Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой





Скачать 82.01 Kb.
НазваниеТема урока : Знакомство со школьной библиотекой
Дата публикации26.09.2013
Размер82.01 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
« Знакомство со школьной библиотекой»

Тема урока: Знакомство со школьной библиотекой.

Пояснительная записка.

На этом уроке обучающиеся познакомятся с библиотекой, с ее структурой, правилами пользования библиотекой и библиотечной книгой. В процессе урока дети должны узнать о таких понятиях как «библиотека», «библиотекарь», «абонемент», «читатель», «читальный зал», «медиатека», «книгохранилище». Ознакомятся с правилами пользования библиотекой, библиотечной книгой, правилами поведения в библиотеке. Получат навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.

На этом уроке обучающиеся научатся применять полученные навыки. Урок включает практически все виды универсальных учебных знаний: личностные - личностно, жизненно самоопределяться; познавательные – уметь осознанно и произвольно строить свою учебную и внеучебную деятельность; коммуникативные – уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Наиболее актуальным на данном уроке является развитие коммуникативных учебных действий, так как урок направлен на обеспечение социальной компетентности и учета позиций других, на участие в коллективном обсуждении проблемы, умение интегрироваться в группы и работать в группе, научить чётко выражать свою мысль в условиях коммуникации, владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

В результате работы на уроке, обучающиеся научатся самостоятельно ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужные сведения в информационной системе, бережно относиться к книгам, учебникам, уметь сформулировать вопросы по интересующим их темам.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными понятиями – «библиотека», «библиотекарь», «абонемент», «читатель», «читальный зал», «медиатека», «книгохранилище»;

  • ознакомить детей с правилами пользования библиотекой, библиотечной книгой, правилами поведения в библиотеке;

  • сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки;

  • привить умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.

Оборудование:

Выставка книг, мультимедиапроектор, экран.
Информационная карта урока «Знакомство со школьной библиотекой»
Слайд №1

Вступительное слово: Дорогие ребята! Сегодня вы пришли впервые в нашу школьную библиотеку. А что такое библиотека?

(Общими усилиями получаем ответ, что библиотека- это место, где много книг.)

В книжном магазине тоже много книг, чем же библиотека отличается от магазина?

(В магазине книги покупаем за деньги, в библиотеке их берём бесплатно).

Новый материал. Беседа:

В библиотеке книги берём на какое-то время, потом их нужно будет возвратить. Библиотека с греческого языка переводится как "хранилище книг".

Слайд №2

« Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище.

Слайд №3

В каждой библиотеке есть человек или несколько человек, которые работают в этом хранилище и называют этого работника – БИБЛИОТЕКАРЬ. Он прекрасно знает литературу, часто беседует с ребятами о книгах, помогает им стать хорошими читателями. Библиотекарь посоветует, что почитать, научит выбирать книги и находить их на книжной полке. Он следит за тем, какие новые издания появились для детей, знакомит детей с новинками литературы.

Слайд №4

Ни одна библиотека не обходится без ЧИТАТЕЛЯ – человека, который занят чтением книг, газет, журналов. Ведь все книги, которые пишутся, печатаются и создаются, обращаются к человеку, чтобы передать свои знания, умения и наблюдения.

Как вы думаете, для чего создаются книги? (ответы учащихся, чтобы читать, что-то узнавать)

Слайд №5

       Библиотека состоит из таких отделов, как: абонемент, читальный зал, книгохранилище, медиатека.

Слайд №6

Давайте совершим небольшое путешествие на абонемент. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом.

Книги расставлены по темам, так книга о природе стоит отдельно от сказок. Также книги располагаются в алфавитном порядке, по начальным буквам фамилии автора. Например: Алексеев, Барто, Воронкова, Гайдар, Голявкин и т.д. Книги для первоклассников стоят в отдельных ящиках. Книжки ждут вас разные: о том, как живут твои сверстники, рассказы о природе, стихи, рассказы о животных, и, конечно, сказки и веселые приключения. Вы можете взять книги в библиотеке и почитать их дома. Для этого заводятся читательские формуляры. Это маленькая книжечка, в которую библиотекарь запишет все, что вами прочитано. Формуляр читателя – ваш билет в книжное царство. Книга выдается на 14 дней, затем возвращается в библиотеку.

Слайды №7

Читальный зал. Это помещение, где книги на дом не выдаются. Почему? (ответы учащихся)

Есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии, и другие книги, журналы, газеты, которыми часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы.

В читальном зале тишина нам особенно нужна.

Уходите, разговоры, - в вестибюли, в коридоры!

Не мешайте нам читать: - фантазировать, мечтать.

В тишине библиотечной каждый слышит голоса,

Речи птичьи, человечьи. В каждой книге – чудеса!

Смотрит в книгу мальчик справа – путешествует в Варшаву,

А мальчишке у окна вся галактика видна.

Две девчонки- синеглазки перечитывают сказки,

И на розовом коне мчат при солнце и луне.

Все сидят в читальном зале, но мечтой умчались в дали.

И, конечно, тишина здесь особенно нужна.

Слайды №8

Но не все книги умещаются в этом помещении. У библиотеки есть дополнительное помещение для хранения учебников, которое называется книгохранилищем.

Слайды №9

Если первоначально люди, создавая книги, использовали глиняные таблички, пергамент, папирус, бересту, то теперь в наш современный век, век новых инновационных технологий, практически у каждого человека под рукой есть компьютер, дискета, диск, флешкарта, электронная книга, где содержится огромная информация. А чтобы ее легко можно было найти, существуют медиатеки.

Попробуйте самостоятельно расшифровать слово «медиатека» (ответы детей, «тека»- это хранилище, средство хранения в электронном виде)

Первичное закрепление. Тестирование.

Ребята, я предлагаю проверить вашу внимательность, что вы запомнили из моего рассказа.

  • Абонемент – это:

•         игровая комната;

•         место для занятия спортом;

•         место, где выдают книги на дом.

  • Как называется в библиотеке «тихая комната»:

•         абонемент;

•         хранилище;

•         читальный зал.

  • После того, как книга выбрана читателем, ее записывают:

•         в дневник;

•         в учебник;

•         в читательский формуляр.

  • На какой срок выдают книги в библиотеке:

•         навсегда;

•         на год;

•         на 14 дней.

  • После того, как книга прочитана:

•         ее оставляют дома;

•         дарят другу;

•         возвращают в библиотеку,

Молодцы, ребята, все запомнили. Продолжим наше знакомство.

Практическая работа. Беседа:

Слайд №10

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой.

- Каждый имеет право пользоваться библиотекой

- На каждого читателя заполняется читательский формуляр.

- На дом можно взять не более 3-х книг, сроком на 14 дней, срок пользования книгами может быть продлен.

Слайд №11

Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? (ответы учащихся)

– БЕРЕЧЬ! Давайте мы с вами обсудим, что с книгами делать нельзя:

  • Нельзя книги перегибать;

  • Нельзя загибать книжные страницы;

  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?

  • Нельзя писать и рисовать в книгах;

  • Нельзя читать книги во время еды.

Слайд №12

Правила пользования библиотекой вы знаете, но в библиотеке, как в любом общественном месте есть свои правила поведения. Я почитаю вам стихотворение, а вы потом назовете правила, о которых идет речь в стихотворении. Будьте внимательны.

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

Ясно, четко, кратко, быстро

Автора и книгу назови.

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы

Прочитать другой ребенок смог.

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять.

Как нужно вести себя в библиотеке? ( ответы детей)

Закрепление. А теперь я предлагаю проверить ваши знания, полученные на этом необыкновенном уроке. Давайте поделимся на группы, каждая группа получит свое задание, а потом мы подведем итоги урока.

Слайд 13

Задания должны быть вложены в конверт.

Группа 1 Вам нужна книга о названии улицы, на которой находится ваша школа

Советуетесь с кем? Друзья, родители, учителя, библиотекарь

Идёте в какой из отделов библиотеки: на абонемент, в читальный зал, в книгохранилище, в медиатеку.

Группа 2 Вам нужна книга о происхождении ваших имен –

Советуетесь с кем? Друзья, родители, учителя, библиотекарь

Идёте в какой из отделов библиотеки: на абонемент, в читальный зал, в книгохранилище, в медиатеку.

Группа 3 Вам нужна книга о дате рождения А.С.Пушкина –

Советуетесь с кем? Друзья, родители, учителя, библиотекарь

Идёте в какой из отделов библиотеки: на абонемент, в читальный зал, в книгохранилище, в медиатеку.

Группа 4 Вам нужна книга о последнем событии в твоем городе, в твоей школе -

Советуетесь с кем? Друзья, родители, учителя, библиотекарь

Идёте в какой из отделов библиотеки: у на абонемент, в читальный зал, в книгохранилище, в медиатеку.

Подведение итогов работы групп. Каждая группа высказывает свое решение.

Для того, чтобы уметь ориентироваться в мире информации, необходимо уметь общаться с окружающими тебя людьми, пользоваться возможностями школьной библиотеки, где легко и бесплатно можно получит интересующую тебя информацию.

Обобщение.

Для чего же нужны библиотеки? (ответы детей)

Библиотека нужна каждому человеку, ведь невозможно всю подробную информацию держать в голове. Для этого и существуют книгохранилища, медиатеки, в которых все, что придумано человеком находится в определенном порядке. Для чего нужен порядок? (ответы детей). Правильно, чтобы в нужный момент быстро отыскать необходимую информацию.

Заключительное слово. Молодцы, ребята, на все вопросы ответили, со всем справились. Не забывайте про ваших верных друзей, про книги.

Приглашаю вас в гости, режим работы библиотеки перед вами и на дверях библиотеки.

Запись учащихся в библиотеку, самостоятельное знакомство с фондом библиотеки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Знакомство с библиотекой, с «Правилами пользования школьной библиотекой», расстановкой книг в библиотеке, запись читателей...
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Содержание темы: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге. Путешествие по библиотеке. Понятия «читатель», «библиотекарь»....
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconФормы внеучебной деятельности: проведение литературных гостиных,...
Так сложилось, что в своей школе я работаю и учителем русского языка и литературы, и заведующей школьной библиотекой, и редактором...
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconУрок в первом классе тема: «знакомство с библиотекой»
Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечной – библиографической грамотности «библиотека», «книжный...
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconУрок для учащихся 2-го класса «знакомство с библиотекой. Строение...
«знакомство с библиотекой. Строение книги. Как рождается книга. Из чего сделана книга»
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconЗаведующей библиотекой Медведевой Т. И. в период 2001 – 2005 гг созданы методические пособия
Инновационные подходы в организации краеведческой работы в школьной библиотеке моу сош №15 им. Г. Е. Николаевой
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Текущий указатель новых поступлений «Медицинская литература» издается Кемеровской областной научной медицинской библиотекой совместно...
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconУрока информатики и икт. Тема урока: Знакомство с растровым графическим...
Начать знакомство с программой Corel Photo-Paint. Познакомить с назначением данной программы, основными элементами окна. Рассмотреть...
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconУрок-путешествие в сказку Тема: «Цвета, знакомство»
Задачи урока : 1 Обобщить знания учащегося, поддержать интерес к английскому языку, тренировать детей в употреблении знакомых структур...
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconУрок по информационной культуре «Знакомство с библиотекой»
Автор: Рыбкин В. Р., к ф н., доцент кафедры социальной работы и организации работы с молодёжью
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconУрока Дата Тема урока Содержание материала
Знакомство с мнениями зарубежных сверстников о чтении, с их литературными интересами и любимыми писателями
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconТема урока: «Знакомство с лингвистической сказкой»
Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «лингвистическая сказка», с основными принципами написания сказки
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconМетодическая разработка интегрированного урока «Обучение грамоте»
Тема урока: «Знакомство с буквой З,з. Письмо заглавной и строчной буквы З, з» (1час из 2 часов)
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомство с библиотекой заканчивается посещением одного из отделов, где будут проходить различные мероприятия для школьников
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconТема урока: Знакомство с терминами «увеличить на…», «уменьшить на…». Табличные навыки
Тип урока: Формирование предметных навыков и ууд, овладение новыми предметными умениями
Тема урока : Знакомство со школьной библиотекой iconКонспект урока Класс: 4 Тема урока: Знакомство
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск