьте счастливы, все люди,
Радуйтесь! Христос воскрес!
Ученик 2. Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краёв. Ученик 3. Пасха наступила –
Радость охватила:
Иисус любимый,
Отстрадав, воскрес!
Поздравляю с праздником,
Чудом из чудес! Ученик 4. Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж тёмный лес,
Христос воистину воскрес! Ученик 5. Я знаю точно - Он воскрес! А знаю я не понаслышке. Прочел в одной чудесной книжке, В которой много есть чудес. Но это чудо, вам скажу, Под силу Богу одному. Ведь только Бог Иисус Христос Страдал за нас и смерть понес. Но показав любви ученье, Христос воскрес! И воскресенье - Вот это чудо из чудес. Я знаю точно, Он воскрес! Ученик 6. Послушайте, все люди Историю одну О воскресенье Бога. Хвала вовек ему! Ведь Он воскрес из мертвых И с нами Он всегда. Уже не будет распят Он больше никогда. Воскрес великий Бог наш, Из гроба Он восстал, Надежду воскресенья Нам всем Он даровал. Ученик 7. Люблю я этот день весенний Апрельский чудный день. Христа Иисуса воскресение Мне праздновать не лень. Ведь он, разрушив все преграды, Воскрес и для меня! С Иисусом буду вечно рад я, И вся моя семья. IV. Работа по теме урока. 1). Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся «Воскресение Христа» (стр.28 – 29) V. Физминутка.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим. VI . Продолжение работы по новой теме. 1). Самостоятельное чтение статьи из учебника «Русская Пасха» (стр. 29 – 31) 2). Выборочный пересказ текста (по заданию учителя). VII. Групповая работа – Пасхальные игры. Учитель.
Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.
1 группа показывает игру «Катанье яиц» и объясняет правила игры.
Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.
2 группа показывает игру «Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
3 группа показывает игру «Вертушка», по команде дети одновременно раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель!
(Игры могут быть различные, какие найдут дети и групп может быть больше) VIII. Подведение итогов урока. Учитель.
Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.
ВОПРОСЫ и задания:
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
4. Как звучит главный пасхальный гимн?
5. В чем состоит христианский пост? IX. Рефлексия.
-
1.
| На уроке я работал
| активно / пассивно
| 2.
| Своей работой на уроке я
| доволен / не доволен
| 3.
| Урок для меня показался
| коротким / длинным
| 4.
| За урок я
| не устал / устал
| 5.
| Мое настроение
| стало лучше / стало хуже
| 6.
| Материал урока мне был
| понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
|
Учитель.
Дорогие ребята,
Ученики.
Воистину воскрес! Вот вы и поближе познакомились с праздником. Его мы будем отмечать весной следующего года.
Пришла весна – пора чудес
Журчит родник – Христос Воскрес!
Светлее в мире нет Словес-
Воистину Христос Воскрес.
X. Задание на дом (на выбор): 1. Подготовиться к сочинению на одну из тем.
2. Подготовиться к выполнению задания:
а). Создайте небольшой сборник стихов, с помощью которых вы могли бы проиллюстрировать, что вы узнали о празднике Пасха.
|