Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова»





Скачать 195.57 Kb.
НазваниеУрок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова»
Дата публикации09.07.2013
Размер195.57 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Конспект урока по общей биологии в 11 классе

«Дело академика Вавилова»

(«Жизнь и научная деятельность Н.И.Вавилова»).

Жукова Надежда Николаевна

учитель биологии МОУ «Нижнекулойская СОШ»

Верховажского района Вологодской области
Урок по программе Захарова В.Б.

Тема: «Основы генетики и селекции»

Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н.И.Вавилова»

«Имя» урока: «Дело академика Вавилова»
Цель: Способствовать восприятию учащимися Н.И.Вавилова не только как великого ученого, но и как человека - гражданина.
Образовательная цель:

Способствовать усвоению учащимися фактов биографии Н.И.Вавилова – великого русского путешественника, генетика, селекционера; осмыслению вреда, причиненного биологии лысенковщиной.

Воспитательная цель:

Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма, личной сопричастности с событиями в нашей стране.

Развивающая цель:

Способствовать развитию умения учащихся подтверждать или опровергать цитаты суждениями;

Способствовать развитию мыслительной операции «обобщение», «сравнение»
Ход урока:

Мотивация:

Слайд 1.

Сегодня мы поговорим о всемирно известном человеке. Пожалуй, ни одна биография ученого не затронула мое сердце так, как факты жизни, деятельности и смерти Н. И.Вавилова. Моё знакомство с ним состоялось с прочтения детской книги Г. Голубева «Великий сеятель» и я поняла, какой может быть опасной жизнь биолога: вот в Сахаре сломался самолет, и всю ночь пришлось пламенем костра отгонять львов…, а при движении по перевалу Гиндукуш тропа была столь узка, что в пропасть срывались лошади…; Н.И.Вавилов, засидевшись поздно в палатке, обнаружил, что на свет заползло столько ядовитых скорпионов и фаланг, что показалось, будто брезентовый пол шевелится... [1]
«Имя» нашего урока «Дело академика Вавилова». Почему он так назван?
(Озвучивание ответов учащихся: дело всей жизни Н.И.Вавилова – изучение мира культурных растений)

Слайд 2.

В энциклопедии биография Н.И.Вавилова заканчивается словами: «Умер 26.1.1943 г. в Саратовской тюрьме» Почему он умер так рано? Ведь Вавилову в это время было всего 55 лет! И почему в тюрьме? Что мог сделать учёный, чтоб его посадили в тюрьму?

У названия урока есть и второй смысл: следователь А. Хват, ведший допросы подозреваемого в шпионаже и измене Родине Вавилова говорил: » Был бы человек, а дело найдется» Он имел в виду уголовное дело… И только в 1991 г. в книге Марка Поповского я нашла ответ на этот вопрос, узнала, что в течение всех 30-х годов ХХ в., вплоть до своего ареста в августе 1940 г., Н.И.Вавилов «балансировал на лезвии ножа» между жизнью и смертью.
Важнейшие вехи в жизни всех людей: родился, учился, работал…

У многих наших соотечественников есть в биографии ещё одна строка, обозначающая второе, гражданское рождение: «реабилитирован тогда-то».

Реабилитация в переводе с латинского языка – «восстановление в правах по суду или в административном порядке». Второй смысл этого слова - возвращение доброго имени, прежней репутации.
«О, не думай, что ты из тех,

Кто следа не оставил в мире!

Поминовения день...» Средневековый японский поэт Басё

Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н.И.Вавилову.
Слайд 3-4.

Наш урок будет иметь 2 части:

1. Научный подвиг Н.И.Вавилова, его заслуги перед человечеством

2. Противостояние Вавилов – Лысенко: гений и злодейство. Разгром советской генетики в 30-50 гг. ХХ в., его последствия
«В настоящее время академик Вавилов самый популярный ученый на свете, хотя еще сравнительно молод. Нет уголка на земном шаре, где не знают его имени», - так говорил болгарский академик генетик Дончо Костов в 1932 г. Давайте перенесемся мысленно и мы в то время, поговорим о Н.И. как об ученом с мировым именем.
Заполняя индивидуальные карты, мы будем работать в группах, их три: путешественники ( повторят маршруты экспедиций Н.И.Вавилова ), библиографы ( расскажут о научной работе Н.И.Вавилова), биографы (познакомят нас с чертами характера Н.И.Вавилова).

(Приложение № 1. Индивидуальная карта работы учащегося.)
При работе в группах вам необходимо подтвердить или опровергнуть цитату (эпиграф) суждением.

(Приложение № 2. Алгоритм «Использование суждений для доказательства или опровержения цитаты»)
Начнём наше путешествие во времени и пространстве.

  1. Научный подвиг Н.И.Вавилова, его заслуги перед человечеством.

Пока учащиеся работают в группах, озвучивают выступление, демонстрируются слайды: Слайды 5-9.
1 группа - «путешественники» (каждый учащийся заполняет индивидуальную карту):

-на карте мира отметить страны, в которых побывал ученый, год, какие культуры исследовал.

Найти ответ на вопрос: В 1940 г. Н.И.Вавилов заканчивал большой многолетний труд «Очаги земледелия 5-ти континентов»… но последовал его арест... И только в 1987г. осуществилась публикация книги «Пять континентов», принадлежащей перу Н. И. Вавилова, отражающей романтику и трудности его экспедиционной деятельности и приуроченной к исполнившемуся в 1987 г. столетию со дня его рождения. Почему книга носит такое название?
Работа группы с Приложением №3. «Материалы для группы «путешественники»
Озвучивание ответов учащихся (1 уч-ся по выбору).
Пока учащиеся работают в группах, озвучивают выступление, демонстрируются слайды: Слайды 10-16.

2 группа - «библиографы»- описатели книг (каждый учащийся заполняет индивидуальную карту)
Работа группы с Приложением № 4. «Материалы для группы «библиографы»
Найти ответ на вопрос: Вы поняли, что всю жизнь Н.И.Вавилов изучал растения. Изменялись ли в течение жизни его научные интересы? Какую цель он преследовал?
Озвучивание ответов учащихся (1 уч-ся по выбору)
Пока учащиеся работают в группах, озвучивают выступление, демонстрируются слайды: Слайды 17- 18.

3 группа – «биографы» (каждый учащийся заполняет индивидуальную карту)

Составьте словесный портрет Н.И.Вавилова, каким человеком и гражданином он был?
Работа группы с Приложением № 5. «Материалы для группы «биографы»
Озвучивание ответов учащихся (1 уч-ся по выбору)
Выводы.

Ребята! Давайте обобщим, то к чему мы прикоснулись, изучая наследие Н.И.Вавилова.

Вы заметили, что начинал он с маленьких частных вопросов биологии: изучал вредителей – слизней, культурную рожь. Затем перешел к крупному вопросу: иммунитету культурных растений и вершиной его творчества стали мировые открытия: закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, учение о центрах происхождения культурных растений. Под его руководством создана уникальная «живая» коллекция культурных растений – мировой генофонд культурных растений.( «Коллекция ВИРа – «Лувр» ботаников и «Эрмитаж» агрономов».) Им обоснованы теоретические положения науки селекции, основывавшейся на генетике.

Откройте оглавление нашего учебника биологии. Что было бы, если бы из учебника изъять тему «генетика»? (озвучивание: невозможным стало бы изучение селекции, цитологии, экологии, эволюции, размножения и онтогенеза – всей общей биологии).

Как же развивалась «молодая» биологическая наука генетика? Кто внес заметный вклад в её развитие? А кто уничтожил? Неужели после всех героических экспедиций, наград, в т.ч. Ленинской премии, мировых научных достижений Николая Ивановича Вавилова вот так просто взяли и бросили в тюрьму? И человек, создавший мировую коллекцию сортов и видов растений, умер в Саратовской тюрьме от дистрофии в 1943 г.?

Слайды

  1. Противостояние Вавилов – Лысенко: Гений и злодейство.



В хронологии некоторых дат в развитии биологии в XIX –XX в. выделите те, которые относятся к генетике.

Работа учащихся с Приложением № 6. «Даты истории развития биологии»
Что Вы заметили? (Озвучивание:

  1. Началом генетики можно считать открытие «гороховых « законов Г.Менделем, переоткрытие законов произошло в 1900 г. В последние годы ( конец ХХ в.) все открытия в биологии связаны с генетикой.

  2. 2. Но в списке нет имен русских ученых.) Почему?


Генетика как самостоятельная научная дисциплина стала развиваться в нашей стране в 20-30 -х гг. ХХ века.

В то время генетика находилась в начале своего становления и советские ученые внесли важный вклад в разработку хромосомной теории наследственности, включившись в мировой поток наиболее важных генетических исследований. Работы русских ученых предваряли многие крупные, в том числе и нобелевские, открытия. Достаточно вспомнить имена выдающихся российских ученых и их достижения: работы Кольцова, в которых он за четверть века до Уотсона и Крика предложил принцип строения наследственных молекул и принцип их репликации, пионерские работы Четверикова, в которых он заложил основы популяционной генетики - науки, ставшей фундаментом сегодняшнего понимания окружающей среды, серии работ Серебровского и Дубинина по доказательству дробимости гена и т.д.
Работа учащихся с Приложением № 7. Идеи, гипотезы, достижения советских генетиков и зарубежных генетиков в 20-30-е годы ХХ века.
Вклад советских биологов в развитие генетики был столь существенен, что биология занимала самые передовые позиции в науке молодого советского государства.

Советская генетика получила мировое признание.

Советская генетика оказалась значительно продвинутой вперед именно в получении практических результатов.

Наиболее важными были стратегические позиции советских генетиков, которые обеспечивали прогресс в области фундаментальной науки. В мировой биологии именно эти направления исследований, наравне с биохимией, привели к появлению новых фундаментальных обобщений и практических достижений невиданной ранее эффективности. Современная биотехнология, генетическая инженерия, иммунология, прогресс медицины — все это закладывалось исследованиями тех лет.

«Сейчас в 20-30-х г. основные генетические работы имеются на немецком, английском и русском языках. Но работы на русском языке быстро прогрессируют и даже превосходят научную литературу Запада» -так говорил директор Берлинского института наследственности и селекции Эрвин Браун.
Так что же произошло? Почему спустя годы наша страна оказалась в самом «хвосте» генетики? Давайте обратимся к другим датам. Какие события в это время происходили в политической жизни нашей страны с конца Х!Х до середины ХХ века? Остановимся на интересующем нас периоде 30-х годов.
1929- 1934 гг.- сталинская индустриализация, коллективизация. Массовые репрессии против интеллигенции, крестьянства, рабочих, »Шахтинское дело». Страна – лагерь для заключенных.

1932-1933 гг.- голод в СССР

1 декабря 1934 г.- убийство С.М.Кирова, аресты «врагов народа»

1936-1938 гг.- массовые репрессии против коммунистов и беспартийных

6 августа 1940 г. – арест Н.И.Вавилова
Обратимся к небольшому скорбному списку: предположите, что могли сделать эти ученые – доктора наук, профессора, сотрудники ВИРа, и даже наркомы земледелия, чтобы их объявили «врагами народа» и расстреляли или сгноили в лагерях и тюрьмах?
Работа учащихся с Приложением № 8. Судьба некоторых репрессированных ученых
(Озвучивание:

  1. Многие ученые были сотрудниками ВИРа, директором которого был Н.И.Вавилов, они были его сторонниками, приверженцами генетики и честно отстаивали свои научные принципы и мешали «процветать» научному невежеству во главе с Лысенко.

  2. Именно Н.И.Вавилов, его мужественная и принципиальная позиция в защите научных убеждений, была для Т.Лысенко главным препятствием, мешавшим ему стать диктатором в сельскохозяйственной науке и биологии в нашей стране в сталинский период.


Феномен лысенковщины.

Лысенковщина проявлялась в различных исторических условиях, пройдя три этапа своего существования.

Первый этап — 20-е — 40-е годы.

Второй — от сессии ВАСХНИЛ 1948 г. до начала 50-х гг.

Третий — после смерти Сталина до 1964 г.
Постараемся разобраться во взаимоотношениях Лысенко и Вавилова. В Интернете нашла в переписке вопрос-обращение учащегося: «Кто-нибудь, скажите, кто такой Лысенко?» Среди ответов прочитала: «Лысенко – великий советский учёный.... Но мы только что говорили: «Н.И.Вавилов – великий ученый с мировым именем! Как же так? Оба - великие ученые, но почему тогда, спустя многие годы после гибели, Николая Ивановича помнит весь мир, начиная со школьников, а Лысенко назовут только специалисты или те, кто глубоко занимается изучением биологии?
Выберите эпиграф:
Работа учащихся с Приложением № 9. Эпиграфы:
Ребята! Перед Вами две статьи из Советского энциклопедического словаря. Сравните их, сделайте выводы.

Работа учащихся с Приложением № 10. Краткие биографические справки из энциклопедических словарей о Н.И.Вавилове и Т.Д.Лысенко
(Озвучивание:

1. В статье о Н.И.Вавилове перечисляются основные его должности, например: академик АН СССР с 1929 г. (Лысенко -академик АН СССР с 1939 г.), Вавилов - академик АН УССР с 1929 г (Лысенко - академик АН УССР с 1934 г.), Вавилов - академик ( 1929 г.) и первый президент ( 1929-1935 гг.) ВАСХНИЛ (Лысенко - академик ( 1935 г.) и президент ( 1938 – 1956, 1961 -1962 гг.) ВАСХНИЛ.). Получается, что после снятия с должности Н.И.Вавилова его посты занял Лысенко.

  1. В статье о Вавилове перечисляются основные разделы его всемирно известных научных трудов (только одна Ленинская премия – за труд, посвящённый центрам происхождения культурных растений), а в статье о Лысенко – его награды: Герой Социалистического труда ( 1945 г.), имел 7 орденов Ленина. Депутат ВС СССР в 1937- 1966 гг.. Государственная премия СССР. Трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1949 гг.).Золотая медаль имени И.И.Мечникова (1950 г.) «За выдающиеся труды в области биологии и развития творческого советского дарвинизма, приведшие к важнейшим практическим результатам в с/х».

  2. Самое поразительное: Лысенко принципиально не читает мировую классическую биологическую литературу ( этому мешало, кроме прочего, незнакомство с иностранными языками) и особенно презрительно относится к исследованиям генетиков. «Многое из того, что мы проходили в институте, например по генетике, он [Лысенко] считает «вредной ерундой» и утверждает, что успех в нашей работе зависит от того, как скоро мы сумеем все это забыть, «освободиться от этого дурмана», - писал Донат Долгушин. И он - в 1940-1965 гг. - директор Института генетики АН СССР.


Трофим Денисович Лысенко был на одиннадцать лет моложе Вавилова. Он родился на Украине в селе Карловка в 1898 году. Учился в школе садовода и в Сельскохозяйственном институте в Киеве, работал на Белоцерковской опытной станции. С 1925 года работал он в азербайджанском городке Ганджа, ведал в Институте хлопка бобовыми и высевал их чуть ли не через каждые пять дней в течение всего года. На полях того же института ставили свои опыты вировцы (сотрудники ВИРа). Профессор Вавилов услышал ОТ НИХ об экспериментах Лысенко и живо заинтересовался этими опытами.

Журналист В.Федорович писал в «Правде»: «От этого Лысенко остается ощущение зубной боли, - дай Бог ему здоровья, унылого он вида человек. И на слово скупой и лицом незначительный, - только и помнится угрюмый глаз его, ползающий по земле с таким видом, будто по крайней мере собрвался он кого-то укокать.»

Пророческим оказалось первое ощущение журналиста: «босоногий профессор» был малообразованным и крайне самолюбивым человеком.

Надо заметить, что уже тогда (ему не было еще и тридцати) Лысенко умел производить на окружающих впечатление личности незаурядной. «Длинный, худой, весь постоянно выпачканный землей. Кепку надевает одним махом, и она всегда у него торчит куда-то вбок. Словом, полное пренебрежение к себе, к своей наружности. Спит ли вообще неизвестно, мы выходим на работу — он уже в поле, возвращаемся — он еще там. Все время копается со своими растениями, все время с ними. К ним он очень внимателен. Знает и понимает их вообще прекрасно, кажется, умеет разговаривать с ними, проникает в самую душу их. Растения у него «хотят», «требуют», «любят», «мучаются»...» Так писал своим родным в декабре 1928 года сослуживец, а в будущем близкий друг Лысенко Донат Долгушин. И в том же письме: «Это настоящий творческий ум, новые оригинальные идеи так и прут из него. [2]
Остановимся на этом подробнее: какие новые оригинальные идеи так и прут из него?

Работа учащихся с Приложением № 11. Идеи, взгляды Т.Д.Лысенко
Теоретической платформой Лысенко был ламаркизм, представления о наследовании благоприобретенных признаков. Он использовал их, создав «учение» о выведении нужных сортов и свойств путем «воспитания» растений и животных с помощью изменения условий внешней среды и назвав его «мичуринской биологией». При этом существование генов, мутаций, хромосом отрицалось. Вскоре, пообещав быстро восстановить сельское хозяйство, Лысенко стал любимцем главы государства. И Сталин верил ему, верил больше, чем самым крупным ученым.

Карьера Лысенко в тех условиях была обеспечена.

Мягкий, деликатный, доброжелательный, уступчивый, Николай Иванович обнаружил большую твердость духа, когда ему пришлось вести бой за научную истину. «Я борюсь, прижатый к стене, но я никогда не сдамся» - писал он в 1938 г. своему другу, американскому ученому Харланду. А годом позже сказал с трибуны: «Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся». Эти его слова оказались пророческими.

Начиная с 1930 г. на Вавилова было заведено персональное дело, которое с каждым годом всё больше распухало от доносов…

Известный генетик академик Н.П.Дубинин, хорошо знавший Н.И.Вавилова, писал: «В тридцатые годы величие Н.И.Вавилова было уже очевидно Именно поэтому он стал объектом жестокой травли, недостойной лживой критики со стороны Лысенко, Презента и их единомышленников» Именно Н.И.Вавилов, его мужественная и принципиальная позиции в защите научных убеждений, был для Т.Лысенко главным препятствием, мешавшим ему стать диктатором в сельскохозяйственной науке и биологии в нашей стране в сталинский период.
Разгром советской генетики

В поднятой в прессе кампании против генетиков, возглавляемой Лысенко и Презентом, сначала изображали генетиков научными противниками «мичуринской биологии», называли «антимичуринцами», позднее — как носителей буржуазной идеологии, и наконец — как «врагов народа», политических противников советского строя. Острие этих атак было направлено против Н. И. Вавилова.

Призывы Н. И. Вавилова проверить правоту дискутирующих сторон опытом не устраивали Лысенко. Тем более, что успехи генетики привели к тому, что ряд биологов-марксистов, убедившись в правоте генетиков, отошли от ламаркизма (С. Г. Левит, И. И. Агол, В. Н. Слепков и другие). Критическая проверка взглядов Лысенко могла привести к ситуации, когда ему пришлось бы «платить по векселям.

В 1933 г. Н. И. Вавилов, возвратившись в ВИР из экспедиции по Северной и Южной Америке, узнал, что 18 его сотрудников арестованы. Он пытался защитить коллег. Однако последовало распоряжение лишить Вавилова права выезда за границу в экспедиции.

В 1934 г. было внезапно (за 4 дня до торжества) отменено празднование 10-летия ВИРа.

В 1935 г. Н. И. Вавилов был смещен с поста президента ВАСХНИЛ и выведен из числа членов ВЦИК.

В 1936 г. состоялась IУ сессия ВАСХНИЛ, на которой наиболее крупные растениеводы страны подвергли уничтожающей критике ряд положений Лысенко. Однако Лысенко предпринял все меры, чтобы научную дискуссию на сессии превратить в дискуссию идеологического и философского характера. Вскоре значительная часть специалистов, критиковавших линию Лысенко, были арестованы и расстреляны.

Выступления против Н. И. Вавилова и генетиков в 1938—1939 гг. приобрели характер травли.

Т. Д. Лысенко и его сторонники сделали все возможное, чтобы сорвать Международный генетический конгресс, проведен не которого было намечено в Москве. Этот конгресс был единственной возможностью для Н. И. Вавилова выступить перед компетентной аудиторией, показать истинное значение новейших направлений биологии и вообще фундаментальной науки для сельскохозяйственной практики, продемонстрировать высочайший международный авторитет советской генетики.

Фактически уже в конце 30-х гг. Лысенко монополизировал значительные области биологии.

К 40-м гг. ему не противостоял ни один крупный противник с таким международным научным авторитетом, какой имели Н. И. Вавилов и К К Кольцов. Важнейшим ущербом, который был нанесен Т. Д. Лысенко и его сторонникам в эти годы советской науке и практике, следует признать разгром советских школ в генетике и ликвидацию перспективных научных направлений и исследовательских центров. В стране прекратились работы по ряду направлений теоретической и прикладной биологии, которые в 50-х гг. привели к формированию в мировой биологической науке наиболее ее плодотворных и перспективных направлений: молекулярной биологии и генетики. Самым существенным (и не исправленным в полном объеме до сих пор) было уничтожение классической генетики в нашей стране. Большой урон был нанесен прекращением работ по антропогенетике и медицинской генетике: еще в 1937 г. был закрыт Медико-генетический институт, а его директор С. Г. Левит расстрелян.

Серьезнейший урон был нанесен преподаванию биологии. Лысенко требовал изъятия из курсов биологии «менделизма-морганизма». Начались гонения на преподавателей — противников воззрений Лысенко. Эти преследования проводились под лозунгами превращения вузов в «оплоты учения Мичурина — Лысенко». Метод идеологической травли был опробован И. И. Презентом против Ю. А Филипченко еще в 20-х гг. В конце 30-х гг. Презент начал кампанию против Г. Д. Карпеченко - самого молодого профессора Ленинградского университета, возглавившего кафедру генетики растений. Кафедра в 1940 г. была фактически разгромлена и прекратила существование.

Огромный урон был нанесен сельскому хозяйству и сельскохозяйственной науке. Из-под сельскохозяйственной практики была выбита научная основа. Были разрушены сеть селекционных станций и система сортоиспытания, созданные Н. И. Вавиловым. Были затрачены время, научные силы и средства на заведомо бессмысленные исследования, директивным введением убыточных и антинаучных мероприятий сельскому хозяйству страны был нанесен прямой материальный ущерб, выражающийся в миллиардах рублей: Лысенко и его сторонники несут значительную долю вины за закупки зерна, продолжающиеся до сих пор.

Советская биология оказалась оторванной от мировой науки как раз в тот период, когда пошло ускоренное развитие науки и производства, стал все более усиливающуюся роль в развитии человеческого общества играть научно-технический прогресс:

в науке начался период революционных изменений и усиливающихся междисциплинарных взаимодействий.

Отрыв советских ученых от мирового научного сообщества прямо вел к крупному стратегическому отставанию нашей биологии, что и подтвердили события в мировой науке в последующие годы. Фактически был разрушен механизм использования достижений фундаментальной биологии в практике, что привело к нарастающему отставанию нашего сельского хозяйства и медицины в области внедрения наиболее передовых технологий и методов — это прямая вина Лысенко и его сторонников.

Были окончательно ликвидированы исследования по наиболее передовым и, как показали дальнейшие события, перспективным направлениям современной биологии. Результатом была утрата позиций в наиболее важных стратегических направлениях биологии, а также разработке новых биологических технологий. Несмотря на многолетние усилия, эти последствия не устранены полностью до сих пор.

Искоренение преподавания основ современной научной биологии привело к появлению поколений специалистов, которые получили искаженное представление об основах науки, не были подготовлены методически и методологически, не освоили научный подход к постановке задач и оценке результатов. Эти потери относятся к числу тех, которые до сих пор не преодолены и оказывают серьезное тормозящее действие на прогресс биологии в нашей стране.

Распространение лысенковщины привело к исключительной по своим масштабам и исторически беспрецедентной дискредитации советской науки за рубежом.

Мы были первыми в идеях …Урон, нанесенный лысенковщиной советской биологии, особенно генетике, не восполнен до сих пор. Тяжкие кадровые потери, утрата традиций в ряде важнейших направлений исследований привели к серьезному отставанию советской генетики от мирового уровня.

Важно, чтобы знания нынешних школьников были подлинно научными, свободными от лженаучных догм, отражающими истинное состояние биологических проблем и все богатство накопленных в мире идей о путях и подходах к их решению, о перспективах развития современной биологии.

Прав был профессор П.А. Баранов, участник нескольких экспедиций Вавилова, когда писал: «Яркая и прекрасная жизнь Николая Ивановича долго будет привлекать внимание исследователей и вдохновлять писателей... Наша молодежь должна знать эту большую жизнь, которую можно по праву назвать подвигом ученого, должна учиться на ней, как нужно самоотверженно работать и как нужно любить свою родину и науку». [3, 4, 5]
Выводы по уроку:

Ребята! Вот и закончилось наше непростое путешествие во времени и пространстве.

Непреходящее значение творчества Н. И. Вавилова общепризнанно. Это проявилось и в дни работы ХIV Международного генетического конгресса, состоявшегося в Москве в августе 1978 г. Конгресс, проходивший под гуманным девизом «Генетика и благосостояние человечества», завершился пленарной сессией, посвященной вавиловскому наследию в современной генетике.

Известный американский генетик Г.Меллер более чем через 20 лет после смерти Николая Ивановича писал: «Он был поистине велик во всех отношениях — выдающийся ученый, редкий организатор и руководитель, необыкновенно цельный, открытый, душевно здоровый... В работе, в делах, в решении всевозможных проблем ему свойственна была необыкновенная проницательность и широта ума, и при этом никогда я не встречал человека, который бы так любил жизнь, так щедро себя тратил, так щедро и много созидал».

Имя Николая Ивановича присвоено ВИРу (1967), Институту общей генетики АН СССР (1983), а также Саратовскому сельскохозяйственному институту и Всесоюзному обществу генетиков и селекционеров. Его имя украшает первую страницу крупнейшего международного журнала «Неreditу» («Наследственность») наряду с именами Ч.Дарвина, Г.Менделя, К.Линнея, других корифеев науки.
Как Вы думаете, о чем (о ком) говорят трехстишия - хокку Басё?
«О, не думай, что ты из тех,

Кто следа не оставил в мире!

Поминовения день…»
Слайд 22.

«Уходит земля из - под ног.

За легкий колос хватаюсь…

Разлуки миг наступил».
Слайд 23.

«Замшелый могильный камень.

Под ним - наяву это или во сне?-

Голос шепчет молитвы» (Николай Иванович Вавилов – узник Саратовской тюрьмы – умер от истощения 26 января 1943 г. Точное место захоронения на тюремном кладбище пока не установлено.)
«Год за годом всё то же:

Обезьяна толпу потешает

В маске обезьяны.»

«Не из обычных людей

Тот, которого манит

Дерево без цветов.»
«Наша жизнь росинка.

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и все же…»
Ребята! Выскажите, пожалуйста, свое отношение к уроку:
На уроке мне открылось следующее:

Мое отношение к Н.И.Вавилову……

Мне открылась истина, что…

Изменилось ли Ваше личное отношение к событиям 30-40 гг. в нашей стране? Если – да, то почему?

Где может пригодиться Вам этот материал?

Были ли Вы сопричастны с изучаемым материалом?

Какой эпиграф из множества Вы бы выбрали как свое кредо (свою жизненную позицию)?

Читали ли Вы произведение В.Дудинцева «Белые одежды»? Д.Гранина «Зубр»?
Подведем итог:

Как Вы считаете, почему только в нашей стране «пышным цветом» расцвела лысенковщина, приведшая к полному «облысению» биологии?

Вспомните 20-е г. ХХ в.: в СССР происходит ликвидация безграмотности (ликбез). Конечно, невежество, желание простого необразованного человека верить в чудеса могло способствовать появлению «своего» ученого - «народного академика». Ведь специалисты, которых стали презрительно называть «спецы», постепенно становились изгоями. К примеру, Н.И.Вавилов – сын фабриканта, капиталиста, значит, эксплуататора. Стоит ли ему доверять? Даже, если он и знает 22 (!) иностранных языка, лучше поверить Лысенко: он и говорит проще, доступнее, и результаты обещает практически сразу, а не когда-то в отдаленном будущем. А фигура Сталина, которая незримо чувствовалась всё время за плечом Лысенко! Кто бы посмел ему возражать? Политика победила науку биологию, генетику разгромили, и страна оказалась отброшенной далеко назад в научном поиске.
Слайд 24. «Сон разума рождает чудовищ!»

В этом и есть великий смысл этой трагедии: «Сон разума рождает чудовищ!». Помните об этом! Вы – старшеклассники – будущее нашей страны. Какой она будет, зависит от Вас, Вашего трудолюбия, Вашего таланта! Не позволяйте себе быть невежественными!
Литература:

1. Голубев Г. Великий сеятель.- М: Молодая гвардия, 1979.

2.Поповский М. Дело академика Вавилова. - М.: Книга, 1991.

3. Сборник воспоминаний. Рядом с Н.И.Вавиловым. – М.: Советская Россия,1973.

4. Шандуренко Г.В. Николай Иванович Вавилов. //Биология (Приложение к «1 сентября») № 3 за 2000 г.

5. Шноль С.Э. Братья Николай и Сергей Вавиловы. //Биология (Приложение к «1 сентября») № 47 за 1996 г. Шноль С.Э. Сессия ВАСХНИЛ, август 1948 г. //Биология (Приложение к «1 сентября») № 28 за 1997 г.

6. Темы экзаменационных сочинений в 11 классе за 2001-2008 г.

7. Диск CD: 1С. Репетитор. Биология для абитуриентов, старшеклассников и учителей.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconТема урока Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова
Раскрыть значение учения Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений для развития селекции
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconТема урока: «Основы селекции. Работы Вавилова Н. И.» Цели урока
Целью изучения дисциплины является подготовка будущих социальных работников по направлению бакалавр социальной работы к оказанию...
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconКонспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков,...
Сегодня у нас повторительно – обобщающий урок по теме «Основы генетики» это Эра генетики. Процесс познания: через историю к теории,...
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconУрока Тема урока
Объявление конкурса, разделение на группы. Электризация тел, электрический заряд, конструирование электроскопа, жизнь и деятельность...
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconКонспект урока по информатике тема: «Основы алгоритмизации» (в системе...
Обучающая: закрепление навыков использования оператора ветвления при составлении и реализации программ, набора и отладки программы,...
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconТема или раздел курса
Урок «Закономерности географической оболочки, влияние их на жизнь и деятельность людей» см поурочное планирование
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconКонспект урока по английскому языку (учитель Протасова Т. Г.). Тема урока: «Школьная жизнь»
Тема урока: «Мы собираемся путешествовать». Отработка грамматических конструкций (разделительные вопросы, окончание –s у глаголов...
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconУрок по теме «Основы генетики» это Эра генетики. Процесс познания:...
Сегодня у нас повторительно – обобщающий урок по теме «Основы генетики» это Эра генетики. Процесс познания: через историю к теории,...
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconЛитература по курсу 11 Основная литература 11
«Основы генетики» входит в базовую (вариативную) часть профессионального цикла ( В1). Программа учебного курса «Основы генетики»...
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconТема урока : Знакомство со школьной библиотекой
Место урока в рабочей программе: урок №12 раздела «Библия – главная книга христианства»
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconКонспект урока тема урока А. С. Пушкин. Жизнь и творчество. Тема...
Мбоу «Алексеевская средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального...
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconУрок (математика + биология, 10 класс) по теме
Методические указания разработаны доктором биологических наук, профессором кафедры генетики Т. П. Шкурат, доцентом кафедры генетики...
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconУрок тема
Тема урока сегодня «Основные положения теории электролитической диссоциации». Эта тема является продолжением предыдущего занятия....
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconУрок по информатике "Основы логики" (в рамках рмо)
Слайд Сегодня мы начинаем новую главу «Основы логики». Тема сегодняшнего урока
Урок по программе Захарова В. Б. Тема: «Основы генетики и селекции» Тема урока: «Жизнь и научная деятельность Н. И. Вавилова» iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск